ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-199/19 от 18.04.2019 Котовского городского суда (Тамбовская область)

Дело № 2а-199/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2019 года г. Котовск

Котовский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Федорова В.В.,

при секретаре Котовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации города Котовска Тамбовской области о признании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Котовский городской суд Тамбовской области с административным иском к Администрации г.Котовска об оспаривании решения Администрации города об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории №№_________ от ДАТА незаконным. В обоснование административного иска ФИО1 указал, что ДАТА. он обратился в администрацию города Котовска Тамбовской области (далее - «Администрация города») с заявлением об утверждении схемы земельного участка с целью дальнейшего использования его под индивидуальное жилищное строительство. ДАТА г. администрацией города вынесено решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории №_________. Отказ мотивирован отсутствием проекта межевания территории, на которой расположен истребуемый земельный участок. Однако с указанным решением он не согласен. Так, ссылку администрации города на подпункт 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ нельзя считать верной, поскольку представленная им схема расположения земельного участка изготовлена с соблюдением формы и формата, а также требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", изготовлена квалифицированным кадастровым инженером. При подготовке схемы расположения земельного участка учтены сведениям о том, что формируемый земельный участок, согласно генерального планирования территории, находится в зоне Ж-3, то есть в зоне, предназначенной для ИЖС Таким образом, ссылка администрации города на пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, гласящий, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, применена вопреки существующему генеральному плану территории.

Дополнительно администрация города в решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ссылается на обстоятельство о расположении испрашиваемого земельного участка в свободном от застройки квартале. Однако, согласно публичной кадастровой карте, испрашиваемый земельный участок расположен в кадастровом квартале №_________, что также противоречит доводам администрации города. Кроме того, вблизи испрашиваемого земельного участка уже расположен сформированный и утвержденный земельный участок, используемый под ИЖС, с кадастровым номером №_________

Довод администрации города об отсутствии проекта межевания территории нельзя считать верным, поскольку проект межевания территории составляется уполномоченным органом после образования земельного участка. Кроме того, согласно пункту 2.9.3 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства» на территории городского округа -город Котовск Тамбовской области, утвержденного постановлением администрации города от 25.06.2012 №1304, отказ в предоставлении муниципальной услуги должен содержать рекомендации о том, что нужно сделать, чтобы муниципальная услуга была предоставлена. Вместе с тем, отказ администрации города не содержит таких рекомендаций.

Согласно поступившим от представителя административного ответчика письменным возражениям, ФИО1 обратился в администрацию города 14.01.2019г. с заявлением об утверждении схемы размещения участка на кадастровом плане территории под ИЖС с приложением проекта схемы расположения земельного участка. Данная процедура является муниципальной услугой и оказывается в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденным постановлением администрации города от ДАТА№_________.

Решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка вынесено в соответствии с пунктами 2, 12, 16 статьи 11.10 ЗК РФ, пунктом 2.23.1 Административного регламента, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от ДАТА№_________, ч.1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ, генеральным планом городского округа -АДРЕС утвержден решением Котовского городского Совета народных депутатов от ДАТА№_________ (с изменениями от ДАТА№_________), Правилами землепользования и застройки городского округа - АДРЕС, утвержденными решением Котовского городского Совета народных депутатов от ДАТА№_________ (с изменениями).

Согласно вышеуказанным муниципальным нормативно-правовым актам испрашиваемый ФИО2 земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3 Малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство), но данный квартал сплошь покрыт городскими лесными насаждениями и свободен от застройки, в отношении него отсутствует утвержденная в установленном порядке документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), где должны быть отражены: красные линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства и т.АДРЕС, хаотичное расположение земельных участков приведет к невозможности их дальнейшего использования (отсутствие подъездных дорог, невозможности прокладки коммуникаций, невозможности присвоения адресов земельным участкам).

В своем заявлении от ДАТА ФИО1 просит утвердить схему расположения земельного участка с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», следовательно, на данном земельном участке предусмотрено строительство объекта капитального строительства (жилого дома).

В связи с тем, что в данном свободном от застройки квартале должны размещаться линейные объекты в силу положений ст.41 и ст. 42 Градостроительного кодекса РФ (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги и другие подобные сооружения), проезды, обслуживающие будущую малоэтажную жилую застройку, сети инженерно-технического обеспечения к планируемым объектам капитального строительства, отсутствие информации о красных линиях и территориях общего пользования в указанном квартале приводит к невозможности образования земельного участка в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ и невозможности в последующем подготовки градостроительного плана земельного участка.

