Дело № 2а-1997/2022 19 сентября 2022 года
29RS0014-01-2022-000386-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, министру природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконными бездействия и распоряжения, понуждении принять решение о лишении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконными бездействия по лишению ООО «ЭкоИнтегратор» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области и распоряжения р от 15 октября 2021 года, понуждении принять решение о лишении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области.
В обоснование иска указал, что 19 августа 2021 года он обратился с заявлением в адрес Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее также - Министерство), в котором просил в установленном ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» порядке принять решение о лишении ООО «Экоинтегратор» (далее также - региональный оператор) статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), ссылаясь на наличие предусмотренных вышеназванными нормативными правовыми актами оснований для принятия соответствующего решения, в частности неоднократные нарушения Правил обращения с ТКО и графиков вывоза, длящееся нарушение схемы потоков ТКО, нарушения антимонопольного законодательства, систематическое неисполнение обязательств перед третьими лицами по оплате оказанных услуг. 15 октября 2021 года административным ответчиком вынесено распоряжение №1332р «Об отказе в лишении ООО «Экоинтегратор» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области». Несмотря на бесспорное фактическое наличие установленных нормативных правовым актом оснований для лишения заинтересованного лица статуса регионального оператора по обращению с ТКО, со стороны административного ответчика имеет место длящееся незаконное бездействие, которое выражается в непринятии предусмотренных ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» мер по лишению ООО «Экоинтегратор» статуса регионального оператора. Административным ответчиком ненадлежащим образом исполняются возложенные на него обязанности по контролю за деятельностью регионального оператора, и обеспечению исполнения ООО «Экоинтегратор» принятых на себя публичных обязательств перед неопределенным кругом лиц по организации и поддержанию функционирования на территории Архангельской области системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Как следствие, на территории Архангельской области, функции регионального оператора продолжает осуществлять лицо, систематически не выполняющее возложенные на него обязанности. В частности, регулярно не вывозятся своевременно коммунальные отходы на территории города Архангельска, где истец постоянно проживает. В соответствии со статьей 27 ФЗ «Об отходах производства и потребления», граждане осуществляют общественный контроль в области обращения с отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Полагая, что вышеуказанным распоряжением, а также бездействием административного ответчика, нарушены его права и законные интересы как гражданина, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ (право на благоприятную окружающую среду), статьями 51, 68 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами», истец обратился в суд с заявленным административным исковым заявлением.
Определением суда от 11 мая 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
В судебном заседании административный истец, заинтересованное лицо ФИО2 поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, представители заинтересованных лиц ООО "Экоинтегратор", ООО "Дампстер", ООО "Экопрофи", Администрации городского округа "Город Архангельск" в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска.
Административный ответчик министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, заинтересованные лица ФИО3, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.ч. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу положений ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Согласно ч. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из материалов дела, в 2019 году Министерством проводился конкурс для отбора регионального оператора по обращению с ТКО в Архангельской области.
Согласно конкурсной документации, одним из критериев конкурсного отбора являлось качество услуги, в качестве одного из критериев которого указан критерий надежности – количество допустимых нарушений графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест накопления в год в отношении более чем 10% ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора.
Письмом от 15 октября 2019 года ООО «ЭкоИнтегратор» гарантировало, что в случае заключения с ним соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Архангельской области, количество допустимых нарушений графика вывоза ТКО из мест сбора и накопления в год в отношении более чем 10% ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, не превысит 50.
По результатам конкурсного отбора, 29 октября 2019 года между Министерством и ООО «Экоинтегратор» заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области (далее - Соглашение).
Согласно п. 3.2 Соглашения, в числе прочего, региональный оператор обязан обеспечить своевременный и бесперебойный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, образованных в зоне деятельности Регионального оператора, безопасным способом для населения и окружающей среды Архангельской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО, графиком сбора и транспортирования ТКО (пп. 2); осуществлять сбор и транспортирование ТКО из мест (площадок) накопления отходов в зоне деятельности Регионального оператора в соответствии с объемами (массой) ТКО, указанных в территориальной схеме обращения с отходами (пп. 9); соблюдать график сбора и транспортирования ТКО из мест (площадок) накопления ТКО (пп. 10); обеспечить организацию своей деятельности в соответствии с определенными в п. 35 критериями, в том числе не допускать более чем 50 нарушений графика вывоза ТКО из мест сбора и накопления в год в отношении более чем 10% ТКО, образующихся в зоне деятельности Регионального оператора (пп. 35 «а»).
