УИН 78RS0011-01-2019-001536-87
Дело № 2а-1999/19 21 октября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:председательствующего судьи Пановой А.В.
при помощнике Малявине А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авдиенко ФИО16 к комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Дирекция по организации дорожного движения», Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании действий и бездействий незаконными,
у с т а н о в и л:
Авдиенко ФИО17 обратился в суд с иском к Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга», Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга, Управлению Государственной инспекции по безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решений, (действий) бездействия незаконными.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что согласно действующей редакции пункта 12.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090 стоянка транспортных средств под углом допускается исключительно в случае сочетания знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4-8.6.9, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение. Данное требование о необходимости таблички, иллюстрирующий способ постановки транспортного средства под углом в введено в действие постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 №315.
Уширения дороги в виде стояночной полосы, сконфигурированные для стоянки под углом у которых не установлены таблички 8.6.4-8.6.9 в том числе, но не исключительно, расположены:
- по Садовой улице вдоль Суворовского училища – Садовая ул.26, Садовая ул. 26 Д. - таблички 8.6.4- 8.6.9 не установлены, осуществляется массовая стоянка транспортных средств под углом в нарушение ПДД.
- по Садовой ул. вдоль Гостиного Двора от Невского проспекта до улицы Ломоносова – Невский пр., д.35, ул.Садовая, д.17 – таблички 8.6.4- 8.6.9 не установлены, осуществляется массовая стоянка транспортных средств под углом в нарушение ПДД.
- в переулке Гривцова 4 - таблички 8.6.4- 8.6.9 не установлены, осуществляется массовая стоянка транспортных средств под углом в нарушение ПДД.
- вдоль проспекта Добролюбова 13-23 - таблички 8.6.4- 8.6.9 не установлены, осуществляется массовая стоянка транспортных средств под углом в нарушение ПДД.
- вдоль проспекта Добролюбова 25-27 – установлена табличка 8.6.1, устанавливающая параллельный способ постановки, осуществляется массовая стоянка транспортных средств под углом в нарушение ПДД.
- по улице Яблочкова д.2-1 2А - таблички 8.6.4- 8.6.9 не установлены, осуществляется массовая стоянка транспортных средств под углом в нарушение ПДД.
- по улице Блохина 6/3 - таблички 8.6.4- 8.6.9 не установлены, осуществляется массовая стоянка транспортных средств под углом в нарушение ПДД.
- по улице Большая Морская от Кирпичного переулка до Невского проспекта – Большая Морская ул., д.11, Большая Морская ул., д.9, Большая Морская ул., д.14., Большая Морская ул., д.16 – установлена табличка 8.6.2, устанавливающая параллельный способ постановки, осуществляется массовая стоянка транспортных средств в несколько рядов, в нарушение ПДД.
Проектирование дорог по данным адресам, в т.ч. их уширений в виде стояночных полос, было осуществлено до введения законодательного требования о необходимости наличия таблички, иллюстрирующей способ постановки под углом, введенного в действие постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 №315. На момент проектирования дорог действовала редакция пункта 12.2 Правил дорожного движения, разрешавшая стоянку транспортных средств под углом в тех местах, где конфигурация (местное уширение проезжей части) допускается такое расположение. Конфигурация геометрических элементов уширения дорог в виде стояночных полос по данным адресам отвечают требованиям ГОСТ 33475-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования». Нормативный акт, регулирующий измеримые критерии для принятия решения по установке дорожных знаков отсутствует. В связи с этим городские власти произвольно устанавливают дорожные знаки, нарушая общественные интересы граждан.
Непредпринятие административными ответчиками действий направленных на разрешение стоянки транспортных средств под углом в местах, где это предусмотрено конструктивными особенностями дороги, направлено не на обеспечение безопасности движения и повышение пропускной способности, а исключительно на применение штрафных санкций. Действия (бездействия) административных ответчиков приводят к снижению пропускной способности и образованию заторов. При организации парковки параллельно краю проезжей части количество парковочных мест почти вдвое меньше, чем при организации стоянки транспортных средств плод углом, и не удовлетворяет имеющейся потребности в них, необходимости курсировать в поисках парковочного места, к снижению скорости потока т тем самым к снижению пропускной способности.
Административный истец считает, что административные ответчики своим бездействием по неустановке знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4-8.6.9 в местах местного уширения дороги в виде стояночной полосы, где парковка под углом предусмотрена проектной документацией; действиями в установке после 14.05.2015 табличек 8.6.1-8.6.3 в местах местного уширения дороги в виде стояночной полосы, где парковка под углом предусмотрена проектной документацией, нарушают его интересы по обеспечению потребности по количеству парковочных мест, в т.ч. осуществлению стоянки транспортных средств под углом к краю проезжей части в местах местного уширения дороги в виде стояночной полосы, интересы по безопасности движения и интересы по повышению пропускной способности дорог, нарушает права и свободы не только по передвижению, но и финансовые интересы из-за наложения штрафных санкций при осуществлении стоянки.
