ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1996/20 от 30.11.2020 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-1996/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Пасичник З.В.,

при секретаре Бойко Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа об оспаривании уведомления, возложении обязанности по устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным выше иском, которым просил признать незаконным уведомление от 17.08.2020 года №28 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером в части, касающейся его отнесения к земельным участкам, расположенным в границах запретной зоны войсковой части и необходимости получения специального разрешения федерального государственного органа, в ведении которого находится военный объект. Возложить на администрацию Гурьевского городского округа обязанность в установленный законом срок повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , зарегистрированное за №3754-арх от 12.08.2020 года.

В обосновании заявленных требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес >

12.08.2020 года истец обратился в администрацию Гурьевского городского округа с уведомлением о завершении строительства.

В ответ на данное обращение, 17.08.2020 года администрацией было составлено и направлено в адрес истца уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства со ссылкой на расположение земельного участка в границах запретной зоны войсковой части.

С содержанием оспариваемого уведомления в указанной части административный истец не согласен, полагая, что изложенная в уведомлении информация ничем не подтверждена, доказательств тому администрацией не представлено.

Кроме того, строительство объекта проводилось на основании разрешения на строительство, выданного администрацией Гурьевского городского округа.

Считает, что отказ администрации нарушает права административного истца по распоряжению имуществом, собственником которого он является. По указанным основаниям и доводам просит удовлетворить заявленные требования.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало.

Представитель административного ответчика администрации Гурьевского городского округа в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь, что на момент принятия оспариваемого уведомления администрация руководствовалась сведениями информационной системы градостроительной деятельности (ИСОГД). Какими – либо документами об установлении запретной зоны войсковой части администрация не располагает.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определен в п. 6 указанной выше статьи: отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 статьи 55 ГрК РФ; несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес >

12.08.2020 года ФИО1 обратился в администрацию Гурьевского городского округа с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , с указанием сведений об участке (принадлежность, вид разрешенного использования) и объекте капитального строительства (этажность, высота, отступы от границ, площадь застройки), приложив схематическое изображение планируемого к строительству объекта.

17.08.2020 года администрацией Гурьевского городского округа было составлено и направлено в адрес истца уведомление за № 28 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном выше земельном участке по мотивам того, что принадлежащий истцу земельный участок расположен в запретной зоне войсковой части, где размещение жилой застройки допускается только при наличии специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект.

Из предоставленного в материалы дела письменного отзыва администрации Гурьевского городского округа установлено, что причина, по которой на обращение ФИО1, администрацией было принято решение о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем административному истцу земельном участке, является нахождение данного участка в запретной зоне войсковой части. В июне 2019 года в адрес администрации Гурьевского городского округа поступило письмо от Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, в котором предоставлены материалы об установлении границ запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, а также сопутствующие графические материалы. В вышеуказанном письме отмечено, что прилагаемые материалы ограниченного пользования и предоставлению третьим лицам без согласования с Департаментом не подлежат. В соответствии с информацией Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ проводится работа по постановке на государственный кадастровый учет зон с особыми условиями использования территории в отношении военного объекта, ориентировочный срок выполнения данных работ 2021 год.

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 года № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны. Данным Положением регламентируется порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель. На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его (п. 10 Положения).

Вышеприведенная норма применяется со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости.

Решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах (п. 16 Положения).

Согласно сведениям ЕГРН в отношении участка административного истца каких – либо ограничений относительно расположения участка в запретной зоне военного объекта не имеется.

Судом также установлено, что 26.10.2011 года администрацией Гурьевского городского округа было выдано разрешение на строительство №RU39310000-810/2011 МО индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес > сроком действия 10 (десять) лет.

Как следует из ответа командующего Балтийским флотом Министерства обороны РФ от 09.07.2020 года за исх.№3/11/627 в силу ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о зонах с особыми условиями использования территорий подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости. В соответствии с решением межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных зон и иных зон с особыми условиями территорий от 21.12.2016 года установлена запретная зона военного объекта, находящегося вне границ населенного пункта, предварительно включающая указанный земельный участок и часть кадастрового квартала. В то же время внесение кадастровым инженером сведений о координатах запретной зоны для публичного доступа в ЕГРН до настоящего времени не завершено, в связи с чем определить точное расположение указанного земельного участка в границах запретной зоны военного объекта в настоящее время не представляется возможным.

Согласно правилам землепользования и застройки Гурьевского городского округа (решение тридцать седьмой сессии Гурьевского окружного Совета депутатов пятого созыва от 19.12.2019 года №266) территория земельного участка с кадастровым номером , расположена в территориальной зоне – «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (Ж-4).

Таким образом, приведенная в оспариваемом уведомлении информация о расположении земельного участка истца в запретной зоне военного объекта, об установлении данной зоны, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в силу чего уведомление администрации Гурьевского городского округа от 17.08.2020 года №28 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по изложенным в нем доводам, является незаконным.

Также следует обратить внимание, что участок истца находится в зоне жилой застройки, смежные с ним участки, территория квартала, в которой он расположен, обременены индивидуальными жилыми домами.

С учетом изложенного, с целью восстановления прав административного истца, на основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть уведомление административного истца о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , зарегистрированное за № 3754-арх от 12.08.2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа об оспаривании уведомления, возложении обязанности по устранению нарушений, удовлетворить.

Признать незаконным уведомление администрации Гурьевского городского округа от 17.08.2020 года №28 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером

Обязать администрацию Гурьевского городского округа в установленный законом срок повторно рассмотреть уведомление ФИО1 об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , зарегистрированное за № 3754-арх от 12.08.2020 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2020 года.

Судья: Пасичник З.В.