Копия. Дело №/А–19/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
<адрес>
Себежский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Алёнкина И.О., при секретаре Никонович Т.С., с участием заместителя прокурора <адрес> Пузанского Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Национальный парк «Себежский» к Собранию депутатов Сельского поселения «Себежское» <адрес>, об оспаривании нормативного правового акта органа власти местного самоуправления – Решения Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана СП «Себежское»,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец, действуя как природоохранная организация, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации СП «Себежское» об оспаривании в порядке Главы 21 КАС РФ (до ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении дел данной категории применялась Глава 24 ГПК РФ) нормативного акта органа власти муниципального образования – Решения 31–й сессии Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана СП «Себежское».
В обоснование административного искового заявления указано на то, что согласно Генеральному плану СП «Себежское», утвержденному оспариваемым нормативным актом муниципального уровня, ряд земель в границах национального парка «Себежский», хотя и прилегающих к территории населенных пунктов, но не относящиеся к населенным пунктам, были включены в состав этих населенных пунктов, что, как следствие, автоматически повлекло изменение вида разрешенного использования (категория этих земель) с «сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов». Указанное повлекло дальнейшее изменение вида разрешенного использования земли с «сельскохозяйственного использования» на «для ведения личного подсобного хозяйства», в частности, такое изменение категории земли имело место по Распоряжению Администрации СП «Себежское» за подписью Главы данного сельского поселения ФИО1 за № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении земельного участка площадью 24 997 м 2 с кадастровым номером 60:22:0000000:525 в урочище «Угоринка–2» <адрес>, выделенного органом местного самоуправления в аренду ФИО2
Администрация национального парка «Себежский» полагает, что нормативный акт – Решение Собрания депутатов СП «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана СП «Себежское» принят органом власти местного самоуправления в нарушение действующего природоохранного и земельного законодательства. Поскольку спорные земли, включенные в состав населенных пунктов, находятся на территории особо охраняемой природной территории федерального значения, на основании п. 1 ст. 61 и п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ, ч. 3 ст. 12 и ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ №–ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях», а также п. 8 ст. 3 Федерального закона РФ №–ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ФГБУ «Национальный парк «Себежский» просило суд признать незаконным и отменить данный нормативный акт органа местного самоуправления об утверждении Генерального плана территории сельского поселения «Себежское».
В судебном заседании представители административного истца – ФГБУ «Национальный парк «Себежский» ФИО3 и ФИО4 поддержали заявленные административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, пояснив, что принятие спорного нормативного акта органом местного самоуправления с природоохранной организацией не согласовывалось, а ввиду ограниченного финансирования администрация нац. парка не выписывает местную газету «Призыв», являющуюся источником публикации нормативных актов органов местной власти в <адрес> и иных официальных сообщений, поэтому о проведении публичных слушаний по инициативе СП «Себежское» в помещении (актовом зале) <адрес> известно не было.
Об оспариваемом нормативном акте, явно нарушающем природоохранное законодательство, администрации национального парка как природоохранной организации стало известно лишь в июле – августе 2015 года, когда граждане ФИО5 и ФИО6 – представители землепользователя ФИО2 сами устно обратились по вопросу разъяснения порядка получения разрешения на строительство жилого дома на земельном участке сельхозназначения для сельскохозяйственного использования площадью 24 997 м 2 с кадастровым номером 60:22:0000000:525 по адресу: <адрес>, СП «Себежское» (ранее – Глембочинская волость), урочище «Угоринка–2», представив в числе документов и Распоряжение Администрации СП «Себежское» за подписью Главы данного сельского поселения ФИО1 за № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования в отношении этого участка с КН 60:22:0000000:525 в урочище «Угоринка–2» <адрес>, и пояснивший, что Генеральным планом развития территории СП «Себежское», утвержденным Решением Собранием депутатов сельского поселения «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ, уже разрешен вопрос о переводе данного участка из категории «земель сельхозназначения» в состав «земель населенных пунктов», т. е. участок незаконно включен в черту <адрес>.
