Дело № 2а-1994/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при помощнике Масловой А.Д.,
с участием представителей административного истца Мылова С.А., Пойтиной В.А.,
представителя административного ответчика Федорук И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрегиональной общественной организации «Комиссия по противодействию коррупции» к прокуратуре Камчатского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении ответа по существу обращения от 30 сентября 2020 года, возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная общественная организация «Комиссия по противодействию коррупции» (далее – Комиссия) обратилась в суд с административным иском к прокуратуре Камчатского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении ответа по существу обращения от 30 сентября 2020 года, возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование иска указано на то, что в Комиссию поступили материалы независимого журналистского расследования, из которых было усматривалось незаконное использование денежных средств Резервного фонда Камчатского края и совершение незаконных действий коррупционной направленности членами Правительства Камчатского края, связанных с расходованием бюджетных средств Камчатского края. 20 июля 2020 года, 30 сентября 2020 года в рамках осуществления своих полномочий и в соответствии с основами своей деятельности Комиссия направила прокурору Камчатского края обращение о проведении прокурорской проверки в отношении работников Правительства Камчатского края по факту незаконного расходования бюджетных средств Резервного фонда Камчатского края и издания Распоряжений Правительства Камчатского края от 14 апреля 2020 года №115-РП и от 17 апреля 2020 года №117-РП. Согласно ответам от 20 августа 2020 года, 30 октября 2020 года изложенные в обращениях доводы признаны необоснованными, а Распоряжения - соответствующими требованиям законодательства. В связи с чем Комиссия считает, что должностными лицами прокуратуры при проверке доводов обращения неправильно применены нормы материального права. Так, прокуратурой Камчатского края не было учтено, что закон Камчатского края от 27 февраля 2013 года «О государственных должностях Камчатского края», регулирующий отношения, связанные с замещением государственных должностей Камчатского края, в том числе предоставление гарантий и денежного вознаграждения лицам, замещающим государственные должности Камчатского края, не содержит норм, устанавливающих выплату при увольнении с должности в виде 12-кратного денежного вознаграждения и страховых взносов. Указанные выплаты не входят в перечень средств для выплат при формировании фонда оплаты труда, нормативно-правовые акты, регламентирующие указанные выплаты, на официальных сайтах не опубликованы. Вместе с тем, на основании Распоряжений Правительства Камчатского края от 14 апреля 2020 года №115-РП и от 17 апреля 2020 года №117-РП средства Резервного фонда Камчатского края были использованы для выплаты окончательного расчета при увольнении, страховые выплаты, выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска определенным лицам, замещающим государственные должности в Правительстве Камчатского края. Учитывая, что краевой бюджет на 2020 год и плановые 2021 и 2022 годы является дефицитным, принятие в 2020 году нормативно-правового акта, устанавливающего лицам, замещающим государственное должности в Правительстве Камчатского края, гарантии при увольнении с государственной должности, незаконно. Обстоятельства того, что прокуратура не установила факт несоответствия Распоряжений требованиям законодательства, свидетельствуют о том, что проверка правомерности использования бюджетных средств Камчатского края из Резервного фонда не проводилась, должностными лицами прокуратуры не оценена законность и обоснованность принятия пункта 1 статьи 4 Закона «О Резервном фонда Камчатского края» и Распоряжений Правительства Камчатского края от 14 апреля 2020 года №115-РП и от 17 апреля 2020 года №117-РП. Бездействие прокуратуры Камчатского края выразилось в непредставлении ответа по существу обращения №255 от 30 сентября 2020 года; представленный ответ от 30 октября 2020 года не содержит информации о проведенной проверке.
В судебном заседании представители административного истца Межрегиональной общественной организации «Комиссия по противодействию коррупции» Мылов С.А., Пойтина В.А. иск поддержали. Дополнительно пояснили, что в обращении от 30 сентября 2020 года Комиссия в обоснование доводов о незаконности Распоряжений Правительства приводило ссылки на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данные доводы не были рассмотрены прокуратурой, анализ нормативных актов не осуществлен, детальная проверка по существу обращения не проведена. Из Контрольно-счетной палаты Камчатского края был получен ответ, согласно которому проверка обоснованности расходования денежных средств Резервного фонда Правительства Камчатского края на выплаты государственным служащим, в том числе при увольнении в 2020 году, не проводилась.
Представитель административного ответчика прокуратуры Камчатского края Федорук И.Ю. в судебном заседании полагала иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, представила возражения на иск. Дополнительно пояснила, что обращение административного истца от 30 сентября 2020 года прокуратурой Камчатского края было рассмотрено в полном объеме, проведена обстоятельная проверка доводов. По результатам проверки заявителю дан ответ, в установленные сроки и по существу. В обращении заявитель просил провести проверку по факту незаконного расходования резервных денежных средств бюджета. Это было четвертое по счету обращение на данную тему. По каждому обращению проводилась проверка, на каждое обращение был дан надлежащий ответ. Нарушений в действиях Правительства Камчатского края при принятии распоряжений выявлено не было, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Об оспариваемом бездействии административного ответчика истцу стало известно из ответа от 30 октября 2020 года. С настоящим иском Комиссия обратилась в суд 19 января 2021 года, таким образом, срок обращения в суд, предусмотренный частью 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истцом пропущен не был.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №59-ФЗ).
В силу части 2 статьи 1 указанного Федерального закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 9, части 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Статьей 10 Федерального закона №59-ФЗ регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился к прокурору Камчатского края с заявлением от 20 июля 2020 года, в котором просил провести проверку в отношении работников Правительства Камчатского края по факту возможного нарушения ими законодательства Российской Федерации, выразившегося в расходовании бюджетных средств Камчатского края на сумму более 50 млн. руб., указал на допущенное нарушение процедуры издания и опубликования Правительством Камчатского края актов, регулирующих предоставление выплат из средств Резервного фонда Камчатского края лицам, замещающим государственные должности. Просил принять надлежащие меры безопасности в отношении членов Комиссии и сотрудников редакции газеты «Общество и власть час пик» в связи с направлением данного заявления.