Административный истец просил признать незаконным тешения, действия (бездействия) административных ответчиков, направленные на запрет в Санкт-Петербурге стоянки транспортных средств под углом к краю проезжей части в местах, где проектной документацией предусмотрено местное уширение дороги в виде стояночной полосы, обязать административных ответчиков установить таблички 8.6.4-8.6.9 в местах, где проектной документацией предусмотрено местное уширение дороги в виде стояночной полосы, в том числе, но не исключительно:
По Садовой улице вдоль Суворовского училища – Садовая, 26, Садовая, 26Д,
По Садовой улице вдоль Гостиного двора от Невского проспекта до улицы Ломоносова – Невский пр. 35, Садовая, ул.17,
В переулке Гривцова, д.4
По улице Яблочкова д.2-1 2А
По улице Блохина 6/3
Вдоль проспекта Добролюбова 13-23
Вдоль проспекта Добролюбова 25-27
По улице Большая Морская от Кирпичного пер до Невского пр. – ул. Большая Морская д 11, Большая Морская д 9, Большая Морская д. 14, Большая Морская ул. д. 16.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил круг административных ответчиков, заявив требования к Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее – КРТИ), Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Дирекция по организации дорожного движения» (далее – СПб ГКУ ДОДД), Управлению Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УГИБДД ГУ МВД Росси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействия административных ответчиков по неустановке знаков 8.6.4-8.6.9 в местах, где проектная документацией предусмотрено местное уширение дороги в виде стояночной полосы:
-по Садовой улице вдоль Суворовского училища – Садовая ул., 26, Садовая ул. 26Д,
-по Садовой улице вдоль Гостиного Двора от Невского проспекта до улицы Ломоносова – Невский пр., 35, Садовая, 17,
-в переулке Гривцова, 4,
-по улице Яблочкова, д.2-12А,
-по улице Блохина 6/3,
-вдоль проспекта Добролюбова 13-27,
-вдоль «Сытницкого рынка» по адресу «Сытницкая» площадь 3-7,
-напротив Университета ИТМО по адресу «Сытницкая» улица 10-12,
-по улице Большая Морская от Кирпичного переулка до Невского проспекта – Большая Морская ул., 11, Большая Морская ул., 9, Большая Морская ул.14, Большая Морская ул.16,
-Большая Морская ул.26,
-Большая Морская ул. 39 у отеля Астория,
-Исаакиевская пл.1,
-по улице Ждановская, 27,
-по улице Савушкина 128 к.1,
-по улице Савушкина 117 к.2,
-Комендантский пр. 34А,
-Лиговский пр. 48-137 (четные и нечетные),
-Заозерная ул. 20.
Признать незаконными бездействия КРТИ по не направлению поручения подведомственному СПб ГКУ ДОДД установить знаки 8.6.4-8.6.9 в местах, где проектной документацией предусмотрено местное уширение дороги в виде стояночной полосы по указанным адресам.
Признать незаконным бездействия СПБ ГКУ ДОДД по не выдаче технического задания подрядчикам на выполнение проектно-изыскательных работ по установке ТСОДД – знаков 8.6.4-8.6.9 в местах, где проектной документацией, предусмотрено местное уширение дороги в виде стояночной полосы по указанным адресам.
Признать незаконным бездействия СПб ГКУ ДОДД о непринятию решения по установке знаков 8.6.4-8.6.9 в местах, где проектной документацией предусмотрено местное уширение дороги в виде стояночной полосы по указанным адресам и неустановке знаков.
Признать незаконным бездействие УГИБДД ГУ МВД Росси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по не направлению поручения в адрес СПб ГКУ ДОДД в рамках соглашения от 2013 года по неустановке знаков 8.6.4-8.6.9 в местах, где проектной документацией предусмотрено местное уширение дороги в виде стояночной полосы по указанным адресам.
Признать незаконным действия административных ответчиков по установке табличек 8.6.1-8.6.2 (устанавливающий параллельный способ парковки), где проектной документацией предусмотрено местное уширение дороги в виде стояночной полосы:
-по улице Большая Морская от Кирпичного пер. до Невского пр. – Большая Морская ул. 11, Большая Морская ул.9. Большая Морская ул.14, Большая Морская ул.16,
-вдоль проспекта Добролюбова 13-27,
-в переулке Гривцова 4,
-Лиговский пр.48-137.
