ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-199/20 от 13.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

44RS0002-01-2019-003583-26

Дело № 2а-199/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«13» февраля 2020 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.,

при секретаре Колотилове Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Остапенко А. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, государственному регистратору Волковой Н.В. о признании незаконным действия (бездействия) выразившиеся в отказе установить достоверность предоставляемых сведений, признании незаконным действий по внесению в единый государственный реестр недвижимости сведений, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов,

установил:

Остапенко А.Н. с учетом уточнений обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области и государственному регистратору о признании незаконным действия (бездействия) выразившиеся в отказе установить достоверность предоставляемых сведений, признании незаконным действий по внесению в единый государственный реестр недвижимости сведений, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов.

Данные требования мотивированы тем, что между ним и ФГУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в Костромской области был заключен договор, связанный с государственной регистрацией прав на квартиру по адресу .... После оказания данной услуги была получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, в которой в п. 6 указано, что на государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие супруга Спасской Л.В. на совершение сделки, необходимое в силу пункта 3 статьи 35 Семейного кодекса РФ согласия. Административный истец считает, что такая запись нарушает его законные права и интересы, поскольку созданы препятствия к осуществлению его прав свобод и законных интересов в будущем. Продавец Спасская Л.В. при покупке квартиры и при её продаже не состояла в зарегистрированном браке, она лично присутствовала при регистрационных действиях, и представитель имел возможность сделать копию с паспорта Спасской Л.В., которая расторгла брак со своим мужем давно. Очевидно, что при такой записи невозможно будет ему, как добросовестному приобретателю недвижимого имущества реализовать в полной мере свое конституционное право владения, пользования и распоряжения квартирой, поскольку из данной записи следует, что договор имеет все признаки ничтожности. Он письменно обращался в Управление Росреестра по Костромской области с просьбой об устранении допущенных нарушений, им были получены отрицательные ответы. Не дало результатов и его устное обращение в Управление Росреестра по Ярославской области. Административный истец считает, что спорная запись не соответствует п. 58 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, поскольку при внесении такой записи указывается конкретное лицо чье согласие на заключение сделки не было получено, в том числе фамилия, имя и отчество, чего в данном случае указано не было. Руководствуясь положениями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, истец просит суд признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области выразившееся в отказе установить достоверность сведений в отношении зарегистрированного брака Спасской Л.В. для формирования выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером 76:17:000000:1202; признать незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области по внесению в ЕГРН в отношении квартиры по адресу ... (кадастровый ) в раздел «Сведения об осуществлении государственной регистрации прав без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа» записи следующего содержания: «На государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие супруга Спасской Л.В. на совершение сделки, необходимое в силу п. 3 ст. 35 СК РФ согласия»; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области исключить из ЕГРН данную запись в отношении квартиры по адресу ... и взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей и госпошлины в размере 300 рублей.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Спасская Л.В.

Административный истец Остапенко А.Н. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель Остапенко А.Н. по доверенности Фролов Д.В. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлениях.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в судебное заседание не явился, Управление извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причина неявки представителя не известны.

Административный ответчик государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области Волкова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд отзыв на иск, в котором исковые требования не признала, поскольку на государственную регистрацию не было представлено согласие супруга Спасской Л.В. и документов, что такое согласие не требуется. Считает, что такая запись не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку такая запись может быть погашена на основании заявления в соответствии со ст. 15 Закона № 218-ФЗ.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство директора филиала о рассмотрении дела без их участия.

Заинтересованное лицо Спасская Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина её неявки суду не известна.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие следующих условий: несоответствие их нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных лиц, создание препятствий к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или незаконное возложение каких-либо обязанностей.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

Одними из основополагающих принципов КАС РФ являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел, которые обеспечиваются точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке (часть 1 статьи 14).

При этом ч. 1 ст. 18 Закона № 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистраций прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883 утвержден Порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов.