В то же время, как следует из Приложения № к Решению Собранием депутатов сельского поселения «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ, аналогичным образом оспариваемым нормативным актом был осуществлен перевод земель из категории «земли сельхозназначения» в «земли населенных пунктов» ещё в отношении более 20–ти земельных участков с конкретными кадастровыми номерами, большинство из которых находится в границах национального парка. Более того, кроме указания конкретных участков, согласно указанному Приложению № к Решению Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ, аналогичный перевод земель из одной категории в другую предусмотрен в отношении также и неопределенного количества неоговоренных участков, идентифицировать которые конкретно не представляется возможным, исходя из формулировки «земельные участки, примыкающие к кадастровым кварталам, согласно схемы» – при отсутствии таковой схемы либо ссылки на неё в самом нормативном акте и приложениях к нему.
Указанное изменение оспариваемым нормативным актом категории ряда участков из «земель сельхозназначения», с включением их в состав «земель населенных пунктов», как и последующее изменение вида разрешенного использования данных участков с «предназначенных для сельскохозяйственного использования» на земли «для ведения личного подсобного хозяйства», позволяет осуществить правообладателям (арендаторам) участков запрещенное природоохранным и земельным законодательством на данных землях строительство, в том числе, жилищное, что представляет угрозу нанесения невосполнимого вреда экологическим комплексам национального парка.
Кроме того, представители административного истца в обоснование своей позиции ссылались также на нарушение при утверждении Генерального плана СП «Себежское» установленной процедуры согласования проекта генерального плана муниципального образования с заинтересованными федеральными органами государственной (исполнительной) власти, в числе которых обязательно должно было быть Министерство природных ресурсов и экологии РФ (вследствие нахождения части территории сельского поселения в границах особо охраняемой природной территории), регламентированной действовавшим на момент принятия Приказом Министерства регионального развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».
Представитель административного ответчика – Собрания депутатов муниципального образования «Сельское поселение «Себежское» по доверенности ФИО7, представляющая одновременно по доверенности интересы заинтересованного лица – <адрес>, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска природоохранной организации, пояснив, что до принятия Собранием депутатов Сельского поселения «Себежское» ДД.ММ.ГГГГ Решения № «Об утверждении Генерального плана Сельского поселения «Себежское» и Решения № от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах землепользования и застройки», границы многих населенных пунктов, в частности, <адрес> (ранее относилась к Глембочинской волости, ныне ликвидированной с включением земель в состав СП «Себежское»), вообще никакими нормативными актами не были установлены. Границы населенных пунктов ряда других муниципальных образований низового уровня (волостей) <адрес> уже были некоторое время назад определены Генеральными планами развития этих территорий, однако, в отношении СП «Себежское», этого своевременно сделано не было, поскольку данное муниципальное образование создано в ходе реформы органов местного самоуправления лишь в 2010 году.
В связи с отсутствием достаточных денежных средств в бюджете муниципалитетов низового уровня, а также соответствующих квалифицированных специалистов в штате Администрации СП «Себежское», на основании Соглашения о передаче Администрацией СП «Себежское» отдельных полномочий <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия – до ДД.ММ.ГГГГ), районная Администрация для устранения пробела в описании границ населенных пунктов провела соответствующий муниципальный конкурс (тендер), который выиграло ООО «Институт строительных проектов» <адрес>–Петербурга, где и были заказаны соответствующие землеустроительные геодезические работы по установлению конкретных границ населенных пунктов на местности.
Однако, весь этот процесс затянулся более чем на 2 года в связи со сложностью конкурсных юридических и технических процедур, сезонности геодезических работ (только в летнее время), в большей части – из–за проблем с финансированием для оплаты этих проектных работ за счет районного бюджета, поскольку это юридически связано с длительным ежегодным бюджетным процессом. Таким образом, лишь принятым Собранием депутатов Сельского поселения «Себежское» ДД.ММ.ГГГГ Решениями № «Об утверждении Генерального плана Сельского поселения «Себежское» и от № от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах землепользования и застройки», впервые были определены границы населенных пунктов, в т. ч. и <адрес> и ряда других населенных пунктов СП «Себежское», расположенных в границах национального парка.
