ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-19/2022 от 25.01.2022 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-19/2022

УИД 03RS0002-01-2021-007450-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа 25 января 2022 года

Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Рахимовой Р.В.,

при секретаре Федоровой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску открытого акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» к судебным приставам-исполнителям Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Аксановой Г.Х., Каримовой А.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства должника от 16 июля 2021 года, признании незаконными действий,

установил:

открытое акционерное общество «Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Аксановой Г.Х. о признании незаконным и отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства должника от 16 июля 2021 года, признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, выраженных в нарушении порядка внесения дополнений и изменений в действующее постановление путем издания нового постановления, мотивируя свои требования тем, что денежные средства, поступающие от населения на банковский счет МУП ЕРКЦ г.Уфы не являются денежными средствами должника, поступающие от населения денежные средства предназначены для содержания и ремонта имущества в многоквартирных домах, а также для перечисления поставщиками коммунальных услуг и иным обслуживающим организациям. Фактически судебным приставом-исполнителем обращено взыскание на все денежные средства, поступающие от населения в качестве платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги и причитающиеся ресурсоснабжающим организациям, а также организациям жилищно-коммунального хозяйства, выполняющих работы по статье «управление» и «содержание». Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2020 года признано незаконным и отменено аналогичное постановление от 21 января 2020 года. В данном случае постановление от 16 июля 2021 года фактически повторяет ранее отмененное, т.к. содержит требование о списании 50 % от всех денежных средств, поступающих в управляющую компанию через агента МУП ЕРКЦ г.Уфы, что в совокупности с наложением ареста на имущество и счета самой управляющей компании Межрайонным отделом по ИОИП УФССП по РБ грубо нарушает их права на получение надлежащего обслуживания многоквартирных домов. Наложение ареста, а также иные действия, совершенные в отношении имущества, не принадлежащего должнику, не соответствует закону. Статей 77 Федерального закона от
02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено обязательное условие для обращения взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, через обращение в суд с заявлением. Наложение ареста на денежные средства управляющей компании делает невозможным предоставление населению жилищных услуг, которые оплачиваются по статье «Содержание», что повлечет за собой отсутствие уборки территории возле жилых домов, вывоза мусора с контейнерных площадок, ремонта кровель, обслуживание и обеспечение бесперебойной работы системы отопления, устранение аварийных ситуаций, систем водо-тепло электроснабжения, исполнение обязательств по программе «Комплексный ремонт подъездов в многоквартирных домах». Наложенным арестом затронуты права и законные интересы других лиц, которые не являются сторонами исполнительного производства.

В последующем к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Каримова А.И.

В судебном заседании представитель административного истца Асадченко Л.Ю. иск поддержала.

Представитель административного ответчика судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Аксановой Г.Х. – Суханова К.С. просила в удовлетворении административного иска отказать, пояснила, что принимая оспариваемое постановление, судебный пристав-исполнитель действовала в рамках полномочий, представленных Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Представитель заинтересованного лица ООО «БашРТС»
Пономарева Е.А. просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в возражение на исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица ООО «Уфа Лифт Плюс» Гаришин А.Р. оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.

Административные ответчики, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В силу ст. 150 КАС Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие данных, которые бы свидетельствовали об уважительности причин, препятствующих участию в рассмотрении дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд совместно несколькими административными истцами или к нескольким административным ответчикам (процессуальное соучастие).

Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), осуществляется в порядке, установленном главой 22 данного Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Судом установлено, что в производстве Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ на основании исполнительных листов в отношении должника ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" находится сводное исполнительное производство
-СД.

В рамках данного сводного исполнительного производства судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ Аксановой Г.Х. вынесено постановление
от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на денежные средства должника в отношении должника ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан».

