ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-120/20 от 10.08.2020 Ливенского районного суда (Орловская область)

Дело №2а-2-120/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2020 года п. Долгое, Орловская область

Ливенский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Селищевой И.П.,

при секретаре Дорофеевой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Должанского района Орловской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц к администрации Должанского района Орловской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения,

установил:

Прокурор Должанского района Орловской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Должанского района Орловской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения.

В обоснование заявленных требований указав, что в связи с многочисленными сюжетами в средствах массовой информации, прокуратурой Должанского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также обеспечения прав граждан на образование, в ходе которой установлены факты непринятия должных мер органами местного самоуправления района к оформлению прав на автомобильные дороги, их содержанию, обеспечению транспортной доступности для населения.

Проверкой установлено, что постановлением администрации Должанского района от 17.02.2020 № 94 утверждён Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населённых пунктов в границах Должанского района Орловской области.

Протяжённость дорог вне границ населённых пунктов Должанского района в границах Должанского района Орловской области, составляет 30 км. 8 м.

Право собственности на дороги органами местного самоуправления Должанского района не оформлялось.

Так, согласно ответу администрации района от 12.02.2020 исх. № 564, в настоящее время подготовлены документы для регистрации только 2,9 км автомобильных дорог.

Проверкой установлено, что в нарушение законодательных требований техническое обследование дорог на территории района на предмет их соответствия предъявляемым законом требованиям не проводилось.

Так, на автодороге Урынок-Быстра-Егорьевка – В. Замарайка Вторая в нарушение ч.1. ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ, п.13.2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность дорожного движения», п.п. 5.1.1, 5.2.4, 5.3, 5.3.1, 7.1 ГОСТ 50597-2017 имеются просадки, ямочность асфальто-бетонного покрытия, проломы, выбоины проезжей части.

Автомобильная дорога д. Быстра – д. Косоржа, включенная в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Должанского района Орловской области, протяженностью 3 км, находится в неудовлетворительном состоянии.

Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 14.04.2020, составленному сотрудником ОГИДД ОМД России по Должанскому району, в нарушение ч.1 ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ, п.13.2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность дорожного движения», п.п. 5.1.1, 5.2.4, 7.1 ГОСТ 50597-2017: существующее дорожное покрытие разрушено, на всем протяжении имеются ямочность, выбоины, колейность. В настоящее время движение автомобильного транспорта по данной дороге затруднено.

В д. Косоржа имеется 17 домовладений, в которых проживают 44 человека, из них 9 детей школьного возраста, которые учатся в БОУ «Быстринская основная общеобразовательная школа» (расстояние от д. Косоржа до д. Быстра – 1,5 км, до школы – 5 км).

В д. Ханыки – 15 домовладений, в которых проживают 48 человек, из них 9 детей школьного возраста, которые обучаются в БОУ «Егорьевская основная общеобразовательная школа» (расстояние от д. Ханыки до школы д. Егорьевка – 2,5 км).

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», протоколом комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения № 7 от 26.08.2019, в целях подвоза детей к местам обучения и их безопасности при перевозках постановлением главы администрации Должанского района от 30.08.2019 № 574 «Об открытии маршрутов движения школьных автобусов» определён школьный маршрут на 2019-2020 учебный год на территории Должанского района.

При этом, указанная выше дорога в школьный маршрут не включена в виду несоответствия её предъявляемым требованиям.

В д. Вышняя Замарайка Вторая по ул. Широкая, д.3, проживает ребёнок с ограниченными возможностями здоровья - Давиденко К.И. 06.08.2011 года рождения, которая согласно заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Ливны (протокол № 567 от 22.06.2019) является ребёнком с ограниченными двигательными возможностями. Давиденко К.И. является учащейся 1 класса БОУ «Быстринская основная общеобразовательная школа». Данная образовательная организация находится в д. Быстра, расстояние между д. Вышняя Замарайка Вторая и д.Быстра около 7 км.

Участок от д. Вышняя Замарайка Вторая до д.Вышняя Замарайка Первая (2 км.) входит в участок пути до образовательного учреждения, однако подвоз учащихся (14 детей), в том числе Давиденко К.И. на данном участке не организован, в утверждённый постановлением главы администрации Должанского района от 30.08.2019 № 574 «Об открытии маршрутов движения школьных автобусов», школьный маршрут не включён, по причинам несоответствия дороги на данном участке предъявляемым законом требованиям.

