ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-199/2018 от 21.03.2018 Котельниковского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-199/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Котельниковский районный суд

Волгоградской области

В составе:

Председательствующего судьи Павликова С.Н.

При секретаре Сулеймановой Л.А.

с участием ответчика Сергеевой Н.И.

рассмотрев 21 марта 2018 года в открытом судебном заседании в г. Котельниково административное дело по административному исковому заявлению Сергеевой Н. И. к ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконными действий и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Сергеева Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указывая, что приговором Котельниковского районного суда Волгоградской области от 08.06.2010 года была осуждена по ч. 2 ст. 159 УК РФ (22 эпизода), ч. 1 ст. 292 УК РФ (14 эпизодов), к наказанию в виде лишения свободы сроком на три года, на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на два года. 09.06.2012 года судимость у неё погашена на основании п. «а» ч. 3 ст. 86 УК РФ. Однако наличие информации в ИЦ ГУ МВД РФ по Волгоградской области о её судимости и отсутствие информации о погашении судимости препятствует ей в устройстве на работу по своей специальности, что ограничивает её права и свободы.

В судебное заседание административный истец Сергеева Н.И. настаивала на удовлетворении административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Галицкая Е.Н. в ходатайстве просила рассмотреть дело без её участия, в удовлетворении административного искового заявления отказать поскольку законных оснований для его удовлетворения не имеется.

С согласия административного истца суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика. Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, учитывая мнение представителя административного ответчика, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ, грааждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, или они незаконно привлечены к ответственности.

Пунктом 1 ст. 4 КАС РФ предусмотрено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьей 55 Конституции РФ перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В связи с чем, из ч. 3 ст. 55 Конституции следует, что федеральные законы могут ограничивать права и свободы человека и гражданина в определённых случаях, а именно: если это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя. нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.ч. 1, 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

На основании ст. 17 указанного закона полиции предоставляется право на обработку данных о гражданах, необходимых для выполнения возложенных на неё обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных, в том числе, подлежит информация о лицах, осуждённых за совершение преступлений.

Формирование и ведение таких банков данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, а именно в соответствии со следующими законодательными актами: Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности, Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях, и о защите информации», Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», Федеральным законом от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Фздерадии». При этом согласно части 4 указанной статьи на полицию возложена обязанность по обеспечению защиты информации, содержащейся в банках данных от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется: государственным органам и должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом: правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статьёй 14 федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрены государственные информационные системы, которые создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», содержание и объём обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки, обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом и допускается в случаях, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Соответствующие положения содержатся в ч.ч. 7, 8 ст. 17 Закона о полиции: обработка полицией персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Таким образом, законодатель наделил полицию правом обработки и хранения в банках данных информации о лицах, осуждённых за совершение преступления, однако не установил конкретные сроки хранения такой информации.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации. изложенной в Определении КС РФ от 27.10.2015 № 2438-О, применяемое положение части 8 статьи 1 7 Закона «О полиции», предусматривает условия прекращения обработки персональных данных лица без его согласия на основе закона и не допускает их произвольного уничтожения, а потому не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права.

Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

В соответствии с подп. 4 п. 11 Положения, Министерство внутренних дел Российской Федерации уполномочено на осуществление нормативно-правового регулирования вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации: определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации иди Правительства Российской Федерации.

Согласно подп. 8 п. 12 Положения МВД России имеет право формировать и вести в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные учёты, информационные системы, в том числе банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, а также пользоваться в установленном порядке учётами и информационными системами других федеральных органов исполнительной власти.

Приказом МВД России, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства обороны Российском Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федеральной службы Российской Федерации по контролю за опоротом наркотиков. Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерация, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы Российской Федерации, государственной фельдъегерской службы Российской Федерации. Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.02.2012 года утверждено Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учётов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации. Данное Наставление имеет межведомственный характер, является документом с грифом «для служебного пользования», а равно документом с ограниченным обращением.

