ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1999/19 от 05.01.2019 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

55RS0005-01-2019-002532-29

Дело № 2а-1999/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть объявлена 01 августа 2019 года

Мотивированное решение составлено 06 августа 2019 года

Первомайский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Еленской Ю.А. при секретаре судебного заседания Хандогиной К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению представителя департамента жилищной политики Администрации <адрес> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными решения о приостановлении государственного кадастрового учета,

установил:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (сокращенное наименование – Управление Росреестра по <адрес>) о признании незаконными решения о приостановлении государственного кадастрового учета.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении помещений, расположенных по адресу: <адрес><данные изъяты>, <адрес>, <данные изъяты> было приостановлено, поскольку в орган регистрации не представлены документы о присвоении, изменении, аннулировании адресов жилого помещения (были секции, стали квартиры) и не представлены документы, подтверждающие реконструкцию объектов недвижимости – присоединения общего имущества собственников многоквартирного дома.

С указанным решением Росреестра по <адрес> административный истец выражает несогласие, поскольку с заявлением представлен технический план помещения, подготовленный в связи с созданием квартир № , <данные изъяты>. При этом изменение адреса не производилось, поскольку фактически жилые помещения соответствуют требованиям, предъявляемым к квартирам, понятие «секция» в законодательстве отсутствует, а на кадастровом учете стоят многоквартирный дом и комнаты, расположенные в секциях многоквартирного дома, с видом разрешенного использования «жилое».

Кроме того, поскольку помещения общего пользования секции используются только проживающими в секции лицами, такие помещения общего пользования не являются общим имуществом многоквартирного дома применительно к положениям ст. 36 ЖК РФ, следовательно, оснований для выводов о реконструкции объектов недвижимости нет.

На основании изложенного, просит признать незаконными решения Управления Росреестра по <адрес> о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении помещений, расположенных по адресу: <адрес><данные изъяты> и признать незаконными решения апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> отклонении жалоб департамента на решения Управления Росреестра по <адрес> о приостановлении государственного кадастрового учета.

В возражениях на административный иск представитель административного ответчика просит в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме. Указывает, что документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствовали требованиям установленным законодательством Российской Федерации, в том числе не отражали, необходимую для государственного кадастрового учета информацию технические планы, подготовленные в связи с созданием помещений. Копия документа, подтверждающего присвоение адреса, в состав приложения технического плана не включена, однако в техническом плане имеется ссылка на адрес помещений, предоставленных к кадастровому учету. При отсутствии же присвоенного в установленном порядке адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, а также в отношении машино-места, заполняется строка «Местоположение объекта недвижимости». В ФИАС сведения о присвоении адреса образуемому помещению отсутствуют, следовательно, местоположение помещений должно быть указано надлежащим образом. Кроме того, в нарушение пункта 20 Требований к подготовке технического плана представленный заявителем технический план подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости. При этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана не приведены обоснования подготовки технического плана на основании декларации. Помимо прочего при рассмотрении жалоб в апелляционном порядке установлено, что по данным Единого государственного реестра недвижимости право собственности на указанные помещения, зарегистрировано на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ <адрес>». Согласно Приказу из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ <адрес> согласно приложению 1 передается, в том числе гостиница, инв. , расположенная по адресу: <адрес>. Действующим законодательством не предусмотрено нахождение квартир в зданиях, не являющихся многоквартирными домами. На основании изложенного для получения сведений о назначении здания, расположенного по адресу: <адрес>, органом регистрации прав направлены запросы, в том числе в бюджетное учреждение <адрес> «Омский центр кадастровой оценки и технической документации об уточнении наименования и назначения объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>. В адрес Управления ответ на запрос на момент рассмотрения дела не поступил.

В судебном заседании представитель департамента жилищной политики Администрации <адрес>ФИО1 требования административного иска поддержала в заявленном виде по основаниям, изложенным в нем.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по <адрес>ФИО2 требования административного иска не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по изложенным в отзыве доводам.

Заслушав ФИО1, ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По правилам ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Из материалов дела следует и установлено судебным разбирательством, что ДД.ММ.ГГГГ представитель департамента жилищной политики Администрации <адрес> обратился с заявлениями о государственном кадастровом учете помещений, расположенных по адресу: <данные изъяты>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости на кадастровом учет стоят многоквартирный дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>

Уведомлениями о приостановлении государственной регистрации кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> внимание заявителя на то, что при отсутствии присвоенного помещению в установленном порядке адреса, заполняется строка «Местоположение объекта недвижимости», в которой в соответствии с ФИАС указывается местоположение помещения с указанием слов Российская Федерация, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта улицы (при наличии), номера здания (при наличии) и номер помещения с учетом п. 20 Требований к подготовке технического плана. Кроме того, поскольку на кадастровый учет представлены новые объекты недвижимости – квартиры, образованные из помещений многоквартирного дома, заявителем должна быть обоснована реконструкция объекта капитального строительства или изменение площади многоквартирного дома и его частей.