Судебным приставом-исполнителем Ахсанова Г.Х. постановлено наложить арест на право должника по получению принадлежащих ему денежных средств по договорным отношениям с МУП ЕРКЦ ГО г.Уфа Республики Башкортостан. Обращено взыскание на 50% денежных средств, принадлежащих должнику, находящихся на счетах и поступающие на счета, в кассу до погашения задолженности в размере 243 186 134,68 руб. При недостаточности имеющихся денежных средств должника, МУП ЕРКЦ ГО г.Уфа Республики Башкортостан продолжить дальнейшее исполнение по мере поступления в МУП ЕРКЦ ГО г.Уфа денежных средств в пользу и принадлежащих должнику до исполнения содержащихся в постановлении судебного пристава-исполнителя требований в полном объеме. О произведенных перечислениях незамедлительно сообщать судебному приставу-исполнителю. МУП ЕРКЦ ГО г.Уфа перечислять денежные средства должника на депозитный счет Службы судебных приставов в целях погашения задолженности взыскателям по возбужденным исполнительным производствам. Генеральному директору МУП ЕРКЦ г. Уфа РБ один раз в неделю (по понедельникам) сообщать в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ об исполнении постановления.

Установлено, что между МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ" (агент) и ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" 27 февраля 2018 года заключен агентский договор N 1198 юр, по условиям которого Агент обязался за вознаграждение совершать от своего имени, но за счёт Принципала, действия по обработке платежей за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, услугам "содержание", "холодное водоснабжение", "водоотведение"; передавать кредитным организациям, операторам по приёму платежей информацию о начислениях за услуги, оказанные Принципалом; в течении 3-х банковских дней с момента поступления платежей от кредитных организаций и операторов по приёму платежей (за вычетом удержанного кредитными организациями и операторами по приёму платежей банковского процента) производить их перечисление Принципалу за вычетом агентского вознаграждения, за исключением случая, когда по поручению Принципала платежи Агента перечисляются ресурсоснабжающим организациям.

ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" является абонентом по договорам, заключенным с поставщиками коммунальных услуг (в частности по предоставлению коммунальных услуг по содержанию общего имущества МКД), и управляющей организацией по договорам на управление многоквартирным домом.

При этом сбор денежных средств от населения производит агент - МУП "Единый расчетно-кассовый центр ГО г. Уфа РБ", в квитанциях на оплату платежей населением указываются виды коммунальных услуг, по которым производится оплата.

В ходе рассмотрения сводного исполнительного производства
-СД судебным приставом-исполнителем выявлено наличие трёхсторонних договоров.

Договор юр от 01.09.2020 года между ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" (сторона 1), ООО «ЖЭУ Шакша» (сторона 2) и МУП ЕРКЦ г. Уфы (сторона 3); Договор № 2355юр от 01.07.2020 года между ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" (сторона 1), ООО «ЖЭУ №30» (сторона 2) и МУП ЕРКЦ г. Уфы (сторона 3); Договор № 2442юр от 01.09.2020 года между ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" (сторона 1), ООО «ЖЭУ № 25» (сторона 2) и МУП ЕРКЦ г. Уфы (сторона 3); Договор № 2444юр от 01.09.2020 года между ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" (сторона 1), ООО «ЖЭУ № 65» (сторона 2) и МУП ЕРКЦ г. Уфы (сторона 3); Договор № 2440юр от 01.09.2020 года между ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" (сторона 1), ООО «ЖЭУ № 29» (сторона 2) и МУП ЕРКЦ г. Уфы (сторона 3); Договор № 2414юр от 01.08.2020 года между ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" (сторона 1), ООО «ЖЭУ № 73» (сторона 2) и МУП ЕРКЦ г. Уфы (сторона 3); Договор № 2412юр от 01.08.2020 года между ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" (сторона 1), ООО «ЖЭУ № 47» (сторона 2) и МУП ЕРКЦ г. Уфы (сторона 3); Договор № 2405юр от 01.08.2020 года между ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" (сторона 1), ООО «ЖЭУ № 67» (сторона 2) и МУП ЕРКЦ г. Уфы (сторона 3).

Согласно в п. 1 Договоров которого указано, что договор заключен от имени и во исполнение решений общего собрания собственников помещений и регулирует порядок взаимодействия, взаиморасчётов, обязательств и ответственности Сторон при исполнении Стороной 2 услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" и Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290 " О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для минимального обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядок их оказания и выполнения" в многоквартирных домах находящихся в управлении Стороны 1, отражённых в приложении № 2 к настоящему договору.

Договоры имеют идентичные содержание и приложения, за исключением приложения в котором указан список адресов домов в отношении которых Сторона 2 оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. Представленные трёхсторонние договора как указано в п.1.1 договоров заключены от имени и во исполнение решений общих собраний собственников помещений. Судом исследованы Протоколы внеочередных собраний собственников помещений многоквартирных домов г. Уфы проведённых в форме очно-заочного голосования.

