ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-199/19 от 11.02.2020 Жигаловского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Жигалово 11 февраля 2020 года

Жигаловский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего Бакшеевой Т.А.,

при секретаре Алферовой Л.С.,

с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Жигаловского района – Кравцова Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5/2020 по административному иску прокурора Жигаловского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министру лесного комплекса Иркутской области и Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании распоряжения министра лесного комплекса Иркутской области незаконным.

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец - прокурор Жигаловского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Министру лесного комплекса Иркутской области ФИО2 и Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании распоряжения министра лесного комплекса Иркутской области незаконным, указав, что прокуратурой Жигаловского района в ходе проверки исполнения законодательства при предоставлении лесных участков при строительстве линейных объектов установлено, что 18.09.2017 между министерством лесного комплекса Иркутской области и Акционерным обществом «Краснодаргазстрой» заключен договор аренды лесного участка № 91-318/17.

АО «Краснодаргазстрой» в соответствии с вышеназванным договором № 91-318/17 от 18.09.2017 передан в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, имеющий местоположение Жигаловское лесничество, Тутурское участковое лесничество, Орленгская дача, в квартале № 521 (части выделов 4-6, 36, 38), в границах определенных кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 38:03:010102:2361, площадью 5,1157 га.

Министерством лесного комплекса Иркутской области была проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов, переданных в аренду по договору № 91-318/17 от 18.09.2017. Распоряжением № 4327-мр от 28.12.2017 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка № 91-318/17 от 18.09.2017 является АО «Краснодаргазстрой».

По результатам изучения проекта освоения лесов, положительного заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, распоряжения установлено, что при проведении государственной экспертизы и издании распоряжения № 4327-мр от 28.12.2017 сотрудниками министерства лесного комплекса Иркутской области допущены нарушения требований действующего законодательства.

Так, согласно п. 4 договора аренды № 91-318/17 от 18.09.2017 и проекту освоения лесов по данному договору аренды лесной участок передается в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины для возможности реализации основной цели использования Участка в соответствии со статьями 21, 43-45 Лесного кодекса РФ (с общим объемом древесины на корню 251,4 куб.м, в том числе ликвидной древесины 184,21 куб.м).

Согласно данным приложения к распоряжению министерства лесного комплекса Иркутской области № 4327-мр от 28.12.2017, являющегося приложением к договору аренды № 91-318/17 от 18.09.2017 и проекту освоения лесов в состав лесного участка входят защитные леса, категории ценные леса: орехово-промысловые зоны на площади 5,1157 га.

Запас древесины защитных лесов составляет 251,4 куб.м.

В связи с указанным, данный лесной участок имеет особое защитное значение.

В соответствии с Проектом освоения лесов по договору аренды № 91-318/17 от 18.09.2017 на лесном участке производится сплошная рубка лесных насаждений любого возраста.

Проведение выборочных и сплошных рубок деревьев в ценных лесах возможно только в целях предусмотренных пунктами 1-4 ч.1 ст.21 ЛК РФ.

В соответствии с п. 7.2.2 Проекта освоения лесов по договору аренды №91-318/17 от 18.09.2017 на территории арендуемого лесного участка проектируется строительство и эксплуатация площади производственной с покрытиями. На лесном участке планируется размещение временного жилого городка строителей для обеспечения выполнения строительно-монтажных работ на объекте «Обустройство Ковыктинского газоконденсатного месторождения на период ОПР».

Указанное противоречит требованиям ст. 106, ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку строительство и эксплуатация объекта не связанного с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда в целях размещение временного жилого городка строителей не соответствует целям, установленным пунктами 1-4 ч.1 ст.21 ЛК РФ.

Таким образом, предоставление лесного участка в защитных лесах, относящихся к ценным лесам, для размещения временного жилого городка строителей противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением и полезными функциями ценных лесов.

Министром лесного комплекса области ФИО2, в нарушение п.п. 3, 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утв. приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496, при отсутствии законных оснований утверждено, а экспертной комиссией вынесено, положительное заключение на проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка, предоставленного в аренду АО «Краснодаргазстрой» на основании договора аренды № 91-318/17 от 18.09.2017, не соответствующий требованиям законодательства, регулирующего лесные отношения.

О незаконных действиях Министерства лесного комплекса Иркутской области, в том числе Министра лесного комплекса Иркутской области ФИО2, выразившихся в незаконном утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, а также приложений к нему, нарушающих конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации, прокурору Жигаловского района стало известно 02.12.2019 в момент поступления в прокуратуру района вышеназванных документов. В связи с чем, административное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации прокурором подано в установленный законом срок.

Просит суд признать распоряжение министра лесного комплекса Иркутской области ФИО2-мр от 28.12.2017 об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду АО «Краснодаргазстрой» в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (площадь производственная с покрытиями) и заготовки древесины на территории Жигаловского лесничества Иркутской области по договору аренды лесного участка от 18.09.2017 незаконным.

Определением Жигаловского районного суда Иркутской области от 19.12.2019 года произведена замена ненадлежащего ответчика Министра лесного комплекса Иркутской области ФИО2 на надлежащего ответчика Министра лесного комплекса Иркутской области.