Согласно п. 2 указанного Порядка заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в форме документов на бумажном носителе при личном обращении через многофункциональный центр по предоставлению государственных или муниципальных услуг независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню многофункциональных центров, опубликованному на официальном сайте.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с п. 169 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 (далее - Административный регламент), основанием для начала административной процедуры является получение федеральным государственным гражданским служащим Управления, территориального отдела Управления, сотрудником филиала федерального государственного бюджетного учреждения (его структурного подразделения), ответственным за прием документов, от заявителя при личном обращении заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых для предоставления государственной услуги документов.

Согласно п. 170, 173 Административного регламента, при предъявлении заявителем документа, удостоверяющего личность, сотрудник, ответственный за прием документов, проверяет срок действия документа и соответствие данных документа, удостоверяющего личность, данным, указанным в заявлении о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых документах (если в таких документах должны быть указаны данные документа, удостоверяющего личность заявителя).

Если при приеме документов не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрацией прав, в том числе заявитель не предъявил документ, удостоверяющий его личность, или отказался его предъявить, в приеме заявления и документов отказывается непосредственно в момент представления таких заявления и документов. В этом случае заявителю выдается в письменной форме сообщение об отказе в приеме документов, содержащее основание отказа в приеме заявления, дату отказа в приеме заявления, инициалы, фамилию и подпись сотрудника, осуществляющего прием документов.

Результатом административной процедуры является формирование сотрудником, ответственным за прием документов, в электронном виде реестра передаваемых пакетов документов и их передача для проведения правовой экспертизы в порядке электронного документооборота в уполномоченное на проведение государственной регистрации прав структурное подразделение Управления (п. 182 Административного регламента).

Судом установлено, что 20 июня 2019 г. между Спасской Л.В. и Остапенко А.Н. был заключен договор купли-продажи квартиры расположенной по адресу: .... Данный договор купли-продажи был подготовлен филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области на основании договора № 60 оказания платных услуг.

Как следует из пояснений административного истца Остапенко А.Н., документы для государственной регистрации права собственности на спорную квартиру они со Спасской Л.В. сдавали через Многофункциональный центр.

Согласно расписке в получении документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав от 20.06.2019, Остапенко А.Н. и Спасской Л.В. с целью регистрации права собственности на квартиру были представлены следующие документы: договор купли-продажи от 20.06.2019 на 2-х л. в 3-х экземплярах, передаточный акт от 20.06.2019 на 1 л. в 3-х экземплярах, выписка от 20.06.2019 на 1 л. в 1 экземпляре, чек от 20.06.2019 №4620 (на сумму 2000 руб., плательщик - Остапенко А.Н.) - на 1 л. в 1 экземпляре, заявление Остапенко А.Н. о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 20.06.2019 №44/001/2019-389 - на 2-х л. в 1 экземпляре, заявление Спасской Л.В. о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 20.06.2019 №44/001/2019-389 - на 2-х л. в 1 экземпляре, заключение государственного регистратора от 20.06.2019 - на 1 л. в 1 экземпляре.

Данные документы в электронном виде сотрудником, ответственным за прием документов были направлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области на проведение государственной регистрации прав.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - квартиры с кадастровым номером 76:17:000000:1202, расположенной по адресу: ..., общей площадью 47,6 кв.м., 01.07.2019 государственным регистратором Управления Росреестра по Ярославской области Волковой Н.В. была произведена государственная регистрация перехода права собственности на основании договора купли-продажи спорной квартиры от 20.06.2019, заключенного между Спасской Л.В. (Продавец) и Остапенко А.Н. (Покупатель), номер регистрации

В п. 6 раздела 2 данной выписки содержатся сведения о том, что «На государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие супруга Спасской Л.В. на совершение сделки, необходимое в силу п. 3 ст. 35 СК РФ согласия», данная выписка ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости была получена Остапенко А.Н.

