ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1995/2022 от 22.07.2022 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело 2а-1995/2022

УИД 55RS0005-01-2022-002832-50

Строка статотчета 3.026

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2022 года город Омск

Первомайский районный суд в составе председательствующего судьи Карева Е.П., при секретаре судебного заседания Оганян Е.А., помощник судьи Сущенко В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шрейдер А. А. к Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Шрейдер А.А. обратилась в Первомайский районный суд с административным иском к Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района о признании незаконным решения, в обосновании заявленных требований указав, что Администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района обязала Шрейдер А.А. разработать проект рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами и , арендатором которых она является, а также провести рекультивацию земельных участок в срок до ДД.ММ.ГГГГ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ). У. Россельхознадора по письмом от ДД.ММ.ГГГГ обязало Шрейдер А.А. предоставить в Управление Россельхознадора согласованный и утвержденный проект рекультивации на земельные участки с кадастровыми номерами и . Шрейдер А.А. предоставила на согласование в Администрацию Проект ДД.ММ.ГГГГ (сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ - Вх. -Ш). Проект был подготовлен специализированной организацией ФГБУ «Омский референтный центр Р.». ДД.ММ.ГГГГ письмом Администрация уведомила Шрейдер А.А. об отказе в согласовании предоставленного на согласование Проекта. При этом в письме отсутствует указание на основания для отказа и рекомендации по доработке проекта рекультивации земель. При таких обстоятельствах, отказ в согласовании Проекта является необоснованным и, соответственно, противоречащим законодательно установленным требованиям. Отсутствие согласованного Проекта лишает Шрейдер А.А. возможности исполнить предписание как Администрации, так и Росприроднадзора. На основании вышеизложенного, просил суд признать незаконным отказ Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района в согласовании рабочего проекта рекультивации земель, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ и возложить на административного ответчика обязанность по согласованию рабочего проекта рекультивации земель, подготовленного ФГБУ «Омский референтный центр Р.».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Россельхознадзора по Омской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Омский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору».

Административный истец Шрейдер А.А. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Шрейдер А.А.Филимонов Д.А., действующий на основании доверенности (л.д. 45), в судебном заседании требования поддержал, по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Проскуряков А.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании полагал заявленные требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению, представлен письменный отзыв, согласно которому указал, что истец в Администрацию Красноярского сельского поселения заявление о согласовании рабочего проекта «Рекультивация земель. Восстановление продуктивности земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровые номера , », не подавал, не направлял. В рабочем проекте рекультивации отсутствует реквизит «гриф согласование документа, подпись, дата согласования». ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Красноярского поселения от истца поступило сопроводительное письмо (входящий от ДД.ММ.ГГГГ) с рабочим проектом рекультивации. В сопроводительном письме отсутствует требование (просьба) к Администрации Красноярского сельского поселения о согласовании Рабочего проекта рекультивации. Администрация Красноярского сельского поселения направила истцу ответ на сопроводительное письмо, которым уведомила истца о несоответствии Рабочего проекта рекультивации требованиям Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». ФГБУ «Омский референтный центр Р.» обследование земельных участков, подлежащих рекультивации, не производил. Кроме того, полагают, что обследование земельных участков для целей разработки проекта рекультивации земельных участков необходимо производить с участием Администрации Красноярского сельского поселения. В раздел «Пояснительная записка» рабочего проекта рекультивации включены недостоверные исходные условия рекультивации, не указаны количество, площадь и глубина котлованов, категория земельных участков, вид их разрешенного использования. В рабочем проекте рекультивации не указаны целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, установленное до проведения рекультивации, целевое назначение и разрешенное использование земельных участков после проведения их рекультивации. Разделом 3 рабочего проекта рекультивации не предусмотрен объем работ по ликвидации 2 котлованов глубиной до 2,2 метров (засыпка котлованов и послойная трамбовка). В разделе 2 рабочего проекта рекультивации не указаны запланированные значения физических, химических и биологических показателей состояния земельных участков по окончании рекультивации земель. В рабочем проекте рекультивации информация о результатах обследования земельных участках, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации земель, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий, отсутствует. Кроме того, Разделом 3 Рабочего проекта рекультивации предусмотрены работы по снятию несуществующего плодородного слоя почвы мощностью 0,2 м с площади 44814 кв.м. На земельных участках подлежащих рекультивации плодородный слой отсутствует, так как грунт со дна котлованов распределен на земельных участках по краям котлованов. В рабочем проекте рекультивации отсутствуют: печать ФГБУ «Омский референтный центр Р.», копии документов подтверждающих его аккредитацию. Мероприятия, предусмотренные рабочим проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом Правил рекультивации. С учетом вышеизложенного, полагает, что истцу необходимо привести Рабочий проект рекультивации в соответствии с требованиями Правил проведения рекультивации и консервации земель (утверждены Постановлением Правительства РФ с 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель») обратиться в Администрацию Красноярского сельского поселения с заявлением согласовании Рабочего проекта рекультивации. На основании изложенного, просил в удовлетворении требований административного истца отказать.