Заместителем прокурора Камчатского края 28 июля 2020 года принято решение о проведении проверки в отношении Правительства Камчатского края. Прокуратурой в Правительство Камчатского края было направлено требование о представлении информации и материалов по каждому доводу заявителя с приложением копий подтверждающих документов. В прокуратуру поступили распоряжения №115-РП от 14.04.2020, №127-РП от 17.04.2020 о предоставлении средств Резервного фонда Камчатского края, с приложениями, письмо Министру финансов Камчатского края о выделении дополнительных денежных средств, ответ Правительства Камчатского края, ответ Министра финансов Камчатского края.
По результатам рассмотрения обращения и проведения проверки прокуратурой Камчатского края 20 августа 2020 года дан ответ заявителю.
В сообщении разъяснено, что Распоряжениями Правительства Камчатского края №115-РП от 14.04.2020, №127-РП от 17.04.2020 предоставлены средства Резервного фонда Камчатского края для выплаты окончательного расчета при увольнении, компенсаций за неиспользованные отпуска. Указанные распоряжения нормативно-правовыми актами не являются, в связи с чем, официальному опубликованию не подлежат, довод заявителя о нелегитимности распоряжений является ошибочным Предусмотренные данными распоряжениями выплаты, в силу статей 80, 127 ТК РФ, являются обязательными. Также заявителю сообщено, что члены Комиссии и сотрудники редакции газеты «Общество и власть час пик» не относятся к категории лиц, в отношении которых могут быть применены меры государственной защиты, установленные Федеральным законом от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», прокуратура не является уполномоченным органом, осуществляющим защиту участников уголовного судопроизводства, в связи с чем, оснований для применения мер меры государственной защиты не имеется.
Не согласившись с ответом прокуратуры Камчатского края от 20 августа 2020 года, административный истец 30 сентября 2020 года вновь обратился в прокуратуру с заявлением (зарегистрировано 02 октября 2020 года), в котором со ссылкой на положения нормативно-правовых актов (статья 4 Закона Камчатского края от 08.02.2012 №3 «О резервном фонде Камчатского края», статьи 4,5,6 Закона Камчатского края от 27.02.2013 №203 «О государственных должностях Камчатского края», статья 6 БК РФ, статья 56 ТК РФ), определения Верховного Суда Российской Федерации, просил повторно провести надлежащую прокурорскую проверку в отношении работников Правительства Камчатского края о возможном нарушении ими законодательства РФ в связи с вновь изложенными обстоятельствами.
Ответом прокуратуры Камчатского края от 30 октября 2020 года исх. №7/12-442-20 председателю Комиссии Мылову С.А. сообщено о рассмотрении его обращения от 02 октября 2020 года о нарушении порядка расходования средств Резервного фонда Камчатского края и о несогласии с ответом прокуратуры края от 20 августа 2020 года. Заявителю изложены ответы на все поставленные в обращении от 30 сентября 2020 года вопросы со ссылками на положения нормативно-правовых актов; разъяснено, что оспариваемые распоряжения Правительства Камчатского края №115-РП от 14.04.2020, №127-РП от 17.04.2020 не установили дополнительных гарантий для лиц, замещающих государственные должности Камчатского края, как заявитель ошибочно полагает, а предусмотрели перераспределение бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности Правительства края в соответствии с требованиями законодательства. Ответ прокуратуры Камчатского края от 20 августа 2020 года является обоснованным. Также заявителю повторно разъяснено, что члены Комиссии и сотрудники редакции газеты «Общество и власть час пик» не относятся к категории лиц, в отношении которых могут быть применены меры государственной защиты, установленные Федеральным законом от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», прокуратура не является уполномоченным органом, осуществляющим защиту участников уголовного судопроизводства, в связи с чем, оснований для применения мер меры государственной защиты не имеется.
Анализируя приведенные административным истцом доводы и представленные прокуратурой Камчатского края документы, суд нарушений установленного законом порядка рассмотрения обращений не усматривает.
Обращения административного истца рассмотрены уполномоченным лицом прокуратуры края в полном объеме, ответы даны на все поставленные вопросы. Оспариваемое решение соответствует требованиям Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Обязанности производить анализ судебных решений, принятых Верховным Судом Российской Федерации и иными судами по конкретным гражданским делам, а также давать оценку объектам проводимой проверки на предмет их соответствия представленным заявителем судебным решениям, у прокурора не имеется.
Несогласие административного истца с содержанием ответа само по себе не может служить основанием для признания незаконным бездействия прокуратуры Камчатского края.
Кроме того, административным истцом не представлено доводов и доказательств, объективно свидетельствующих о создании административным ответчиком препятствий в реализации конституционных и специальных прав истца.
Поскольку нарушений или препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца административным ответчиком не допущено, оснований для возложения на прокуратуру Камчатского края обязанности по принятию мер прокурорского реагирования и предоставлению ответа на обращение №255 от 30 сентября 2020 года не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая соответствие оспариваемого ответа требованиям законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан, а также отсутствие доказательств нарушения прав и свобод административного истца оспариваемым бездействием, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрегиональной общественной организации «Комиссия по противодействию коррупции» к прокуратуре Камчатского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении ответа по существу обращения от 30 сентября 2020 года, возложении обязанности устранить нарушения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Н. Степанова
Мотивированное решение составлено 09 марта 2021 года
УИД 41RS0001-01-2021-000531-30