РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования город - курорт Геленджик, и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город - курорт Геленджик ФИО3 о признании незаконными действий, выразившихся в выдачи Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 27.02.2020 г. № 25 в отношении индивидуального жилого дома, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Дружный, КН №, с возложением обязанности выдать Уведомление о соответствии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в Ленинский районный суд <адрес> с административными исковыми требованиями к администрации муниципального образования город - курорт Геленджик, и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город - курорт Геленджик ФИО3 о признании незаконными действий, выразившихся в выдачи Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении индивидуального жилого дома, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Дружный, КН №, с возложением обязанности выдать Уведомление о соответствии.
Мотивируя заявленные требования, указывали в административном иске, что между ФИО1 и ФИО2 заключен договор совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Дружный, КН №, истец ФИО1 была признана победителем и с ней был заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, с видом разрешенного использования для строительства индивидуального жилого дома.
На указанном земельном участке построен индивидуальный жилой дом на основании Уведомления Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город - курорт Геленджик о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город - курорт Геленджик направлено Уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, на которое получено Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанное Уведомление о несоответствии, по мнению административных истцов, является незаконным и нарушает их права на использование земельного участка по назначению с целью строительства индивидуального жилого дома.
Так, частью 20 статьи 55 ГрК РФ и формой Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, утвержденной Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр, предусмотрено направление Уведомления о несоответствии только в случаях, указанных в ч. 20 ст. 55 ГрК РФ.
В данном случае обоснование отказа дано административными ответчиками в пункте 3 Формы Уведомления сведения о несоответствии вида разрешенного использования построенного объекта капитального строительства не соответствующего виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства, указанному в Уведомлении о планируемом строительстве.
Однако вид разрешенного использования построенного объекта - объект индивидуального жилищного строительства, на что указано в п. 3.1 Уведомления об окончании строительства, поэтому законных оснований, предусмотренных п. 3 ч. 20 ст. 55 ГрК РФ, для направления Уведомления о несоответствии не имеется.
Указание административными ответчиками на несоответствие построенного объекта СНиП «Дома жилые одноквартирные» также не может быть основанием направления Уведомления о несоответствии, поскольку такое основание не предусмотрено ч. 20 ст. 55 ГрК РФ, а СНиП «Дома жилые одноквартирные» не является обязательным, поскольку не включен в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), применяемых на обязательной основе, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, подключение индивидуального жилого дома к инженерным сетям является необязательным согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которая устанавливает, что для обеспечения выполнения санитарно-эпидемиологических требований в проектной документации зданий и сооружений с помещениями с постоянным пребыванием людей, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, должно быть предусмотрено устройство систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, энергоснабжения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Стороны, будучи извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о вручении заказной корреспонденции, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не привели.
С учетом положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Так, административными истцами заявлены административные исковые требования о признании незаконными действий по выдачи Уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального строительства от ДД.ММ.ГГГГ С административным иском истцы обратились в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного трехмесячного срока. В связи с чем, суд полагает срок на обращение за защитой своих прав административными истцами не пропущенным.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела определены судьей при подготовке дела к судебному разбирательству и указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено посредством почтового отправления и получено участвующими в деле лицами.
Материалами дела установлено.
На основании выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ проведения аукциона комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков или на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик, между администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик (Арендодатель) и ФИО1 (Арендатор), был заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, площадью 650 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, с видом разрешенного использования – для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.
Между ФИО1 и ФИО2 заключен договор совместной деятельности от 17.12.2019 г., согласно условий которого, стороны приняли на себя обязательства соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке.
На Уведомление ФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 17.12.2019 г., администрация муниципального образования город-курорт Геленджик выдала Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 26.12.2019 г. № 982.
В силу требований ч. 16 ст. 55 ГрК РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются: документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса; технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора (часть 16 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
В соответствии с требованиями ч. 19 ст. 55 ГрК РФ (введена Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Согласно ч. 5 ст. 55 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018г. № 340-ФЗ) орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
На Уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства от 21.02.2020 г., поступившее в адрес администрации муниципального образования город-курорт Геленджик 25.02.2020 г., ФИО1 выдано Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № 25 от 27.02.2020 г.
В качестве обоснования принятого решения административными ответчиками в пункте 3 Уведомления о несоответствии указано на выявленные несоответствия вида разрешенного использования построенного объекта капитального строительства виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства, указанному в уведомлении о планируемом строительстве.
В качестве оснований выявленного несоответствия административными ответчиками указано в оспариваемом Уведомлении, что в соответствии с пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
В соответствии с пунктом 3.5 статьи 3 «Термины и определения» «СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001» дом жилой одноквартирный отдельно стоящий: дом, состоящий из отдельной квартиры (одного жилого автономного блока), включающий в себя комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании (в т.ч. сезонном, отпускном и т.п.).