Признать незаконным действия СПб ГКУ ДОДД по выдаче технического задания, согласования проектно-изыскательской документации и подписания акта ввода в эксплуатацию ТСОДД – табличек 8.6.1-8.6.2 по указанным адреса.
Признать незаконным действия УГИБДД ГУ МВД Росси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по согласованию установки табличек 8.6.1-8.6.2 по указанным адресам.
Обязать административных ответчиков установить знаки 8.6.4-8.6.9 в местах, где проектной документацией предусмотрено местное уширение дороги в виде стояночной полосы:
-по Садовой улице вдоль Суворовского училища – Садовая ул., 26, Садовая ул. 26Д,
-по Садовой улице вдоль Гостиного Двора от Невского проспекта до улицы Ломоносова – Невский пр., 35, Садовая, 17,
-в переулке Гривцова, 4,
-по улице Яблочкова, д.2-12А,
-по улице Блохина 6/3,
-вдоль проспекта Добролюбова 13-27,
-вдоль «Сытницкого рынка» по адресу «Сытницкая» площадь 3-7,
-напротив Университета ИТМО по адресу «Сытницкая» улица 10-12,
-по улице Большая Морская от Кирпичного переулка до Невского проспекта – Большая Морская ул., 11, Большая Морская ул., 9, Большая Морская ул.14, Большая Морская ул.16,
-Большая Морская ул.26,
-Большая Морская ул. 39 у отеля Астория,
-Исаакиевская пл.1,
-по улице Ждановская, 27,
-по улице Савушкина 128 к.1,
-по улице Савушкина 117 к.2,
-Комендантский пр. 34А,
-Лиговский пр. 48-137 (четные и нечетные),
-Заозерная ул. 20.
Обязать КРТИ направить поручение подведомственному СПбГКУ ДОДД установить знаки 8.6.4-8.6.9 в местах, где проектной документацией предусмотрено местное уширение дороги в виде стояночной полосы по указанным адресам.
Обязать СПб ГКУ ДОДД заключить договор с подрядчиком и выдать техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ по установке ТСОДД - знаков 8.6.4-8.6.9 в местах, где проектной документацией предусмотрено местное уширение дороги в виде стояночной полосы по указанным адресам.
Обязать СПб ГКУ ДОДД принять решение и осуществить установку знаков 8.6.4 -8.6.9 в местах, где проектной документацией предусмотрено местное уширение дороги в виде стояночной полосы по указанным адресам.
Обязать УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области согласовать в рамках соглашения от 2013 года установку знаков 8.6.4 -8.6.9 в местах, где проектной документацией предусмотрено местное уширение дороги в виде стояночной полосы по указанным адресам.
Признать незаконным действия административных ответчиков по подписанию Актов приема работ по установке дорожных знаков постоянной дислокации в местах, где они фактически не были установлены (были установлены после подачи административного иска):
-в переулке Гривцова, 4,
-по Садовой улице вдоль Гостиного двора от Невского проспекта до улицы Ломоносова – Невский пр.35, Садовая ул.17.
УГИБДД ГУ МВД Росси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области является структурным подразделением Главного управления МВД Росси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком по делу выступать не может. В связи с чем в качестве административного ответчика в дело вступило Главное управление МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – ГУВД).
Административный истец в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель административного истца по доверенности и ордеру Голянова В.П. в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика КРТИ по доверенности Юрченко Н.М. в судебное заседание явилась, представила письменный отзыв на административный иск, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель административного ответчика СПбГКУ ДОДД по доверенности Дружинин И.Н. в судебное заседание явился, представил письменные возражения на административный иск, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель административного ответчика ГУВД Хайченко А.Ю. в судебное заседание явился, представил письменный отзыв на административный иск, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав представителей стороны, специалистов ...... изучив материалы дела, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 9 и в части 10 данной статьи — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Компетенция и полномочия Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга определены в Положении о Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 №836.
Комитет является исполнительным органом власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику в области развития объектов транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, планирования развития транспортного комплекса Санкт-Петербурга, организации дорожного движения и хранения транспортных средств и координирует деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Основными задачами Комитета являются:
- обеспечение контроля и координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также подведомственных Комитету государственных унитарных предприятий и государственных учреждений в сфере развития и функционирования транспортного комплекса Санкт-Петербурга и организации дорожного движения в Санкт-Петербурге,
- реализация государственной политики в сфере развития и функционирования транспортного комплекса Санкт-Петербурга, включая развитие объектов транспортно-логистической инфраструктуры, организации дорожного движения и хранения транспортных средств,
- разработка и реализация совместно с федеральными органами государственной власти и исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга программ развития транспортного комплекса Санкт-Петербурга, направленных на рост его эффективности и повышение объемов транспортных услуг в сфере экспортно-импортных операций,
- разработка и реализация программ и мероприятий по развитию объектов транспортной инфраструктуры, улучшению транспортно-эксплутационного состояния дорог и дорожных сооружений.