Выражая несогласие с уведомлениями Управления Ростреестра по <адрес> о приостановлении кадастрового учета квартир, административный истец ссылается на то, что адрес вновь созданным помещениям не присваивался, а помещения общего пользования секций не входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Разрешая требования административного истца о признании незаконными решений о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении квартир, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Частью 1 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

Порядок указания в техническом плане адресных характеристик объекта недвижимости изложен в подпункте 7 пункта 43, подпункте 3 пункта 48 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Требования к подготовке технического плана).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 43 Требований к подготовке технического плана адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра. В случае отсутствия в государственном адресном реестре адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства вносится в технический план на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости.

Копия документа, подтверждающего присвоение адреса, включается в состав Приложения.

При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, а также в отношении машино-места, заполняется строка «Местоположение объекта недвижимости» в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение здания, сооружения, помещения, машиноместа, объекта незавершенного строительства с указанием: слов «Российская Федерация», наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар) - при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения, в том числе с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 20 Требований к подготовке технического плана.

Согласно подпункту 3 пункта 48 Требований к подготовке технического плана в раздел «Характеристики помещений, машино-мест в здании, сооружении» включается присвоенный в установленном порядке адрес, а при его отсутствии - местоположение помещения с указанием: слов «Российская Федерация», наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (например, город, село), улицы (например, проспект, шоссе, переулок, бульвар), номера многоквартирного дома). При этом дополнительно указываются вид муниципального образования (например, муниципальный район, городской округ, поселение) и тип (вид) городского (например, город, поселок) либо сельского (например, село, деревня) поселения.

В соответствии с п. 20 Требований к подготовке технического плана сведения о помещении и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения в многоквартирном доме.В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о помещении, машино-месте, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения и его площади, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта помещения, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ, или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, машино-место, и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию таких зданий, сооружений.

При отсутствии проектной документации здания или сооружения сведения о помещении, машино-месте указываются в техническом плане на основании Декларации, а также иных документов, предусмотренных федеральными законами, в частности: копии договора долевого строительства, содержащего описание такого помещения, машино-места, акта приема-передачи готового помещения, машино-места.

В административном иске и в судебном заседании представитель административного истца утверждал, что адрес квартирам в установленном законом порядке не присвоен.

Согласно уведомлениям о приостановлении государственного кадастрового учета, в ФИАС сведения о присвоении адреса образуемому помещению также отсутствуют.

Судебным разбирательством установлено, что к заявлениям о государственном кадастровом учете в орган регистрации были представлены технические планы квартир <данные изъяты> Войск<данные изъяты>, о чем в графе «Адрес объекта недвижимости» имеются соответствующие записи, в то время, как графа «Местоположение объекта недвижимости» не заполнена.

Между тем копия документа, подтверждающего присвоение адреса образуемым помещениям-квартирам, в состав приложения технических планов не включена.

Таким образом, в нарушение подпункта 7 пункта 43, подпункта 3 пункта 48 Требований к подготовке технического плана строка «Местоположение объекта недвижимости» раздела «Характеристики помещения» представленного технического плана не заполнен, а графа «Адрес объекта недвижимости» заполнена излишне.

Кроме того, применительно к п. 20 Требований к подготовке технического плана сведения о местоположении квартир указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение.

Объект капитального строительства – многоквартирный дом завершен строительством в <данные изъяты> году, данные о вводе его в эксплуатацию отсутствуют, о чем также имеются соответствующие записи в ЕГРН (л.д. 172-173 том 2).

Следовательно, в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, иные сведения о квартирах, за исключением сведений о местоположении квартир, должны были быть указаны в техническом плане на основании технического паспорта комнат, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ, или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта здания или сооружения, в котором расположены комнаты.

Аналогичные требования к оформлению технического плана содержатся в ч. 1 ст. 71 Федерального закона № 218-ФЗ.

Только в случае отсутствия проектной документации здания или сооружения сведения о квартирах указываются в техническом плане на основании Декларации.

К техническим же планам представлены декларации об объекте недвижимости-<адрес> (л.д. 235-239 том 1), (л.д. 6-10 том 2), (л.д. 29-33 том 2), (л.д. 48-52 том 2).

