УИД: 91RS0018-01-2019-002161-38
дело №2а-1999/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09.08.2019 г. Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Басараб Д.В.,
при секретаре судебного заседания Петренко А.Р.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО5,
представителя административного ответчика ФИО6,
административного ответчика ФИО2,
прокурора ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым, председателю Территориальной избирательной комиссии ФИО2 о признании незаконным и отмене итогового протокола проверки подписных листов, признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии
установил:
ФИО1 обратился в Сакский районный суд Республики Крым с административным иском к Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым о признании незаконным, отмене итогового протокола проверки подписных листов и возложении обязанности рассмотреть вопрос о регистрации в качестве кандидата в депутаты.
В дальнейшем подал уточнённое административное исковое заявление, в котором просил признать незаконным и отменить итоговый протокол проверки подписных листов, признать незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена председатель Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым ФИО2.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что им был подан пакет документов для выдвижения кандидатом в депутаты Ромашкинского сельского <адрес> Республики Крым второго созыва по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу. На основании протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку ФИО1, последнему отказали в регистрации кандидатом в депутаты Ромашкинского сельского <адрес> Республики Крым второго созыва по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу по п.7 ч.3 ст.483 ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>». С данным отказом ФИО1 не согласен, так как 22.07.2019 ему было выдано подтверждение получения документов для регистрации кандидата в порядке самовыдвижения. В указанном подтверждении было указано, что он вправе присутствовать при первоначальной проверки представленных подписей, которая будет проводится ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, каб.11 с 16:00час. до 18:00час. в указанное время и место он явился в здание администрации <адрес> Республики Крым по адресу: <адрес>, каб.11, однако по данному адресу заседания ТИК не проводилось. Из врученного ему ДД.ММ.ГГГГ итогового протокола стало известно о том, что ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты, так как не в полном объёме указаны сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей за кандидата в депутаты. В данном протоколе отсутствует место проведения собрания рабочей группы, не указаны лица, принимавшие участие в рабочей группе. В дальнейшем, решением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в регистрации в кандидаты в депутаты, так как на оборотной стороне подписного листа отсутствовали все необходимые паспортные данные кандидата в депутаты. Однако, с данным отказом в его регистрации как кандидата в депутаты, ФИО1 не согласен, потому что все данные о кандидате в депутаты и лице, проводившем сбор подписей, были указаны на лицевой стороне подписного листа, предоставленного им в ТИК, а также была приложена копия его паспорта.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования, предоставив слово своему представителю. На вопросы пояснил, что он с 16 до 17 часов приходил на заседание, увидел, что дверь закрыта и уехал по своим делам. Охранник на пропускном пункте был, я сказал, что иду в ТИК, он ему ничего не сказал. На вопросы суда пояснил, что он хотел присутствовать на заседании рабочей группы, но позвонила дочь и он сразу уехал. В здание администрации <адрес> он зашёл, но на пороге, когда он был возле охранника, раздался звонок дочери и он поехал к ней в роддом.