Определением Жигаловского районного суда Иркутской области от 16.01.2020 года в качестве заинтересованного лица привлечено территориальное управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Жигаловскому лесничеству.

Ответчиками возражения на административные исковые требования не представлены.

Заинтересованным лицом – акционерным обществом «Краснодаргазстрой» представлено возражение на административные исковые требования, согласно которых просит суд в удовлетворении искового заявления отказать, поскольку полагает, что проект освоения лесов по договору аренды и распоряжение министра лесного комплекса Иркутской области от 28.12.2017 года об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке в полном объеме соответствует действующему законодательству РФ.

В судебном заседании представитель административного истца Кравцов Г.В. настаивает на удовлетворении административных исковых требований о признании распоряжения министра лесного комплекса Иркутской области незаконным по основаниям указанным в административном исковом заявлении. Также суду пояснил, что площадь производственная с покрытиями относится к объектам несвязанным с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Пунктами 1-4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, предусмотрено, что строительство реконструкция эксплуатация объектов, несвязанных с созданием лесной инфраструктуры, то есть площади производственной на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередач, линий связи, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой частью лесной инфраструктуры. Проектом освоения лесов использование линейного объекта не предусмотрено. Ответчик ссылается на то что строительство этой площади необходимо для выполнения строительно-монтажных работ договора подряда на обустройство Ковыктинского газоконденсатного месторождения на период ОПР, договором субподряда тоже не предусмотрено строительство линейных объектов, в связи с чем первоначально проект освоения лесов был составлен с нарушением законодательства и министром лесного комплекса и экспертными комиссиями эти очевидные нарушения должны были быть выявлены, но так они не были выявлены следовательно распоряжение об утверждении положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов является незаконным.

Ответчик - Министр лесного комплекса Иркутской области, представитель ответчика - Министерства лесного комплекса, представители заинтересованных лиц акционерного общества «Краснодаргазстрой» и территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Жигаловскому лесничеству в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела были уведомлены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения представителя административного истца, принимая во внимание положения ст.150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему:

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч.1 ст. 42 и 58).

Основными принципами охраны окружающей среды, установленными статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

Статьей 5 Лесного кодекса РФ предусмотрена обязанность использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.

Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, (Положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 г. № 155-пп).

Аналогичные полномочия содержались в Положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. № 178-пп.

В судебном заседании установлено, что между Министерством лесного комплекса Иркутской области (арендодателем) и акционерным обществом «Краснодаргазстрой» (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 18.09.2017 года, расположенного в <адрес> в границах определенных кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером площадью 5,1157 га., с видами использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов и заготовка древесины для возможности реализации основной цели использования участка в соответствии со статьями 21, 43-45 Лесного кодекса РФ, с общим объёмом вырубаемой древесины на корню 251,4 куб.м., в том числе ликвидной древесины 184,21 куб.м.

Срок действия договора установлен 5 лет с даты регистрации. Данный договор зарегистрирован 24.10.2017 года № 4625.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 10.01.2020 года акционерное общество «Краснодаргазстрой» является действующим юридическим лицом. Основным видом деятельности общества является строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения.

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Акционерным обществом «Краснодаргазстрой» составлен проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду АО «Краснодаргазстрой» в целях использования лесов для строительства реконструкции, эксплуатации линейных объектов (площадь производственная с покрытиями) и заготовки древесины на территории Жигаловского лесничества Иркутской области по договору аренды лесного участка от 18.09.2017 года № 91-318/17.

Согласно ч.1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (ч.2 ст. 89 ЛК РФ).Целью государственной экспертизы проектов освоения лесов является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (п.3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496). 28 декабря 2017 года экспертной комиссией государственной экспертизы была проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов, переданных в аренду Акционерному обществу «Красногазстрой» в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (площадь производственная с покрытиями) и заготовки древесины на территории Жигаловского лесничества Иркутской области по договору аренды лесного участка от 18.09.2017 года № 91-318/17». по результатам которой комиссией сделаны выводы о соответствии указанного проекта освоения лесов требованиям приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 и предложено утвердить положительное заключение экспертной комиссии. Распоряжением Министра лесного комплекса Иркутской области N 4327-мр от 28.12.2019 года утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых является АО «Краснодаргазстрой». Прокурор Жигаловского района полагает, что министром лесного комплекса области ФИО2, в нарушение п.п. 3, 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утв. приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496, при отсутствии законных оснований утверждено, а экспертной комиссией вынесено, положительное заключение на проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка, предоставленного в аренду АО «Краснодаргазстрой» на основании договора аренды № 91-318/17 от 18.09.2017, не соответствующее требованиям законодательства, регулирующего лесные отношения. Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему: Особенности использования охраны, защиты, воспроизводства лесов защитных лесов определены статьями 12, 102-106 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения).Согласно частям 1 и 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации ценные леса относятся к защитным лесам, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.В соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.Согласно части 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.В соответствии с частями 1, 2 статьи 106 Лесного кодекса Российской Федерации в ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.Частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.Согласно пунктам 1 - 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:

1) осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;

3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Положения лесного законодательства в действующей редакции содержат аналогичные нормы, более того устанавливают прямой запрет на заготовку древесины в орехово-промысловых зонах, к которым отнесен спорный лесной участок (часть 4 статьи 115 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно данным приложения к распоряжению министерства лесного комплекса Иркутской области от 24.06.2017 -мр, прилагаемому к договору аренды от 18.09.2017 года и проекту освоения лесов в состав спорного лесного участка входят защитные леса, категории ценные леса: орехово-промысловые зоны в квартале 521 выделы № 4ч., 5ч., 6ч., 36ч., 38 ч. на площади 5,1157 га. с общим запасом древесины 251,4 куб.м.