При этом, по мнению представителя административного ответчика, были соблюдены все процедуры (направление для согласований в различные государственные органы федерального и областного уровня, публичные слушания по проекту Ген. плана, предварительная публикация в сети «Интернет», и т.п.), необходимые в соответствии со статьями 24, 25 Градостроительного кодекса РФ и Приказа Минрегионразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым были утверждены «Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов», а ответственным за координация данного направления Минрегионразвития РФ было определено распоряжением Правительства РФ №–р от ДД.ММ.ГГГГ. В частности, принятию нормативного акта предшествовали публичные слушания в помещении (актовом зале) <адрес>, которые проводились по инициативе местных органов власти, и объявление о чем размещалось в библиотеках крупных населенных пунктов, на официальном Интернет–сайте органа местного самоуправления, а также в районной газете «Призыв»; в данных публичных слушаниях приняло участие достаточно много заинтересованных лиц, но представители администрации национального парка на эти слушания не пришли и своего отрицательного мнения не выразили.
В октябре 2013 года в специализированной государственной базе данных федерального уровня – ФГИС ТП (федеральная государственная информационная система территориального планирования) <адрес> от имени СП «Себежское» (в рамках реализации переданных отдельных полномочий) были размещены сведения о начале разработки Генерального плана развития территории данного муниципального образования, а ДД.ММ.ГГГГ исполненный ООО «Институт строительных проектов» <адрес>–Петербурга проект Генерального Плана СП «Себежское» был уже в полном объеме размещен в данной Интернет–системе. С этого времени все заинтересованные органы государственной власти федерального и областного уровня, в том числе и Минприроды России, имеющие доступ к ФГИС ТП, могли подавать на его свои замечания и возражения, но таковых не поступило, в том числе и от Минприроды РФ, являющегося фактическим учредителем национального парка «Себежский». Таким образом, заблаговременной публикации проекта Ген. Плана СП «Себежское» во ФГИС ТП и отсутствия возражений гос. органов на данной электронной площадке, согласно градостроительному законодательству РФ уже достаточно, чтобы Ген. план развития территории муниципального образования считался надлежаще согласованным со всеми заинтересованными гос. органами, в том числе природоохранными.
Представитель административного ответчика указала также на то, что стараясь соблюдать все положения закона, районная Администрация в связи с нахождением части территории СП «Себежское» в границах нац. парка «Себежский», ДД.ММ.ГГГГ отдельным письмом за исх. № специально обращалась в Министерство природных ресурсов и экологии РФ по данному поводу, но никаких возражений, в том числе природоохранного характера, от заинтересованного органа государственной власти федерального уровня вновь не последовало. Между тем, в силу ч. 4.1, 7 и 8 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, нормативные акты о муниципальном территориальном планировании (проекты генерального плана) до их принятия в целях оценки возможного негативного воздействия объектов местного значения поселения на особо охраняемые природные территории федерального значения, подлежат согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в данном случае – Минприроды России) в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. Более того, на основании ч. 8 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, в случае непоступления в установленный срок главе поселения заключений на проект Генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов, данный проект считается согласованным с такими органами.
Кроме того, оспариваемым нормативным актом предусмотрена лишь возможность изменения категории земель и вида разрешенного использования ряда участков с «земли сельхоз. назначения, для сельскохозяйственного использования» на «земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства», однако, непосредственно изменение вида разрешенного использования производилось лишь по участку ФИО2, и не самим Генеральным планом, последующими актами Администрации СП «Себежское». Более того, в отношении большинства из указанных административным ответчиком участков, перечень которых приведен в Приложении № Решения Собрания депутатов СП «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана Сельского поселения «Себежское», никаких изменений относительно категории земель («сельхоз. назначения») и вида разрешенного использования («для сельскохозяйственного использования»), до настоящего времени по документам государственного кадастрового учета не внесено.
Изменения же в категории земли участка ФИО2 уже были поставлены на кадастровый учет в надлежащем порядке в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра», что следует из кадастровых паспортов (кадастровых выписок) на участок, то есть уполномоченным государственным органом законность изменения вида разрешенного использования земли уже проверена, и нарушений земельного законодательства не выявлено. Более того, в отношении арендуемого ФИО2 участка соответствующую проверку по заявлению ФГБУ «Национальный парк «Себежский» в августе 2015 года проводила и Псковская природоохранная межрайонная прокуратура, но нарушений законодательства РФ в результате выявлено не было.