Согласно пункту 4.5 статьи 4 «Общие положения» «СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001» дом должен включать жилые комнаты – одну или несколько (общую комнату или гостиную, спальню), а также вспомогательные помещения: переднюю, кухню (в том числе кухню-столовую и (или) кухню-нишу), ванные комнаты и (или) душевые, туалет (уборную) или совмещенный санузел. Кроме того, могут устраиваться вспомогательные помещения: холодный тамбур (в том числе двойной с учетом климатических условий строительства согласно СП 131.13330, кладовая и (или) встроенные шкафы, постирочная, парная баня или сауна в соответствии с СанПиН 2.1.2.3150, генераторная отопления и (или) электроснабжения, кладовая твердого топлива, встроенная, встроенно-пристроенная или пристроенная стоянка или гараж-стоянка, бассейн, а также иные помещения по заданию на проектирование.
Согласно пункту 6.1 статьи 6 «Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» «СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001» площади помещений домов, проектируемых должны быть не менее: общей комнаты (или гостиной) - 16 м2 (при одной жилой комнате - 14 м2); спальни - 8 м2 (на двух человек - 10 м2, а при размещении ее в мансарде -7 м2), спальни для инвалида-колясочника-9 м2; кухни-9 м2, кухни-ниши или кухонной зоны в кухне-столовой - 6 м2. Ширина помещений (кухни и кухонной зоны в кухне-столовой, передней, внутриквартирных коридоров, ванной комнаты, туалета или уборной, совмещенного санузла), а также площади проектируемых домов – в зависимости от количества жилых комнат принимаются не менее указанных в СП 137.13330.
Также сообщено, что в соответствии со статьей 9 «Требования к внутриквартирному оборудованию» «СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001» в жилых домах должно быть предусмотрено электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, отопление, газоснабжение.
В Уведомлении ФИО1 указано, что в ходе выезда специалиста управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик было установлено, что объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по своему архитектурно -планировочному решению, отсутствию инженерно-технического обеспечения не соответствует вышеуказанным критериям объекта как объекта индивидуального жилищного строительства.
При оценке законности оспариваемого административными истцами Уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства от 27.02.2020 г. № 25, суд полагает необходимым руководствоваться разъяснениями, данными в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым, исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Так, в качестве основания выдачи оспариваемого Уведомления ответчики сослались на несоответствие вида разрешенного использования построенного объекта капитального строительства виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства, указанному в уведомлении о планируемом строительстве.
Как следует из материалов дела, вид разрешенного использования земельного участка – для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, указание о чем, в том числе, содержится в заключенном с ФИО1 договоре аренде.
Отказывая в выдаче Уведомления по основанию о несоответствии вида разрешенного использования построенного объекта капитального строительства, в оспариваемом Уведомлении отсутствует вывод о том, к какому вида разрешенного использования стороной ответчика отнесен возведенный объект капитального строительства, что по существу и послужило основанием для выдачи Уведомления о несоответствии.
Далее суд полагает необходимым отметить, что ссылаясь по тексту принятого решения на положения ст.ст. 3, 4, 6 «СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001», и приводя их полное содержание, в выданном Уведомлении о несоответствии ответчик не приводить конкретных фактов о том, какие именно из указанных положений и требований застройщиком были не исполнены и в чем это выразилось.
Кроме того, из текста Уведомления не следует, какие именно архитектурно - планировочные решения, реализованные застройщиком при возведении спорного объекта, и на основании каких правовых положений, являются безусловным основаниями препятствующими отнесению возведенного объекта к объектам индивидуального жилищного строительства.
Решение органа государственной власти (местного самоуправлении) должно быть мотивированным, правовые и фактические основания к отказу должны быть выражены четко и понятно с целью возможности проверки законности принятого решения.
Оспариваемое Уведомление указанным требованиям не соответствует, поскольку исходя из его текста не представляется возможным определить в чем именно, по мнению административных ответчиков, выразилось несоответствие построенного вида разрешенного использования объекта капитального строительства разрешенному виду использования, что исключает для суда возможность проверки законности и обоснованности приятого решения и в свою очередь свидетельствует о его незаконности.
Административные ответчики, будучи надлежащим образом извещенные о находящемся в производстве суда административном деле, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, доказательств в опровержение заявленных требований и в подтверждение законности принятого решения не представили, что суд расценивает как их отказ от реализации предоставленных процессуальных прав. Также в материалы дела не представлен акт осмотра индивидуального жилого дома, которым зафиксированы указанные в Уведомлении несоответствия во внутренних помещениях жилого дома. С учетом чего суд приходит к выводу, что ответчиками не представлено доказательств в подтверждение фактических обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
Оценивая содержательно оспариваемое Уведомление о несоответствии на предмет правовой обоснованности изложенных в нём требований и обязательности их исполнения застройщиком, суд полагает необходимым отметить следующее.