Кроме того, в силу требований пункта 14 статьи 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка должен быть указан адрес земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка. Для присвоения адреса вновь образуемым земельным участкам в данном свободном от застройки квартале города в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» необходимо наличие элементов улично-дорожной сети (улицы, проезды), которые также будут обозначены только на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории Все вышеуказанные обстоятельства были подробно отражены в оспариваемом ФИО1 решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДАТА№_________

Администрация города сообщила ФИО1, что образование испрашиваемого им земельного участка возможно в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке.

Согласно частям 1, 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления городского округа (администрация города) принимает решение о подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории), обеспечивает подготовку документации по планировке территории, утверждает документацию по планировке территории в границах городского округа. Статьей 5.1. Градостроительного кодекса предусмотрено, что по проектам планировки территории и проектам межевания территории проводятся общественные обсуждения или публичные слушания. Решением Котовского городского Совета народных депутатов от 23.11.2018 №640 утверждено Положение о порядке организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории города Котовска Тамбовской области, согласно пункту 4.3. которого предметом общественных обсуждений являются проекты планировки территории и проекты межевания территории.

Доводы ФИО1 о том, что вблизи испрашиваемого им земельного участка расположен земельный участок под ИЖС с кадастровым номером №_________, не соответствует действительности, так как данный земельный участок находится в непосредственной близости к жилым домам по АДРЕС ФИО1 к формированию земельный участок расположен в лесном массиве на расстоянии около 150 метров от АДРЕС.

Кроме того, оспаривая решение администрации города, ФИО1 подменяет процедуру утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды, статья 39.11 Земельного кодекса РФ) процедурой предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (статья 39.18. Земельного кодекса РФ).

Изменения в Правила землепользования и застройки АДРЕС, которыми испрашиваемый земельный участок был отнесен к зоне Ж-3, вступили в силу только в мае 2018 года, поэтому новые земли, отведенные под данную зону свободны от застройки и требуют градостроительной подготовки для дальнейшего размещения там объектов. Об этом также указано в статьях 13, 17 Правил землепользования и застройки АДРЕС, утвержденных решением Котовского городского Совета народных депутатов от ДАТА№_________.

Относительно доводов административного истца о нарушении администрацией АДРЕС административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства» на территории городского округа - АДРЕС, утвержденного постановлением администрации АДРЕС от ДАТА№_________, считаем их необоснованными, так как он фактически утратил силу и не подлежит применению ввиду его несоответствия нормам Земельного кодекса РФ, которые изменены с ДАТА.

В настоящее время порядок предоставления земельных участков в аренду под ИЖС регулируется административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование или отказ в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа АДРЕС или государственная собственность на который не разграничена» на территории городского округа - АДРЕС, утвержденным постановлением администрации города от ДАТА№_________. Данный регламент обязанности по даче рекомендаций о том, что нужно сделать заявителю, чтобы муниципальная услуга была предоставлена, не содержит.

При принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории применяется административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» на территории АДРЕС, утвержденный постановлением администрации города от ДАТА№_________ который не содержит обязанности по даче рекомендаций о том, что нужно сделать заявителю, чтобы муниципальная услуга была предоставлена.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на административных исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Администрации г.Котовска Тамбовской области по доверенности ФИО3 не явилась, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражала против удовлетворения требований административного истца, полагала оспариваемого решение законным и обоснованным.

Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В силу статьи 6 Закона №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Постановлением администрации города Котовска от 31.07.2018 №984. утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» на территории г.Котовска Тамбовской области.

Пунктом 2.23.1 Административного регламента установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Подпунктом 2.23.1.1. Административного регламента установлено, что в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случае несоответствия схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762.

Пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусматривает основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к подготовке, которые установлены пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ.

Согласно пункту 12 статьи 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Вышеуказанные требования установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762.

Как следует из приказа Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 №762 при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях.

Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ документом территориального планирования муниципальных образований - городских округов является генеральный план городского округа. Генеральный план городского округа -город Котовск Тамбовской области утвержден решением Котовского городского Совета народных депутатов от 25.12.2014 № 885 (с изменениями от 28.12.2017 №501).

На территории города действуют Правила землепользования и застройки городского округа - город Котовск, утвержденные решением Котовского городского Совета народных депутатов от 25.05.2015 № 965 (с изменениями).

В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае необходимости установления красных линий.

