РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2019 года г. Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Рудник И.И.,
при секретаре Цыгановской И.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-199/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования город Новомосковск о признании незаконным решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
установил:
административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Новомосковск, ссылаясь на то, что решением администрации муниципального образования город Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании пп. 4 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ ему отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым №, расположенного на землях населенных пунктов, по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства сроком на <данные изъяты> лет, в связи с тем, что ООО «Новомосковский городской водоканал» отказал в выдаче технических условий подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Ссылаясь на письмо Министерства экономического развития РФ от 30.06.2015 № Д23и-3009, считает данный отказ незаконным, поскольку в случае отсутствия возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, предоставляет мотивированный отказ в выдаче таких условий. При этом данное обстоятельство не является препятствием для проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Заключение о невозможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является соблюдением условий, предусмотренных пп. 4 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ.
Просит признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Новомосковск в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск провести аукцион на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности ФИО2, которая уточнила заявленные требования и просила признать незаконным решение администрации муниципального образования город Новомосковск об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым №, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенного по <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка. Пояснила, что ФИО1 категорически не согласен выносить подземный водовод <данные изъяты> ООО «НГВ» за пределы своих земельных участков за свой счет.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что мотивированного отказа в выдаче технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения получено не было. Из ответа ООО «Новомосковский городской водоканал» следует, что они не могут выдать технические условия подключения предполагаемого к строительству объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, что соответствует пп. 4 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ об отсутствии сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Следовательно, такой земельный участок не может быть предметом аукциона.
Представитель заинтересованного лица ООО «Новомосковский городской водоканал» (далее по тексту ООО «НГВ») в лице генерального директора ФИО4 просил рассматривать административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО5 разрешение требований оставил на усмотрение суда. Указал, что в ответ на обращение ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ в ООО «НГВ» по вопросу выдачи технических условий на водоотведение принадлежащих ему на праве собственности жилых домов № и № по <адрес>, ему был дан ответ о необходимости выноса инженерно-технических сетей (центрального водовода <данные изъяты>) за пределы территории его застроек с соблюдением зон санитарной охраны. В ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования город Новомосковск обратилась в ООО «НГВ» по вопросу предоставления технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес>, который является смежным с земельными участками, по которым проходят подземные инженерно-технические сети ООО «НГВ». В ответ на обращение письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «НГВ» сообщило, что владельцем двух земельных участков по <адрес> ФИО1 не выполнены в полном объеме ранее выданные технические условия № и № от ДД.ММ.ГГГГ в части выноса за пределы принадлежащих ему земельных участков центрального водовода <данные изъяты>. Поскольку указанный центральный водовод <данные изъяты> проходит по огороженной территории землевладений, что препятствует обществу его эксплуатации, ООО «НГВ» не может выдать технические условия подключения предполагаемого к строительству объекта к сетям инженерно-технического обеспечения до выполнения работ по выносу водовода ДД.ММ.ГГГГ за пределы земельных участков по вышеуказанному адресу. Пояснить, каким образом ФИО1 были предоставлены земельные участки, по которым проходит подземный центральный водовод <данные изъяты> и кто в этом виноват, пояснить не может, поскольку ООО «НГВ» на тот момент не существовало, однако для выноса центрального водовода <данные изъяты> за пределы земельных участков ФИО1 требуются значительные затраты.
Исходя из положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца ФИО1
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе и гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Пункт 2 статьи 39.18 Кодекса устанавливает требования к извещению. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7).
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков гражданам носит заявительный характер.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования город Новомосковск с заявлением, в котором на основании статьи 39.18 Земельного кодекса РФ просил предоставить в аренду сроком на <данные изъяты> лет земельный участок с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес>, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования город Новомосковск сообщила ФИО1, что в соответствии с пунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ информация о предоставлении земельного участка опубликована в газете «Вестник муниципального образования город Новомосковск» № (69) от ДД.ММ.ГГГГ, размещена на официальном сайте администрации www.nmosk.ru, а также на сайте www.torgi.gov.ru.
