Дело № 2а-1995/2021
УИД 60RS0001-01-2021-004467-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 мая 2021 года г. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Пантелеевой И.Ю.
при секретаре Яреско М.В.,
с участием представителя административного ответчика УМВД России по Псковской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <данные изъяты> к УМВД России по Псковской области о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> обратился в суд с административным иском к УМВД России по Псковской области о признании решения об отказе в предоставлении информации на адвокатский запрос, направленный интересах <данные изъяты> незаконным.
В обоснование требований указано, что действующий интересах гражданина Республики Молдова <данные изъяты> адвокат Рассохин А.А. обратился в УМВД России по Псковской области с адвокатским запросом, в котором просил предоставить сведения о нахождении Тома И.И. в розыске и основаниях розыска.
Однако, заместителем начальника УМВД России по Псковской области ФИО2 в предоставлении информации отказано по причине того, что данная информация предается гласности только с разрешения ее владельца - Генерального Секретариата, НЦБ Интерпола иностранных государств и взаимодействующих органов Российской Федерации, и предназначена для правоохранительных органов.
Административный истец полагает, что нарушено его конституционное право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, которые могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя; положения Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола не могут ограничивать конституционные права.
Считает отказ административного ответчика в предоставлении информации незаконным.
Административный истец – <данные изъяты> в судебное заседание не явился, согласно полученной телефонограмме просил о рассмотрении дела в его и представителя отсутствие.
Представитель административного ответчика –УМВД России по Псковской области ФИО1 административный иск не признала; в возражение представила письменный отзыв, в котором указано, что 02.03.2021 в отделение НЦБ Интерпола УМВД России по Псковской области поступило обращение от Рассохина А.А., являющегося адвокатом Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, о предоставлении сведений в отношении гражданина Молдавии <данные изъяты>, а именно о нахождении данного лица в международном розыске по каналам Интерпола, основаниях его объявления, инициаторе, номере уголовного дела, статьях обвинения и издании специализированных уведомлений Интерпола.
В предоставлении запрашиваемых сведений было отказано на основании пункта 33, 34 Приказа МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 06.10.2006 <данные изъяты> Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» (далее-Инструкция), поскольку информация, поступившая по каналам Интерпола и находящаяся в НЦБ Интерпола, филиалах и взаимодействующих органах, может быть предана гласности только с разрешения ее владельца, предоставившего данную информацию.
Владельцами указанной информации являются соответственно Генеральный Секретариат, НЦБ Интерпола иностранных государств и взаимодействующих органов Российской Федерации. Содержащаяся в международных запросах и сообщениях информация, полученная в процессе взаимодействия по линии Интерпола, предназначается только для использования в борьбе с преступностью для использования правоохранительными органами. В целях обеспечения конфиденциальности, а также ограничения использования представленной информации документы, направляемые по каналам Интерпола, сопровождаются специальными отметками «Только для использования правоохранительными органами» или «Только для использования правоохранительными и судебными органами». Перечень взаимодействующих органов, которые могут обратиться в адрес подразделений НЦБ Интерпола с целью получения информации перечислен в п. 16 Инструкции. В п. 24. Инструкции указано, что документы, поступившие в НЦБ Интерпола от негосударственных организаций и граждан, исполнению не подлежат, за исключением случаев, когда в этих документах сообщаются сведения об идентификации и/или местонахождении лиц, предметов, вещей и иных ценностей, находящихся в международном розыске. Материалы, направляемые инициатором розыска, содержат в себе документы, которые также не могут быть разглашены посторонним лицам. Издание уведомлений с синим и красным углом производится только после согласования со следственным подразделением и по инициативе инициатора розыска. В соответствии с п. 34 Инструкции ознакомление заинтересованных физических с информацией, переданной по каналам Интерпола, осуществляется взаимодействующими органами в случаях, когда эти действия предписаны им инициатором запроса. Решение об объявлении лица в международный розыск принимает розыскное подразделение по поручению следственного органа. Все запрашиваемые сведения адвокатом или самими Тома И.И. с целью реализации конституционных прав, могут быть получены при обращении в следственное подразделение, подразделением НЦБ Интерпола данные сведения не могут быть предоставлены. Международный розыск лиц осуществляется на территории всех стран - участниц Интерпола. При установлении местонахождении лица на территории иностранного государства в отношении него применяются меры по задержанию, проводится экстрадиционная проверка, и в последующем лицо выдается стране - инициатору розыска. В случае, если лицу станет известно о том, что он находится в международном розыске, то дальнейший его розыск не целесообразен, ввиду того, что он скроется.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что 25.01.2021 адвокатом Рассохиным А.А. направлен запрос начальнику Национального центрального бюро Интерпола при МВД России с ходатайством о получении информации, в частности находится ли гражданин Молдовы <данные изъяты> в розыске по линии Интерпола, по каким основаниям и в рамках какого уголовного дела /л.д.10/.