В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В соответствии с требованиями пункта 14 статьи 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка должен быть указан адрес земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка.

Для присвоения адреса вновь образуемым земельным участкам в свободном от застройки квартале города в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» необходимо наличие элементов улично-дорожной сети (улицы, проезды), которые обозначаются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Согласно частям 1, 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления городского округа (администрация города) принимает решение о подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории), обеспечивает подготовку документации по планировке территории, утверждает документацию по планировке территории в границах городского округа.

Статьей 5.1. Градостроительного кодекса предусмотрено, что по проектам планировки территории и проектам межевания территории проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.

Решением Котовского городского Совета народных депутатов от 23.11.2018 №640 утверждено Положение о порядке организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории города Котовска Тамбовской области, согласно пункту 4.3. которого предметом общественных обсуждений являются проекты планировки территории и проекты межевания территории.

Судом приняты во внимание вышеприведенные положения закона, и исследованы предусмотренные ими обстоятельства.

В судебном заседании установлено, что ДАТА. ФИО1 обратился в администрацию города Котовска с заявлением, в котором просил утвердить схему размещения участка на кадастровом плане территории под ИЖС (вх. №№_________ от ДАТА.). К данному заявлению ФИО1 приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой земельный участок расположен в земельном квартале №_________ Площадь участка - 500 кв.м. Координаты участка установлены в системе координат МСК-68.

Решением администрации АДРЕС№_________ от ДАТА. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ФИО2 отказано. Основанием для отказа явилось несоответствие представленной схемы требованиям пп.2.23.1.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об утверждении земельного участка на кадастровом плане территории» на территории города Котовска Тамбовской области.

Решение получено административным истцом ДАТА. Решение вынесено по форме приложения №6 административного регламента. Как следует из схемы расположения испрашиваемого земельного участка, участок расположен на значительном удалении от АДРЕС в глубине зоны Ж-3.

Согласно генеральному плану городского округа – город Котовск спорный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в пределах границы города Котовска.

Согласно правилам землепользования и застройки городского округа – город Котовск (карта градостроительного зонирования) спорный участок отнесен к зоне Ж-3.

Согласно сведениям ответчика, изменения в Правила землепользования и застройки города Котовска, которыми испрашиваемый земельный участок был отнесен к зоне Ж-3, вступили в силу в мае 2018 года, в связи с чем новые земли, отведенные под данную зону требуют градостроительной подготовки для дальнейшего размещения там объектов в соответствии со статьями 13, 17 Правил землепользования и застройки города Котовска, утвержденных решением Котовского городского Совета народных депутатов от ДАТА№_________.

Поскольку вид разрешенного использования испрашиваемого участка предполагает строительство жилого дома, подготовка документации по планировки территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае необходимости установления красных линий (ст.41 Градостроительного кодекса РФ). Красные линии обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования и (или) границы территорий занятых линейными объектами и(или) предназначенных для размещения линейных объектов.

В соответствии со ст.42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территорий.

Отсутствие проекта планировки территории и проекта межевания территории приводит к отсутствию обозначенных существующих и планируемых границ общего пользования и (или) границ территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов; границ существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границ зон размещения объектов капитального строительства и т.п. Следовательно, хаотичное расположение земельных участков приведет к невозможности последующей прокладки подъездных дорог, коммуникаций, невозможности присвоения адресов земельным участкам и т.п.

Таким образом, представленная для утверждения ФИО1 схема земельного участка не содержит и не может содержать красных линий, сведений о границах земельных участков и территорий общего пользования.

Вопреки доводам административного истца форма и содержание решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка соответствует требованиям административного регламента утвержденного Постановлением администрации города Котовска от 31.07.2018 №984 о предоставлении муниципальной услуги «Принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» на территории г.Котовска Тамбовской области. Ссылки административного истца ФИО1 на применение по его обращению иных административных регламентов суд признает не состоятельными, поскольку как следует из текста заявления ФИО1, последний обратился в администрацию г.Котовска именно с заявлением об утверждении схемы размещения участка под индивидуальное жилищное строительство.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения требований административного истца и признания решения Администрации АДРЕС от №_________ от ДАТА. от отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, не имеется.

Руководствуясь ст. 177, ч.ч. 3, 4 ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных ФИО1 требований к администрации города Котовска Тамбовской области о признании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.В. Федоров

Решение в окончательной форме изготовлено 22.04.2019г.

Судья В.В. Федоров