Так, согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 14.04.2020, составленному сотрудником ОГИДД ОМД России по Должанскому району, в нарушение ч.1 ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ, п.13.2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность дорожного движения», п.п. 5.1.1, 5.2.4, 7.1, 8 ГОСТ 50597-2017: существующее дорожное покрытие разрушено, на всем протяжении имеются ямочность, выбоины, колейность, наличие зеленой поросли и деревьев на откосах земляного полотна, отсутствует дорожное ограждение. В настоящее время движение автомобильного транспорта по данной дороге затруднено.

Также проверкой установлено, что администрация Должанского района полномочия в сфере организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района не исполняет: маршруты регулярных перевозок не утверждены, публичные договоры перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок не заключались, транспортное сообщение между муниципальными образованиями, входящими в состав района, отсутствует.

Регулярные пассажирские перевозки в Успенское, Урыновское, Дубровское, Козьма-Демьяновское, Кудиновское, Вышнее Ольшанское, Рогатинское сельские поселения Должанского района прекращены.

На территориях данных сельских поселений проживает более 6000 жителей.

Администрации Успенского, Урыновского, Дубровского, Козьма-Демьяновского, Кудиновского, Вышнее Ольшанского, Рогатинского сельских поселений сообщили, что транспортное сообщение между районным центром – пгт. Долгое и населёнными пунктами сельских поселений района отсутствует, население добирается из одного населённого пункта в другой на попутных транспортных средствах.

Так, в администрации Дубровского сельского поселения имеются обращения жителей дер. Лебёдки, Слободки, Казинка, Новый Тим, с. Тим, д.Белое с просьбой об организации транспортного сообщения.

Согласно информации администрации Должанского района от 12.02.2020 на территории Успенского (численность 605 человек), Козьма-Демьяновского (численность 856 человек) и Рогатинского сельских поселений (численность 205 человек) района муниципальные маршруты регулярных пассажирских перевозок пассажиров автомобильным транспортом не установлены ввиду небольшой интенсивности пассажиропотока, и с учётом того, что хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки на территории района нет.

Отсутствие регулярного транспортного обслуживания населения создает препятствия обращению жителей указанных населённых пунктов за медицинской помощью, в органы миграционной службы, ЗАГСа и другие, а также осуществлению права граждан на свободу передвижения, предусмотренного ст.27 Конституции Российской Федерации.

Часть 4 ст.6 Федерального закона № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относит к расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу ст.34 Федерального закона № 257- ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

В нарушение данных требований в бюджете Должанского района не предусмотрено достаточное финансирование обязательств в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, предусмотренных законом.

Предусмотренные в бюджете Должанского района денежные средства на 2020 год на дорожную деятельность в размере 9 046 тыс. руб., явно не соответствуют реальным потребностям.

Данный факт подтверждается также информацией администрации Должанского района от 12.02.2020, из которой следует, что с целью организации продления маршрута движения школьного автобуса от д. Вышняя Замарайка Вторая до БОУ «Быстринская оош», администрацией района направлено письмо в адрес Губернатора Орловской области Клычкова А.Е. о выделении дополнительных субсидий из Дорожного фонда Орловской области бюджету Должанского района в сумме 1,4 млн. рублей на ремонт автомобильной дороги местного значения в д.Вышняя Замарайка Вторая.

Такое бездействие уполномоченных органов местного самоуправления нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также действующим законодательством права граждан на свободу передвижения, безопасность жизни и здоровья, образование.

Несмотря на представление прокурора, мер к устранению указанных выше нарушений принято не было.

Просит признать бездействие администрации Должанского района Орловской области по обеспечению безопасности дорожного движения на территории района незаконным; обязать администрацию Должанского района Орловской области провести техническое обследование дорог на территории района и оформить право собственности на муниципальные дороги, относящиеся к собственности района; привести в соответствие с предъявляемыми требованиями в области безопасности дорожного движения, в том числе Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ 50597-2017, участки дорог д. Быстра – д. Косоржа, от д. Вышняя Замарайка Вторая до д.Вышняя Замарайка Первая, автомобильную дорогу Урынок-Быстра-Егорьевка – В. Замарайка Вторая; обеспечить транспортную доступность до образовательных учреждений района для детей, проживающих в д. Косоржа, д. Ханыки, д. Вышняя Замарайка Вторая; организовать регулярные маршрутные пассажирские перевозки между муниципальными образованиями района.