Для реализации данных задач Комитету предоставлены полномочия по устройству наземных пешеходных переходов, установке недостающих дорожных знаков, светофорных объектов, установке дорожных ограждений на искусственных дорожных сооружениях, а также обеспечение содержания следующих элементов обустройства автомобильных дорог: наземных пешеходных переходов, дорожных знаков, светофоров и других устройств для регулирования дорожного движения (включая дорожные ограждения, установленные на искусственных дорожных сооружениях), в том числе обеспечение ухода за разметкой, нанесения вновь и восстановления изношенной разметки (пункт 3.4.6 Положения). А
Согласно пункта 3.15 данного Положения Комитет создает и обеспечивает функционирование парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, предоставляемых на платной основе или без взимания платы, а также обеспечивает организацию дорожного движения на основании проектов и схем организации дорожного движения, утверждаемых в порядке, установленном Комитетом (пункт 3.16 Положения).
В соответствии с пунктом 4.27 Положения для реализации данных полномочий было создано Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга", которое в соответствии с пунктом 1.7. Положения является подведомственным Комитету учреждением.
В соответствии с пунктом 2.2. Устава Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга», утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 05.12.2011 года №3239-рз одним из направлений деятельности СПб ГКУ ДОДД является организация комплексного согласованного выполнения работ по научно-исследовательским, опытно-конструкторским разработкам, проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и эксплуатации объектов организации дорожного движения, в том числе входящих в состав информационно-телекоммуникационной (интеллектуальной) транспортной системы Санкт-Петербурга. Также, согласно Устава, СПб ГКУ ДОДД осуществляет:
- организацию работ по формированию и учету технического состояния объектов, обеспечивающих повышение уровня организации дорожного движения на территории Санкт-Петербурга, проведение работ по улучшению состояния объектов, обеспечивающих организацию дорожного движения, их реконструкция и модернизация, а также подготовка плана мероприятий, направленного на повышение безопасности дорожного движения на территории Санкт-Петербурга,
- разработку и осуществление мероприятий по повышению уровня организации дорожного движения, совершенствованию схем движения транспорта по улично-дорожной сети.
УГИБДД ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к Главному управлению МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 25.08.2015 года. В связи с чем, УГИБДД ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, не может выступать в качестве административного ответчика, в качестве надлежащего административного ответчика привлечено Главное управление МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Распоряжением КРТИ от 25.12.2018 года №629-р СПб ГКУ ДОДД наделена полномочиями получателя бюджетных средств, в том числе по целевым статьям 0550060360 «Расходы на содержание и установку технических средств организации дорожного движения».
29.12.2018 года между КРТИ и СПб ГКУ ДОДД заключен договор о порядке взаимодействия КРТИ и СПб ГКУ ДОДД при реализации Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2018 №711-144 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Пунктами 2.2.1 и 2.2.2 данного договора СПБ ГКУ ДОДД осуществляет бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, предусмотренные статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также деятельность по осуществлению и исполнению закупок работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию объектов организации дорожного движения для обеспечения государственных нужд Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом от 05.04.3013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 года №1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» и распоряжением №629-р от 25.12.2018 года.
Аналогичные договоры были заключены КРТИ и СПб ГКУ ДОДД в 2013, 2014, 2017 годах (л.д.185-200).
Приказом ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 24.06.2015 N 378 "Об утверждении Положения об Управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" утверждено Положение об УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Основными задачами УГИБДД являются участие в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области; организация и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного надзора и специальных разрешительных функций в области безопасности дорожного движения; координация в пределах, предоставленных руководителем ГУ МВД России, полномочий деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения. Для реализации данных задач УГИБДД разрабатывает предложения по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, принимает меры по их реализации, участвует в разработке и реализации целевых программ повышения безопасности дорожного движения, предписывает или разрешает соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 15.06.1998 года №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» определено, что одной из обязанностей Госавтоинспекции является осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в том числе, к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, к которым относятся в том числе и дорожные знаки (пункт 11). Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.
Таким образом, УГИБДД ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в рамках предоставленных полномочий предписывает и разрешает уполномоченным учреждениям установку и снятие технических средств организации дорожного движения, путем проверки предоставляемых схем организации дорожного движения на соответствие требованиям ГОСТ, в том числе схемы расположения технических средств организации дорожного движения.