Представитель Собрания депутатов СП «Себежское» и <адрес> в судебном разбирательстве ссылалась также и на то, что на момент принятия оспариваемого нормативного акта границы Национального парка «Себежский» (как внешние, так и внутренние) не были поставлены на кадастровый учет, то есть на местности не определены; непосредственно в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБУ «Национальный парк «Себежский» находится лишь 59,5 % земель из выделенной территории, а остальные земли, в том числе, населенные пункты, включены в состав особо охраняемой природной территории без изъятия из хозяйственного оборота. В силу же п. 1 и п. 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ, земельные участки у собственников и иных землевладельцев, арендаторов не изымаются, а используются по назначению – с соблюдением ограничений природоохранного характера, установленных в силу нахождения в пределах национального парка. Правовой режим охраны в таких территориях, как нац. парки, изначально и планировался менее жестким (с возможностью проживания местного населения, традиционного хозяйствования и т.д.), чем в заповедниках.
По мнению представителя административного ответчика, до изготовления проекта Генерального плана СП «Себежское», топогеодезические границы многих населенных пунктов, в том числе, и <адрес>, вообще не были установлены юридическими актами. Таким образом, вопреки доводам административного иска, при изготовлении технического проекта никакого дополнительного включения земель иных категорий (лесных, сельскохозяйственных и т.д.) в состав земель поселений не произошло, производилось лишь «оконтуривание» и нормативное закрепление фактически давно уже существовавших границ населенных пунктов.
Представитель заинтересованного лица – Государственного <адрес> по имущественным отношениям ФИО8, а также представитель по доверенности заинтересованного лица ФИО2 – ФИО9, и ФИО10 – представитель заинтересованного лица по делу ФИО11, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, аналогичным высказанным в обоснование своей позиции представителем административного ответчика.
Представители других заинтересованных лиц – Министерства экономического развития РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ в судебное заседание не явились, в письменных возражениях поддержали заявленный администрацией национального парка «Себежский» административный иск, указывая на то, что оспариваемое по делу Решение Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана СП «Себежское» противоречит как действующему природоохранному законодательству РФ – Федеральным законам РФ «Об особо охраняемых природных территориях», «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Земельному кодексу РФ, так и в связи с нарушением действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного акта органом местного самоуправления порядка согласования проекта генерального плана муниципального образования с заинтересованными федеральными органами государственной (исполнительной) власти, установленного соответствующим Приказом Министерства регионального развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, упраздненного позднее в 2014 году с пердачей соотвес твующих полномочий Минэкономразвития РФ.
Представители остальных заинтересованных лиц – Управления Росреестра по <адрес> и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (филиал по <адрес>), ООО «Гидронефтестрой», ООО «Институт строительных проектов», заинтересованные лица ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО6, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, Богданов–Лебедев А.Б., ФИО25, ФИО26, в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего заявленный административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции, административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. На основании п. 1 ч. 2 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Порядок рассмотрения и разрешения административных дел данной категории урегулирован Главой 21 КАС РФ.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов сельского поселения «Себежское» были приняты Решения № «Об утверждении Генерального плана Сельского поселения «Себежское» и № «О правилах землепользования и застройки СП «Себежское». При этом, само СП «Себежское» как муниципальное образование окончательно оформилось лишь в 2010 году в ходе длительной (проходила с 2005 года) реформы системы органов местного самоуправления – путем объединения по результатам местного референдума территорий ранее существовавших территорий Дубровской, Глембочинской, Томсинской, Долосчанской и Лавровской волостей <адрес>№–ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории <адрес>, Постановление Собрания депутатов <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации иных исполнительных органов местного самоуправления и реорганизации администрации района», Решение Собрания депутатов СП «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Устава МО «Себежское», Решение Собрания депутатов СП «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании Главы сельского поселения «Себежское»).
При этом, в связи с отсутствием достаточных денежных средств в бюджете муниципалитетов низового уровня, а также соответствующих квалифицированных специалистов в штате органов власти СП «Себежское», на основании Соглашения о передаче Администрацией СП «Себежское» отдельных полномочий <адрес> о ДД.ММ.ГГГГ (срок действия – до ДД.ММ.ГГГГ), районная Администрация для устранения пробела в описании границ населенных пунктов провела соответствующий муниципальный конкурс (тендер), который выиграло ООО «Институт строительных проектов» <адрес>–Петербурга, где и были заказаны соответствующие землеустроительные геодезические работы по установлению конкретных границ населенных пунктов на местности.
