РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2А-1997/2018
г. Тюмень 14 марта 2018 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Голошубиной В.Р.,
с участием представителя административного истца,
представителей административных ответчиков,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области, Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным решений об отказе в осуществлении кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» обратился в суд к административному ответчику Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области с административным иском о признании незаконными отказы в осуществлении кадастрового учета, выраженные в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ №№; №; №; об обязании административного ответчика осуществить внесение сведений в государственный кадастр недвижимости ранее учтенных объектах недвижимости: сооружение «ВЛ 500кВ <данные изъяты>№», сооружение «ВЛ 500кВ <данные изъяты>», сооружение «ВЛ 500 кВ» <данные изъяты>№»; о взыскании с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб. 00 коп. Требования мотивированы тем, что 02 октября административный ответчик отказал в осуществлении кадастрового учета недвижимо имущества, а именно: сооружений «ВЛ 500кВ <данные изъяты>№», «ВЛ 500кВ <данные изъяты>», «ВЛ 500 кВ» <данные изъяты>№». Отказ мотивирован тем, что в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие считать объекты недвижимости ранее учтенными. Указанные решения административный истец находит незаконными, поскольку указанные объекты являются ранее учтенными, в подтверждении чего при подаче заявлений были представленные технические паспорта указанных объектов. В указанных паспортах присутствуют такие сведения как протяженность; количество марка и материал опор; адрес сооружения, а также инвентарный номер сооружения, присвоенный Тюменским филиалом «ФГУП «Ростехинвентаризация».
В ходе рассмотрения дела, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ФГБУ «ФКП Росреестра»).
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области ФИО2, действующая на основании доверенности №от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 148), в судебном заседании с требования административного истца не согласилась, просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 125-127).
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО3, действующий на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 151), в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований административного истца по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 143-145). Кроме того, пояснил, что ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком по делу.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области заявление о внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении объекта ВЛ 500кВ <данные изъяты>№. К указанному заявлению приложены доверенность представителя, а также технический паспорт сооружения (л.д. 13; 18-43).
Аналогичные заявления были подано в отношении объектов ВЛ 500кВ <данные изъяты>№ (л.д. 14; 44-56), а также в отношении объекта ВЛ 500кВ «<данные изъяты>» (л.д.15; 57-64).
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении сооружения, расположенного по адресу: <адрес> ВЛ 500 кВ <данные изъяты>№. Отказ мотивирован тем, что в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие считать объект ранее учтенным. В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют документы и сведения об объекте недвижимости в адресом: <адрес>. Кроме того, учитывая, что объект недвижимости расположен в нескольких субъектах Российской Федерации, такой объект недвижимости должен быть учтен в кадастровом округе «Общероссийский» (л.д. 71-73).
В осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении объектов недвижимости ВЛ 500кВ <данные изъяты>№ и ВЛ 500кВ «<данные изъяты>» также было отказано, что следует из уведомления (л.д. 65-67 и 68-70 соответственно). Основания для отказа были также аналогичными.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу вышеназванного Закона орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи (п. 2 ч. 8 ст. 69).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, судом установлено, что по результатам проверки представленных на регистрацию документов, сведений о том, что объекты недвижимости являются ранее учтенными государственным регистратором не установлено. В ходе судебного заседании сведений о том, что данные объекты являются ранее учтенным также не установлено. Представленные административным истцом к регистрации технические паспорта объектов сведений о том, что объекты являются ранее учтенными не содержат.
Документы, устанавливающие или удостоверяющие право административного истца на объекты недвижимости также к государственной регистрации представлены не были.
Также в судебном заседании установлено, что объекты недвижимости расположены в разных субъектах Российской Федерации,
В соответствии с Приложением N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 N 877 "Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ" (п. <данные изъяты>) территория Российской Федерации делится на кадастровые округа. Каждому кадастровому округу присваиваются уникальные учетный номер и наименование. Учетный номер кадастрового района состоит из учетного номера кадастрового округа, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового района в кадастровом округе (например, <данные изъяты>). Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Каждому кадастровому кварталу присваивается уникальный учетный номер, который состоит из учетного номера кадастрового района, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового квартала в кадастровом районе (например, <данные изъяты> В целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых округов, создается кадастровый округ с учетным номером "0" и наименованием "Общероссийский", границы которого совпадают с Государственной границей Российской Федерации. В кадастровом округе "Общероссийский" создается один кадастровый район с учетным номером "0:0" и наименованием "Условный", в котором, соответственно, один кадастровый квартал с учетным номером "0:0:0", границы указанных кадастрового района и кадастрового квартала совпадают с границами кадастрового округа "Общероссийский". В целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых районов соответствующего кадастрового округа, в каждом кадастровом округе создается один кадастровый район с порядковым номером "0" и наименованием "Условный", в котором, соответственно, один кадастровый квартал с порядковым номером "0", границы которых совпадают с границами соответствующего кадастрового округа. В целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых кварталов соответствующего кадастрового района, в каждом кадастровом районе создается один кадастровый квартал с порядковым номером "0", границы которого совпадают с границами соответствующего кадастрового района.