29.11.2013 года между УГИБДД МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и СПБ ГКУ ДОДД было заключено Соглашение о взаимодействии при проведении работ по проектированию, реконструкции, строительству и содержанию технических средств организации дорожного движения. Целью заключения данного Соглашения являлась совместная работа сторон по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Санкт-Петербурга, в том числе при проведении работ по проектированию, реконструкции, строительству и содержанию технических средств организации дорожного движения, а так строительству и содержанию технических средств организации дорожного движения, а также во исполнение решений, принятых на совещании, проводимом под председательством Губернатора Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко по вопросу повышения уровня организации взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и УГИБДД ГУ МВД Росси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 10.04.2013 года. В соответствии с которым СПБ ГКУ ДОДД принимает для рассмотрения предложения УГИБДД МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УГИБДД рассматривает схемы расстановки технических средств организации дорожного движения на соответствие ГОСТ (л.д. 93-99 том 3).
Таким образом, полномочиями по организации дорожного движения в том числе с применением технических средств предоставлены СПб ГКУ ДОДД.
Согласно п. 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года №1090 «О Правилах дорожного движения» участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил.
Согласно пунктами 12.1 и 12.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года №1090 «О Правилах дорожного движения», остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре. ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» и линиями дорожной разметки, знаком 6.4. с одной из табличек 8.6.1- 8.6.9, а также линиями дорожной разметки или без таковых.
Сочетание знака 6.4. с одной из табличек 8.6.4-8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9.
Табличка 8.6.1 указывает, что все транспортные средства должны быть поставлены на стоянку на проезжей части вдоль тротуара. Таблички 8.6.2 – 8.6.9 указывают на способ постановки транспортных средств, в частности табличка 8.6.4 предписывает установку транспортного средства под углом относительно тротуара.
До внесения изменения в данный пункт Правил дорожного движения постановлением Правительства Российской Федерации № 315 от 02.04.2015 года (до 15.04.2015 года) ставить транспортное средство разрешалось в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается свить в два ряда.
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9.
Таким образом, в настоящее время, в случае если со знаком 6.4 не установлена табличка, указывающая на способ постановки транспортного средства на стоянку, транспортное средство разрешается ставить в один ряд параллельно краю проезжей части. В связи с чем, требования истца о признании бездействия административных ответчиков по неустановке табличек определяющих способ стоянки транспортного средства, по ненаправлению поручений, по непринятию решений, по невыдаче технических заданий по установке табличек 8.6.4-8.6.9 не подлежат удовлетворению, т.к. обязанность установки данной таблички при установке знака 6.4 «Парковка (парковочное место) не установлена, т.к. Правилами дорожного движения РФ определено правило постановки транспортного средства на стоянку параллельно краю тротуара. Отсутствие данных табличек не может нарушать права истца, т.к. способ постановки транспортного средства на стоянку определен Правилами дорожного движения РФ.
ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные» регулирует технические средства по установке дорожных знаков, но не устанавливает правила их установки, критерии для принятия решения об их установки. В соответствии с пунктом 5.7.5 данного ГОСТа знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» применяют для обозначения площадок, предназначенных для стоянки транспортных средств, с одной из табличек 8.6.1 – 8.6.9 – для обозначения околотротуарных стоянок. При этом данный ГОСТ в пункте 6.3 предусматривает минимальные размеры одного стояночного места, при последовательном размещении автомобилей вдоль края проезжей части или края стояночной площадки должны быть не менее 2,5х7,5 (2,5х6,5) м для легковых и 3,0х11,0 м для грузовых автомобилей без прицепа, при параллельном размещении транспортных средств относительно друг друга – соответственно 2,5 х5,0 и 3,5 х8,5 м. Пункт 4.1 ГОСТ Р 52289-2004 предусматривает, что технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если необходимость их применения обоснована конкретными условиями движения.
В соответствии с пунктами 6.1.3 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» при разметке дорог ширину полосы движения принимают с учетом категорий дорог согласно требованиям действующих строительных норм и правил. На дорогах, элементы поперечного профиля которых не соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил, ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения.
Расчетные параметры улиц и дорог городов, содержащиеся в таблице 11.2 СП 42.13330-2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», предполагают выбор ширины полосы движения не менее 3,0 м (в зависимости от категории дороги и улицы, а также движения по полосе автобусов и троллейбусов ширина полосы должна составлять до 3,75 м).
Таким образом, минимально допустимая для движения транспортных средств ширина полосы равна 3,0 м.
С учетом требований изложенных в Примечаниях к таблице 11.2 СП 42.13330-2016 об увеличении ширины тротуара на 0,5 м при его непосредственном примыкании к зданиям или оградам, с учетом минимально допустимой ширины тротуаров, равной 2 м, общая ширина тротуара должна составлять не менее 2,5 м.