17.02.2021 Национальное центральное бюро Интерпола МВД России сообщило, что вопросы организации и осуществления международного розыска обвиняемых и осужденных лиц находятся в компетенции инициатора розыска – УМВД России по Псковской области /л.д.11/.
В последующем 25.02.2021 начальнику УМВД России по Псковской области направлен аналогичный запрос, согласно ответу на который в предоставлении требуемой информации отказано, поскольку данная информация может быть предана гласности только с разрешения владельца, ее предоставившего. Владельцами указанной информации являются Генеральный Секретариат, НЦБ Интерпола иностранных государств и взаимодействующих органов Российской Федерации, информация, полученная в процессе взаимодействия по линии Интерпола, предназначена только для использования в борьбе с преступностью и для правоохранительных органов /л.д.12-13/.
Согласно Приказу МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ 971 от 06.10.2006 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» содержащаяся в международных запросах и сообщениях информация, полученная в процессе взаимодействия по линии Интерпола, предназначается только для использования в борьбе с преступностью. В целях обеспечения конфиденциальности, а также ограничения использования представленной информации документы, направляемые по каналам Интерпола, сопровождаются специальными отметками "For police use only"/"Только для использования правоохранительными органами" или "For police and judicial use only"/"Только для использования правоохранительными и судебными органами» (п. 30).
НЦБ Интерпола и взаимодействующие органы обеспечивают защиту содержания получаемой и передаваемой информации от доступа к ней посторонних лиц, ее искажения и разглашения (31).
Правоохранительный орган, предоставивший информацию по делам оперативного учета и проверочным материалам для формирования банка данных НЦБ Интерпола, должен уведомлять НЦБ Интерпола о возможности ее использования другим правоохранительным органом (п.32).
Информация, поступившая по каналам Интерпола и находящаяся в НЦБ Интерпола, филиалах и взаимодействующих органах, может быть предана гласности только с разрешения ее владельца, предоставившего данную информацию, - Генерального секретариата, НЦБ Интерпола иностранных государств, правоохранительных органов иностранных государств и взаимодействующих органов Российской Федерации (33).
Ознакомление заинтересованных физических и юридических лиц с информацией, переданной по каналам Интерпола, осуществляется взаимодействующими органами в случаях, когда эти действия предписаны им инициатором запроса (34).
НЦБ Интерпола, филиалы и взаимодействующие органы принимают все необходимые меры, чтобы информация, передаваемая в Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола иностранных государств, была достоверной и своевременной (35).
Вопросы организации производства отдельных следственных действий на территории иностранных государств, осуществления уголовного преследования и выдачи лиц, находящихся в международном розыске, относятся к компетенции органов, определенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и международными договорами, и решаются посредством подготовки и направления в установленном порядке запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам либо запросов об осуществлении уголовного преследования, либо запросов о выдаче для уголовного преследования и исполнения приговора (234).
Из указанного следует, что УМВД России по Псковской области не вправе предоставлять информацию, запрошенную административным истцом, без согласия на это владельца информации. Такого согласия получено не было.
С учетом изложенного, названный выше отказ является обоснованным, поскольку в данном ответе указано, что запрашиваемая информация предназначена только для использования правоохранительными органами, осуществляющими предупреждение и расследование преступлений, и предоставление ее заявителю приведет к нарушению требований вышеупомянутой Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175, 177-180, 188 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска <данные изъяты> к УМВД России по Псковской области о признании действий незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в мотивированной форме путем подачи жалобы через Псковский городской суд.