В судебном заседании и.о. прокурора Должанского района Орловской области Курочкина Ю.Л. административные исковые требования поддержала в полном объеме, приведя доводы административного искового заявления. Также уточнила исковые требования, пояснив, что в силу п.п.10,11 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Полагает, что дорога между н.п. – д. Вышняя Замарайка Вторая –д.Вышняя Замарайка Первая подлежит включению в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населённых пунктов в границах Должанского района Орловской области.

Учитывая, что Давиденко К.И. проживает в д.Вышняя Замарайка Первая, где также проживает Давиденко Д.Д., учащаяся БОУ «Быстринская общеобразовательная школа», расстояние от остановки школьного автобуса до дома которой составляет 1 км. 300 м., что является нарушением действующих законодательных требований, необходимо с учётом ранее приведённых законодательных положений обеспечить транспортную доступность для данных детей до образовательных учреждений.

Просит суд признать бездействие администрации Должанского района Орловской области по обеспечению безопасности дорожного движения на территории района незаконным; включить дорогу между н.п. – д. Вышняя Замарайка Вторая –д.Вышняя Замарайка Первая в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населённых пунктов в границах Должанского района Орловской области; обязать администрацию Должанского района Орловской области провести техническое обследование дорог на территории района в срок до 01.10.2020 и оформить право собственности на муниципальные дороги, относящиеся к собственности района: «Долгое-Гремячка», «Долгое-Шолохово», «Дубровка-Тим-Евланово-д.Слободка», «Урынок-Быстра-Егорьевка» - д. Вышняя Замарайка Вторая» в срок до 31.12.2020; привести в соответствие с предъявляемыми требованиями в области безопасности дорожного движения, в том числе Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ 50597-2017, участки дорог д. Быстра – д. Косоржа, от д. Вышняя Замарайка Вторая до д.Вышняя Замарайка Первая, автомобильную дорогу Урынок-Быстра-Егорьевка – В. Замарайка Вторая в срок до 01.09.2020; обеспечить транспортную доступность до образовательных учреждений района для детей, проживающих в д. Косоржа, д. Ханыки, д. Вышняя Замарайка Вторая, д. Вышняя Замарайка Первая в срок до 01.09.2020; организовать регулярные маршрутные пассажирские перевозки между муниципальными образованиями района из деревень Новый Тим, Казинка, Тим, Лебёдки, Белое, Дубровка, Евланово, Зябрево, Кривцово-Плота, Кудиново, Никольское, Калиновка, Знаменка, Козьма - Демьяновка, Вышнее Ольшаное, Нижнее Ольшаное, Шлях, Алексеевка, Успенское, Грачёвка, Иваненково, Быстра, Вышняя Замарайка Первая, Вышняя Замарайка Вторая, Степановка, Рогатик в срок до 30.11.2020.

Представитель административного ответчика администрации Должанского района Орловской области по доверенности Павлова С.А. административные исковые требования не признала, пояснив, что администрацией Должанского района были приняты все необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения в связи с чем считает, что заявление прокурора Должанского района о признании незаконным бездействия, является незаконным. С доводами административного истца, указанными в административном исковом заявлении, администрация Должанского района не согласна, по следующим основаниям.

Административный истец просит обязать администрацию Должанского района провести техническое обследование дорог на территории района и оформить право собственности на муниципальные дороги, относящиеся к собственности района, согласно утвержденного перечня.

Дорожная деятельность осуществляется самостоятельно органами местного самоуправления в пределах выделенных ассигнований и планируемых мероприятий. Размер и правила расчета ассигнований на указанные цели также находятся в компетенции органов местного самоуправления. Никто не вправе вмешиваться в бюджетный процесс, определять формы и направления расходования местного бюджета, так как такое вмешательство приведет к нарушению требований Бюджетного законодательства.

В административном исковом заявлении указано, что органами местного самоуправления Должанского района не оформлялось право собственности на дороги общего пользования местного значения.

Однако администрацией Должанского района ведется планомерная работа по оформлению дорог в пределах выделенных бюджетных средств.

Из общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в Должанском районе - 30,849 км, 14,419 км – асфальтобетонные, 5,98 км – щебеночные, 10, 45 км- грунтовые.