Минимальные размеры стояночного места для легкового автомобиля при параллельном размещении автомобилей относительно друг друга принимаются равными 2,5 м ? 5,0 м в соответствии с пунктом 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004.
В соответствии с пунктом 12.4 Правил дорожного движения Российской Федерации остановка запрещается в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м.
Принимая во внимание указанные нормативные требования по заявленным истцом адресам, а также имеющиеся габариты, судом установлено:
Садовая ул. вдоль Суворовского училища – Садовая ул., д. 26, Садовая ул., д. 26 Д:
максимальная ширина тротуара в местах обустройства уширений составляет 2,3 м; ширина конструктива – 1,5 м, ширина правой полосы составляет 3,5 м; парковка транспортных средств под углом к проезжей части сужает полосу для движения до 0,0 м (л.д.59-60, 115-116 том 3, л.д. 214 том 1);
Переулок Гривцова, д. 4:
пер. Гривцова, являясь продолжением Московского проспекта, обеспечивает транспортную связь периферийных районов с центральной частью города, на всем протяжении четной стороны пер. Гривцова запрещена остановка транспортных средств на четной стороне, ширина правой полосы составляет 3,6 м, ширина околотротуарной парковки – 2,1 м, парковка транспортных средств под углом к проезжей части сужает полосу для движения до 0,7 м (л.д.207 том 1, л.д.7, 123-124 том 3),
Ул. Яблочкова д. 2 – д. 12 А:
максимальная ширина тротуара в местах обустройства уширений составляет 2,2 м, ширина околотротуарной парковки 1,6 м, обустроенные уширения не обеспечивают требуемую ширину тротуара; припаркованные под углом автомобили еще более сужают ширину тротуара, в наиболее узком месте до 1,3 м. При этом знака 6.4 не имеется (л.д.209-210 том 1, л.д. 15, 117-119 том 3);
ул. Блохина, д. 6/3:
ширина полосы составляет 4,5 м, ширина околотротуарной парковки – 2 м, при парковке транспортных средств под углом к проезжей части расстояние до сплошной линии разметки составит 1,5 м. При этом знак 6.4 не установлен (л.д.16 том 3, л.д.211 том 1);
пр. Добролюбова д. 13 – д. 27:
на пр. Добролюбова организовано движение автобусов и троллейбусов, ширина правой полосы составляет 4,0 м, ширина околотротуарной парковки составляет 1,6 м, парковка транспортных средств под углом к проезжей части сужает полосу для движения до 0,6 м (л.д.8-14,125-127 том 3, л.д. 215-218 том 1);
Большая Морская ул. от Кирпичного пер. до Невского пр., Большая Морская ул., д. 11, Большая Морская ул., д. 9,Большая Морская ул., д. 14,Большая Морская ул., д. 16:
на Большой Морской ул. одностороннее движение, организовано движение автобусов, ширина правой полосы составляет 4,4 м, левой – 4,2 м, ширина конструктива составляет 1,9 - 2,6 м, парковка транспортных средств под углом к проезжей части сужает правую полосу для движения до 1,4 м, левую – до 2 м (л.д. 18-24, 120-121 том 3, л.д. 212-213 том 1, л.д.32-47 том 2);
Большая Морская ул., д. 26:
место для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, для которых требуется больше места при посадке и высадке из транспортных средств (пункт 5.2.4 СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), разметку места для стоянки (парковки) транспортных средств инвалида на кресле-коляске следует предусматривать размерами 6,0?3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины) (л.д. 121а том 3);
Ждановская ул., д. 27:
местные уширения для парковки не предусмотрены, знака 6.4 не имеется (л.д.63-76 том 2, л.д.130-131 том 3);
Ул. Савушкина, д. 117, к. 2: ширина полосы составляет 4,6 м; ширина околотротуарной парковки – 3 м, при парковке транспортных средств под углом к проезжей части расстояние до сплошной линии разметки составит 2,6 м, знака 6.4 не имеется (л.д. 77-113 том 2, л.д. 49 том 1, л.д. 128-129 том 3). По сообщению Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга данная территория не учтена в технических документах и не находится в ведении города, в связи с чем до ее учета в технической документации бюджетные средства на ее обустройства и размещение технических средств организации дорожного движения не могут расходываться (л.д. 1 том 2);
Комендантский пр., д. 34 А:
планировочным решением бокового проезда не предусмотрено уширение проезжей части – не обустроен конечный участок, на самом проспекте не имеется уширений для парковки транспортных средств, знака 6.4 не имеется (л.д.114-133 том 2, л.д.143-145 том 3);
