ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1/20 от 12.01.2019 Кольчугинского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1/2020

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

05 февраля 2020 года город Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Колупаевой С.С., при секретаре Мареевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к администрации Кольчугинского района Владимирской области о признании незаконными отказов в предоставлении в аренду земельных участков без проведения торгов и возложении обязанности заключить договоры аренды,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, с учетом уточнений требований, обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Кольчугинского района Владимирской области о признании незаконными отказов администрации Кольчугинского района Владимирской области, оформленных письмами муниципального казённого учреждения «Управление архитектуры и земельный отношений Кольчугинского района», в предоставлении в аренду без проведения торгов сроком на 20 лет земельных участков, возложении обязанности заключить договоры аренды.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 и администрацией Кольчугинского района были заключены договоры аренды в отношении земельных участков, расположенных в <адрес>, дома №, на <адрес>, дома №. В дальнейшем ФИО10 заключил со ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО5 и ФИО6, ФИО4, ФИО9, ФИО8 соглашения о переуступке права аренды на земельные участки, в соответствии с которыми право аренды на земельные участки на <адрес> перешло к ФИО7; на земельный участок <адрес> к ФИО2; на земельный участок <адрес> к ФИО3; на земельный участок <адрес> к ФИО5 и ФИО6; на земельные участки на <адрес>, д.д. , к ФИО4; на земельные участки <адрес> к ФИО9, на земельный участок <адрес> к ФИО8 Договоры аренды и соглашения о переуступке права аренды зарегистрированы в установленном порядке. Срок договоров аренды в отношении всех земельных участков установлен до 23.12.2018.

На земельных участках истцы возвели хозяйственные постройки и до истечения срока аренды зарегистрировали на них право собственности.

В отношении строений - <адрес>, право собственности ФИО7, ФИО1 и ФИО8 зарегистрировано 25 и 26 декабря 2018 г., однако обращение с заявлением о государственной регистрации права на указанные строения имело место до 23.12.2018, т.е. в пределах срока действия договора аренды.

После регистрации права собственности на хозяйственные постройки истцы в декабре 2018 г. и январе 2019 г. обратились в администрацию Кольчугинского района с заявлениями о заключении договора аренды сроком на 20 лет без проведения торгов в целях индивидуального жилищного строительства. По результатам рассмотрения заявлений МКУ «Управление архитектуры и земельных отношений Кольчугинского района» отказало истцам в предоставлении земельных участков на том основании, что земельные участки предоставлялись для строительства индивидуального жилого дома до 23.12.2018, а поскольку заявители зарегистрировали хозяйственные постройки, а не жилой дом, то они нарушили условия договора аренды. Также отказ обоснован тем, что заявители не имеют преимущественного права на заключение договоров аренды без проведения торгов, так как действующее земельное законодательство не предусматривает предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков с видом разрешенного использования для индивидуальной жилой застройки (в целях комплексного освоения территории).

Истцы полагают, что отказ противоречит нормам действующего земельного законодательства. Земельные участки располагаются в пределах зоны ЖЗ-1, основным видом разрешенного использования которой является возведение жилых домов 1-3 этажности с участком, а одним из дополнительных видов - возведение хозяйственных построек и строений. Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по возведению сначала хозяйственных построек, при соблюдении вида разрешенного использования участка, а в дальнейшем жилого дома. Строительство хозяйственных построек осуществлено при наличии разрешений на строительство, выданных МКУ «Управление архитектуры и земельных отношений Кольчугинского района». Также отказ нарушает основополагающий принцип земельного законодательства - единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости.

В судебное заседание ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 на основании доверенностей ФИО11, и представитель истца ФИО4 на основании доверенности ФИО12 заявленные требования поддержали, обосновав доводами, изложенными в иске, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Кольчугинского района и заинтересованного лица - МКУ «Управление архитектуры и земельных отношений Кольчугинского района» на основании доверенности ФИО13 (л.д. 73, 102 т.4), просила в удовлетворении иска отказать, указав, что земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов, если заявители являются собственниками расположенных на земельных участках построек. На момент обращения заявителей о предоставлении земельных участков возник вопрос: являются ли возведенные на земельных участках постройки объектами капитального строительства и в отказе заявителям администрация района оспаривала их право собственности на постройки. Для разрешения данного вопроса администрация района обращалась в суд с исками и по результатам экспертизы постройки оказались недвижимым имуществом. В настоящее время истцам нужно изменить вид разрешенного использования земельных участков.

Представитель заинтересованного лица - администрации Ильинского сельского поселения Кольчугинского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие и принять решение в соответствии с действующим законодательством (л.д. 99 т. 4).

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

На основании п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с п.п. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти помещения предоставляются на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20. настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Согласно п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Кольчугинского района (арендодатель) и ФИО10 (арендатор) были заключены договоры аренды в отношении земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, дома №,, <адрес>, дома №,. По условиям договоров (п.1.1) арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду для строительства индивидуального жилого дома указанные земельные участки, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: зона застройки индивидуальными жилыми домами (комплексное освоение земельного участка в целях жилищного строительства). Договоры заключены сроком на период с 22.09.2014 по 23.12.2018 включительно, вступают в силу со дня государственной регистрации (п.1.2). Государственная регистрация договоров аренды осуществлена 21.10.2014 (л.д. 146-200 т.1).

