Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Гатчина 22 сентября 2020 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М. В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истцаФИО7 по доверенности по доверенности № <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ сроком на № лет,
и представителя административного ответчика ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.,
при секретаре Цирулеве С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к администрации <адрес> муниципального района <адрес>, межведомственной комиссии МО «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным решения межведомственной комиссии МО «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> о необходимости проведения капитального ремонта отдельных элементов многоквартирного дома,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с вышеназванным административным иском к административному ответчику, указав в обосновании своих требований, что совместно с дочерью ФИО5 на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. проживает в комнате №, площадью № кв.м, в общежитии по адрес: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии муниципального образования «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> отдельные элементы данного жилого дома признаны подлежащим капитальному ремонту.Считает заключение необоснованным, поскольку ответчиком нарушен порядок принятия такого заключения, кроме того, жилое помещение должно быть признано непригодным для постоянного проживания, поскольку здание эксплуатируется более № лет, капитальный ремонт не производился. Здание имеет значительный моральный и физический износ. Конструкции здания находятся, в основном, в неработоспособном состоянии, на отдельных участках - в недопустимом и аварийном, пожароопасное состояние электропроводки, перекрытия, крыша, перегородки, оконные и дверные заполнения подлежат полной замене.Многоквартирный дом находится в аварийном и недопустимом состоянии.После пожара в ДД.ММ.ГГГГ года в данном доме выгорела лестница, использование мест общего пользования невозможно, поскольку ванны, душа нет, горячей воды нет. Один туалет на весь этаж и одно помещение на этаж, которое называется кухней. Также, в доме нет газа, в связи с чем жильцы вынуждены держать в комнатах электрические плитки.Состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома межведомственной комиссией оценивалось визуально, без применения каких-либо измерительных приборов, сведений о наличии соответствующего заключения, отвечающего требованиям закона, содержащего оценку результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследования, которое подтверждало бы пригодность жилого помещения для проживания, вышеуказанное заключение не содержит. В связи с чем административный истец просит признать решение межведомственной комиссии МО «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> о необходимости проведения капитального ремонта отдельных элементов многоквартирного дома незаконным.
Административный истец и его представитель, явившись в судебное заседание, поддержали исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить. При этом представитель административного истца пояснил, что согласно заключению эксперта №. <адрес> не подлежит реконструкции и его ветхость составляет 61%.Также,эксперт сделал вывод о том, что здание представляет угрозу как для истца, так и для остальных жителей и приведение его в надлежащее состояние возможно, но ремонт составит 96% от стоимости дома. Считает, что административный ответчик неправомерно перекладывает требование на истца.
Представитель административного ответчика возражала относительно заявленных требований, при этом пояснила, что в заключении эксперта № говорится о невозможности проведения капитального ремонта и реконструкции, это же утверждает и комиссия в своем заключении, подтверждение того, что здание подлежит сносу отсутствует. При этом, полагает, что заключение комиссии законно и подтверждает возможность проведения капитального ремонта, опровержений этого не представлено.
Представитель административного ответчика межведомственной комиссии МО «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес>в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дате, месте и времени проведения судебного заседания, что подтверждается распиской о получении судебной повестки.
Суд, определил рассмотреть дело в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о дате и времени слушания дела.
Суд, выслушав пояснениясторон, изучив материалы дела, приходит к выводу о правомерности заявленных административным истцом исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов административного дела следует, что согласно письму исх. от ДД.ММ.ГГГГ за подписью председателя межведомственной комиссии МО «<адрес>» <адрес> муниципального района ФИО6на основании заявления ФИО1, как собственника жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>,ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование находящихся в нем жилых помещений, мест общего пользования и общего имущества многоквартирного дома.На очередном заседании межведомственной комиссии по результатам проведенного межведомственной комиссией обследования принято решение о необходимости проведения капитального ремонта отдельных элементов многоквартирного дома (л.д. №).
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 с дочерью ФИО5 выдан ордер на жилую площадь № кв.м по адресу: <адрес>, <адрес> (общежитие) (л.д. №).
Постановлением администрации <адрес> муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения и состава межведомственной комиссии муниципального образования «<адрес>» <адрес> муниципального района» внесены изменения в положение 2 о составе межведомственной комиссии муниципального образования «<адрес>» <адрес> муниципального района. Председателем комиссии назначена заместитель главы администрации Гатчинского муниципального района по городскому хозяйству ФИО6 (л.д. №).
Постановлением администрации <адрес> муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены положение и состав межведомственной комиссии муниципального образования «<адрес>» Гатчинского муниципального района (л.д. №).
Постановлением администрации <адрес> муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории МО «<адрес>» <адрес> муниципального района» (л.д. №89).
Постановлением администрации <адрес> муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление администрации <адрес> муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории МО «<адрес>» <адрес> муниципального района» (л.д. №).