Представитель ФИО5, действующий в интересах административного истца ФИО1, в судебном заседании просил иск удовлетворить, пояснив, что его доверитель обратился в территориальную избирательную комиссию, предоставив документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Ромашкинского сельского поселения. 26 июля должно было быть рассмотрение членами избирательной комиссии предоставленных им документов, куда его вызвали в каб.11 в <адрес> с 16 до 18 часов. По прибытию в указанное время и место его доверитель, что дверь в кабинет № закрыта, комиссия по указанному адресу не заседала. Потом его вызвали по телефону и выдали решение ТИК в виде итогового протокола, которым было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Ромашкинского сельского поселения, о том, что изменили место заседания проведения ТИК его не уведомляли. Основанием для отказа в регистрации послужило то, что на обратной стороне подписного листа отсутствует дата его рождения. С данным отказом они не согласны, считают его необоснованным и незаконным по тем основаниям, что в подписном листе указаны полностью его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, паспортные данные, подписной лист он оформлял сам и он являлся сборщиком подписи, на обратной стороне он указала те сведения, которые ему сказали оформить. Дата рождения не была указана, однако она содержится в подписном листе и предоставленных ФИО1 документах (копия паспорта и личные данные в документах, которые он предоставил в ТИК). На основании данного решения ТИК было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Ромашкинского сельского совета, основанием для отказа также послужило несоответствие подписного листа форме и все подписи считаются недействительными. Указанные лица, которые поставили свои подписи, они реально существуют, оснований для того чтобы считать их недействительными, незаконными в ТИК отсутствуют. Они считают, что ТИК нарушила требования Российского законодательства, требования регионального законодательства, в связи с чем, просят решение ТИК отменить и обязать рассмотреть вопрос в качестве кандидата.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании пояснила, что требования административного истца не подлежат удовлетворению. Пояснив, что охранник находится возле двери ТИК, то есть каждый человек который приходит в ТИК однозначно встречается с охранником и охранник полностью владеет ситуацией, где находится ТИК. Их рабочее время с 9.00 до 18.00, в связи с тем, что очень большая загруженность, то продолжительность рабочего дня членов ТИК намного увеличивается. В 16.00 действительно заседала рабочая группа и в материалах дела имеется журнал регистрации присутствующих, то есть те люди, которые имели желание, подошли к 16.00 для того чтобы участвовать в заседании рабочей группы рассмотрения подписных листов, это два кандидата, один из Штормовского сельского совета, а другой из Охотниковского сельского совета, они подошли к двери ТИК, данным кандидатам было сказано, что сейчас завершиться определённый этап работы и через пару минут начнётся заседание рабочей группы по рассмотрению подписных листов. В связи с тем, что рабочая группа была в полном составе, два человека, которые пожелали присутствовать, то всех направили в 38 кабинет, который закреплён за ТИК для работы в период выборов, данный кабинет предоставлен <адрес> советом. Также добавила, что охранник всегда уточняет намерения каждого человека, кто заходит, если есть служебное удостоверение, то его пропускают, а если нет удостоверения и есть какие-либо вопросы, то вызывают специалиста к вертушке, либо если это кандидат в депутаты, то пропускают. Когда она прочитала иск, то обратилась в администрацию с просьбой просмотреть видео с 16.00 до 18.00, просмотрев увидела, что данный кандидат не подходил к двери ТИКа, дверь не закрывалась на ключ, так как ТИК работает в составе одиннадцати человек, часть членов ТИК являются членами рабочей группы по проверки подписных листов, поэтому эта часть организовала работу, встретила тех людей, которые имели желание присутствовать и таким образом в 38 кабинете произошло заседание рабочей группы. На вопросы суда пояснила, что если рассмотреть протокол заседания рабочей группы. То видно, что обнаружен код нарушения № (сведения о лице, осуществляющем сбор подписей указаны не в полном объёме). Действительно на лицей стороне подписной лист оформлен должным образом, претензий к сведениям о кандидате не имеется, все четырнадцать подписей на предмет подлинности в части паспортных данных избирателей тоже проверены. Далее члены рабочей группы рассматривали на сколько правильно заполнен подписной лист, на обороте в подписном листе не указана дата рождения лица, в связи с чем отказ по п.п.8 ч.12 ст.47 Закона Республики Крым №-ЗРК. У ТИК есть десять дней для того чтобы проверить полноту достоверности сведений, которые представил кандидат, рассмотреть подписные листы, своевременно известить кандидата если в итоговом протоколе усматриваются основания для отказа, что они сделали своевременно, уведомили, кандидат пришёл, итоговый протокол на руки получил, ознакомился с тем, какие нарушения были установлены и на девятый день, после подачи документов данным кандидатом было рассмотрено об отказе в регистрации либо о регистрации. Отказ в регистрации заключался именно в том, что достоверных подписей было не достаточно.
Административный ответчик ФИО6 в судебном заседании поддержала ФИО2
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, который полагал, что оснований для удовлетворения административного иск не имеется, так как в судебном заседании не установлено фактов нарушения члена избирательной комиссии законодательства, а также нарушений прав истца, поэтому оснований для удовлетворения административного иска не имеется, исследовав письменные материалы дела, пришёл к следующему выводу.
В соответствии со статьёй 34 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>» (далее по тексту - Закон Республики Крым №-ЗРК) ФИО1, как гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, имеет право на выдвижение кандидатом в депутаты путём самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В соответствии со статьёй 36 Закона Республики Крым №-ЗРК самовыдвижение кандидата производится путём уведомления об этом окружной избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований сельских поселений <адрес> Республики Крым на территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Крым» на территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Крым возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Ромашкинского сельского поселения.
Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым (с полномочиями избирательных комиссий муниципальных образований <адрес> Республики Крым) от ДД.ММ.ГГГГ№ «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес> Республики Крым второго созыва на территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Крым» на территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Крым возложены полномочия окружной избирательной комиссии Ромашкинского десятимандатного избирательного округа.
В соответствии с п.1 ст.40 Закона Республики Крым №-ЗРК окружная избирательная комиссия считается уведомленной о самовыдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Республики Крым №-ЗРК, после поступления в неё в письменной форме заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
Судом установлено, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ приобрёл права и обязанности кандидата путём предоставления уведомления в окружную избирательную комиссию Ромашкинского десятимандатного избирательного округа.
Данные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Руководствуясь п.7 ст.40 Закона Республики Крым №-ЗРК окружная избирательная комиссия выдала письменное подтверждение о получении представляемых в соответствии с Законом Республики Крым №-ЗРК документов о выдвижении кандидата. Указанное письменное подтверждение выдано ФИО8ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 20 минут.
В соответствии с п.1 ст.42 Закона Республики Крым №-ЗРК необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Статьёй 45 Закона Республики Крым №-ЗРК предусмотрено, что для регистрации кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения представляет в окружную комиссию: первый финансовый отчёт; информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 - 4 статьи 41 вышеуказанного Закона (если такие изменения имеются). Если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей, для регистрации вместе с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, представляется рад документов, в том числе подписной лист.
Согласно статье 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ) форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований на территории <адрес> Республики Крым второго созыва ДД.ММ.ГГГГ» минимальное число подписей, необходимое для поддержки выдвижения кандидата на выборах депутатов Ромашкинского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу составляет 10 подписей, максимальное число подписей, которое может быть представлено кандидатом, – 14 подписей.
Кандидатом ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 35 минут в территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Крым представлены подписной лист, содержащий 14 подписей избирателей и необходимый пакет документов для регистрации кандидата. Тем самым ФИО1 воспользовался приобретёнными правами кандидата.
Регламентируют правильность заполнения документов Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ и Закон Республики Крым №-ЗРК. Федеральным законом установлены единые формы подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах всех уровней (п.8 ст.37 Федерального закона), установлен единый порядок заполнения и заверения подписных листов.
Каждый подписной лист должен содержат определённые сведения, в том числе должны быть указана дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учётом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума (п.12 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N259-ФЗ; в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N104-ФЗ).
При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя (п.14 введён Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N259-ФЗ, в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N41-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N95-ФЗ).
Согласно ч.6.1 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В ч.12 ст.47 Закона Республики Крым №-ЗРК закреплено положение, согласно которому в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются: 8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
В своей деятельности территориальная избирательная комиссия <адрес> руководствуется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>», которыми предусмотрено, что подписные листы оформляются по форме согласно приложению 8 к Федеральному Закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и изготавливаются за счёт средств избирательного фонда кандидата (ст.43 Закона Республики Крым №-ЗРК).
В соответствии с п.7 ст.47 Закона Республики Крым №-ЗРК, решением территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ в территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым создана рабочая группа, деятельность которой заключается в проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов.
Из материалов дела следует, что ТИК <адрес>, руководствуясь ст.47 Закона Республики Крым №-ЗРК и соблюдая права кандидата, уведомила ФИО1 о заседании рабочей группы по проверки подписных листов путём вручения уведомления, содержащегося в Подтверждении получения документов для регистрации кандидата в порядке самовыдвижения кандидата по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу на выборах депутатов Ромашкинсконго сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном подтверждении указано, что проверка представленных подписей будет проводится по адресу: <адрес>, каб.11 ДД.ММ.ГГГГ с 16-00 час. до 18-00 час.
Суд находит несостоятельными доводы иска о том, что ФИО1 приходит в определённое время по указанному адресу, однако там никого не было, в связи с чем, он не смог принять участие в заседании рабочей группы, так как в судебном заседании ФИО1 на вопросы суда пояснил, что он примерно в 17 часов ДД.ММ.ГГГГ пришёл в администрацию <адрес> Республики Крым чтоб принять участие в заседании рабочей группы, однако на входе, когда он подошёл к охраннику, который находился возле каб.№ в здании по <адрес>, ему позвонила дочь, которая находилась в роддоме и он сразу поехал к ней, не заходя в кабинет №.