При осуществлении кадастрового деления соблюдаются следующие требования: 1) единицы каждого из уровней кадастрового деления должны покрывать соответствующую территорию без наложений и разрывов; 2) границы кадастровых округов, кадастровых районов, кадастровых кварталов с порядковыми номерами "0" представляют собой замкнутые контуры; 3) границы кадастровых кварталов, за исключением кадастровых кварталов с порядковыми номерами "0", представляют собой один замкнутый контур; 4) части границ единиц кадастрового деления, являющиеся общими одновременно для кадастрового округа, кадастрового района в таком округе и кадастровых кварталов в таком районе, имеют одинаковое описание местоположения соответствующей части границ (координаты характерных точек границ); 5) в случае прекращения существования кадастрового округа, кадастрового района либо кадастрового квартала присвоенный соответствующей единице кадастрового деления учетный номер не используется повторно.
В соответствии с Приложением N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 N 877 "Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ" (п. 3, 4, 5) 3. Кадастровый номер присваивается объекту недвижимости в кадастровом квартале, в границах которого такой объект располагается целиком. В случае если объект недвижимости располагается одновременно на территории нескольких кадастровых округов, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с учетным номером "0:0:0", границы которого совпадают с границами кадастрового округа "Общероссийский". В случае если объект недвижимости располагается одновременно на территории нескольких кадастровых районов одного кадастрового округа или нескольких кадастровых кварталов одного кадастрового района, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с порядковым номером "0", границы которого совпадают, соответственно, либо с границами кадастрового округа, либо с границами кадастрового района. Присвоение кадастрового номера предприятиям как имущественным комплексам осуществляется в кадастровом квартале с учетным номером "0:0:0", границы которого совпадают с границами кадастрового округа "Общероссийский". Если при включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости невозможно определить кадастровый квартал или кадастровый район, в котором располагается такой объект недвижимости, кадастровый номер указанному объекту недвижимости присваивается в кадастровом квартале с порядковым номером "0", границы которого совпадают с границами соответствующего кадастрового района, либо в кадастровом квартале с порядковым номером "0", границы которого совпадают с границами соответствующего кадастрового округа. Кадастровый номер объекта недвижимости состоит из учетного номера кадастрового квартала, в котором расположен такой объект недвижимости, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в ЕГРН в пределах данного кадастрового квартала.
11 января 2016 года «Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» издан приказ № П/003 «О начале осуществления центральным аппаратом ФГБУ «ФКП Росреестра» деятельности в сфере кадастрового учета, по ведению государственного кадастра недвижимости и предоставлению сведений государственного кадастра недвижимости в отношении объектов недвижимости, расположенных в границах кадастрового округа «Общероссийский», которым Управлению кадастрового учета приказано приступить с 11 января 2016 года к осуществлению центральным аппаратом ФГБУ «ФКП Росреестра» деятельности в сфере кадастрового учета, по ведению государственного кадастра недвижимости и предоставлению сведений государственного кадастра недвижимости в отношении объектов недвижимости, расположенных в границах кадастрового округа «Общероссийский» (л.д. 129).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/0450 утверждено Положение об Управлении ведения ЕГРН Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д. 130-134).
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными решений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Таким образом, в судебном заседании, установлено, что при подаче заявлений о внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении трех объектов административным истцом не представлено документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет. Также не представлено документов, устанавливающих или удостоверяющих право административного истца на указанные документы.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах действия государственного регистратора по отказу в осуществлении государственной регистрации являются законными, обоснованными и предпринятыми в рамках предоставленных полномочий.
Поскольку при рассмотрении дела совокупности необходимых условий для признания незаконным решения административного ответчика не установлено, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца, в связи с чем отказывает в удовлетворении его требований к ответчику Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в полном объеме.
Требования к административному ответчику Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области не подлежат удовлетворению в силу Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестра» не осуществляет функции по государственному кадастровому учету.
Кроме того, суд полагает, что административным истцом пропущен срок для обжалования решения от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. ч. 7, 8 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из административного искового заявления, административный истец обжалует решение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65-73). Заявление в суд подано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4).
В обоснование ходатайства о восстановлении процессуального срока представителем административного истца указано, что первоначально заявление было подано в пределах установленного законом срока в Калининский районный суд города Тюмени. Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление было возвращено в связи с нарушением правил подсудности,
Суд полагает, что указанные причины пропуска срока не могут быть признаны судом уважительными, поскольку неправильное неверное определение подсудности спора не являются обстоятельствами, объективно препятствовавшими надлежащей, с соблюдением всех требований Кодекса административного судопроизводства РФ, подаче представителем ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», имеющему высшее юридическое образование, административного иска в установленный законом срок. На иные причины пропуска срока на обращение в суд истец не указывал.
Поскольку уважительных причин пропуска срока по данному делу не установлено, обстоятельства ошибочного обращения с административным исковым заявлением в суд, которое такое заявление не подсудно, в качестве уважительных причин срока не являются, суд считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении его требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение
месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи
апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2018 года.
Судья Е.А. Гарипова