Из объяснений представителя администрации муниципального образования город Новомосковск следует и стороной административного истца не оспаривается, что на опубликованное по заявлению ФИО1 извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым № для индивидуального жилищного строительства в период публикации поступило заявление иного лица о проведении аукциона по предоставлению в аренду вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, которое было рассмотрено администрацией как второе заявление на испрашиваемый земельный участок.
Учитывая, что имелся и другой гражданин, заинтересованный в приобретении прав на указанный земельный участок, и подавший заявление о намерении участвовать в аукционе, с учетом положений подпункта 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, ФИО1 было отказано в предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона на основании постановления администрации муниципального образования город Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).
В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляют в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).
В соответствии с пунктом 7 статьи 48 ГрК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Аналогичное правило установлено пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
Таким образом, в силу прямого указания в законе организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязаны предоставлять по запросу органа государственной власти или органа местного самоуправления вышеуказанные сведения.
ДД.ММ.ГГГГ с целью проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым №, администрацией муниципального образования город Новомосковск сделаны запросы в ООО «Новомосковский городской водоканал», <данные изъяты><данные изъяты>, <данные изъяты> о предоставлении технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение), либо предоставлении мотивированного отказа в выдаче технических условий.
На запрос администрации муниципального образования город Новомосковск ООО «НГВ» сообщило о невозможности выдачи технических условий подключения предполагаемого к строительству объекта на земельном участке с кадастровым №, по <адрес>, к сетям инженерно-технического обеспечения до выполнения работ по выносу водовода <данные изъяты> мм за пределы земельных участков, принадлежащих ФИО1 по <адрес>, на территории которых проходит водовод <данные изъяты>, что препятствует его эксплуатации.
Решением администрации муниципального образования город Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании пп. 4 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ ФИО1 отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым №, расположенного на землях населенных пунктов, по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства сроком на <данные изъяты> лет, в связи с тем, что ООО «Новомосковский городской водоканал» отказал в выдаче технических условий подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Оценивая обоснованность такого отказа, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Вместе с тем, Земельным кодексом РФ напрямую не урегулирована ситуация, когда в случае подготовки документов для проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, предоставлен мотивированный отказ в выдаче технических условий при отсутствии возможности подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В этой связи следует учитывать, что согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении него отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Таким образом, Земельный кодекс РФ устанавливает невозможность проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора такого земельного участка в случае отсутствия сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а не в случае отсутствия самих технических условий такого подключения.
В этой связи, сам по себе мотивированный отказ в выдаче технических условий наряду с самими техническими условиями (в случае, если такие условия могут быть выданы) также является информацией о технических условиях, в связи с чем получение такого отказа не относится к случаям, при которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
Положение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в части требований об указании в извещении о проведении аукциона сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не обозначает необходимости наличия таких условий для подключения, но является требованием о предоставлении исчерпывающих сведений о возможности застройки участка (письмо Минэкономразвития России от 30.06.2015 N Д23и-3009).
Таким образом, заключение о невозможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является соблюдением условий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, предоставление ООО «НГВ» исчерпывающих сведений о невозможности выдачи технических условий подключения предполагаемого к строительству объекта на земельном участке с кадастровым №, по <адрес> к сетям инженерно-технического обеспечения до выполнения работ по выносу водовода <данные изъяты> за пределы земельных участков, принадлежащих ФИО1 по <адрес>, на территории которых проходит водовод <данные изъяты>, является соблюдением условий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми в проведении аукциона не может быть отказано.
Указание в документации об открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка сведений об отсутствии возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения не нарушает права и законные интересы потенциальных участников аукциона, и не ограничивает конкуренцию, так как до последних данная информация доведена.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями) их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Поскольку оспариваемое решение нарушает права административного истца на возможное участие в аукционе на право заключения договора аренда земельного участка, законность принятого решения административным ответчиком не доказана, суд считает необходимым удовлетворить административный иск.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ административному ответчику следует сообщить об исполнении решения по административному делу суду и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования город Новомосковск о признании незаконным решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования город Новомосковск об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым №, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенного по <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым №, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенного по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 января 2019 года.