Кроме того, проведение заседания рабочей комиссии подтверждается имеющейся в материалах дела копией журнала учёта присутствия кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей, их уполномоченных представителей по финансовым вопросам или доверенных лиц при проведении проверки подписных листов, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ проводилось заседание рабочей группы, на котором присутствовали иные кандидаты в депутаты (ФИО9, ФИО10).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил копию итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
В итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Ромашкинского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу ФИО1, указано, что количество недостоверных (недействительных) подписей 14 (100%), количество достоверных подписей 0.
Согласно положений, закрепленных в ст.38. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, а также в ст.48 Закона Республики Крым №-ЗРК осуществляется соответственно окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в статьях 33 и 34 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частях 1, 3 и 4 статьи 40, частях 1–3 статьи 41 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в окружную избирательную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Суд критически относится к доводам истца, что обжалуемым итоговым протоколом нарушены права истца на его регистрацию кандидатом в депутаты, поскольку рабочий органом ТИК имеет полномочия и может отказать либо допустить кандидата к регистрации, т.к. исходя из системного толкования приведённых норм права, суд пришёл к выводу, что итоговый протокол носит промежуточный характер, избирательная комиссия при рассмотрении вопроса о возможности регистрации кандидата даёт ему оценку наряду с другими переданными на обсуждение материалами.
Итоговый протокол не может нарушить право истца на регистрацию кандидатом в депутаты, т.к. не является по своей правовой природе решением избирательная комиссия о регистрации кандидата в депутаты (отказа в регистрации).
Таким образом, требования о признании незаконным и отмене итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Ромашкинский сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлена недостоверность (недействительность) подписей 14 (100%) не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО1, являясь самовыдвиженцем лично собирал подписи избирателей. При заполнении подписного листа на лицевой стороне как кандидат указал свои Ф.И.О., дату, месяц, год рождения, место работы и должность, адрес места жительства.
Из обжалуемого решения об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что основанием для отказа послужило признание 14 подписей недействительными, по следующим основаниям: 14 подписей – на основании п.п.8 ч.12 ст.47 Закона Республики Крым №-ЗРК.
Из п.п.8 ч.12 ст.47 Закона Республики Крым №-ЗРК следует, что в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются: все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Так, на обороте подписного листа в графе «Подписной лист удостоверяю» истец указал ФИО1, <адрес> иные сведения, при этом отсутствует его дата рождения, которая должна была им указана.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 указал о себе сведения, как о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не в полном объёме.
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объёме.
Согласно пункту 12 статьи 37 названного федерального закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Суд находит несостоятельным доводы административного истца и его представителя ФИО5 о том, что на оборотной стороне подписного листа указана дата рождения ФИО1, а также то, что его дата рождения усматривается в приложенной копии паспорта, так как каких-либо оговорок о допустимости не указания предусмотренных законом сведений в подписном листе, в том числе даты рождения лица, осуществлявшем сбор подписей избирателей, избирательное законодательство не содержит. Также суд считает несостоятельным доводы, что ФИО1 хотел присутствовать на заседании рабочей группы но не смог, так как заседание по указанному адресу не проводилось, так как в судебном заседании, отвечая на вопросы суда ФИО1 пояснил, что в здание администрации <адрес> он зашёл, но на пороге, когда он был возле охранника, раздался звонок дочери и он поехал к ней в роддом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ принято в соответствии с действующим избирательным законодательством, нарушения процедуры принятия указанного решения судом не установлено, в связи с чем, требования ФИО1 о признании незаконным и отмене указанного выше решения не подлежат удовлетворению.
При отказе в иске судебные расходы истцу не возмещаются.
Руководствуясь ст.ст.174, 180, 227, 298 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым, председателю Территориальной избирательной комиссии ФИО2 о признании незаконным и отмене итогового протокола проверки подписных листов, признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд в течение пяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Д.В. Басараб
Решение суда в окончательной форме принято 12.08.2019.