Администрацией района проведены кадастровые работы по межеванию земельных участков под автомобильными дорогами «Дубровка - Тим – Евланово» – д. Слободка, с грунтовым покрытием, кадастровый и кадастровый ; «Урынок-Быстра-Егорьевка» - д. Вышняя Замарайка Вторая, с асфальтобетонным покрытием, кадастровый и кадастровый . Заключены договора на проведение кадастровых работ по межеванию земельных участков под автомобильными дорогами «Долгое-Гремячка», протяженностью 2 км – с асфальтобетонным покрытием; «Зябрево-Зиброво», протяженностью 2,6 км – с грунтовым покрытием; «Глазуновка-Малоархангельск-Колпна-Долгое» - д. Грачевка Третья, протяженностью 1 км – с грунтовым покрытием; «Дубровка-Тим-Евланово» - д. Новый Тим, протяженностью 0,45 км – с грунтовым покрытием. А значит требования административного истца в части оформлении права собственности на автомобильные дороги с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием (5,98 км - щебеночные, 10,45 км - грунтовые) в соответствии с Перечнем Автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Должанского района Орловской области, утвержденного постановлением администрации Должанского района от 17.02.2020 № 94, незаконны.

На автомобильные дороги в асфальтобетонном исполнении ведется поэтапная работа по оформлению права собственности.

Зарегистрировано право собственности на автомобильную дорогу «Грачевка-Алексеевка» протяженностью 3,119 км, кадастровый номер .

В рамках областной программы «Комплексное развитие сельских территорий» планируется проведение строительства автомобильной дороги «Долгое-Рогатик» - «д. Калиновка - д.Александровка» протяженностью 5,5 км, в 2020 году выделено более 4 млн. рублей на разработку проектной и рабочей документации на реконструкцию дороги. В 2020 году уже разработаны проект планировки территории и проект межевания территории, которые до их утверждения органами местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Планируется рассмотрение данного вопроса, но утверждения еще не было.

Проведены кадастровые работы по межеванию земельных участков под автомобильными дорогами с асфальтобетонным покрытием: «Дубровка - Тим – Евланово» - д. Слободка», «с. Урынок – д. Быстра – д. Егорьевка» - д. Вышняя Замарайка Вторая». Автодорога «Быстра-Косоржа», протяженностью 3 км – грунтовая дорога. Данная дорога является частью земельных участков сельскохозяйственного назначения. Все перечисленные земельные участки являются частной собственностью. Ширина данной дороги в настоящее время не более 4 м, кадастровые работы по межеванию данного участка под автодорогу в настоящее время провести не представляется возможным, хотя данная полевая дорога в зимнее время чистится от снега, в летнее время грейдируется. В настоящее время мы сделали запрос в Росреестр для определения собственников земельного участка, где множество собственников, чтобы в дальнейшем произвести расширение данной дороги до обозначенных Федеральным законом шести метров.

Дальнейшее оформление права собственности на дороги местного значения с асфальтобетонным покрытием администрацией района будут проводиться в пределах бюджетных ассигнований на указанные цели, выделенных из местного бюджета.

В то же время, согласно абз. «з» подп.2 п.6 раздела Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402, в отношении автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием проводятся лишь работы по содержанию таких дорог, а именно: восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов: профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня или других материалов с расходом до 300 кб.м. на 1 км.

Законодательством не предусмотрен обязательный капитальный ремонт и строительство улучшенного дорожного покрытия в отношении автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием.

В части обследования дорог: администрацией района проведен мониторинг автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Должанского района с целью уточнения информационных ресурсов автомобильных дорог и дальнейшему оформлению права собственности на автомобильные дороги.

В соответствии с пунктом «г» части 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.1997 N 508 «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения» установлена протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Должанского района, а также их визуальное обследование.

Для проведения полного обследования дорог и дорожного покрытия — это сбор и анализ информации о параметрах и состоянии автомобильной дороги и дорожных сооружений, оценка текущего состояния для определения потребности в ремонтных мероприятиях, а также оценки и прогноза состояния автомобильной дороги в процессе ее дальнейшей эксплуатации, необходимо привлечение специализированной организации, услуги которой требуют больших финансовых затрат. В настоящее время Бюджетом Должанского района не предусмотрены ассигнования на проведение технического обследования автомобильных дорог.

