ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1998/2016 от 09.06.2016 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-1998/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Севастополь 09 июня 2016 года

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Фисюк О.И.

при секретаре – Федотовой С.В.

с участием представителя истца – ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску гаражно-строительного кооператива «Восточный» к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя об оспаривании расчета нормативной стоимости земли, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

16.12.2015 г. истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, просит признать необоснованными действия Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в части расчета цены земли на земельный участок, выделенный истцу в постоянное бессрочное пользование для строительства и обслуживания гаражей, расположенных по адресу: <адрес>, из расчета 213 916 173,74 руб., обязать ответчика произвести перерасчет стоимости нормативной цены указанного земельного участка с учетом проведенной 08.06.2015 г. рыночной экспертной оценки согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования обоснованы тем, что 26 июня 2015 года истец обратился с письменным заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя при Правительстве Севастополя, просил ознакомить с официальной публикацией о рыночной стоимости земель города Севастополя. 21 июля 2015 года был получен ответ, в котором ответчик сообщил, что основанием для разработки Постановления Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 «Об утверждении нормативной цены земли» послужили материалы технической документации по нормативной денежной оценке земель на территории города Севастополя, утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 20.12.2011 № 2163. Также в указанном письме имелась ссылка на ст. 10 Закона г. Севастополя от 25.07.2014г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», согласно которой нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу ФКЗ № 6 от 21.03.2014г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», применяется для целей налогообложения и определения размера арендной платы в отношении земельных участков до проведения ее переоценки. Ответчик признал в письме, что Положения о рыночной стоимости земельных участков в 2014 году не утверждалось Правительством Севастополя.

Истец полагает, что утвержденная нормативная цена земельных участков истца на 2015 год для расчета налогообложения, является явно завышенной и необоснованной, так как в несколько раз превышает рыночную стоимость земельных участков. Кроме того, ответчик должен был рассчитать нормативную стоимость земельных участков на 2015 год, основываясь на рыночной стоимости земельных участков, утвержденной на 2015 год в 2014 году. Никаких публичных и открытых публикаций о рыночной стоимости земельных участков на официальном сайте ни Правительства Севастополя, ни ответчика не размещалось. По мнению истца, нормативная оценка соответствующего земельного участка должна быть: 56 984 930 - 25% (14 246 232, 50) = 42 738 697, 50. Тогда стоимость 1 кв.м составит 42 738 697, 50/84673= 504,75 руб. При этом Правительством города Севастополя утверждена нормативная стоимость за 1 кв.м земельного участка 1943,37 рублей, а с применением повышающего налогового коэффициента - 2526, 38 рублей. Таким образом, нормативная оценка земли в размере 213 916 173,74 руб., в несколько раз превышает ее рыночную оценку, и подлежит уменьшению до рыночной стоимости. В связи с чем истец обратился в суд.

В судебном заседании представитель истца поддержал иск по изложенным основаниям.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что расчет нормативной цены земельного участка площадью 84673 кв. м, расположенного по <адрес> в <адрес>, согласно справке о нормативной цене земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, произведен в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 «Об утверждении нормативной цены земли». Приложением № 3 данного Постановления определены границы оценочных зон. Расчет нормативной цены земельного участка, находящегося в пользовании ГСК «Восточный», выполнен с использованием показателя нормативной цены за единицу площади и добавочного коэффициента, закрепленных за оценочной зоной № 20. Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя на основании расчета нормативной цены земельных участков в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 «Об утверждении нормативной цены земли» были подготовлены и выданы заявителю справки. Налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Нормативная оценка земли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (статья 25 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года№ 1738-1 «О плате за землю»).

До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования. Таким образом, представитель ответчика считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, а действия Севреестра – соответствующими действующему как федеральному, так и законодательству субъекта г. Севастополя.

Заслушав сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Судом установлено, что гаражно-строительному кооперативу «Восточный», расположенному по <адрес> в <адрес>, передано в постоянное пользование 8,4673 гектаров земли для обслуживания гаражей в границах согласно плану землепользования, что подтверждается Государственным актом на право постоянного пользования землей IKM от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации.

Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ серии 34 гаражно-строительный кооператив «Восточный» включен в ЕГР юридических лиц и поставлен на учет в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации, свидетельство серии 34 от ДД.ММ.ГГГГ.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав гаражно-строительного кооператива «Восточный».

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости – земельного участка общей площадью 88,4673 га, расположенного по <адрес>, кадастровый , его рыночная стоимость на 08.06.2015 г. составляет 56 984 930 руб.

Согласно справке Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о нормативной цене земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нормативная цена земельного участка общей площадью 88,4673 га, расположенного по <адрес>, составляет 213 916 173,74 руб.

Как усматривается из содержания искового заявления истец просит признать необоснованными действия Севреестра в части расчета нормативной цены земли на принадлежащий ему земельный участок. Исходя из заявленного требования и давая оценку действиям ответчика, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 года №1738-1 «О плате за землю» нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации и определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года №319 «О порядке определения нормативной цены земли».

Согласно п.1 Постановления №319 нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с пунктом 8 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Согласно статьи 7 Федерального закона от 29.11.2014 № 379-ФЗ „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя” нормативные правовые акты Республики Крым и города федерального значения Севастополя об утверждении нормативной цены земли, принятые и опубликованные до 31 декабря 2014 года, применяются для целей определения налоговой базы по земельному налогу за налоговый период 2015 года.

Статья 10 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС „Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя” (далее - Закон № 46-ЗС) также гласит, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется для целей налогообложения и определения размера арендной платы в отношении земельных участков до проведения ее переоценки.

Статья 6 Закона 46-ЗС определяет, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).

В соответствии со статьей 5 Закона № 46-ЗС особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ „О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (в редакции, действующей до 01.03.2015) в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 года № 319 „О порядке определения нормативной цены земли” нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения и применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ „Об утверждении нормативной цены земли” (далее - Постановление ) утверждено на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, следующего за годом утверждения на территории города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков: нормативную цену за квадратный метр земельных участков по оценочным зонам и группам видов разрешенного использования, схему оценочного зонирования, коэффициенты видов разрешенного использования земельных участков.

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 „Об утверждении нормативной цены земли” произведен расчет нормативной цены земельного участка, принадлежащего ГСК «Восточный», и заявителю выдана справка.

Данное постановление является действующим, Севреестр правомерно руководствовался им при расчете нормативной цены, поэтому признавать его действия неправомерными в данном случае у суда нет оснований. Следовательно, в данной части иск удовлетворению не подлежит.

По сути, истец оспаривает не действия ответчика, а нормативную оценку земли, с которой не согласен, однако к ответчику с заявлением о ее пересмотре не обращался, его решения по данному вопросу не знает, при таких обстоятельствах и таком способе защиты нарушенного права, как избрал истец, у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности произвести такой перерасчет. По мнению суда, избранный истцом способ защиты нарушенного права не обеспечит истцу его восстановления. С учетом изложенного в иске следует отказать. Судебные расходы отнести на истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.14, 62, 111, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска гаражно-строительного кооператива «Восточный» к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя об оспаривании расчета нормативной стоимости земли, понуждении к совершению действий отказать.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины отнести на ситца.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 июня 2016 года.

Судья