Наставление определяет порядок формирования, ведения и использования централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учётов (систем хранения и поиска данных о лицах, предметах, событиях и фактах). Такие учёты предназначены для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества.

В соответствии с указанным Наставлением в пофамильных учётах ГИАЦ МВД России и ИЦ учётные документы на лиц, осуждённых независимо от срока и вида наказания хранятся до достижения этими лицами возраста 80 лет, если судимость погашена либо снята.

Из чего следует, что сведения о погашенной судимости лица могут быть изъяты из базы данньх ИЦ только после достижения таким лицом возраста 80-ти лет.

Порядок ведения оперативных учётов ИЦ ГУ и сроки хранения в них информации определён Наставлением, в соответствии с принципами обработки персональных данных, установленных статьёй 5 Федерального закона от 27.02.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Данное Наставление является обязательным для исполнения всеми органами, подписавшими его, в целях исполнения своих законных полномочий.

Из чего следует, что хранение в банках данных ИЦ ГУ информации о погашенной судимости Сергеевой НИ. на данный момент является законным и обоснованным, изъятию данная информация из базы данных ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области в настоящий момент не подлежит, поскольку административный истец не достиг определённого Наставлением возраста 80-ти лет.

Более того, Конституционным судом РФ неоднократно отмечалось (Определение от 28.01.20.16 № 1399-О от 25.02.2016 № 333-О, от 25.02.2016 № 335-О и иные), что положения частей 1, 3, 8 статьи 17 Закона о полиции, закрепляющей право полиции обрабатывать данные о лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию, и. хранить указанные данные в целях выполнения возложенных на неё функций по защите прав и свобод граждан, обеспечению правопорядка и общественной безооасности, рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования определён Административньм регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утверждённым приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121.

Пунктом 74 Административного регламента определён перечень сведений, которые указываются в справке о судимости.

Согласно п. 74 Административного регламента в соответствующих графах делается отметка «не имеются» при отсутствии сведений о судимости (в том числе имевшейся ранее), сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Пунктом 74.3 Административного регламента установлено, что в графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации» при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости.

Погашение судимости в силу закона осуществляется автоматически по истечении установленного статьями 86, 95 УК РФ срока, без принятия особого решения суда по данному вопросу и, соответственно, не предусматривает направление в ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области документов, подтверждающих погашение судимости лица, в связи с чем, сведения такого характера в базах данных ИЦ ГУ МВД России но Волгоградской области отсутствуют.

В свою очередь, проведение анализа информации на предмет погашения судимости входит в компетенцию ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области. Согласно требованиям Административного регламента сведения о погашении судимости лица не указываются в справках о судимости лица.

Кроме того, согласно положениям Административного регламента справка о судимости выдаётся по заявлению самого лица (административного истца) либо его уполномоченного представителя. Предоставление такой справки работодателю является личным волеизъявлением, в связи с чем, действия государственного органа ГУ МВД России по Волгоградской области, не могут быть признаны в данной части незаконными и нарушающими права административного истца Сергеевой Н.И.

Таким образом, хранение в базе ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области сведений об имевшейся ранее судимости, независимо от факта погашения в силу закона данной судимости, соответствует требованиям закона и не может быть признано нарушающим права административного истца. Хранение такой информации является основанием для указания в справке о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении Сергеевой Н.И. данных сведений. Неуказание в справке о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении Сергеевой Н.И. сведений об имевшейся ранее судимости, является нарушением требований Административного регламента,

Руководствуясь ст.ст. 174 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Сергеевой Н. И. к ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконными действий и возложении обязанности исключить из информационной базы сведений о судимости по приговору Котельниковского районного суда Волгоградской области от 13.01.2010 года, а также по приговору Котельниковского районного суда Волгоградской области от 08.06.2010 года, отказать.

Решение принято в окончательной форме 26.03.2018 года и может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд Волгоградской области, со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Н. Павликов