В то же время раздел «Заключение кадастрового инженера» технических планов не содержит обоснования подготовки технического плана на основании декларации.

В соответствии с п. 4 Требований к подготовке технического плана декларации об объекте недвижимости и составу содержащихся в ней сведений (приложение к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ) декларация заполняется также в случае, если законодательством Российской Федерации в отношении соответствующего объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на ввод здания, сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, разрешения на строительство объекта незавершенного строительства, технического паспорта помещения, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ, или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, документы органа власти, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию, должны содержать информацию о том, что получение разрешительной документации не требуется, либо о том, что разрешительная документация выдавалась, но отсутствует в соответствующих учреждениях, органах по причине их утраты, что согласуется с п. 4 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости и составу содержащихся в ней сведений (приложение к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ), а также п. 17 ст. 51 ГрК РФ.

Что касается требований Управления Росреестра по <адрес> к департаменту жилищной политики обосновать изменение площади многоквартирного дома и его частей за счет образования новых объектов недвижимости – квартир, то суд обращает внимание на следующее.

Как следует из понятийного аппарата ст. 1 ГрК РФ, реконструкцией объектов капитального строительства является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14).

Понятие реконструкции также определено в приложении «Справочное» нормативного документа «ВСН 61-89(р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования», утвержденного приказом Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ, как комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и приведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований.

«ВСН 61-89(р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования» являются действующим нормативно-правовым актом, распространяющимся на проектирование реконструкции и капитального ремонта жилых домов высотой до 16 этажей включительно. Нормы устанавливают дополнения и уточнения требований действующих Строительных норм и правил проектирования жилых зданий, их конструкций и систем инженерного оборудования, обусловленные объемно-планировочными и конструктивными особенностями реконструируемых и капитально ремонтируемых жилых домов.

Для реконструкции же объекта капитального строительства в обязательном порядке необходимо получение разрешение органа, уполномоченного на его выдачу.

Кадастровым инженером в заключении технических планов сделана ссылка на определение площади помещений для целей кадастрового учета.

Вместе с тем обоснование изменение площади частей многоквартирного дома кадастровым инженером не приведено, что не освобождает департамент жилищной политики от обязанности выполнить требования к подготовке технического плана, обосновать соответствие площадей секций площадям квартир, отсутствие (наличие) реконструкции дома и представить органу регистрации документы, предусмотренные п. 20 Требований к подготовке технического плана.

Применительно к изложенному, основания для приостановления государственной регистрации кадастрового учета приведены в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Решениями заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права при Управлении Росреестра по <адрес> (л.д. 79-81 том 2), (л.д. 82-84), (л.д. 85-87 том 2), (л.д. 86-88 том 2) уведомления от <данные изъяты>

При этом дополнительно обращено внимание заявителя на то, что по данным ЕГРН право собственности на помещения, входящие в состав секций <данные изъяты> зарегистрировано на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ <адрес>».

Согласно данному приказу из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ <адрес> согласно приложению 1 <данные изъяты>

Законодательством не предусмотрено нахождение квартир в зданиях, не являющихся многоквартирными домами.

На основании изложенного, Управлением Росреестра по <адрес> с целью получения сведений о назначении здания, расположенного по адресу: <адрес>, направлены запросы в казенное учреждение <адрес> «Муниципальный архив <адрес>», бюджетное учреждение <адрес> «Исторический архив <адрес>», федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны Росси о предоставлении документа, подтверждающего факт создания объекта, что не противоречит положениям Федерального закона № 218-ФЗ.

В частности, в соответствии с ч. 5 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании, в том числе на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Применительно к положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Такая совокупность в данном случае и основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Учитывая изложенное, уведомлениями Управления Росреестра по <адрес> государственный кадастровый учет приостановлен обоснованно, оснований для отмены уведомлений и решений апелляционной комиссии, а равно возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, не имеется.

Кроме того, из материалов дела следует, что уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> отказано в государственной кадастровом учете по тем же основаниям, что изложены в уведомлениях и решениях о приостановке в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета, определенного для устранения недостатков заявления и документов, приложенных к нему.

По правилам ч. 8 ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ в случае, если государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены по причине непредставления необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом регистрации прав посредством межведомственных запросов, заявитель уведомляется о его праве представить такие документы по собственной инициативе.

Поскольку по правилам ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, постольку судом не может быть дана оценка уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления представителя департамента жилищной политики Администрации <адрес> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными решения о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>1отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

мотивированное решение составлено 06.08.2019, не вступило в законную силу