В соответствии с пп. 6 п. 3.4 Соглашения, Министерство обязано осуществлять контроль за деятельностью Регионального оператора в. соответствии с условиями настоящего Соглашения, законодательством РФ и законодательством Архангельской области.
На основании пп. 7 п. 3.3 Соглашения, Министерство вправе принять решение о лишении статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области по основаниям, установленным законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
В соответствии с п. 40 Правил, юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по следующим основаниям:
а) в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором;
б) в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;
в) задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
г) нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами;
д) нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года № 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Аналогичные основания для лишения статуса регионального оператора содержатся в п. 4 Положения о порядке лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 23 июня 2020 года № 367-пп (далее - Положение), согласно которому юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по следующим основаниям:
1) в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (два раза и более) нарушения Правил обращения с отходами, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного министерством и региональным оператором (далее - соглашение) в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - типовой договор);
2) в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (два раза и более) нарушения Правил обращения с отходами и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;
3) задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной агентством по тарифам и ценам Архангельской области;
4) нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области;
5) нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года N 881 (далее - Правила отбора региональных операторов).
В силу п. 5 Положения основаниями для рассмотрения министерством вопроса о лишении юридического лица статуса регионального оператора являются:
1) поступление в министерство от государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, граждан и организаций документов (материалов), свидетельствующих о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения;
2) установление должностными лицами министерства в ходе исполнения должностных обязанностей фактов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения.
Министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министр) в течение одного рабочего дня со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 5 настоящего Положения, поручает должностному лицу министерства проведение проверки сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 5 настоящего Положения (п. 6 Положения).
Согласно п. 7 Положения должностное лицо министерства, определенное в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, в течение пяти рабочих дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 5 настоящего Положения: направляет запросы в органы, организации и гражданам в целях установления достоверности сведений, содержащихся в документах (материалах), указанных в пункте 5 настоящего Положения; направляет региональному оператору запрос о представлении пояснений и документов, подтверждающих отсутствие оснований для лишения его статуса регионального оператора.
В соответствии с п. 8 Положения, документами, подтверждающими наличие оснований для лишения юридического лица статуса регионального оператора, являются:
1) акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленные в порядке, предусмотренном типовым договором, - в случае, указанном в подпункте 1 пункта 4 настоящего Положения;
2) информация правоохранительных органов, заявления, свидетельствующие о том, что в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил обращения с отходами и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан, составленные потребителем или физическим лицом, пострадавшим от действий регионального оператора либо его законным представителем. Информация правоохранительных органов и заявления, предусмотренные настоящим подпунктом, представляются с приложением материалов, подтверждающих причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан, - в случае, указанном в подпункте 2 пункта 4 настоящего Положения;
3) документы, подтверждающие задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, превышающую двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, составленные оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в произвольной форме, с приложением заверенной копии договора с региональным оператором, а также материалов, подтверждающих факт неуплаты (выписка со счета, справка кредитной организации), - в случае, указанном в подпункте 3 пункта 4 настоящего Положения;
4) акты и иные документы о нарушении региональным оператором схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области, составленные в рамках осуществления федерального, регионального экологического и санитарно-эпидемиологического надзора, - в случае, указанном в подпункте 4 пункта 4 настоящего Положения;
5) информация банка, предоставившего безотзывную банковскую гарантию, акт, составленный министерством, подтверждающие нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами отбора региональных операторов, - в случае, указанном в подпункте 5 пункта 4 настоящего Положения.
Должностное лицо министерства, определенное в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, рассматривает ответ на запрос, указанный в абзаце третьем пункта 7 настоящего Положения, и документы, указанные в пунктах 5 и 8 настоящего Положения, в течение 10 рабочих дней со дня их поступления и готовит информацию для министра о наличии либо отсутствии оснований для лишения юридического лица статуса регионального оператора. В случае если региональным оператором в министерство не представлен ответ на запрос, указанный в абзаце третьем пункта 7 настоящего Положения, должностное лицо министерства рассматривает документы, указанные в пунктах 5 и 8 настоящего Положения (п. 9 Положения).