В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Ст. 3 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ установлено, что принудительное исполнение судебных актов и актов других органов Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов, и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Действия судебного пристава-исполнителя при этом должны соответствовать федеральному законодательству, поскольку нарушение закона влечет нарушение прав и законных интересов сторон исполнительного производства, а в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ судебный пристав обязан не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 68 Закона об исполнительном производстве предусмотрены меры принудительного исполнения - действия, указанные в исполнительном документе, а также действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника является одной из мер принудительного исполнения.

В силу статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

В силу с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, производится на основании судебного акта или исполнительной надписи нотариуса в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", вопрос об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит разрешению судом по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя (части 1 и 2 статьи 77 Закона об исполнительном производстве); бремя доказывания принадлежности имущества должнику в этом случае возлагается на заявителя; правомерные владение и пользование третьими лицами имуществом должника не препятствуют разрешению вопроса об обращении на него взыскания, однако эти обстоятельства могут быть квалифицированы в качестве обременения данного имущества и учитываться при оценке его стоимости.

Таким образом, законодатель установил обязательное условие для обращения взыскания на имущество должника находящееся у третьих лиц, через обращение в суд с заявлением.

По смыслу выше указанных положений закона обращение взыскания в рассматриваемом случае может быть произведено на денежные средства, находящиеся у платежного агента, лишь в той части, в которой на них может претендовать должник.

Судом установлено, что денежные средства поступают от собственников помещений многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении должника на расчетный счет МУП ЕРКЦ г. Уфы РБ, который предназначен для проведения расчетных операций в процессе производственной деятельности, и на указанный счет поступают все денежные средства плательщиков коммунальных услуг, как за услуги, предоставленные ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", так и за услуги, оказанные третьими лицами и иными по заключенным договорам.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами (например, Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами (например, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от
6 мая 2011 года № 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491).

В силу вышеприведённых нормативно-правовых актов своевременное и полное исполнение своих обязанностей управляющими компаниями должно обеспечивать комфортное проживание граждан в многоквартирных домах.

Для достижения целей комфортного проживания граждан, в многоквартирных домах Управляющие организации заключают договора с организациями-исполнителями.

Административными ответчиками не представлено каких-либо доказательств принадлежности всего объема испрашиваемого спорного имущества должнику, поскольку на счета МУП "ЕРКЦ г. Уфы по РБ" поступают также денежные средства, не принадлежащие должнику, а необходимые для оплаты иных услуг.