На момент издания оспариваемого по настоящему административному делу нормативного акта его принятие находилось в компетенции представительного органа власти местного самоуправления сельского поселения «Себежское» в силу ч. 1 и ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ.
Следует отметить, что оспариваемый нормативный акт принят представительным органом власти сельского поселения и до введения в действие (для <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ) <адрес>№–ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>», которым был установлен особый правовой режим для приграничных муниципальных районов <адрес>. Так, в силу п. 1 и п. 2 ст. 2 областного Закона, с ДД.ММ.ГГГГ подготовка и утверждение схем территориального планирования приграничных муниципальных районов и изменений в них, внесение в них изменений, утверждение генеральных планов приграничных поселений, внесение в них изменений, подготовка и утверждение правил землепользования и застройки приграничных поселений, межселенных территорий, внесение в них изменений, отнесены к компетенции органов государственной исполнительной власти субъекта РФ (<адрес>, Государственный комитет <адрес> по имущественным отношениям).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ №–ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях», с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Согласно учредительным документам природоохранной организации, являющейся административным истцом по настоящему делу, таковым федеральным органом государственной исполнительной власти является Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Хотя формально учредителем ФГУ – впоследствии ФГБУ – «Национальный парк «Себежский» и является Правительство РФ, функции учредителя переданы в полном объеме именно Минприроды РФ: пункты 1.2 и 1.5 Положения, утвержденного Приказом Минприроды РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 3 Устава, утвержденного Приказом Минприроды РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, пункты 2 и 6 действующего в настоящее время Положения национальном парке «Себежский», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ за рег. №.
Следует отметить, что последний ведомственный нормативный акт Минприроды РФ – Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени действует, не отменен, не оспорен в судебном порядке.
В силу пункта 7 действующего Положения о Национальном парке «Себежский», утвержденного Приказом Минприроды РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, как и ранее согласно пункту 4.12 Положения о ФГУ «Национальный парк «Себежский», утвержденного Приказом Минприроды РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, пункту 13 Устава ФГБУ «Национальный парк «Себежский», утвержденного Приказом Минприроды РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в пределах национального парка изменение целевого назначения земельных участков для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Границы и особенности режима особой охраны национального парка учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель.
Таким образом, в связи с нахождением части территории муниципального образования в границах особо охраняемой природной территории, проект Генерального плана СП «Себежское» подлежал предварительному согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
Так, в силу ч. 8 ст. 24 и п. 3 ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана поселения до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти, в случае, если на территории поселения находится особо охраняемая природная территория федерального значения. На основании ч. 4.1, 7 и 8 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, нормативные акты о муниципальном территориальном планировании (проекты генерального плана) до их принятия в целях оценки возможного негативного воздействия объектов местного значения поселения на особо охраняемые природные территории федерального значения, подлежат согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (как выше указано, в данном случае – Минприроды России) в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
При этом, согласно ч. 8 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, в случае непоступления в установленный срок главе поселения заключений на проект Генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов, данный проект считается согласованным с такими органами.
На момент принятия оспариваемого муниципального нормативного акта таковым федеральным органом исполнительной власти было определено Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 5.2.1 Положения о Минрегионразвития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ), приказом которого № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден «Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ за рег. №. Указанный Порядок действовал на момент издания оспариваемого нормативного акта Собрания депутатов СП «Себежское» и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, когда был введен в действие Приказ Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГ, утвердивший новый Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
В силу пунктов 1.1 и 1.2 указанного Порядка, определяющего правила согласования проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в органы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) и составляет 3 месяца в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом, согласно пункту 2.1 указанного Порядка, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации. Уведомление направляется в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа; до реализации механизма электронной подписи в информационной системе уведомление осуществляется путем почтовых отправлений.
В свою очередь, Министерство регионального развития РФ, в соответствии с пунктом 2.2 приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе. Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов. Срок согласования федеральными органами проекта документа территориального планирования не может превышать одного месяца со дня поступления уведомления Министерства о размещении такого проекта в информационной системе.
На основании пунктов 2.3 и 2.4 Порядка, при поступлении в Министерство регионального развития РФ хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования. В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Министерство готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования. В сводном заключении указывается, на основании каких заключений федеральных органов и протоколов согласительных совещаний подготовлено такое заключение.