Согласно п. 10 Положения Министр в течение трех рабочих дней со дня получения информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего Положения, рассматривает ее, ответ на запрос, указанный в абзаце третьем пункта 7 настоящего Положения, и поступившие документы, указанные в пунктах 5 и 8 настоящего Положения, и принимает одно из следующих решений:
1) о лишении юридического лица статуса регионального оператора;
2) об отказе в лишении юридического лица статуса регионального оператора.
В соответствии с п. 11 Положения, решение, предусмотренное подпунктом 1 пункта 10 настоящего Положения, принимается в случае подтверждения сведений, являющихся основанием для лишения юридического лица статуса регионального оператора, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения.
Решение, предусмотренное подпунктом 2 пункта 10 настоящего Положения, принимается в следующих случаях:
1) неподтверждение сведений, являющихся основанием для лишения юридического лица статуса регионального оператора, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения;
2) возникновение оснований, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, указанных в пункте 4 настоящего Положения, явилось следствием непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
3) устранение оснований, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, указанных в пункте 4 настоящего Положения, до дня принятия министерством решения о лишении юридического лица статуса регионального оператора.
Копии решений, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, направляются региональному оператору, а также в государственный орган, орган местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, гражданину, организации, направившей документы (сведения) в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 настоящего Положения, в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п. 12 Положения).
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, Министерству предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросу лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области; принятие данного решения является дискреционным правомочием Министерства и может им применяться по результатам исследования доводов обращений граждан, представленных ими документов и материалов проверки.
Из материалов дела следует, что 20 августа 2021 года ФИО1, ФИО3, ФИО2 обратились в Министерство с заявлением, в котором просили провести проверку указанных в заявлении фактов нарушений обязательств и нормативно-правовых актов РФ со стороны ООО «ЭкоИнтегратор»; принять положительное решение о лишении ООО «ЭкоИнтегратор» статуса регионального оператора; расторгнуть с ООО «ЭкоИнтегратор» Соглашение от 29 октября 2019 года.
В данном заявлении его податели ссылались на многократные нарушения Правил обращения с ТКО и графиков вывоза во многих населенных пунктах и районах Архангельской области. В качестве примеров в заявлении приведены нарушения в селе Яренск Ленского района Архангельской области в период 2020-2021 годов в части нерегулярного вывоза ТКО с оборудованных контейнерных площадок, которые подтверждены проверками органов прокуратуры, Роспотребнадзора и Государственной жилищной инспекцией по Архангельской области; факты ненадлежащего оказания услуг по обращению с ТКО со стороны ООО «ЭкоИнтегратор» в муниципальном образовании «Няндомское» в 2020-2021 годах, подтвержденные проверками надзорных органов; нарушения графиков вывоза ТКО со стороны ООО «ЭкоИнтегратор» на территории г.Архангельска, подтвержденные в рамках рассмотрения Арбитражным судом дела №А05-3163/2021.
Одним из оснований для подачи указанного заявления также являлся факт транспортировки ООО «ЭкоИнтегратор» на протяжении трех месяцев на объект ООО «Дампстер» отходов третьего и четвертого класса опасности в нарушение территориальной схемы потоков ТКО.
В обоснование данного заявления его податели ссылались также на нарушение ООО «ЭкоИнтегратор» антимонопольного законодательства, подтвержденное решением Федеральной антимонопольной службы по делу .
15 октября 2021 года министром природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области вынесено распоряжение р «Об отказе в лишении ООО «Экоинтегратор» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области».
Из материалов дела следует, что в рамках проверки содержащихся в заявлении от 19 августа 2021 года доводов административными ответчиками были проанализированы имеющиеся в их распоряжении документы и сведения, направлены запросы в государственные органы и органы местного самоуправления, а также председателю правления общественной организации «Чистый Яренск» и в ООО «ЭкоИнтегратор».