Частью 20 ст. 55 ГрК РФ определены основания для направления застройщику Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, к которым законодателем отнесены следующие случаи:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Из оспариваемого решении и представленных в материалы дела документов не следует, что при проведении проверки органом местного самоуправления было выявлено несоответствие документов, представленных ФИО1 к уведомлению об окончании строительства, которое было направлено в установленный срок и с приложением всех необходимых документов, предусмотренных ч. 16 ст. 55 ГрК РФ, что в ходе рассмотрения дела административными ответчиками оспорено не было.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ФИО1 требования ч. 16 ст. 55 ГрК РФ исполнены в полном объеме.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что параметры возведенного жилого дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории, на соответствие которым орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешительной документации в области строительства, проводит проверку в силу пункта 1 части 19 статьи 55 ГрК РФ.
Указанное, в совокупности с вышеизложенными обстоятельствами, свидетельствует о незаконности выданного Уведомления о несоответствии.
Оценивания требования административных ответчиков об обязательности соблюдения застройщиком положений «СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001» при возведении объекта индивидуального жилищного строительства, невыполнение которых послужило основаниям для выдачи 27.02.2020 г. Уведомления о несоответствии, суд полагает необходимым указать на следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 6 Закона № 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
В перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты Российской Федерации и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов (п. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
В силу пункта 4 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальный орган Российской Федерации по стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает, опубликовывает и размещает в соответствии с частью 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В целях обеспечения выполнения вышеуказанных положений приказом Росстандарта от 30.03.2015 г. № 365, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, был утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивалось соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные» был включен в указанный Перечень № 365 (п. 201 Своды правил (актуализированные редакции СНиП).
Поскольку Свод правил СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные» не включен в Перечень № 1521 (обязательное применение) и был включен в Перечень № 365 (добровольное применение), суд приходит к выводу о незаконности требований администрации о необходимости соответствия возведенного ФИО1 объекта капитального строительства требованиям СП 55.13330.2016.
Положения указанного свода правил не являлись обязательными для применения при осуществлении ФИО1 строительства индивидуального жилого дома, подлежали применению на добровольной основе в зависимости от усмотрения самого застройщика. Поскольку у ФИО1 отсутствует установленная законом обязанность исполнения требований указанных правил, у административного ответчика отсутствует обязанность и требовать от застройщика исполнения таких требований, в связи с чем, ссылка на них в оспариваемом Уведомлении не может быть признана законной.
Кроме того, как обоснованно указано истцовой стороной в силу ст. 19 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения выполнения санитарно-эпидемиологических требований в проектной документации зданий и сооружений с помещениями с постоянным пребыванием людей, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, должно быть предусмотрено устройство систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, энергоснабжения.
Поскольку на арендованном земельном участке ФИО1 подлежит возведению объект индивидуального жилищного строительства, требование об обеспечении его инженерно-техническими коммуникациями, при принятии решения о соответствии построенного объекта капитального строительства, является незаконным как в силу прямого указания положений ст. 19 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384, так и в силу необязательного характера СП 55.13330.2016.
С учетом изложенного суд находит заявленные ФИО1 требования о признании незаконными действий по выдачи Уведомления о несоответствии от 27.02.2020 г. нормативно-, фактически обоснованными и подлежащими удовлетворению в этой части.
В силу положений ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.
По смыслу приведенных правовых норм орган каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, судебный акт по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Решение вопроса выдать Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в данном случае отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
С учетом чего, суд полагает необходимым возложить на администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик, как уполномоченный на совершение таких действий орган местного самоуправления в силу прямого указания ч. 19 ст. 55 ГрК РФ, обязанность повторно рассмотреть Уведомление ФИО1 об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 21.02.2020 г., и, при отсутствии иных оснований для направления Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, принять решение о направлении застройщику способом, указанным в Уведомлении об окончании строительства, Уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
При этом, суд не усматривает нарушений прав административного истца ФИО2, поскольку за получением Уведомления о соответствии обращалась непосредственно ФИО1, которой и был адресован оспариваемый отказ. Кроме того, ФИО2 стороной арендных отношений не выступает, земельный участок с целью возведения на нём объекта индивидуального жилищного строительства ему не предоставлялся, что является основанием к отказу ему в иске.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия администрации муниципального образования город - курорт Геленджик, и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город - курорт Геленджик ФИО3, выразившиеся в выдачи ФИО1 Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке КН № по адресу: <адрес>, пер. Дружный.
Возложить на администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик обязанность в двадцатидневный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть Уведомление ФИО1 об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ, и, при отсутствии иных оснований для направления Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, принять решение о направлении застройщику способом, указанным в Уведомлении об окончании строительства, Уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Об исполнении решения суда сообщить административному истцу ФИО1 и суду не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме принято в установленные законом десять рабочих дней ДД.ММ.ГГГГ.
1версия для печатиДело № 2а-1995/2020 ~ М-1305/2020 (Решение)