В обоснование своей позиции административный ответчик ссылается на то, что в ходе подготовки проекта Генерального плана территории согласно скриншоту от ДД.ММ.ГГГГ программного обеспечения специализированной федерального государственной базы данных ФГИС ТП (федеральная государственная информационная система территориального планирования), <адрес> от имени СП «Себежское» (в рамках реализации переданных отдельных полномочий) были размещены сведения об обеспечении доступа к разработанному проекту Генерального плана развития территории муниципального образования, а ДД.ММ.ГГГГ исполненный ООО «Институт строительных проектов» <адрес>–Петербурга проект Ген. Плана СП «Себежское» был уже в полном объеме размещен в данной Интернет–системе. С этого времени все заинтересованные органы государственной власти федерального и областного уровня, в том числе и Минприроды России, имеющие доступ к ФГИС ТП, могли подавать на его свои замечания и возражения, но таковых не поступило, в том числе и от Минприроды РФ, являющегося фактическим учредителем национального парка «Себежский».
Кроме того, административный ответчик указывает на то, что в связи с нахождением части территории СП «Себежское» в границах нац. парка «Себежский», ДД.ММ.ГГГГ отдельным письмом (хотя согласно ст. 25 Градостроительного кодекса РФ этого строго не требовалось) за исх. № специально обращалась в Министерство природных ресурсов и экологии РФ по данному поводу, но никаких возражений, в том числе природоохранного характера, от заинтересованного органа государственной власти федерального уровня вновь не последовало.
Между тем, по материалам дела, сведения непосредственно в Минрегионразвития РФ, назначенное ответственным на тот момент федеральным органом государственной власти за согласование проектов территориального планирования, сведения об обеспечении доступа к проекту, в надлежащем порядке не поступали. Соответственно, в отличие, например от документов о проведении процесса согласования Генерального плана смежного муниципального образования «Городское поселение «Себеж» <адрес>» на федеральном уровне, не имеется по делу и доказательств проведения процедуры согласования проекта Генерального плана СП «Себежское» с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в первую очередь, – с Минприроды РФ, которое также не подтверждает и получение письма из <адрес>ной Администрации за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное следует из письменных отзывов Минприроды РФ и Минэкономразвития РФ по делу (в связи с упразднением Минрегионразвития РФ его функции по реализации государственной политики и нормативно–правовому регулированию в сфере территориального планирования, были переданы Минэкономразвития РФ в соответствии подп.«а» п. 2 Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об упразднении министерства регионального развития Российской Федерации»).
Исходя из этого, при неподтверждении самого факта надлежащего уведомления Минрегионразвития РФ об обеспечении доступа к разработанному проекту Генерального плана СП «Себежское» в порядке пунктов 1.2, 2.1 действовавшего Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, невозможно определить и ту дату отсчета, от которой необходимо производить исчисление срока согласования проекта территориального планирования, указанного в ст.ст. 24 и 25 Градостроительного кодекса РФ и в пунктах 2.3 и 2.4 Порядка, утвержденного Приказом Минрегионразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, ни самим административным истцом – Собранием депутатов СП «Себежское», ни заинтересованным лицом – <адрес> (данному органу были делегированы полномочия по разработке проекта Генерального плана СП «Себежское» по соглашению о передаче СП «Себежское» отдельных полномочий <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) надлежащих доказательств соблюдения всех требований к процедуре согласования федеральными органами исполнительной власти проекта документа территориального планирования, не представлено.
На основании ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ в настоящем судопроизводстве по рассмотрению заявленного в порядке Главы 21 КАС РФ административного спора о признании недействующим (незаконным) нормативного акта органа местного самоуправления, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, их должностных лиц, возлагается на соответствующие орган, должностное лицо; именно указанные органы и должностные лица обязаны подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Таким образом, вне зависимости от причин (ненадлежащая работа организации почтовой связи, возможный сбой в компьютерном программном обеспечении, недостатки организационного характера в межведомственном взаимодействии органов власти различного уровня, иные возможные причины), проект Генерального плана СП «Себежское» нельзя считать согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в порядке ст.ст. 24–26 Градостроительного кодекса РФ, с учетом требований Приказа Минрегионразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», действовавшего на момент издания оспариваемого нормативного акта.