Полагая, что данная запись нарушает его права, поскольку он не может в полном объеме владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом, воспользоваться правом продажи квартиры, Остапенко А.Н. обратился с данным административным иском в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу п. 215 Административного регламента, правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно п. 216 Административного регламента, при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются:

1) наличие всех необходимых документов;

2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя;

3) необходимость направления межведомственного запроса;

4) действительность поданных заявителем документов;

5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства;

6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти;

7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН;

8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества;

9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).

Согласно п. 218 Административного регламента, при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности, формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимости, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений; самостоятельно получает информацию справочного характера в информационных базах данных, при наличии технических возможностей самостоятельно получает необходимую информацию в электронном виде в информационных базах данных в органах государственной власти и органах местного самоуправления, органах по учету государственного и муниципального имущества, других организациях, в том числе в форме электронных документов.

В соответствии с ч. 1 и п. 4 ч. 3 ст. 9 Закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости., в том числе включаются сведения об осуществлении государственной регистрации сделки или государственной регистрации прав на основании сделки, совершенных без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления в случаях, если такие сделки в силу закона не являются ничтожными.

В соответствии с частью 5 статьи 38 названного федерального закона, при осуществлении государственной регистрации сделки или государственной регистрации прав на основании сделки, совершенных без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления в случаях, если такие сделки в силу закона не являются ничтожными, запись об этом вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с внесением записи о государственной регистрации.

В соответствии с п. 226 Административного регламента, в случае если на совершение сделки с объектом недвижимого имущества в соответствии с законом требуется согласие третьих лиц, в том числе лиц, в пользу которых установлены ограничения (обременения) права, государственный регистратор прав проверяет наличие такого согласия. Непредставление для государственной регистрации прав согласия третьих лиц на совершение сделки в случаях, когда его отсутствие не влечет ничтожность такой сделки, не является основанием для приостановления государственной регистрации прав.

Согласно п. 62 Административного регламента, если в случаях, предусмотренных федеральным законом, на совершение сделки, подлежащей государственной регистрации или являющейся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, требуется получение согласия третьего лица, органа юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления, к заявлению о государственной регистрации сделки или права, ограничения права, обременения объекта недвижимости прилагается такое согласие.

В силу п. 58 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 сведения об осуществлении государственной регистрации сделки или государственной регистрации прав на основании сделки, за исключением нотариально удостоверенных сделок, совершенных без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления в случаях, если такие сделки в силу закона не являются ничтожными, вносятся соответственно в запись о подлежащей регистрации такой сделки или о возникающих на ее основании праве, ограничении права (если такая сделка не подлежит государственной регистрации) посредством указания в такой записи слов "На государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие... (указывается: третье лицо, орган юридического лица, государственный орган, орган местного самоуправления (в отношении физического лица: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), юридического лица, государственного органа, органа местного самоуправления - их наименование) на совершение сделки, необходимое в силу... (указывается норма и реквизиты федерального закона, которым предусмотрено получение согласия на совершение сделки)".

В силу ч. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что при разрешении спора о признании недействительной сделки по распоряжению общим имуществом, совершенной одним из участников совместной собственности, по мотивам отсутствия у него необходимых полномочий либо согласия других участников, когда необходимость его получения предусмотрена законом (ст. 35 СК РФ), следует учитывать, что такая сделка является оспоримой, а не ничтожной (Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2011 № 67-В11-5).

Таким образом, для внесения в ЕГРН записи о том, что на государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие супруга на совершение сделки, в силу п. 3 ст. 35 СК РФ, которая в силу закона является оспоримой, государственный регистратор должен был обладать сведениями о том, что объект недвижимого имущества о котором вносится в ЕГРН запись, был приобретен в браке и сторона сделки, производящая отчуждение данного недвижимого имущества состоит или состояла на момент приобретения данного имущества в браке, также государственный регистратор должен обладать сведениями о фамилии, имени и отчестве (последнее - при наличии) супруга, чье согласие на совершение сделки, необходимое в силу Закона не было представлено.