Администрацией Должанского района Орловской области в настоящее время подготовлен проект подряда содержания, обследования дорог местного значения, в котором будет прописано проведение оценки технического состояния автодорог. В том числе разработан проект административного регламента по проведению муниципального контроля состояния дорог местного значения.

Административный истец просит также обязать администрацию Должанского района привести в соответствие с предъявленными требованиями в области безопасности дорожного движения, в том числе Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», участки дорог д.Быстра-д.Косоржа, от д.Вышняя Замарайка Вторая до Вышняя Замарайка Первая, автомобильную дорогу «Урынок-Быстра-Егорьевка- Вышняя Замарайка Вторая», указывая, что не смотря на представление прокурора, мер к устранению указанных нарушений принято не было.

Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями технических регламентов и исходя из прогнозируемых доходных источников бюджета Должанского района на очередной финансовый год и плановый период. Из прогнозируемых доходных источников, даже если бы они хотели заложить 90 млн. рублей, то их не с чего заложить. То есть, исходя из прогнозируемых источников, закладываются средства, которые используются на реализацию муниципальных программ.

На 2020 год из бюджета Должанского района Орловской области доведены лимиты бюджетных ассигнований на дорожную деятельность в сумме 18350,9 тысяч рублей, в том числе муниципальные средства в сумме 9 750,9 тысяч рублей.

Участок автомобильной дороги от д. Вышняя Замарайка Вторая до д. Вышняя Замарайка Первая - это ул. Марата д.Вышняя Замарайка Вторая Должанского района Орловской области. Администрацией Урыновского сельского поселения изготовлена сметная документация на ремонт автомобильной дороги д.Вышняя Замарайка Вторая (ул.Марата) Должанского района Орловской области, получено заключение экспертизы. Администрацией Должанского района проведены торги, по итогам электронного аукциона заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги д.Вышняя Замарайка Вторая (ул.Марата) Должанского района Орловской области с подрядчиком ООО Пластиксервис». Цена контракта 1 659 185 руб. В настоящее время осуществляется прием выполненных работ, так как ремонт данной автодороги завершен, она обсыпана щебнем с разворотной площадкой и остановочным павильоном. Также объявлен электронный аукцион на определение подрядчика на оказание услуг по содержанию автомобильной дороги общего пользования вне границ населенных пунктов «Урынок-Быстра-Егорьевка»-д.Вышняя Замарайка Вторая Должанского района Орловской области. Начальная максимальная цена контракта составляет 973 742,0 рублей. Муниципальный контракт будет заключен с ООО «Пректстрой», планируемая дата заключения 29.06.2020, срок завершения работ 01.08.2020 года. Следовательно, администрацией района ведутся работы по обеспечению безопасности дорожного движения в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Следующее требование прокурора касается доставки детей в учебные заведения. После окончания ремонта автомобильных дорог д. Вышняя Замарайка Вторая (ул. Марата) и «Урынок-Быстра-Егорьевка» - д. Вышняя Замарайка Вторая будут созданы условия для открытия школьных автобусных маршрутов, но не будет обеспечена транспортная доступность детей в д. Косоржа и д. Ханыки. Ширина дороги «Быстра – Косоржа» составляет 4 метра и располагается на землях, которые являются собственностью множества собственников.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации Вышнее Ольшанского сельского поселения Должанского района Орловской области Долгих Ю.А. пояснил, что транспортной доступности до с. Нижнее Ольшаное, нет. От с. Вышнее Ольшаное по п. Долгое ходит рельсовый автобус.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области Половых П.Н. пояснил, что через с. Урынок проезжает автобус, который ездит в г. Орел и обратно. От д. Косоржа до д. Ханыки ездят люди все на личном транспорте. В поселении проживает примерно 1256 человек.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации Успенского сельского поселения Должанского района Орловской области Корнеев В.И. пояснил, что расстояние от п. Долгое до с. Алексеевка Успенского сельского поселения 18 км. Они пускали маршрут, были сделаны остановки, был заключен договор с перевозчиком из г. Ливны. Но людям нужно было попасть в п. Долгое к 8 часам утра, а он приезжал к 9 часам. Проработав неделю, водитель отказался в связи с отсутствием дороги, так как она требовала ремонта, и он не мог проехать, особенно в с. Алексеевка, в поселении 9 населенных пунктов, вдоль трассы расположено - 5.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации Дубровского сельского поселения Должанского района Орловской области Бельская О.С. пояснила, что Орловский рейсовый автобус проходит, от администрации Дубровского сельского поселения до остановки 2 км, поэтому люди выходят из положения. Но есть д. Белое, где проживают в большей части пожилые люди, а также есть д. Казинка, д. Лебедки. Ей часто звонят, например, из д. Шолохово, где проживают 5 человек, за извоз берут очень большие деньги. Когда-то был маршрут к ним, но его отменили. Полагает, что необходимо пустить маршрут, хотя бы 1 раз в неделю в рыночный день.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации Рогатинского сельского поселения Должанского района Орловской области Мананкова М.С. пояснила, что в Рогатинском сельском поселении был маршрут, но люди ездили на личном транспорте, как и сейчас. У них дорога не позволяет пускать автобус, так как ее ширина 4 м, а надо, чтобы было 6 метров. Поэтому школьный автобус не дали, приобрели автомобиль, и на нем возят школьников. У них 2 населенных пункта – с. Рогатик и д. Степановка, в с. Рогатик 160 человек, в д. Степановка - 3 человека. В рыночные дни 3 частника занимаются извозом, за который люди платят по 200 рублей.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации Кудиновского сельского поселения Должанского района Орловской области Фомина К.А. пояснила, что по территории Кудиновского сельского поселения ходит маршрут через с. Кривцово-Плота. Это один из самых больших населенных пунктов поселения. Также ходит маршрут через с. Никольское, которое тоже большое село. Также маршрут проезжает через д. Евланово. Не охватывает маршрут с. Новотроицкое, туда ходит школьный автобус. Всего в поселении 16 населенных пунктов. Не охвачено транспортным сообщением, примерно 9.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации Козьма – Демьяновского сельского поселения Должанского района Орловской области Стеблецова Б.С. пояснила, что на территории поселения нет транспортного сообщения, все ездят на личном транспорте, в поселении проживает 858 человек.