Согласно заключению межведомственной комиссии МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотренных документов, на основании акта межведомственной комиссии МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, составленного по результатам обследования, о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных впроцессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными действующим законодательством требованиями,а также необходимости проведения текущего ремонта мест общего пользования общежития (кухни, санузлы) и общего имущества многоквартирного дома (подъезд) (л.д. №).
Согласно акта обследования межведомственной комиссией МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицейкомнаты № в помещении, расположенном в многоквартирном <адрес> в <адрес>, выявлены основания для признания данного помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными действующим законодательством требованиями,а также необходимости проведения текущего ремонта мест общего пользования общежития (кухни, санузлы) и общего имущества многоквартирного дома (подъезд) (л.д. №).
Согласно акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ комнаты №<адрес> в <адрес>, состояние жилого помещения находится в удовлетворительном состоянии, угрозы для проживания нет (л.д. №).
Согласно акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> в <адрес>, состояние конструктивных элементов дома находятся в удовлетворительном состоянии, угрозы для проживания нет (л.д. №).
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением жилое помещение № площадью = № м2 по геометрическим характеристикам соответствует требованиям СП 379.1325800.2018 «Общежития и хостелы. Правила проектирования» для проживания двух человек. Комната подключена к общедомовым сетям отопления и электроснабжения, вентиляция - естественная через оконный и дверной проемы.Здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>, на сегодняшний день морально устарело, набор вспомогательных помещений не соответствует требованиям СП 379.1325800.2018 «Общежития и хостелы. Правила проектирования» Из инженерных коммуникаций нет горячего водоснабжения, в санузлах не предусмотрены душевые кабины. При визуальном осмотре выявлено, что деревянная лестница для доступа на второй этаж пострадала от пожара, на момент осмотра не отремонтирована. Выявленные дефекты пола лестничной площадки второго этажа создают реальную угрозу жизни и здоровью, как истца, так и неопределенного круга лиц (особенно при чрезвычайной ситуации). Приведение данного строения (жилого дома) в состояние, пригодное для проживания, возможно, но примерная стоимость капитального ремонта (реконструкции), от восстановительной стоимости может достигать 91 и более %, в связи с чем проведение реконструкции или капитального ремонта дома, расположенного по адресу: <адрес>, экономически нецелесообразно, поскольку приведет к несоразмерному ущербу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее Положение № 47).
Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленных в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно пункту 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимости уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Пунктом 34 Положения предусмотрено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу пункта 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43).
В соответствии с п. 44 Положения акт обследования жилого помещения составляется в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно Положения о межведомственной комиссии МО «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес>, она является постоянно действующим органом МО «<адрес>» <адрес>, созданном при администрации <адрес>. В ее состав входят председатель комиссии – должностное лицо администрации ГМР <адрес>, а также иные представители <адрес>, органов, уполномоченных на проведение муниципального жилищного контроля, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. Указанным Положением установлены полномочия межведомственной комиссии, в частности, по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции. Комиссия осуществляет работу на основании заявления собственника или уполномоченного им лица, либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, а также запросов судов и прокуратуры.
В представленном материалы дела заключении об оценки соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ. отсутствует вывод о пригодности/непригодности многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>.Также, как указанный вывод отсутствует и в акте обследования помещения (многоквартирного дома) № от ДД.ММ.ГГГГ., на основании которого вынесено вышеназванное заключение.
Хотя в заключении эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ. строительно-технической экспертизы, назначенной судом, имеется вывод о несоответствии указанного здания требованиям, предъявляемым к помещениям, пригодным для постоянного проживания граждан.
Как усматривается из пункта 42 Положения № 47 Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении № 47 требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 названного Положения.
При этом, если проводится обследование жилого помещения, Комиссия составляет заключение, на основании которого орган местного самоуправления принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 названного положения, а именно: о признании помещения жилымпомещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции – и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лицв случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Отказ Комиссии от принятия какого-либо решения Положением № 47 не предусмотрен.
Тем не менее, как усматривается из материалов дела, оспариваемое заключение Комиссии по результата обследования спорного жилого помещения не содержит какого-либо вывода относительно пригодности/непригодностиуказанного жилого помещения, т. е. фактически Комиссия уклонилась от решения вопроса пригодности/непригодности, что по мнению суда является основанием для возложения на административного ответчика обязанности по проведению обследования указанного здания общежития в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, на предмет аварийности и пригодности (непригодности) для проживания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным Заключение межведомственной комиссии МО «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости проведения капитального ремонта отдельных элементов многоквартирного дома.
Обязать межведомственную комиссию МО «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> провести обследование многоквартирного <адрес>в течение № календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, на предмет аварийности и пригодности (непригодности) для проживания.
Настоящее решение может быть обжалованов апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи жалобы через Гатчинский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Подлинный документ находится в материалах дела № УИД № Гатчинского городского суда Ленинградской области |