Вместе с тем, государственным регистратором Волковой Н.В. в п. 6 раздела 2 ЕГРН сведений о том, что «на государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие супруга Спасской Л.В. на совершение сделки, необходимое в силу п. 3 ст. 35 СК РФ согласия», в ЕГРН не внесены сведения о фамилии, имени и отчестве супруга Спасской Л.В., что в силу Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, является обязательным.

Из представленных государственному регистратору документов следует, что продавцу Спасской Л.В. спорная квартира по адресу: ... принадлежала на основании договора купли-продажи от 25 сентября 2017 г. Сведений о том, что данная квартира была приобретена Спасской Л.В. в период брака и что Спасская Л.В. состоит либо состояла в период приобретения данной квартиры в браке, представленные на государственную регистрацию документы не содержат.

Таким образом, у государственного регистратора не имелось оснований для внесения в ЕГРН сведений о том, что на государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие супруга Спасской Л.В. на совершение сделки, необходимое в силу п. 3 ст. 35 СК РФ.

Государственный регистратор в силу п. 218 Административного регламента, при проведении правовой экспертизы представленных документов могла принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственной регистрации права, в том числе относительно того состоит и состояла ли Спасская Л.В. в зарегистрированном браке или нет, чего ею не было сделано.

Из заявления Спасской Л.В., представленного на государственную регистрацию усматривается, что Спасской Л.В. был представлен документ, удостоверяющий её личность (паспорт гражданина РФ) выданный ОУФМС по Костромской области 07.07.2008, полные данные данного документа внесены в заявление, то есть лицо, принимавшее документы на государственную регистрацию имело возможность удостовериться в отсутствии в нем отметки об отсутствии записи о регистрации брака.

В ходе рассмотрения дела Спасской Л.В. суду был предоставлен паспорт гражданина РФ, выданный ОУФМС по Костромской области 07.07.2008 из которого следует, что информации о зарегистрированном браке в данном документе не имеется.

Согласно сведений Отдела ЗАГС по городскому округу г. Кострома исх. № 9285 от 05.12.2019, запись о заключении брака Спасской Л.В. в архиве отдела ЗАГС отсутствует. Также Спасской Л.В. в подтверждение того обстоятельства, что в браке она не состоит представлено решение Курземского районного суда г. Риги от 28.05.1995 о расторжении брака со Спасским А.Г.

Таким образом, на момент приобретения и продажи спорной квартиры Спасская Л.В. в зарегистрированном браке не состояла, то есть квартира не могла быть совместно нажитым имуществом в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ, то есть согласие супруга Спасской Л.В. и не могло быть представлено ввиду отсутствия у неё такового, а потому действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в лице государственного регистратора Волковой Н.В. по внесению в ЕГРН в раздел «Сведения об осуществлении государственной регистрации прав без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа» записи следующего содержания: «На государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие супруга Спасской Л.В. на совершение сделки, необходимое в силу п. 3 ст. 35 СК РФ согласия», в отношении квартиры по адресу ... (кадастровый ), суд считает незаконными, а потому такая запись подлежит исключению из ЕГРН в отношении спорного объекта недвижимости.

Исковые требования истца о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, выразившееся в отказе установить достоверность сведений в отношении зарегистрированного брака Спасской Л.В. для формирования выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, не подлежат самостоятельному разрешению, поскольку нарушением прав административного истца являются действия по внесению в ЕГРН оспариваемых истцом сведений, и самостоятельного признания незаконным бездействия, в данном случае не требуется.

Оснований полагать, что оспариваемые административным истцом сведения являются технической или реестровой ошибкой, подлежащей исправлению в соответствии с положениями главы 7 Закона № 218-ФЗ, не имеется, поскольку из представленных на государственную регистрацию документов не следовало, что Спасская ЛД.В. состояла в зарегистрированном браке.