По результатам рассмотрения данных документов и ответов на направленные запросы заместителем министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области подготовлена информация по указанному обращению. В данном документе отражены результаты проведенной проверки, в частности указано, что проведена оценка изложенных нарушений, в том числе, с учётом незначительных сроков деятельности регионального оператора, произошедшим изменением условий оказания услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, связанным с отсутствием предусмотренных территориальной схемой объектов размещения твёрдых коммунальных отходов, территориальной удалённостью друг от друга районов, в которых выявлены и зафиксированы нарушения, отсутствия со стороны ООО «ЭкоИнтегратор» систематических нарушений в предоставлении услуги на территории Архангельской области, пренебрежения исполнения с его стороны обязательств регионального оператора. Принято во внимание, что объём имевших место нарушений в деятельности регионального оператора в соотношении с общим объёмом оказываемых им услуг на территории Архангельской области является незначительным, тем более что региональным оператором самостоятельно предпринимаются активные и своевременные меры по устранению выявленных недостатков в работе. Кроме того, часть допущенных нарушений имеют место быть по обстоятельствам, объективно не зависящим от действий регионального оператора (в том числе ненадлежащее исполнение со стороны контрагентов ООО «ЭкоИнтегратор» своих обязательств). Тем не менее, обращено внимание ООО «ЭкоИнтегратор» на недопустимость повторения указанных нарушений в части обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе несоблюдения графиков их вывоза (пункт 1 обращения), а также применены финансовые санкции в соответствии с заключённым с ним 29 октября 2019 года Соглашением. Факты, изложенные в пункте 2 обращения, о нарушении схемы потоков твёрдых коммунальных отходов, в части деятельности ООО «Дампстер», не нашли своего подтверждения. Объективных доказательств, свидетельствующих о причастности ООО «ЭкоИнтегратор» к функционированию и осуществлению деятельности ООО «Дампстер», транспортированию по указанному адресу твёрдых коммунальных отходов со стороны ООО «ЭкоИнтегратор», не имеется. Обстоятельства, связанные с законностью функционирования мусоросортировочного комплекса по адресу: г. Архангельск, ..., являются предметом рассмотрения по делу в Ломоносовском районном суде г. Архангельска и только судом будет дана надлежащая правовая оценка. Вопрос возможных нарушений со стороны ООО «ЭкоИнтегратор» положений антимонопольного законодательства не является основанием для лишения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области (данные нарушения влекут за собой административную ответственность, предусмотренную нормами КоАП РФ и не являются предметом контроля со стороны Министерства). В связи с изложенным, целесообразно принять решение в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Положения -пп об отказе в лишении ООО «ЭкоИнтегратор» статуса, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, административными ответчиками проведена полная проверка и дана оценка всем доводам, изложенным заявителями в своем обращении от 19 августа 2021 года.
Доводов о наличии задолженности регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, превышающей двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной агентством по тарифам и ценам Архангельской области, заявление от 19 августа 2021 года не содержало, подтверждающих данный факт документов в Министерство представлено не было, в связи с чем административные ответчики обоснованно не исследовали данные обстоятельства при рассмотрении указанного обращения.
Вышеуказанные Правила не содержат сроков вывоза ТКО и требований о соблюдении региональным оператором установленных графиков.
Данные требования содержатся в соглашении об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области от 29 октября 2019 года. Так, в данном Соглашении определены требования к организации региональным оператором своей деятельности, в частности не допускать более чем 50 нарушений графика вывоза ТКО из мест сбора и накопления в год в отношении более чем 10% ТКО, образующихся в зоне деятельности Регионального оператора (пп. 35 «а» п. 3.2).
Из материалов дела следует, что ООО «ЭкоИнтегратор» допускались нарушения регулярности вывоза ТКО на территории г.Архангельска и Архангельской области. Вместе с тем, данные нарушения, оформленные в соответствии с требованиями нормативных актов и Соглашения, были допущены в отношении менее чем 10% ТКО, образующихся в зоне деятельности Регионального оператора, в связи с чем не носят существенного характера среди общего объема ТКО, образующихся в зоне деятельности Регионального оператора, и не могут рассматриваться как основания для лишения ООО «ЭкоИнтегратор» статуса регионального оператора по обращению с ТКО.
Кроме того, судом учитывается, что большая часть установленных нарушений имела место за пределами г.Архангельска, где проживает административный истец, в связи с чем не нарушает его права и законные интересы.
Представленная на запрос суда Прокуратурой Архангельской области информация подтверждает факт устранения ООО «ЭкоИнтегратор» имевших место нарушений порядка и сроков вывоза ТКО по представлениям прокурора.
Из ответов на запросы Министерства администрации Исакогорского и Цигломенского территориальных округов, администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» Архангельской области следует, что нарушения графиков вывоза ТКО со стороны ООО «ЭкоИнтегратор» носят единичный характер и устраняются региональным оператором.
При этом, сообщением Государственной жилищной инспекции Архангельской области подтверждается, что ряд нарушений графиков вывоза ТКО был вызван отсутствием контейнерных площадок, технической неисправности специализированной техники.