Исходя из этого, вследствие нарушения процедуры согласования проекта территориального планирования, решение Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана СП «Себежское» подлежит признанию недействующим с момента его принятия в порядке п. 1 ст. 61 Земельного кодекса РФ, ч. 2 и ч. 4 ст. 215 КАС РФ, а также п. 8 ст. 3 Федерального закона РФ №–ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Заслуживают также внимания и доводы административного истца о том, что Приложением № к Решению Собранием депутатов сельского поселения «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ, аналогичным образом оспариваемым нормативным актом был осуществлен перевод земель из категории «земли сельхозназначения» в «земли населенных пунктов» как минимум в отношении 10–ти земельных участков, расположенных в границах национального парка, с конкретными кадастровыми номерами:
• участок с кадастровым номером 60:22:210110:38 площадью 16 007 м 2 вблизи <адрес>–<адрес>, собственник – ООО «Гидронефтестрой»;
• участок с кадастровым номером 60:22:210111:40 площадью 49 500 м 2 вблизи <адрес>, собственники – ФИО21 и ФИО18;
• участок с кадастровым номером 60:22:210111:41 площадью 1 500 м 2 вблизи <адрес>, собственник – ФИО18;
• участок с кадастровым номером 60:22:210106:80 площадью 58 000 м 2 вблизи <адрес>, собственник – ФИО22;
• участок с кадастровым номером 60:22:210106:81 площадью 58 000 м 2 вблизи <адрес>, собственник – ФИО22;
• участок с кадастровым номером 60:22:210106:83 площадью 73 000 м 2 вблизи <адрес> (в 300 м) <адрес>, собственник – ФИО11;
• участок с кадастровым номером 60:22:210106:101 площадью 69 475 м 2 вблизи <адрес> (в 100 м) <адрес>, собственник – ФИО11;
• участок с кадастровым номером 60:22:210106:108 площадью 37 595 м 2 вблизи <адрес> (в 1 200 м) <адрес>, арендатор – ФИО12;
• участок с кадастровым номером 60:22:210110:8 площадью 12 171 м 2 вблизи <адрес> (в 500 м) <адрес>, собственник – ФИО1;
• участок с кадастровым номером 60:22:0000000:525 площадью 24 997 м 2 в урочище Угоринка–<адрес>, арендатор – ФИО2.
Указанное явно нарушает требования п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ, ч. 3 ст. 12 и Федерального закона РФ №–ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 4 Федерального закона РФ №–ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которым на землях особо охраняемых природных территорий запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий, в том числе, государственных природных заповедников, национальных парков, изменение целевого назначения земельных участков не допускается; изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Необходимо отметить, что в Приложении № к оспариваемому Решению Собранием депутатов сельского поселения «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ, кроме указания конкретных сельскохозяйственных участков с перечислением их кадастровых номеров и местоположения, подлежащих включению в состав населенных пунктов, аналогичный перевод земель из одной категории в другую предусмотрен вообще в отношении неопределенного количества неустановленных участков, идентифицировать которые конкретно вообще не представляется возможным, исходя из формулировки в Приложении к нормативному акту «земельные участки, примыкающие к кадастровым кварталам, согласно схемы» – при изначальном отсутствии в материалах оспариваемого нормативного акта указанной схемы как таковой, что не оспаривалось в судебном заседании и представителем самого административного ответчика.
В то же время, в связи с вышеуказанным нарушением в целом установленной законодательством РФ процедуры согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекта документа территориального планирования, являются несостоятельными доводы в судебном заседании части заинтересованных лиц о возможности признания оспариваемого нормативного акта недействующим лишь частично – в части необоснованного включения в состав населенных пунктов ряда конкретных земельных участков в границах особо охраняемой природной территории.
При таких обстоятельствах, заявленный природоохранной организацией ФГБУ «Национальный парк «Себежский» административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–177, 213, 215, 217, 298 ч. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФГБУ Минприроды РФ «Национальный парк «Себежский» удовлетворить.
Признать Решение Собрания депутатов сельского поселения «Себежское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана СП «Себежское» недействующим полностью с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Себежский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий : подпись И. О. Алёнкин
Копия верна : федеральный судья И. О. Алёнкин