Оценивая доводы ответчика о том, что внесение записи не затрагивает права истца, суд исходит из следующего. В соответствии со ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. По смыслу ст.45 Конституции РФ органы власти обязаны устранить любое нарушение (угрозу) прав граждан, избравших способ защиты, не запрещенный законом. По мнению суда, все записи, вносимые в Единый государственный реестр недвижимости, имеют значение, что определяется самим смыслом существования государственного реестра. Запись, которую просит исключить истец, имеет негативный характер, поскольку не может быть отнесена исключительно к информационной либо позитивной. В данном случае наличие записи, которую требует исключить истец, нарушает принцип правовой определенности его права собственности. Нарушения и ограничения прав истца выражаются и в том, что в случае изъявления им желания распорядиться квартирой, наличие записи, подтверждающей оспоримость сделки, послужившей основанием для регистрации права собственности, существенно снизит инвестиционную привлекательность и конкурентноспособность объекта недвижимости по сравнению с объектами, в отношении которых такой записи не имеется. Здесь необходимо учитывать, что потенциальные покупатели вправе без участия истца получать выписки из ЕГРП, а последний будет вынужден убеждать всех в законности своих действий, предоставляя имеющееся у него нотариальное согласие. Истец вправе требовать не только уже допущенного нарушения его прав, но и устранения угрозы такого нарушения, что соответствует ст.45 Конституции РФ. Нельзя не отменить, что доводы ответчика по существу сводятся к обоснованию законности внесения записи, что не является предметом настоящего иска. Истец просит осуществить действия по исключению записи, предоставляя безусловные доказательства, подтверждающие несоответствие внесенной записи имеющимся документам (оригинал нотариального согласия). Отказ в иске лишит истца возможности устранить нарушение его прав, поскольку какого-либо иного порядка восстановления прав, кроме как исключения записи, в данном случае не существует.

Оснований для отказа в удовлетворении иска по основанию пропуска срока обращения в суд, исходя из конкретных обстоятельств по делу, суд не находит.

В силу ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно п. 4 ст. 106 КАС РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В силу ст. 112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Из материалов дела следует, что истцом понесены расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей, что подтверждается копией договора от 18.11.2019 и актом выполненных работ (услуг) от 18.11.2019.

В рамках данного договора представитель истца Фролов Д.В. подготовил и представил в суд административное исковое заявление, уточненное административное исковое заявление, участвовал в качестве представителя административного истца в суде в ходе подготовки дела к рассмотрению в ходе опроса 09.12.2019, а также в ходе судебных заседаний 09.01.2020, 30.01.2020 и 13.02.2020.

Учитывая то, что исковые требования Остапенко А.Н. удовлетворены в полном объеме, суд, принимая во внимание категорию рассмотренного дела, его сложность, время затраченное представителем на подготовку и непосредственное его участие в суде первой инстанции, объема проделанной представителем работы, приходит к выводу, что заявленные истцом ко взысканию с ответчика расходы на услуги представителя подлежат взысканию с ответчика в полном размере. Данную сумму судебных расходов суд считает разумной. Понесённые истцом судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей суд также считает подлежащими взысканию в полном размере ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Остапенко А. Н., удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области по внесению в ЕГРН в отношении квартиры по адресу ... (кадастровый ) в раздел «Сведения об осуществлении государственной регистрации прав без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа» записи следующего содержания: «На государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие супруга Спасской Л.В. на совершение сделки, необходимое в силу п. 3 ст. 35 СК РФ согласия».

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области исключить из ЕГРН в отношении квартиры по адресу ... запись следующего содержания: «На государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие супруга Спасской Л.В. на совершение сделки, необходимое в силу п. 3 ст. 35 СК РФ согласия».

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в пользу Остапенко А. Н. судебные расходы в размере 15 300 руб., в том числе расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей и по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.В. Коровкина

Мотивированное решение суда изготовлено 28 февраля 2020 г.