Представитель Управления Россельхознадзора по Омской области Пенкина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала на необоснованность исковых требований, представлен письменный отзыв, в котором указано, что Администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в рамках осуществления функций по муниципальному земельному контролю в отношении физического лица Шрейдер А.А., арендатора земельных участков с кадастровыми номерами , , по результатам которой установлено, что последней для целей организации прудового хозяйства и углубления дна обводненных частей земельных участков проведены земельные работы, связанные с самовольным снятием и перемещением плодородного слоя почвы. В ходе проверки установлено, что мероприятия по согласованию проведения земельных работ на земельных участках в установленном порядке не проводились, проект рекультивации не разрабатывался. Согласно пп. «а» п. 24 Правил, лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в ТУ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пунктом 26 Правил предусмотрено, что лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев. Проект рекультивации нарушенной площади на земельных участках с кадастровыми номерами , , разработанный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» и согласованный с уполномоченными органами в Управление Россельхознадзора по Омской области не предоставлен. Управлением Россельхознадзора по Омской области было направлено письмо Шрейдер А.А. (от ДД.ММ.ГГГГ за ) с предложением направить на рассмотрение согласованный и утвержденный проект рекультивации на земельные участки с кадастровыми номерами , в соответствии с пп. «а», п. 24 «Правил проведения рекультивации и консервации земель» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ФГБУ «Омский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» Уткин В.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы административного истца посчитал обоснованными. Представил письменный отзыв, в котором указано, что в адрес ФГБУ «Омский референтный центр Р.» поступила претензия и.о. Главы Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области А.А. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении разработанного Учреждением для Шрейдер А.А. проекта рекультивации земель. По результатам рассмотрения вышеуказанной претензии Красноярскому сельскому поселению был дан ответ, что пунктом 18 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рекультивации и консервации земель», не предусмотрено предъявление в адрес разработчика проекта рекультивации земель какой-либо претензии, в том числе претензии с требованием направления Заказчику проекта рекультивации земель письменного уведомления от разработчика, что представленный Заказчиком на согласование проект рекультивации земель считать недействительным с направлением копии данного уведомления в орган, осуществляющий согласование проекта рекультивации земель. В ответе было указано, что претензия от ДД.ММ.ГГГГ не основана на требованиях действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы проведения рекультивации и консервации земель. Рекомендовалось Красноярскому сельскому поселению провести процедуру согласования проекта рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и , представленного Шрейдер А.А., с учетом требований пунктов 14, 18, 19, 20 Правил проведения рекультивации и консервации земель. Требованиями к содержанию проекта рекультивации земель, установленными пунктом 14 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рекультивации и консервации земель», не предусмотрено обязательное заверение проекта рекультивации земель печатью разработчика проекта рекультивации, а также проставление на проекте рекультивации земель грифа согласования. Последний, может проставляться согласующим органом самостоятельно как виде штампа, так и собственноручно в виде надписи. Пунктом 16 Правил проведения рекультивации и консервации земель не предусмотрена форма заявления о согласовании проекта рекультивации земель. Из сопроводительного письма Шрейдер А.А. от ДД.ММ.ГГГГ в Красноярское сельское поселение (вх. -Ш) усматривается, что Шрейдер А.А. в целях исполнения предупреждения Красноярского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ был направлен «Рабочий проект рекультивации земель по восстановлению продуктивности земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , » в адрес Администрации Красноярского сельского поселения как в установленный подпунктом в) пункта 15 Правила проведения рекультивации и консервации земель согласующий орган - орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков. Требованиями к содержанию проекта рекультивации земель, установленными пунктом 14 Правил проведения рекультивации и консервации земель не предусмотрено включение в состав проекта рекультивации земель в качестве обязательной составляющей информации о необходимости согласования проекта рекультивации земель с собственником земельного участка и с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, так как сама процедура согласования проекта рекультивации земель не является предметом собственно проекта рекультивации, осуществляется за его рамками и прописана Законодателем в пунктах 15 и 24 Правил проведения рекультивации и консервации земель. Согласно вышеуказанному пункту (18 Правил проведения рекультивации и консервации земель) в срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель лица, указанные в пункте 15 Правил проведения рекультивации и консервации земель, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании. Отказ в согласовании Шрейдер А.А. проекта рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и Администрацией Красноярского сельского поселения не представлен. Изложенные в отзыве на административное исковое заявление Администрации Красноярского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ претензии к содержанию представленного Шрейдер А.А. «Рабочего проекта рекультивации земель по восстановлению продуктивности земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , » не основаны на требованиях закона, являются необоснованными и имеют целью оправдать бездействие Администрации Красноярского сельского поселения в отношении проведения процедуры согласования. Наличие, по мнению Администрации Красноярского сельского поселения, каких-либо недостатков в Рабочем проекте рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и , представленного Шрейдер А.А., не освобождает Администрации Красноярского сельского поселения от проведения процедуры согласования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела установлено, что по сведениям из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенными в 330 м по направлению на северо-восток от ориентира, адрес ориентира А, является муниципальное образование - Красноярское сельское поселение Омского муниципального района . ДД.ММ.ГГГГ земельные участки переданы в аренду физическому лицу Шрейдер А.А. сроком на пять лет (до ДД.ММ.ГГГГ) для целей ведения сельскохозяйственного производства.

Администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в рамках осуществления функций по муниципальному земельному контролю в отношении физического лица Шрейдер А.А., арендатора земельных участков с кадастровыми номерами , .

По результатам проверки установлено, что Шрейдер А.А. для целей организации прудового хозяйства и углубления дна обводненных частей земельных участков проведены земельные работы на земельных участках с кадастровыми номерами , , связанные с самовольным снятием и перемещением плодородного слоя почвы.

Общая нарушенная площадь земельных участков с кадастровыми номерами , , с учетом размещения грунта из естественных обводненные частей участков, в соответствии с материалами муниципального земельного контроля, составляет кв.м.

В ходе проверки проведенной администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района , в рамках государственного земельного контроля установлено, что мероприятия по согласованию проведения земельных работ на земельных участках с кадастровыми номерами . в установленном порядке не проводились, проект рекультивации не разрабатывался.

ДД.ММ.ГГГГ материалы муниципального земельного контроля поступили в Управление Россельхознадзора по Омской области для рассмотрения (письмо Администрации Красноярского СП Омского района от ДД.ММ.ГГГГ).

У. Р. по было направлено письмо Шрейдер А.А. (от ДД.ММ.ГГГГ за ) с предложением направить на рассмотрение согласованный и утвержденный проект рекультивации на земельные участки с кадастровыми номерами , в соответствии с пп. «а», п. 24 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 г. № 800.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в ответ на обращение Шрейдер А.А. от ДД.ММ.ГГГГ-Ш, повторно сообщено о необходимости устранения нарушения условий Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части неисполнения обязательств по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и условиями настоящего договора, в том числе разработке проекта рекультивации земельных участков, производстве рекультивации земельных участков в срок ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГШрейдер А.А. на имя Исполняющего обязанности главы Красноярского сельского поселения, в соответствии с предупреждением от ДД.ММ.ГГГГ, направлен «Рабочий Проект рекультивации земель по восстановлению продуктивности земельного участка сельскохозяйственного назначения» кадастровыми номерами , .

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шрейдер А.А. и.о. главы Красноярского сельского поселения направлено уведомление, о том, что предоставленный проект не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Административный истец просит признать указанное уведомление об отказе в согласовании Проекта рекультивации земель незаконным, поскольку оно не содержит оснований для отказа и рекомендаций по доработке данного проекта.

Оценивая указанные доводы административного истца, суд отмечает, что Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 (ред. от 07.03.2019) «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила), которые устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

В соответствии с п. 2 Правил, под рекультивацией земель, понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно п. 8 Правил, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

В силу пп. «б» п. 4 Правил, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством).

Проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил. (пп. «в» п. 15 Правил).

При этом, согласно п. 16 Правил, заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил (далее - заявитель), лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом заявлении указывается способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.

Согласно п. 18 Правил, в срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.