Согласно представленным сведениям о перечислении денежных средств через МУП ЕРКЦ г. Уфы, денежные средства, перечисленные третьим лицам за ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ» непосредственно связаны с управлением и обслуживанием жилищного фонда, а также с исполнением договоров управления в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, что подтверждается представленными ОАО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ» договорами и счетами на оплату. В частности, ООО «БИО» оказывает услуги по дератизации и дезинсекции помещений общего пользования согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «СмартКом» оказывает услуги по ремонту и настройкам компьютеров согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ, ПАО «Газпром газораспределение» производит ремонт и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования по договору №ЖФ-25 от ДД.ММ.ГГГГ, ПАО «Сбербанк» ведет рассчетно-кассовое обслуживание счета по договорам , от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ООО «МЦСМ» производит ремонт водосчетчиков согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО11 производит поставку строительных материалов, необходимых для аварийного ремонта согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО12 выполняла работы по ремонту межпанельных швов по договору от ДД.ММ.ГГГГ, между ООО «Калина» и ООО «ЖЭУ» заключен договор от
ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подрядчик выполнял замену тамбурных дверей на ПВХ, производил укладку напольной плитки в местах общего пользования по адресу Интернациональная <адрес>, ООО «Мастер» производит поставку строительных материалов по договору от ДД.ММ.ГГГГ, МБУ УЖХ <адрес> получает денежные средства на аренду транспортного средства УДКМ по договору №А-2/21 от ДД.ММ.ГГГГ, по договорам юр от ДД.ММ.ГГГГ, №ПР1200 от ДД.ММ.ГГГГ МУП ЕРКЦ <адрес> производит начисление, ведение баз данных, печать, конвертирование и доставку платежных документов, а также регистрационный учет граждан по месту жительства, ООО «ГазМонтажДиагностика» по договору от ДД.ММ.ГГГГ производит техническое диагностирование газопроводов,
ООО «Александрит» поставляет материалы по договору от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «БашУралЛифт» по договору -КО производит комплексное обслуживание лифтов, организации диспетчерского обслуживания лифтов, ООО «ИЦ Лифт» проводит работы по оценке соответствия лифтов в течение назначенного срока службы требованиям технического регламента по договору от ДД.ММ.ГГГГ (решение Арбитражного суда по делу А07-25026/2019), по договору №RU280009443 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Поволжье-Интер» поставляет карты на отгрузку ГСМ, ООО «Вуд Мастер» производило и разрабатывало обследование и рекомендации о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома по договору -ПР от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Рабочая спецодежда» по договору от ДД.ММ.ГГГГ поставляется спецодежда, ООО «Регион групп» выполнялись работы по ремонту межпанельных швов по договору о ДД.ММ.ГГГГ, по договору от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РЭС» производит техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии, согласно счета 17 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Снабкомплект» произвело изготовление технической документации на приборы учета тепловой энергии, ООО «Строй Сервис Домофоны» проводит обслуживание и ремонт автоматических установок дымоудаления и пожарной сигнализации по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, по счету от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТоргЭлектроМонтаж» были оплачены строительные материалы, по договору от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Феникс-плюс» производит обслуживание насосных станций холодной воды, ООО ТПК «Полиграф-ФИО3» по договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ производит поставку ТМЦ, по счету от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Служба правовых извещений» производит обслуживание системы ДомОнлайн, производит выгрузку и ведение реестра собственников помещений, по договору №СБ-91 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спортбери» производит поставку стройматериалов и их ФИО1, ООО «ТеплоГазСервис» по договору от ДД.ММ.ГГГГ производит работы по техническому диагностированию внутренних газопроводов согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Энергия» выполняет работы по изготовлению проектной документации и перемонтажу узлов учета тепловой энергии, ООО «Восток» согласно решения Арбитражного суда РБ по делу А07-4226/2020 взыскана задолженность по оказанию комплекса мероприятий в судебном порядке взысканий с должников просроченной задолженности.

Исследовав представленные ОАО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ» документы, суд приходит к выводу, что постановление судебного пристава-исполнителя направлено на обращение взыскания на денежные средства, которые имеют целевой характер, и, в том числе, направляются на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для предоставления коммунальных и иных услуг; доказательств принадлежности всего объёма поступающих на счет ЕРКЦ денежных средств именно управляющей организации отсутствуют.

Из буквального прочтения п. 2 оспариваемого постановления следует обязанность МУП ЕРКЦ перечислять денежные средства в размере 50% от поступающей суммы на счета и кассу МУП ЕРКЦ.

Удовлетворение требований взыскателей в рамках сводного исполнительного производства за счет списания 50% всех денежных средств поступающих на счёта агента денежных средств, находящихся на счетах МУП ЕРКЦ г. Уфа РБ и не в полном объёме предназначенных ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" может повлечь обращение взыскания на собранные от населения денежные средства организациям, в отношениях с которыми должник выступает лишь посредником, привести к существенному нарушению интересов третьих лиц - собственников помещений многоквартирных жилых домов добросовестно исполняющих принятые на себя обязательства.

Между тем защита интересов одной стороны - взыскателя, не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и законных интересов третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками правоотношений с должником, и является недопустимым.

Изъятие в пользу взыскателей целевых денежных средств не являющихся собственностью должника приведёт к социально значимым негативным последствиям, нарушающим интересы собственников (нанимателей) жилых помещений в многоквартирных домах. Поступающие на счет МУП ЕРКЦ г. Уфы РБ от жителей многоквартирных домов денежные средства являются целевыми - вносятся добросовестными плательщиками исключительно для оплаты расходов по содержанию жилых домов и коммунальных ресурсов за текущий период. Отсутствуют основания полагать, что оставшихся 50% денежных средств будет достаточно для обеспечения управления жилым фондом.

Административными ответчиками не представлено доказательств принадлежности всего объема испрашиваемого спорного имущества должнику, поскольку на счета МУП ЕРКЦ г.Уфа поступают также денежные средства, не принадлежащие должнику, а необходимые для оплаты иных услуг.