Лиговский пр., д. 81-89, д. 101-105, д. 107, д. 115-121, д. 137:
ширина правой полосы составляет 3,5 м, ширина конструктива – 1,8 м, парковка транспортных средств под углом к проезжей части сужает полосу для движения до 0,3 м (л.д.31-40,135-142 том 3, л.д. 134-152 том 2)
Лиговский пр., д. 58, д. 81-89:
ширина правой полосы составляет 5,0 м, ширина околотротуарной парковки – 1,8 м, парковка транспортных средств под углом к проезжей части сужает полосу для движения до 1,8 м (л.д. 31-34, 135-142 том 3, л.д. 134-152 том 2)
Лиговский пр., д. 64-66, д. 65-67, д. 93-99:
ширина правой полосы составляет 3,0 м, ширина конструктива – 1,8 м, парковка транспортных средств под углом к проезжей части сужает полосу для движения до 0,0 м (л.д.35, 27-28, 135-142 том 3, л.д. 134-152 том 2);
Лиговский пр., д. 49-53, д. 59-63, д.73:
ширина правой полосы составляет 4,5 м, ширина околотротуарной парковки – 1,8, парковка транспортных средств под углом к проезжей части сужает полосу для движения до 1,3 м (л.д. 29, 135-142 том 3, л.д. 134-152 том 2);
Лиговский пр., д. 76-126:
ширина правой полосы составляет 3,5 м, ширина околотротуарной парковки – 1,8 м, парковка транспортных средств под углом к проезжей части сужает полосу для движения (л.д. 27-28, 135-142 том 3, л.д. 134-152 том 2);
Заозерная ул., д. 20:
по технической документации дороги отсутствует местное уширение проезжей части на участке между Смоленской ул. и д. 22, знака 6.4 не имеется (л.д. 110 -132-133 том 3, л.д.153-166 том 2).
Данные обстоятельства также подтверждаются заключением специалистов <данные изъяты> которые обладают необходимым высшим техническим образованием в области организации перевозок на транспорте, организации безопасности движения, являющимися специалистами Отдела организации дорожного движения СПб ГКУ ДОДД (л.д.146-159, 163-165 том 3).
Таким образом, организовать парковку транспортных средств под углом к краю проезжей части, установив табличку 8.6.7, как желает административный истец, без нарушения нормативных требований ГОСТ невозможно в силу объективных обстоятельств. Организация парковки под углом в данных местах не будет обеспечивать безопасность дорожного движения, а также снизить пропускную способность дороги, создавая помехи для движения транспортных средств.
Проектная документация по выполнению местных уширений для организации парковочных мест не сохранилась, по пр.Добролюбова организация схемы дорожного движения в части установки дорожных знаков в том числе знак парковки и таблички со способом постановки транспортного средства была разработана и реализована в рамках капитального ремонта с изменением конфигурации в 2012 году, в отношении улицы Большая Морская - в 2010 году (л.д. 70-90 том 3).
установка знака с табличкой
На нечетной стороне улицы Садовой со стороны Гостиного двора знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» с табличкой 8.6.7 были установлены до внесения изменений в пункт 12.2 Правил дорожного движения РФ в 2014 году, что подтверждается согласованной УГИБДД МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области схемой размещения дорожных знаков, а также Актом ввода и передачи в эксплуатацию ТСОДД от 25.11.2014 года в рамках договора между СПб ГКУ ДОДД и ЗАО «ДорСпецМонтаж» (л.д.188 а – 189 том 2, л.д. 114 том 3). Что также опровергает утверждение административного истца о том, что знак и табличка были установлены после его обращения с данным административным иском в суд.
У дома 39 по ул.Большая Морская у отеля Астория дорожный знак 6.4 «Парковка» с табличкой 8.6.7 (стоянка под углом) были установлены в 2017 году (л.д. 190-191 том 2, л.д.122 том 3).
По адресу Исаакиевская площадь дом 1, где расположен выставочный комплекс «Манеж», согласно технической документации уширения для парковки транспортных средств не имеется. У дома 4 по Исаакиевской площади, где находится Исаакиевский собор, имеется уширения для парковки транспортных средств, в том числе и для инвалидов, установлен знак 6.4 с табличкой 8.6.5 в 2016 году в соответствии с государственным контрактом №0372200213516000084 от 15.062016 года между СПб ГКУ ДОДД и ООО «Безопасные дороги» (л.д. 192-210 том 2, л.д. 134 том 3).