Представитель заинтересованного лица – начальник ОГИБДД ОМВД России по Должанскому району Помогаев А.В. пояснил, что на тех участках дорог, которые были обследованы, были выявлены однотипные недостатки, то есть колейность и зеленая поросль, что не соответствует требованиям ГОСТ. Дорога от д. Вышняя Замарайка Первая до д. Вышняя Замарайка Вторая, не соответствует предъявляемым требованиям для школьного автобуса, поскольку необходимо расширить проезжую часть дороги. На данном участке дороги имеется мост, который также не соответствует предъявляемым требованиям, там должно быть ограждение, которого нет.

Представитель заинтересованного лица – начальник финансового отдела администрации Должанского района Орловской области Чеботкова И.П. пояснила, что бюджет района на 2020 -2021 года запланирован. Анализируя доходы, запрашивали в МРИ ФНС и казначействе информацию по источникам доходов, получили ответы, что ожидается уменьшение доходных источников. В связи с чем, запланировать в бюджете на следующий год пассажирские перевозки, нет возможности. В первую очередь должны обеспечить выполнение муниципального задания школ района, дошкольных учреждений и культуры, планируется бюджет на начисление заработной платы, питание, коммунальные услуги, то есть на обеспечение жизнедеятельности бюджетных и казенных учреждений.

Представитель заинтересованного лица – начальник отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Должанского района Орловской области Медведева В.Л. пояснила, что дети из д. Косоржа и д. Ханыки ходят пешком до школы, поскольку там узкая дорога, полевая. От д. Вышняя Замарайка Первая и д. Вышняя Замарайка Вторая подвоз детей организуют.

Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По постановлению администрации Должанского района от 17.02.2020 № 94 утверждён Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населённых пунктов в границах Должанского района Орловской области, протяжённость которых вне границ населённых пунктов Должанского района в границах Должанского района Орловской области, составляет 30 км. 8 м. (л.д. 22-25, том 1).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.п.10,11 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257 – ФЗ), к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

В населенных пунктах – д. Вышняя Замарайка Вторая, д.Вышняя Замарайка Первая, проживают граждане, кроме того, участок пути от д. Вышняя Замарайка Вторая до д.Вышняя Замарайка Первая (2 км ) входит в участок пути до образовательного учреждения, (л.д. 228, том 1), следовательно, дорога от д. Вышняя Замарайка Первая до д. Вышняя Замарайка Вторая, подлежит включению в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населённых пунктов в границах Должанского района Орловской области.

