Дело № 2а-199/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 февраля 2020 года п. Новосергиевка
Оренбургская область
Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Абузяровой Д.Ф.,
при секретаре Миморовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Новосергиевского района Оренбургской области обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что прокуратурой района проведен анализ исполнения бюджетного законодательства, по результатам которой установлено, что в настоящее время в муниципальном образовании Кулагинский сельсовет внешний финансовый контроль не осуществляется, контрольно-счетный орган не создан, не изданы нормативные правовые акты, определяющие его полномочия, состав и порядок деятельности.
Отсутствие контрольно-счетного органа в Кулагинском сельсовете приводит к неосуществлению контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к не проведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также к не проведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции.
Просит признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района по непринятию мер по организации и проведению внешнего муниципального контроля. Обязать Совет депутатов муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению указанных нарушений путем создания муниципального контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный контроль либо путем передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
В судебном заседании прокурор, извещенный о месте и времени судебного заседания, участия не принимал, направил заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель Совета депутатов муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района, извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился, согласно заявлению, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.
Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
В соответствии с п. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 131-ФЗ порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В силу п.п. 2, 4, 6, 8, 11 ст. 3 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Выступая в качестве нормативных правовых актов прямого действия, Законы № 6-ФЗ и № 131-ФЗ направлены на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритета применения мер по предотвращению коррупции, позволяет суду признать правомерными доводы административного истца о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ предполагает обязательность создания контрольно-счетных органов в каждом муниципальном образовании в формах, установленных законом № 6-ФЗ.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что в настоящее время внешний финансовый контроль в муниципальном образовании Кулагинский сельсовет не осуществляется, контрольно-счетный орган не создан, не изданы нормативные акты, определяющие его полномочия, состав и порядок деятельности.
Отсутствие контрольно-счетного органа в Кулагинском сельсовете приводит к неосуществлению контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к не проведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также к не проведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции.
При этом суд учитывает, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не разрешает вопросы необходимости существования контрольно-счетного органа, а регламентирует общий порядок образования органов местного самоуправления, в связи с чем подлежит применению в системной связи с вышеперечисленным федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действия – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области по непринятию мер по организации и проведению внешнего муниципального контроля.
Обязать Совет депутатов муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений бюджетного законодательства путем создания муниципального контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль, либо путем передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Новосергиевский районный суд Оренбургской области.
Председательствующий Д.Ф. Абузярова
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2020 года.
Председательствующий Д.Ф. Абузярова