По адресу: ул.Савушкина, д.128 корпус 1 дорожный знак 6.4 с табличкой 8.6.8 установлены в 2013 году в рамках государственного контракта СП ГКУ ДОДД с ЗАО «Трест» (л.д.212-221 том 2, л.д. 129а том 3)
Дорожные знаки 6.4 с табличкой 8.6.3 по адресу: Санкт-Петербург, пер.Гривцова, дом 4 были установлены в 2017 году, а не после подачи административного иска в суд, согласно государственного контракта №0372200213517000015 от 01.06.2017 с ИП Ульвис М.П. (л.д. 226-227 том 2).
Схема организации дорожного движения на проспекте Добролюбова в части парковки путем установки знака 6.4 с табличками 8.6.3 и 8.2.1, разработана, согласована и реализована ООО «Магистраль» в 2011 году по заказу ГУ «Дирекция транспортного строительства» (л.д. 225-227 том 2).
На улице Большой Морской схема дислокации дорожных знаков, в том числе 6.4 с табличкой 8.6.3, была разработана и реализована ООО «Конвера-Д» в рамках проекта замены покрытия тротуаров и модернизации технических средств организации дорожного движения в 2017 году.
Из объяснений административного ответчика СПб ГКУ ДОДД по Лиговскому проспекту 48-137 в 2018 году были заменены ранее существовавшие таблички 8.6.7 на таблички 8.6.3 в соответствии с разработанными и согласованными на совещании с УГИБДД схемами организации дорожного движения в виду снижения пропускной способности крайней полосы проезжей части (л.д. 228-238 том 2).
По адресу Сытнинская площадь знак 6.4 с табличкой 8.6.5 установлены в 2019 году, у дома 1-12 по ул.Сытнинской знак 6.4 с табличкой 8.6.9 также были установлены в 2019 году после оценки дорожной ситуации в том числе на безопасность дорожного движения.
Как пояснил в судебном заседании Скуридин С.В. выбор способа постановки транспортного средства на стоянку под углом к краю проезжей части в случае конфигурации (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение в соответствии с пунктом 12.2 Правил дорожного движения РФ осуществляется исходя из ряда факторов, таких как пропускная способность дороги, интенсивность дорожного движения транспортных средств, уровень загрузки участка улично-дорожной сети, состав потока транспортных средств, учитывающий движение маршрутных транспортных средств, обладающих меньшими возможностями для маневрирования по сравнению с легковыми автомобилями, количество полос для движения, расстояние до осевой линии разметки, разделяющей встречные направления или разделительной полосы, ширина тротуара, транспортное значение участка улично-дорожной сети.
Возможность организации парковки по заявленным истцом адресам под углом к краю проезжей части обусловлена его субъективным мнением.
Требования Авдиенко К.В. о признании действий по установке табличек 8.6.1-8.6.2 по ул.Большая Морская, в переулке Гривцова и Лиговскому проспекту, по выдаче технического задания и согласованию не подлежат удовлетворению, т.к. данные действия являются законными обусловленными оценкой дорожной ситуации, нормативам по минимальной ширине полосы дороги, тротуара, совершенными в пределах предоставленных административным истцам полномочий.
Приказ Министерства транспорта РФ от 17.03.2015 года №43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения» утратил силу 30.05.2019 года и не предусматривал критерии по организации парковочных мест.
Статьи 3 и 22 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» устанавливают приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, который является одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, при этом изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются. Установлен приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов.
В обоснование нарушения прав административный истец ссылается на свободу передвижения. Суд полагает, что нарушения прав административного истца существующей организацией парковки не может нарушать прав административного истца на свободу передвижения, вызвана транспортной загруженностью дорог, невозможностью в желаемом административным истцом объеме с учетом исторической застройки обеспечить большее количество парковочных мест. При этом защита права административного истца не должна нарушать права иных граждан на свободе передвижения без заторов, без изменения траектории движения и безопасность дорожного движения. Парковка автомобилей «вторым рядом», в местах, где парковка запрещена, либо парковка автомобиля иным способом, чем предусмотрено Правилами дорожного движения РФ свидетельствует о пренебрежении водителями установленных требований к парковке транспортных средств, что предусматривает административную ответственность. За нарушение установленных правил парковки транспортного средства на переулке Гривцова, д.4 административный истец 21.02.2019 года был подвергнут административному наказанию в виде штрафа (л.д.12 том 1). Данное постановление им не обжаловалось.
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец исчисляет срок с момента его привлечения к административной ответственности 21.02.2019 года, в суд с данным административным иском административный истец обратился 09.04.2019 года в пределах предусмотренного законом трехмесячного срока. Суд полагает, что в данном случае срок подлежит исчислению с момента изменения требований к парковке транспортных средств к адресам, где предусмотрена местные уширения для парковки и установлен знак 6.4.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175, 177, 180, 277 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Авдиенко ФИО18 в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
......