Из ответа администрации района от 12.02.2020 исх. № 564 следует, что в настоящее время подготовлены документы для регистрации 2,9 км автомобильных дорог (л.д. 19-21).

Пунктом 7 ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ к владельцам автомобильных дорог отнесена, в том числе, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

В нарушение указанных выше законодательных норм право собственности на дороги органами местного самоуправления Должанского района не оформлялось.

В силу ч.2, п.6 ч.1 ст.13 Федерального закона № 257-ФЗ полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения реализуются органами местного самоуправления муниципального района.

Согласно п.6 ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Как следует из п.п. 12, 21 ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

обеспечение сохранности автомобильных дорог - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами таких автомобильных дорог (в области ремонта и содержания автомобильных дорог), пользователями таких автомобильных дорог (в области использования автомобильных дорог), должностными лицами, юридическими и физическими лицами (в области использования полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог).

Как следует из п.1 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон №196-ФЗ), ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Частью 4 ст.6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление указанных полномочий, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно статьи 3 вышеназванного Федерального закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в т.ч. допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов в течение всего срока службы (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (ред. от 12.10.2015) «О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог» (вместе с ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", п. 8 ст. 3).

Согласно пункта 1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, (далее - ГОСТ 50597-2017) требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги д. Быстра – д. Ханыки (проходит через д. Косоржа) от 14.04.2020, следует, что дорога находится в неудовлетворительном состоянии (л.д. 33-36, том 1).

Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от д. Вышняя Замарайка Вторая до д. Вышняя Замарайка Первая от 14.04.2020, следует, что на всей протяженности автодороги имеются калейность щебеночного покрытия, а также наличие зеленой поросли, деревьев на откосах земляного полотна, на 9 км отсутствует дорожное ограждение трубопереезд шириной 3,5 м, длиной 5,3 м (л.д. 37-42, том 1).

Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги Урынок-Быстра-Егорьевка – В. Замарайка Вторая от 14.04.2020 следует, что на данной автодороге имеются просадки, ямочность асфальто-бетонного покрытия, проломы, выбоины проезжей части (л.д. 43-59, том 1).

На основании изложенного, суд считает, что требования прокурора о приведении в соответствие с предъявляемыми требованиями в области безопасности дорожного движения, в том числе Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ 50597-2017, участков дорог «д. Быстра - д. Косоржа», от д. Вышняя Замарайка Вторая до д. Вышняя Замарайка Первая, « Урынок-Быстра-Егорьевка – Вышняя Замарайка Вторая», подлежат удовлетворению.

Кроме того, по приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», утвержден порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, согласно которого оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.

В связи с тем, что техническое обследование дорог на территории района на предмет их соответствия предъявляемым законом требованиям не проводилось, следовательно, заявленные прокурором требования об обязании администрации Должанского района Орловской области провести техническое обследование дорог на территории района, подлежат удовлетворению.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

В силу п. п. 1 п. 3 ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право, в том числе, выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189, установлены требования к пешеходной доступности для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, которая не может превышать более 4 км. При превышении данного расстояния для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, должно быть организовано транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Приведенные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают обязанность по организации транспортного обслуживания обучающихся не только между поселениями и населенными пунктами, но и в пределах одного сельского населенного пункта в случае несоблюдения требований пешеходной доступности до образовательных организаций.

Вышеуказанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и являются обязательными для исполнения.

В д. Косоржа имеется 17 домовладений, в которых проживают 44 человека, из них 9 детей школьного возраста, которые учатся в БОУ «Быстринская основная общеобразовательная школа» (расстояние от д. Косоржа до д. Быстра – 1,5 км, до школы – 5 км).

В д. Ханыки – 15 домовладений, в которых проживают 48 человек, из них 9 детей школьного возраста, которые обучаются в БОУ «Егорьевская основная общеобразовательная школа» (расстояние от д. Ханыки до школы д. Егорьевка – 2,5 км).

Подвоз детей от д. Ханыки, д. Косоржа не осуществляется.