На основании заключенных ФИО10 с ФИО8, ФИО7, ФИО2, ФИО5 и ФИО6, ФИО4, ФИО9 соглашений о переуступке права и обязанностей по договору аренды земельного участка, право аренды на срок действия договора аренды перешло на земельный участок <адрес> к ФИО8 (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ); на земельные участки <адрес> к ФИО7 (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ); на земельный участок на <адрес> ФИО2 (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ); на земельный участок на <адрес> ФИО5 и ФИО6 (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ); на земельные участки на <адрес>, д.д. , к ФИО4 (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ); на земельные участки на <адрес> ФИО9 (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ). На основании заключенных ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО20 и ДД.ММ.ГГГГ между ФИО20 и ФИО3 соглашений о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка право аренды на земельный участок на <адрес> перешло к ФИО3 на срок действия договора аренды. Соглашения о переуступке права аренды зарегистрированы в установленном порядке (л.д. 1-7, 142-157 т.2).

В период действия договоров аренды истцы на арендованных земельных участках построили нежилые здания - хозяйственные постройки, на которые зарегистрировали право собственности: ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; ФИО8 - ДД.ММ.ГГГГ; ФИО2 - ДД.ММ.ГГГГ; ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ; ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; ФИО5 и ФИО6 - ДД.ММ.ГГГГ; ФИО7 - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; ФИО9 - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77-145 т.1).

Истцы обратились в МКУ «Управление архитектуры и земельных отношений Кольчугинского района» с заявлениями о предоставлении в аренду без проведения торгов сроком на 20 лет на основании п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, земельных участков, на которых возведены хозяйственные постройки, для индивидуального жилищного строительства (л.д. 54-205 т.3).

МКУ «Управление архитектуры и земельных отношений Кольчугинского района» в силу Устава учреждения и Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в аренду земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования Кольчугинский район, муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района или из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории поселений, входящих в состав Кольчугинского района, без проведения торгов», является уполномоченным органом по рассмотрению заявлений истцов.

Письмами МКУ «Управление архитектуры и земельных отношений Кольчугинского района» истцам отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов испрашиваемых в заявлениях земельных участков. Отказы всем истцам мотивированы аналогичными основаниями. Со ссылкой на п. 8 и п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ в ответах указано, что действующее земельное законодательство не предусматривает предоставление в аренду без проведения торгов сроком до 20 лет земельных участков с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки (в целях комплексного освоения территории). Также указано, что предоставление заявителям земельных участков в аренду на срок до 49 лет как собственникам хозяйственных построек, расположенных на таких земельных участках, не представляется возможным, поскольку администрация района намерена оспорить в судебном порядке постановку на кадастровый учет хозяйственных построек (л.д. 54-205 т.3).

Решениями Кольчугинского городского суда Владимирской области от 26.09.2019 и от 11.11.2019, вступившими в законную силу, администрации Кольчугинского района Владимирской области отказано в удовлетворении исковых заявлений к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на хозяйственные постройки и исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации права ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 на указанные постройки.

Как следует из представленных ответчиком документов, истцы обращались с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков как собственники находящихся на земельных участках нежилых зданий и предоставляли выписки из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающие регистрацию их права собственности на хозяйственные постройки, следовательно, у административного ответчика отсутствовали основания, установленные статьей 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении административным истцам в аренду земельных участков, на которых расположены принадлежащие последним на праве собственности нежилые здания.

В силу пп. 17 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом.

Как следует из заявлений истцов, они просили предоставить им в аренду земельные участки на срок 20 лет, т.е. на срок ниже установленного предельного срока.

С учетом приведенных норм закона и исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что административные истцы в силу п.п. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ как собственники хозяйственных построек (здания, сооружения) обладают правом на предоставление в аренду спорных земельных участков, а отказ административного ответчика в реализации данного права не соответствует требованиям действующего законодательства.

При изложенных обстоятельствах, суд считает требования административных истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 удовлетворить.

Признать незаконными отказы администрации Кольчугинского района Владимирской области, оформленные письмами муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и земельных отношений Кольчугинского района, в предоставлении в аренду без проведения торгов сроком на 20 лет земельные участки для индивидуального жилищного строительства:

- ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами: , расположенных по адресу: <адрес>, дома №,, <адрес>;

- ФИО2 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

- ФИО3 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

- ФИО4 земельных участков с кадастровыми номерами: , расположенных по адресу: <адрес>, дома №,;

- ФИО5 и ФИО6 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

- ФИО14 земельных участков с кадастровыми номерами: , расположенных по адресу: <адрес>;

- ФИО8 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

- ФИО9 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Кольчугинского района предоставить в аренду без проведения торгов сроком на 20 лет земельные участки для индивидуального жилищного строительства:

- ФИО1 земельные участки с кадастровыми номерами: , расположенные по адресу: <адрес>;

- ФИО2 земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

- ФИО3 земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

- ФИО4 земельные участки с кадастровыми номерами: , расположенные по адресу: <адрес>;

- ФИО5 и ФИО6 земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

- ФИО14 земельные участки с кадастровыми номерами: , расположенные по адресу: <адрес>;

- ФИО8 земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>;

- ФИО9 земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Об исполнении данного решения администрация Кольчугинского района Владимирской области обязана сообщить в Кольчугинский городской суд и истцам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.С. Колупаева