Дело №2а-1998/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 09 июня 2016 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Фисюк О.И.
при секретаре – Федотовой С.В.
с участием представителя истца – ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску гаражно-строительного кооператива «Восточный» к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя об оспаривании расчета нормативной стоимости земли, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
16.12.2015 г. истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, просит признать необоснованными действия Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в части расчета цены земли на земельный участок, выделенный истцу в постоянное бессрочное пользование для строительства и обслуживания гаражей, расположенных по адресу: <адрес>, из расчета 213 916 173,74 руб., обязать ответчика произвести перерасчет стоимости нормативной цены указанного земельного участка с учетом проведенной 08.06.2015 г. рыночной экспертной оценки согласно отчету № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования обоснованы тем, что 26 июня 2015 года истец обратился с письменным заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя при Правительстве Севастополя, просил ознакомить с официальной публикацией о рыночной стоимости земель города Севастополя. 21 июля 2015 года был получен ответ, в котором ответчик сообщил, что основанием для разработки Постановления Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 «Об утверждении нормативной цены земли» послужили материалы технической документации по нормативной денежной оценке земель на территории города Севастополя, утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 20.12.2011 № 2163. Также в указанном письме имелась ссылка на ст. 10 Закона г. Севастополя от 25.07.2014г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», согласно которой нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу ФКЗ № 6 от 21.03.2014г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», применяется для целей налогообложения и определения размера арендной платы в отношении земельных участков до проведения ее переоценки. Ответчик признал в письме, что Положения о рыночной стоимости земельных участков в 2014 году не утверждалось Правительством Севастополя.
Истец полагает, что утвержденная нормативная цена земельных участков истца на 2015 год для расчета налогообложения, является явно завышенной и необоснованной, так как в несколько раз превышает рыночную стоимость земельных участков. Кроме того, ответчик должен был рассчитать нормативную стоимость земельных участков на 2015 год, основываясь на рыночной стоимости земельных участков, утвержденной на 2015 год в 2014 году. Никаких публичных и открытых публикаций о рыночной стоимости земельных участков на официальном сайте ни Правительства Севастополя, ни ответчика не размещалось. По мнению истца, нормативная оценка соответствующего земельного участка должна быть: 56 984 930 - 25% (14 246 232, 50) = 42 738 697, 50. Тогда стоимость 1 кв.м составит 42 738 697, 50/84673= 504,75 руб. При этом Правительством города Севастополя утверждена нормативная стоимость за 1 кв.м земельного участка 1943,37 рублей, а с применением повышающего налогового коэффициента - 2526, 38 рублей. Таким образом, нормативная оценка земли в размере 213 916 173,74 руб., в несколько раз превышает ее рыночную оценку, и подлежит уменьшению до рыночной стоимости. В связи с чем истец обратился в суд.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск по изложенным основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что расчет нормативной цены земельного участка площадью 84673 кв. м, расположенного по <адрес> в <адрес>, согласно справке о нормативной цене земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, произведен в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 «Об утверждении нормативной цены земли». Приложением № 3 данного Постановления определены границы оценочных зон. Расчет нормативной цены земельного участка, находящегося в пользовании ГСК «Восточный», выполнен с использованием показателя нормативной цены за единицу площади и добавочного коэффициента, закрепленных за оценочной зоной № 20. Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя на основании расчета нормативной цены земельных участков в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 «Об утверждении нормативной цены земли» были подготовлены и выданы заявителю справки. Налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Нормативная оценка земли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (статья 25 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года№ 1738-1 «О плате за землю»).
До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования. Таким образом, представитель ответчика считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, а действия Севреестра – соответствующими действующему как федеральному, так и законодательству субъекта г. Севастополя.
Заслушав сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено, что гаражно-строительному кооперативу «Восточный», расположенному по <адрес> в <адрес>, передано в постоянное пользование 8,4673 гектаров земли для обслуживания гаражей в границах согласно плану землепользования, что подтверждается Государственным актом на право постоянного пользования землей IKM № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации.
Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ серии 34 № гаражно-строительный кооператив «Восточный» включен в ЕГР юридических лиц и поставлен на учет в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации, свидетельство серии 34 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав гаражно-строительного кооператива «Восточный».
Согласно отчету № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости – земельного участка общей площадью 88,4673 га, расположенного по <адрес>, кадастровый №, его рыночная стоимость на 08.06.2015 г. составляет 56 984 930 руб.
Согласно справке Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о нормативной цене земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нормативная цена земельного участка общей площадью 88,4673 га, расположенного по <адрес>, составляет 213 916 173,74 руб.
Как усматривается из содержания искового заявления истец просит признать необоснованными действия Севреестра в части расчета нормативной цены земли на принадлежащий ему земельный участок. Исходя из заявленного требования и давая оценку действиям ответчика, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 года №1738-1 «О плате за землю» нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации и определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года №319 «О порядке определения нормативной цены земли».
Согласно п.1 Постановления №319 нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно статьи 7 Федерального закона от 29.11.2014 № 379-ФЗ „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя” нормативные правовые акты Республики Крым и города федерального значения Севастополя об утверждении нормативной цены земли, принятые и опубликованные до 31 декабря 2014 года, применяются для целей определения налоговой базы по земельному налогу за налоговый период 2015 года.
Статья 10 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС „Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя” (далее - Закон № 46-ЗС) также гласит, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется для целей налогообложения и определения размера арендной платы в отношении земельных участков до проведения ее переоценки.
Статья 6 Закона 46-ЗС определяет, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
В соответствии со статьей 5 Закона № 46-ЗС особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ „О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (в редакции, действующей до 01.03.2015) в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 года № 319 „О порядке определения нормативной цены земли” нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения и применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ „Об утверждении нормативной цены земли” (далее - Постановление №) утверждено на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, следующего за годом утверждения на территории города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков: нормативную цену за квадратный метр земельных участков по оценочным зонам и группам видов разрешенного использования, схему оценочного зонирования, коэффициенты видов разрешенного использования земельных участков.
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 „Об утверждении нормативной цены земли” произведен расчет нормативной цены земельного участка, принадлежащего ГСК «Восточный», и заявителю выдана справка.
Данное постановление является действующим, Севреестр правомерно руководствовался им при расчете нормативной цены, поэтому признавать его действия неправомерными в данном случае у суда нет оснований. Следовательно, в данной части иск удовлетворению не подлежит.
По сути, истец оспаривает не действия ответчика, а нормативную оценку земли, с которой не согласен, однако к ответчику с заявлением о ее пересмотре не обращался, его решения по данному вопросу не знает, при таких обстоятельствах и таком способе защиты нарушенного права, как избрал истец, у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности произвести такой перерасчет. По мнению суда, избранный истцом способ защиты нарушенного права не обеспечит истцу его восстановления. С учетом изложенного в иске следует отказать. Судебные расходы отнести на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.14, 62, 111, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска гаражно-строительного кооператива «Восточный» к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя об оспаривании расчета нормативной стоимости земли, понуждении к совершению действий отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины отнести на ситца.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 июня 2016 года.
Судья