Доводы ФИО1 о нарушении ООО «ЭкоИнтегратор» схемы потоков ТКО в связи с транспортированием отходов на объекта обработки твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: г.Архангельск, ..., деятельность на котором ведется ООО «Дампстер», достоверными доказательствами не подтверждены и носят предположительный характер.
Как следует из материалов дела, между ООО «ЭкоИнтегратор» и ООО «Экопрофи» заключен договор -Т.2021, в соответствии с которым ООО «Экопрофи» приняло на себя обязательство по транспортированию ТКО в порядке и на условиях, определенных данным договором.
18 июня 2021 года между ООО «Экопрофи» (исполнитель) и ООО «Дампстер» (заказчик) заключен договор , в соответствии с условиями которого исполнитель обязался оказать заказчику услуги по транспортированию вторичного сырья в соответствии с графиком, установленным договором, а также принимать вторичное сырье в объеме и местах, которые определены в договоре.
В соответствии с положениями ст. 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона (ст. 9 указанного закона).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 года № 1657 утверждены Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 5 данных Требований выбор места расположения объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться с учетом схемы потоков твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в целях обеспечения максимальной экономической эффективности их функционирования.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156.
Согласно п. 4 указанного Порядка обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что ООО «Дампстер» с 17 мая 2021 года осуществлял деятельность по обработке ТКО, как минимум, IV класса опасности, для которой требуется лицензия, не будучи включенным в Территориальную схему обращения с отходами Архангельской области, утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года №144-пп.
Вместе с тем, доказательств осуществления ООО «Дампстер» деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности с 17 мая 2021 года и до момента обращения ФИО1 в Министерство 19 августа 2021 года суду не представлено, равно как и доказательств участия ООО «ЭкоИнтегратор» в транспортировании данных отходов в ООО «Дампстер».
Таким образом, в ходе рассмотрения дела не нашел подтверждение факт нарушения ООО «ЭкоИнтегратор» схемы потоков твердых коммунальных отходов.
Аналогичные доводы были предметом рассмотрения суда в рамках дела , вступившим в законную силу решением по которому также не было установлено фактов нарушения Территориальной схемы обращения с отходами Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от -пп, в связи с деятельностью ООО «Дампстер».
Суд также признает необоснованными ссылки административного истца на допущенные ООО «ЭкоИнтегратор» нарушения антимонопольного законодательства, поскольку вышеуказанными нормативными актами данное обстоятельство не относится к числу оснований для лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с ТКО.
Исходя из системного толкования положений ст.ст. 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из положений ст.ст. 62, 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно, возлагается на лицо, которое их обжалует.
Таким образом, при отсутствии указанной выше совокупности условий для признания решений должностных лиц, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Однако данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, обращение ФИО1 рассмотрено в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных Министерству полномочий в установленном законом порядке, по доводам обращения проведена проверка. по ее результатам вынесено оспариваемое распоряжение уполномоченным должностным лицом, в связи с чем незаконного бездействия со стороны административных ответчиков не усматривается.
По сути, административный истец выражает свое несогласие с позицией Министерства, которое не нашло оснований для лишения ООО «ЭкоИнтегратор» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, что в свою очередь, не свидетельствует о незаконности принятого распоряжения от 15 октября 2021 года по результатам рассмотрения обращения и наличии незаконного бездействия со стороны административного ответчика.
Между тем согласно п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Кроме того, анализ вышеуказанных нормативных актов, Соглашения и представленных в материалы дела документов, позволяет сделать вывод о том, что содержащиеся в обращении от 19 августа 2021 года сведения и представленные документы не являются достаточным основанием для лишения ООО «ЭкоИнтегратор» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области.
На основании вышеизложенного суд не усматривает обстоятельств, свидетельствующих о нарушении права административного истца на рассмотрение обращения в установленном законом порядке. Незаконных действий (бездействия), решений, в результате которых были бы нарушены права и свободы административного истца либо созданы препятствия в их осуществлении, административными ответчиками не совершено и не принято.
Таким образом, исковые требования ФИО1 к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконными бездействия по лишению ООО «ЭкоИнтегратор» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области и распоряжения р от 15 октября 2021 года, а следовательно и производные от них требования о понуждении принять решение о лишении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, принятие которого относится к дискреционным полномочиям Министерства, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, министру природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконными бездействия и распоряжения, понуждении принять решение о лишении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова