ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-199/19 от 29.08.2019 Белозерского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-199/2019

УИД 45RS0002-01-2019-000226-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Белозерское 29 августа 2019 г.

Белозерский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Воронежской О.А.,

при секретаре Дорошенко К.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенова Николая Владимировича к УМВД России по Курганской области, МО МВД России «Варгашинский» УМВД России по Курганской области, миграционному пункту (дислокация с. Белозерское) МО МВД России «Варгашинский» УМВД России по Курганской области об оспаривании действий должностных лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Семенов Н.В. обратился в Белозерский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к УМВД России по Курганской области, МО МВД России «Варгашинский» УМВД России по Курганской области, миграционному пункту (дислокация с. Белозерское) МО МВД России «Варгашинский» УМВД России по Курганской области об оспаривании действий должностных лиц.

В обоснование иска указал, что оформленный на его имя паспорт является недействительным по причине допущенных при его оформлении нарушений законодательства. Так, в паспорте его фамилия, имя и отчество записаны без выделения прописных и строчных букв, в то время как личные имена, отчества, фамилии пишутся с прописной (большой, заглавной) буквы с последующими строчными (маленькими) буквами. При заполнении графы место рождения допущено не общепринятое сокращение и указано «ГОР. КУРГАН». Однако в свидетельстве о рождении формат записи данных сведений строго соответствует нормам современного литературного русского языка. Имеющаяся в паспорте печать является ненадлежащей, так как не соответствует ГОСТу Р 51511-2001. Поскольку простые круглые мастичные печати ставятся на копиях документов для удостоверения их соответствия подлинникам, полагает, что выдается не подлинник паспорта, а его копия. На второй странице копии его паспорта указан орган, оформивший паспорт «Федеральная миграционная служба», упраздненная Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156. В то же время на основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» и п. 10 «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» выдача и замена паспортов производится только территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации. Оформление документа, удостоверяющего личность, антиконституционной службой по миграции свидетельствует о его статусе «мигранта», что является введением в заблуждение и не соответствует действительности. Подпись должностного лица в паспорте оформлена ненадлежащим образом, поскольку не содержит наименования должности лица, подписавшего документ, ее расшифровки (инициалы, фамилия), звания. Полагает, что паспорт оформлен не в соответствии с записями в свидетельстве о его рождении. Поскольку место и время рождения определяют гражданство личности, неполное указание места рождения (г. Курган, РФ-Россия, СССР) является посягательством на неотъемлемые права человека в части определения статуса его гражданства. Полагает, что его права и законные интересы нарушены ввиду отсутствия действительного документа, удостоверяющего личность, оформленного в строгом соответствии со всеми нормами и требованиями действующего законодательства. Просит суд: провести правовую, юридическую и лингвистическую квалифицированную экспертизу; обязать должностных лиц, ответственных за оформление паспорта, привести его паспорт в строгое соответствие с нормами и требованиями законодательства и обеспечить его выдачу.

Определением Белозерского районного суда Курганской области от 5 августа 2019 г. в принятии административного иска Семенова Н.В. в части предъявления требований в защиту интересов иных лиц, а также подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке уголовного судопроизводства отказано.

В судебном заседании административный истец Семенов Н.В. на удовлетворении административных исковых требований настаивал, в обоснование, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении. При этом пояснил, что им оспариваются действия сотрудников миграционного пункта Человечковой О.С. и ФИО1, не выдающих ему паспорт, в котором искажены его данные. Считает, что он не обязан ставить свою подпись в паспорте и в заявлении формы 1П, поскольку такая обязанность действующим законодательством не предусмотрена. Полагает, что его права и законные интересы нарушены ввиду отсутствия действительного документа, удостоверяющего личность, оформленного в строгом соответствии со всеми нормами и требованиями действующего законодательства. О своем нарушенном праве ему известно с января 2019 г., когда он обратился за получением паспорта, и, ознакомившись с ним, указал на допущенные при его оформлении нарушения и искажение его данных.

Врио начальника миграционного пункта (дислокация с. Белозерское) МО МВД РФ «Варгашинский» УМВД России по Курганской области Человечкова О.С. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась. При этом пояснила, что в январе 2019 г. в миграционный пункт обратился Семенов Н.В. в связи с утратой паспорта. В соответствии с требованиями Приказа МВД России от 13 ноября 2017 г. № 851 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» ему был оформлен паспорт. При получении паспорта Семенов Н.В. отказался подписываться в заявлении формы 1П, порвав его, а также в паспорте, указывая, что он оформлен с нарушениями действующего законодательства. В этой связи без проставления подписи в названных документах паспорт не может быть выдан. В соответствии с п. 3 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, проставленная в паспорте печать утверждена приказом МВД России от 25 июля 2018 г. № 183дсп, а указание должности, звания и расшифровки подписи в паспорте Административным регламентом не предусмотрено.

Представитель УМВД России по Курганской области по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился. В письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие и отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом указал, что не согласны с административным исковым заявлением Семенова Н.В., которое, кроме того, не соответствует требованиям ст. ст. 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку к заявлению не приложен документ, свидетельствующий о наличии у административного истца, намеренного лично вести дело, высшего юридического образования, что является основанием для его оставления без рассмотрения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлялись надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Учитывая мнения лиц, участвующих в деле, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, Президентом Российской Федерации 13 марта 1997 г. издан Указ № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (далее – Указ № 232).

Во исполнение Указа № 232 Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 утверждены Положение о паспорте гражданина Российской Федерации (далее – Положение), а также образец и описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 3 Положения образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В силу п. 4 Положения в паспорт вносятся фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения гражданина, а также производятся иные отметки, предусмотренные п. 5 Положения.

Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным (п. 6 Положения).

Согласно п. 10 Положения выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Данный порядок, а также требования к оформлению паспорта закреплены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 13 ноября 2017 г. № 851 (далее – Административный регламент).

В силу п. 1 Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 32 Административного регламента для получения паспорта на основании утраты (похищения) ранее выданного паспорта, в том числе паспорта гражданина СССР, представляются: письменное заявление, в котором указывается, где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен (похищен) паспорт (п. 32.1); заявление о выдаче (замене) паспорта (п. 32.2); две личные фотографии, соответствующие требованиям, установленным пунктом 38 Административного регламента (п. 32.3); документы, необходимые для проставления отметок в паспорте, указанные в подпункте 30.4 пункта 30 Административного регламента (п. 32.4).

Согласно п. 145 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление заявления о выдаче (замене) паспорта с решением об оформлении паспорта и прилагаемых к нему документов сотруднику, ответственному за оформление паспорта.

Судом установлено, что 10 января 2019 г. Семенов Н.В. обратился в миграционный пункт (дислокация с. Белозерское) отделения по вопросам миграции МО МВД России «Варгашинский» с заявлением о выдаче паспорта в связи с его утратой.

В соответствии с п. 119 Административного регламента в этот же день на срок оформления паспорта ему выдано временное удостоверение личности , со сроком действия до 19 января 2019 г.

17 января 2019 г. на имя Семенова Н.В. оформлен паспорт серии 37 18 , копия которого представлена в материалы дела.

При явке Семенова Н.В. за получением нового паспорта, должностным лицом миграционного пункта ему был представлен паспорт для проверки правильности внесенных в него личных сведений и внесения заявителем личной подписи, а также предложено расписаться за его получение в заявлении о выдаче (замене) паспорта формы 1П.

При этом Семенов Н.В. отказался расписаться в указанных документах, порвав заявление формы 1П, мотивируя свой отказ неправильным заполнениемпаспорта: данных о фамилии, имени и отчестве заглавными буквами; использованием не общепринятого сокращения в графе место рождения и не полном его указании; несоответствием печати ГОСТу; оформлением упразднённой ФМС; заверением ненадлежаще оформленной подписью должностного лица.

Согласно п. 147 Административного регламента заполнение бланка паспорта производится сотрудником, ответственным за оформление паспорта с использованием специального принтера для печати на плотной бумаге и (или) многостраничных документах, аккуратно, без исправлений, помарок и неофициальных сокращений.

В соответствии с п. 148 Административного регламента при заполнении реквизитов паспорта используются заглавные буквы и арабские цифры. Написание дат производится по следующим правилам: число месяца - две цифры, далее точка, без пробела номер месяца - две цифры, далее точка и без пробела четыре цифры года.

При написании места рождения допустимо использование сокращений наименования видов населенных пунктов и типов адресообразующих элементов в соответствии с Перечнем сокращенных наименований видов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, идентификационных элементов объекта адресации к Правилам сокращенного наименования адресообразующих элементов, утвержденных приказом Минфина России от 5 ноября 2015 г. № 171н.

Согласно п. 153 Административного регламента оформление паспорта производится в следующем порядке.

В соответствии с п. 153.1 Административного регламента на странице 2 производятся следующие записи:

в реквизите «Паспорт выдан» печатается наименование территориального органа МВД России на региональном уровне (п. 153.1.1);

в реквизите «Код подразделения» указывается цифровой код, закрепленный за конкретным подразделением по вопросам миграции, которое осуществляет оформление паспорта (п. 153.1.2);

в реквизите «Дата выдачи» указываются арабскими цифрами число, месяц и год оформления паспорта (п. 153.1.4).

В силу п. 53.2 Административного регламента на странице 3 производятся следующие записи:

записи в реквизитах «Фамилия», «Имя», «Отчество» располагаются по центру соответствующих строк и печатаются в именительном падеже (п. 153.2.1);

в реквизите «Дата рождения» проставляются арабскими цифрами число, месяц и год рождения (п. 153.2.2);

в реквизите «Место рождения» записи производятся в именительном падеже и с использованием разрешенных сокращений в соответствии с записями, произведенными в свидетельстве о рождении или паспорте, подлежащем замене (п. 153.2.3);

в предусмотренном для этого месте размещается фотография гражданина (п. 153.2.4).

Согласно п. 153.2.5 Административного регламента в нижней четверти страницы, противоположной сгибу, заполняется зона для машиночитаемых записей в соответствии с Правилами и способом формирования машиночитаемой записи в паспорте (приложение № 8 к Административному регламенту).

В соответствии с п. 154 Административного регламента в бланк паспорта вносятся с помощью специального принтера иные отметки и записи, предусмотренные п.п. 154.1 – 154.6.2 Административного регламента.

Согласно п. 164.3 Административного регламента сотрудник, ответственный за оформление, подготовленные к выдаче паспорта представляет начальнику, который проверяет полноту и правильность их оформления, после чего проставляет свою подпись ручкой черного цвета и печать подразделения по вопросам миграции.

При этом указание наименования должности и звания начальника подразделения по вопросам миграции, подписавшего паспорт, а также расшифровки его подписи (инициалы, фамилия) данным Административным регламентов не предусмотрено.

В ответе начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Курганской области от 15 февраля 2019 г. на обращение Семенова Н.В. указано, что описание изображения и нумерации оттиска гербовой печати, используемой при оформлении паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утверждены Приказом МВД РФ от 1 декабря 2016 г. № 783 дсп. Гербовые печати, используемые подразделениями по вопросам миграции МВД России были изготовлены по заказу МВД России в централизованном порядке в строгом соответствии с названным приказом.

В соответствии с п. 3 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, проставленная в паспорте печать утверждена приказом МВД России от 25 июля 2018 г. № 183дсп, что следует из пояснений в судебном заседании врио начальника миграционного пункта (дислокация с. Белозерское) МО МВД РФ «Варгашинский» УМВД России по Курганской области Человечковой О.С.

Из представленной в материалы дела копии паспорта Семенова Н.В. серии 37 18 следует, что он оформлен в соответствии с требованиями вышеупомянутого Административного регламента, с использованием заглавных букв и арабских цифр (п. 148), указанием наименования территориального органа МВД России на региональном уровне – УМВД России по Курганской области (п. 153.1.1), кода подразделения – 450-005, (п. 153.1.2), записей в реквизитах «Фамилия», «Имя», «Отчество» (п. 153.2.1), «Дата рождения» (п. 153.2.2), «Место рождения» (п. 153.2.3); подписи начальника миграционного пункта (дислокация с. Белозерское) отделения по вопросам миграции МО МВД России «Варгашинский» и печати подразделения по вопросам миграции (п. 164.3).

В этой связи доводы административного истца о недействительности паспорта по причине допущенных при его оформлении указанных им нарушений законодательства судом во внимание не принимаются по причине неверного толкования норм материального права.

