ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-113/2021 от 06.07.2021 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-2-113/2021

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

6 июля 2021 года р.п. Базарный Сызган Ульяновской области

Инзенский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Родиной Н.Ю.,

с участием заместителя Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Закирова А.Ш.,

при секретаре Базовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по установлению функциональных зон на карте (схеме) согласно утвержденному положению, описанию границ функциональных зон на территории особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник»

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по установлению функциональных зон на карте (схеме) согласно утвержденному положению, описанию границ функциональных зон на территории особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник».

Административный иск мотивирован тем, что в ходе анализа Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник» выявлены нарушения требований федерального законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Согласно разделу 2 п. 2.4 Положения «О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» к полномочиям Министерства относится участие в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществление управления в сфере охраны и использования таких территорий; подготовка проектов положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, относящихся к категориям природных парков, государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, оформлением охранных обязательств, паспортов и других документов в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения, относящихся к категории памятников природы.

На основании п. 14 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории.

Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

На основании ч. 3. ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях государственных природных заказников, памятников природы, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

В силу раздела 5 п. 5.1 Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «<данные изъяты>», утвержденный приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05, на территории заказника выделены две функциональные зоны: резерватная и зона традиционного природопользования.

Резерватная зона служит для сохранения наиболее ценных участков природы ООПТ. Здесь запрещается любая хозяйственная деятельность, противоречащая целям создания зоны.

Пунктом 6.8.1. Приказа Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» проводится разделение территорий на основании их основных характеристик, то есть факторов социально-экономического и иного характера, влияющих на использование территорий (природноклиматических, производственных, демографических, социально-культурных).

При этом учитываются: на карте (картах) территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования на основании в том числе документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также на основании требований охраны объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий и иных природных объектов устанавливаются границы территориальных зон (в том числе в соответствии с функциональным зонированием территории и с учетом установленных градостроительных регламентов и границ зон с особыми условиями использования территорий).

В нарушение вышеназванных норм, границы функциональных зон не описаны, картографические материалы с нанесенными границами функциональных зон отсутствуют в Положении об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник».

Отсутствие описания границ функциональных зон создает благоприятные условия для должностного лица руководствоваться собственным усмотрением, исходя из конкретно складывающейся ситуации, при которой не исключается возможность злоупотребления полномочиями, либо ином незаконном использовании лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, что не исключает возможности коррупционных проявлений.

Просит признать незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области по не установлению функциональных зон на карте согласно утвержденному положению и не описанию границ функциональных зон на территории особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник», возложить на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в отношении Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник» обязанность по установлению функциональных зон на карте (схеме) согласно утвержденному положению; описанию границ функциональных зон на территории ООПТ. Указанные мероприятия выполнить в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Закиров А.Ш. исковые требования поддержал в полном объеме, приведя доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, в котором указал, что административные исковые требования не признает ввиду следующего.

В рамках опережающего нормотворчества на территории Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 02.11.2020 № 127-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской области (далее - Закон № 127). Законом № 127 урегулирован вопрос создания, охраны и использования, в том числе изменения площади, границ установленного режима особой охраны, а также ликвидации особо охраняемых природных территорий регионального значения. В соответствии с частью 3 пункта 2 статьи 12 Закона Ульяновской области № 127 основанием для принятия решения об изменении площади, границ, установленного режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, является несоответствие установленного режима особой охраны особо охраняемой природной территории или ее части характеру расположенных в их границах природных комплексов и (или) объектов либо особенностям проходящих в этих границах естественных природных процессов, в том числе затрагивающих условия обитания (нахождения) объектов животного (растительного) мира или других организмов, установленное по результатам комплексного экологического обследования этой территории. С целью реализации ст.5 Закона № 127 Министерством подготовлен проект постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении Положения о порядке создания особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, изменения установленного режима их особой охраны, об изменении площади и границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, а также их ликвидации».

Проектом данного постановления Ульяновской области предусмотрено утверждение Положения о порядке создания особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, а также их ликвидации, которое определяет порядок изменения установленного режима их особой охраны, изменения площади и границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области по результатам проведенного комплексного экологического обследования. После утверждения вышеуказанного проекта Постановления, для заключения госконтракта на выполнение работ по комплексному экологическому обследованию ООПТ с целью определения функциональных зон Министерству необходимо предусмотреть их финансирование при формировании областного бюджета на 2022 год в рамках государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области». Проведение данных работ займет значительное время. Вся процедура, начиная с момента принятия указанного выше Постановления до окончания выполнения работ по комплексному экологическому обследованию и установления функциональных зон на карте (схеме) согласно Положению, описанию границ и функциональных зон на особо охраняемой природной территории, займет не менее 36 месяцев.

Учитывая изложенное, Министерство считает, что требования в части признания бездействия Министерства незаконным, необоснованные и не подлежат удовлетворению; в части установления 12 месячного срока также являются необоснованным, не реальным, для исполнения, что требует изменения на срок в течение 36 месяцев.

Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.

Выслушав административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

На основании п. 12, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории.

Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

На основании ч. 3. ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях государственных природных заказников, памятников природы, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Согласно разделу 2 п. 2.4 Положения «О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» к полномочиям Министерства относится участие в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществление управления всфере охраны и использования таких территорий; подготовка проектов положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, относящихся к категориям природных парков, государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, оформлением охранных обязательств, паспортов и других документов в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения, относящихся к категории памятников природы.

В силу раздела 5 п. 5.1 Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный охотничий заказник «Новочеремшанский», утвержденный приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от «31» января 2013 г. № 05, на территории заказника выделены две функциональные зоны: резерватная и зона традиционного природопользования.

Резерватная зона служит для сохранения наиболее ценных участков природы ООПТ. Здесь запрещается любая хозяйственная деятельность, противоречащая целям создания зоны.

Пунктом 6.8.1. Приказа Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» проводится разделение территорий на основании их основных характеристик, то есть факторов социально-экономического и иного характера, влияющих на использование территорий (природноклиматических, производственных, демографических, социальнокультурных).

При этом учитываются: на карте (картах) территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования на основании, в том числе документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также на основании требований охраны объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий и иных природных объектов устанавливаются границы территориальных зон (в том числе в соответствии с функциональным зонированием территории и с учетом установленных градостроительных регламентов и границ зон с особыми условиями использования территорий).

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеназванных норм, границы функциональных зон не описаны, картографические материалы с нанесенными границами функциональных зон в Положении об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник» отсутствуют.

Отсутствие описания границ функциональных зон создает благоприятные условия для должностного лица руководствоваться собственным усмотрением, исходя из конкретно складывающейся ситуации, при которой не исключается возможность злоупотребления полномочиями, либо ином незаконном использовании лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, что не исключает возможности коррупционных проявлений.

Таким образом, суд, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, приходит к выводу, что Министерство природы и цикличных ресурсов Ульяновской области не предпринимает никаких действий по установлению границ функциональных зон на особо охраняемой территории, и, следовательно, бездействие административного ответчика следует признать законным.

В настоящее время границы функциональных зон Министерством природы и цикличных ресурсов Ульяновской области не описаны, картографические материалы с нанесенными границами функциональных зон отсутствуют в Положении об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник», что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

Указанный истцом срок выполнения данных требований срок в 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу, суд также признает разумным.

Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области по не установлению функциональных зон на карте согласно утвержденному положению и не описанию границ функциональных зон на территории особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник».

Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в отношении Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник» установить функциональные зоны на карте (схеме) согласно утвержденному положению и описать границы функциональных зон на особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник».

Указанные мероприятия выполнить в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Н.Ю. Родина