Вместе с тем, в нарушение ч. 1 ст. 106 Лесного кодекса Российской Федерации на данном лесном участке производится сплошная рубка лесных насаждений любого возраста на лесных участках предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13,14 и 21 ЛК РФ (Раздел 7.1.2 Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины в Приложении № 27 к составу проекта освоения лесов).

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов в соответствии с ч.4 ст. 106 Лесного кодекса Российской Федерации установлены Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 № 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов» (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения)

Пунктом 19 Особенностей использования лесов установлено, что в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, и в ценных лесах сплошные рубки осуществляются только в целях ухода за лесами в соответствии с ч. 4 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации и в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

Часть 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации допускает строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе согласно п.4 вышеуказанной статьи использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты);

Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р (далее - Перечень № 849-р) в соответствии с ч. 7 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно указанному Перечню к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, за исключением зеленых зон, лесопарковых зон и городских лесов, в ценных лесах, а также в эксплуатационных и в резервных лесах, за исключением заповедных лесных участков соответствующих лесов (помимо объектов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта) относится площадь производственная с покрытиями.

В соответствие с п. 4 Проекта освоения лесов по договору аренды № 91-318/17 от 18.09.2017 года на территории арендуемого лесного участка проектируется строительство и эксплуатация площадки, производственной предназначенной для размещения временного жилого городка строителей.

Согласно представленных заинтересованным лицом АО «Краснодаргазстрой» договоров субподряда № КГС–ОКМ-2015 от 10.11.2015 года и договора субподряда КГС–ОКМ -2016 от 21.03.2016 года установлено, что АО «Краснодаргазстрой» обязуется выполнить строительно-монтажные и иные работы по объекту «Обустройство Ковыктинского газоконденсатного месторождения на период ОПР», предусмотренные Проектной и Рабочей документацией, утвержденной Заказчиком.

Из стройгенплана линейных сооружений установлено, что на спорном лесном участке переданном АО «Кранодаргазстрой» по договору аренды № 91-318 от 18.09.2017 года, кроме временного жилого городка строителей, линейных объектов не имеется.

Таким образом, предоставление лесного участка в защитных лесах, имеющих в своем составе уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции (ценные леса: орехово-промысловые зоны) для строительства и эксплуатации площади производственной с покрытиями, противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением и полезными функциями ценных лесов, поскольку площадь производственная с покрытиями не относится к линейным объектом,

Проект освоения лесов и договор аренды лесного участка от 27.04.2017г. № 91-87/17 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины в целом разработаны в отсутствие законных оснований, в нарушение требований лесного законодательства Российской Федерации. Строительство и эксплуатация площади производственной с покрытиями на данном лесном участке как объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, не отвечает целям создания, предусмотренным Перечнем № 849-р, а, следовательно, противоречит лесному законодательству.

Данные обстоятельства свидетельствует о нарушении ст. 106, ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, а также несоблюдении ограничений, связанных с использованием указанной категории лесов.

В силу пункта 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 26 сентября 2016 г. № 496, положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

Результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. (п. 9 Порядка).

При этом анализ вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу, что наличие положительного заключения не является безусловным основанием для его утверждения государственным органом.

Таким образом, оспариваемое распоряжение об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду акционерному обществу «Краснодаргазстрой» в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (площадь производственная с покрытием) на территории муниципального образования «Жигаловский район» Жигаловское лесничество, Тутурское участковое лесничество, Орленгская дача, Иркутской области не соответствует законодательству Российской Федерации, регулирующему спорные правоотношения.

Указанным незаконным распоряжением нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, которому причинен вред в результате незаконного использования лесов и незаконной рубки лесных насаждений, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статей 42 Конституции Российской Федерации.

С настоящим административным иском прокурор обратился в суд в пределах срока предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Жигаловского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министру лесного комплекса Иркутской области и Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании распоряжения министра лесного комплекса Иркутской области незаконным удовлетворить.

Признать распоряжение министра лесного комплекса Иркутской области ФИО2-мр от 28.12.2017 года об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду акционерному обществу «Краснодаргазстрой» в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (площадь производственная с покрытиями) и заготовки древесины на территории Жигаловского лесничества Иркутской области по договору аренды лесного участка № 91-318/17 от 18.09.2017 года незаконным.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Жигаловский районный суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме, с 14 февраля 2019 года.

Судья : подпись Т.А. Бакшеева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>