Согласно п. 168 Административного регламента основанием для начала административной процедуры выдачи паспорта является поступление оформленного паспорта уполномоченному сотруднику ГУВМ МВД России, начальнику подразделения по вопросам миграции или иному сотруднику, уполномоченному начальником подразделения по вопросам миграции на выдачу паспорта, либо работнику многофункционального центра, которые должны:

удостовериться, что получатель паспорта является именно тем лицом, на чье имя оформлен паспорт (п. 168.1);

предложить гражданину проверить правильность внесенных в паспорт сведений, отметок и записей (п. 168.2);

предложить гражданину, получающему паспорт, возвратить временное удостоверение личности, если оно выдавалось (168.3);

предложить гражданину расписаться ручкой черного цвета на установленных местах на второй странице паспорта и в заявлении о выдаче (замене) паспорта, с указанием фамилии, имени, отчества и даты получения паспорта (п. 168.4);

вручить гражданину паспорт и разъяснить его обязанности по бережному хранению, проинформировать о сроке действия паспорта и необходимости своевременной его замены (п. 168.5);

возвратить гражданину ранее принятые документы, подтверждающие сведения, необходимые для получения паспорта (кроме паспорта, подлежащего замене, и квитанции об уплате государственной пошлины, при ее наличии) (п. 168.6).

Таким образом, внесение гражданином личной подписи в выдаваемый ему паспорт гражданина Российской Федерации и удостоверение соответствующей записью факта выдачи ему паспорта в заявлении формы 1П, предусмотрено федеральным законодательством, ввиду чего отказСеменова Н.В. при выдаче ему паспорта поставить личную подпись в указанных документах противоречит установленному порядку деятельности подразделения по вопросам миграции.

Из ответов Управления по вопросам миграции УМВД России по Курганской области от 15 февраля, 5 апреля и 6 августа 2019 г. на обращения Семенова Н.В. следует, что каких-либо нарушений в действиях сотрудников МП (дислокация с. Белозерское) МО МВД РФ «Варгашинский» при выдаче паспорта не выявлено. При этом разъяснено право на получение оформленного паспорта в любое удобное время в часы приема граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч.ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ).

Вместе с тем административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемыми действиями сотрудников миграционного пункта в виде отказа в выдаче паспорта и его оформлении с нарушениями действующего законодательства.

Таким образом, совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых действий сотрудников миграционного пункта требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца по настоящему делу не имеется, и судом не установлено.

Оснований для назначения экспертизы (правовой, юридической и лингвистической), о чем заявлено административным истцом в административном исковом заявлении суд не усматривает, поскольку специальных познаний для разрешения заявленных требований в соответствии со ст. 77 КАС РФ не требуется.

Изложенные в письменном отзыве доводы представителя УМВД России по Курганской области по доверенности ФИО2 о наличии оснований для оставления административного искового заявления Семенова Н.В. без рассмотрения, судом отклоняются.

Действительно, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя.

Административное исковое заявление подписано административным истцом.

Исходя из ч. 1 ст. 54 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Однако по административным делам об оспаривании действий должностных лиц обязательное участие представителя не предусмотрено.

При указанных обстоятельствах предъявление документа, подтверждающего наличие у административного истца высшего юридического образования, в данном случае, не требуется.

Оценив собранные по административному делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).

В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Исходя из материалов дела и объяснений административного истца, о нарушении своих прав он узнал в январе 2019 г., когда пришел в миграционный пункт для получения паспорта.

С настоящим иском в суд административный истец обратился 1 августа 2019 г., то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока.

В свою очередь, административным истцом каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного иска в суд в установленный законом срок, не приведено.

В связи с вышеизложенным, основания для удовлетворения его иска отсутствуют, в том числе, и в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Семенова Николая Владимировича к УМВД России по Курганской области, МО МВД России «Варгашинский» УМВД России по Курганской области, миграционному пункту (дислокация с. Белозерское) МО МВД России «Варгашинский» УМВД России по Курганской области об оспаривании действий должностных лиц отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.

Судья О.А. Воронежская

(Мотивированное решение суда составлено 3 сентября 2019 г.)