В соответствии с п. 19 Правил, уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель только в следующих случаях:

а) мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил;

б) мероприятия, предусмотренные проектом консервации земель, не обеспечат достижение целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду;

в) представлен проект консервации земель в отношении земель, обеспечение соответствия качества которых требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, возможно путем рекультивации таких земель в течение 15 лет;

г) площадь рекультивируемых, консервируемых земель и земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель, проектом консервации земель, не соответствует площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации, консервации;

д) раздел "Пояснительная записка" проекта рекультивации земель, проекта консервации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых, консервируемых землях и земельных участках;

е) несогласие с целевым назначением и разрешенным использованием земель после их рекультивации, если такие целевое назначение и разрешенное использование не соответствуют целевому назначению и разрешенному использованию, установленным до проведения рекультивации.

В уведомлении об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель указываются все основания для отказа и рекомендации по доработке проекта рекультивации земель, проекта консервации земель (п. 20 Правил).

Судом установлено, что обжалуемое уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель от ДД.ММ.ГГГГ в нарушении требований п. 18, 19, 20 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800, принято с нарушением установленных сроков, а также не содержит оснований отказа, исчерпывающий перечень которых установлен п. 19 выше обозначенных Правил и рекомендаций по доработке проекта рекультивации земель.

Следовательно, такое уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель от 18.04.2022 г. , принятое с нарушением сроков, установленных Правилами, которое не содержит оснований отказа, а также рекомендаций по доработке проекта рекультивации земель, по сути, лишает административного истца возможности устранить причины к отказу в согласовании.

В этой связи, немотивированный отказ в согласовании проекта рекультивации земельного участка, является неправомерным, нарушает права заявителя в части разрешения вопроса о согласовании (несогласовании) представленного истцом проекта рекультивации в порядке, предусмотренном Правилами.

При этом, доводы административного ответчика о том, что Шрейдер А.А. с заявлением о согласовании проекта рекультивации земель, подача которого предусмотрена п. 16 Правил, не обращалась, а представила лишь сопроводительное письмо с приложением Проекта, суд находит несостоятельным, поскольку Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не установлено специальной формы такого заявления.

Вместе с тем, судом установлено, что в процессе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района в адрес Шрейдер А.А. направлено уведомление о повторном рассмотрении рабочего проекта «Рекультивация земель. Восстановление продуктивности земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровые номера , », с указанием и мотивов и оснований отказа в согласовании представленного проекта.

При этом, суд отмечает, что задачами административного судопроизводства являются в том числе правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 3 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой не только нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, но и в том случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218 КАС РФ).

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий (статья 9 КАС РФ).

В статье 227 КАС РФ, содержащей в части 3 требования к резолютивной части решения об удовлетворении административного искового заявления, установлено, что суд указывает на обязанность принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на устранение иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в том случае, если в этом имеется необходимость.

При рассмотрении административного спора по правилам главы 22 Кодекса законность оспариваемых действий, решений (бездействия) оценивается на момент их совершения, принятия или на момент, когда от принятия решения либо совершения конкретных действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклонился административный ответчик.

Следовательно, последующее после обращения в суд добровольное удовлетворение административным ответчиком требований административного истца не лишает его права на судебную защиту в виде судебного акта о признании бездействия незаконным при установлении факта неисполнения требований нормативных правовых актов.

Европейский Суд по правам человека в своей практике часто приходит к выводу, что сам факт установления нарушения является достаточной мерой защиты права (постановления от 9 марта 2006 года по делу «Акционерное общество «Эко-Эльда Авее» (Eko-Elda Avee) против Греции» (жалоба N 10162/02 на отказ налоговых органов уплатить компании-заявителю проценты за просрочку возврата ей денежных средств); от 8 июля 2008 года по делу «Лейбористская партия Грузии (The Georgian Labour Party) против Грузии» (жалоба N 9103/04 на введение активной системы регистрации избирателей незадолго до выборов в «послереволюционных» политических условиях).

Вместе с тем суд при вынесении решения не вправе подменять деятельность органов государственной власти или местного самоуправления. Принимая решение о возложении обязанности совершить определенные действия по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

На момент рассмотрения дела права административного истца, в части разрешения вопроса о согласовании (несогласовании) представленного истцом проекта рекультивации в порядке, предусмотренном Правилами, восстановлены.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что требование административного истца подлежит удовлетворению в части признания незаконным обжалуемого решения Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, что является достаточной мерой защиты права административного истца, при установленных судом обстоятельствах.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Исковые требования Шрейдер А. А. к Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района о признании решения незаконным, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Е.П. Карев