Оспариваемое постановление, вынесенное вопреки требованиям ст.77 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исключило обязанность службы судебных приставов доказывать нахождение у МУП ЕРКЦ г.Уфа денежных средств непосредственно предназначающихся для должника ОАО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфа».

Судебный пристав-исполнитель в оспариваемом постановлении от
16 июля 2021 года не сформулировал требование на обращение взыскания на поступающие в ЕРКЦ средства именно как только на те, что причитаются должнику (управляющей компании) как собственнику, и не обосновал что в составе платежей на счет в ЕРКЦ и исполнения судебного акта об обращении взыскания на аккумулируемые средства возможно разделение их как принадлежащие должнику и другим лицам.

Следовательно, требование судебного пристава (изложенное в постановлении) об обращении взыскания на 50% всех денежных средств ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", находящиеся на расчетных счетах МУП "Единый расчетно-кассовый центр ГО г. Уфа РБ", приведет к существенному нарушению интересов третьих лиц и населения, добросовестно исполняющих принятые на себя обязательства.

Доводы ООО "БашРТС" о том, что ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" имеет возможность распоряжаться иными расчётными счетами в кредитных учреждениях опровергаются представленными в материалы дела документами, а именно сведениями Федеральной налоговой службы об открытых банковских счетах и справками банковских учреждений, согласно которых у ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" отсутствуют денежные средства на счетах, имеются неисполненные в срок распоряжения.

Также судом рассмотрены доводы о том, что согласно протоколов общих собраний ряд домов разделили плату по статье содержание, тем самым, устранив нарушение прав граждан.

Исходя из условий Приложения № 5 к протоколам внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов, в том числе и по домам, в которых проживают административные истцы, суд приходит к выводу, что после разделения услуга «управление» содержит в себе услуги по начислению, приему платежей, расщеплению платежей, регистрационному учету (п.5), услуги по управлению жилищным фондом (п.6), который включает в себя ведение реестра собственников, налоги, заработная плата, обслуживание и аренда техники, аренда помещений, постовые расходы, канцелярия, спецодежда и т.д., рентабельность 3% (п.7), услуги сторонних организаций (п.3.1) обслуживание лифтов, расходы по обследованию очистке вентканалов, дератизация, дезинсекция, обследование лифтов, отработавших нормативный срок, обслуживание внутридомового газового оборудования, обслуживание узла учета тепловой энергии, содержание экобокса по сбору и обезвреживанию ртутьсодержащих ламп.

Учитывая, что данные работы являются обязательными в силу Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (ред. от 13.09.2018) "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2019) и направлены на исполнение договора управления, в связи с чем, данные денежные средства не могли и не могут быть направлены на погашение возникшей задолженности, поскольку не являются денежными средствами ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ».

Более этого, не представлено суду доказательств, что все дома, находящиеся в управлении ОАО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ» разделили плату по «содержанию», ввиду чего обслуживание одних домов за счет платежей, поступающих для других является незаконным.

Как указывает представитель ОАО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ» одной из основных причин образования задолженности явилась несвоевременная оплата населением денежных средств как по статье «содержание» так и по коммунальным услугам, то есть фактически денежными средствами собственников и нанимателей, которые исправно вносят плату по жилищно-коммунальные услуги, согласно оспариваемого постановления пристава будет погашаться задолженность тех, кто не оплачивает эти услуги, что противоречит принципу справедливости и не может отвечать общественным интересам, а следовательно, иметь законный характер.

Кроме того, суд учитывает, что постановление об обращении взыскания на денежные средства должника от 16 июля 2021 года аналогично по содержанию постановлению от 04 февраля 2021 года, в обжалуемом постановлении не приведены иные основания, а также экономическое обоснование наложения ареста на денежные средства должника именно в размере 50 %. Ранее вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление об обращении взыскания на денежные средства должника от 04 февраля 2021 года признано незаконным и отменено решением Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от
09 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2021 года по делу
№ 2а-2058/2021.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ОАО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан».

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

удовлетворить административный иск открытого акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Аксановой Г.Х. об обращении взыскания на денежные средства должника от 16 июля 2021 года.

Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Аксановой Г.Х., выраженное в нарушении порядка внесения дополнений и изменений в действующее постановление путем издания нового постановления.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.

Председательствующий: Р.В. Рахимова