В д. Вышняя Замарайка Вторая по ул. Широкая, д.3, проживает ребёнок с ограниченными возможностями здоровья - Давиденко К.И. 06.08.2011 года рождения (л.д. 26-33), которая является учащейся 1 класса БОУ «Быстринская основная общеобразовательная школа». Данная образовательная организация находится в д. Быстра, расстояние между д. Вышняя Замарайка Вторая и д.Быстра около 7 км.

В силу п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государство гарантирует обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Согласно п.1 ч.5 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В силу ч.1 ст.40 Федерального закона № 73-ФЗ транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно.

Отсутствие возможности добраться до учреждения образования лишает ребёнка гарантированных законом прав.

В силу приведенных выше норм права, заявленные требования прокурора в части обеспечения транспортной доступности до образовательных учреждений района для детей, проживающих в д. Косоржа, д. Ханыки, д. Вышняя Замарайка Вторая, д. Вышняя Замарайка Первая, подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Согласно ст.2 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальный маршрут регулярных перевозок – маршрут регулярных перевозок в границах поселения либо двух и более поселений одного муниципального района.

Как следует из п.2 ст.11 Федерального закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

Пунктом 1 ч.1 ст.12 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов), устанавливается в отношении муниципальных маршрутов регулярных муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

В силу ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирая место пребывания и жительства.

Проверкой, проведенной прокуратурой района установлено, что администрация Должанского района полномочия в сфере организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района не исполняет: маршруты регулярных перевозок не утверждены, публичные договоры перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок не заключались, транспортное сообщение между муниципальными образованиями, входящими в состав района, отсутствует.

Регулярные пассажирские перевозки в Успенское, Урыновское, Дубровское, Козьма-Демьяновское, Кудиновское, Вышнее Ольшанское, Рогатинское сельские поселения Должанского района прекращены.

На территориях данных сельских поселений проживает более 6000 жителей.

Администрации Успенского, Урыновского, Дубровского, Козьма-Демьяновского, Кудиновского, Вышнее Ольшанского, Рогатинского сельских поселений сообщили, что транспортное сообщение между районным центром – пгт. Долгое и населёнными пунктами сельских поселений района отсутствует, население добирается из одного населённого пункта в другой на попутных транспортных средствах.

Согласно информации администрации Должанского района от 12.02.2020 на территории Успенского (численность 605 человек), Козьма-Демьяновского (численность 856 человек) и Рогатинского сельских поселений (численность 205 человек) района муниципальные маршруты регулярных пассажирских перевозок пассажиров автомобильным транспортом не установлены ввиду небольшой интенсивности пассажиропотока, и с учётом того, что хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки на территории района нет.

Отсутствие регулярного транспортного обслуживания населения создает препятствия обращению жителей указанных населённых пунктов за медицинской помощью, в органы миграционной службы, ЗАГСа и другие, а также осуществлению права граждан на свободу передвижения, предусмотренного ст.27 Конституции Российской Федерации.

Часть 4 ст.6 Федерального закона № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относит к расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу ст.34 Федерального закона № 257- ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В Уставе Должанского района Орловской области, в ст. 7 «Вопросы местного значения», в п. 5 указано, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; в п. 6 указано, что к вопросам местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (л.д. 187, том 1).

Таким образом, требования прокурора, изложенные в административном исковом заявлении нашли свое подтверждение в суде.

Согласно ст. 187, ст. 227 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. В случае признания действия (бездействия) незаконным органы, совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения указанным судом способом в установленный им срок.

Выявленные нарушения законодательства подлежат устранению административным ответчиком, в связи с чем административный иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Должанского района Орловской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц к администрации Должанского района Орловской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Должанского района Орловской области по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Должанского района, незаконным.

Включить дорогу между населенным пунктом д. Вышняя Замарайка Вторая до д. Вышняя Замарайка Первая в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населённых пунктов в границах Должанского района Орловской области в срок до 31.12.2020.

Обязать администрацию Должанского района Орловской области провести техническое обследование дорог на территории района в срок до 31.12.2020.

Обязать администрацию Должанского района оформить право собственности на муниципальные дороги, относящиеся к собственности района: «Долгое – Гремячка», «Урынок – Быстра – Егорьевка - д. Вышняя Замарайка Вторая», «Дубровка-Тим-Евланово-д.Слободка» в срок до 31.12.2020; «Дубровка – Шолохово» в срок до 01.07.2021.

Привести в соответствие с предъявляемыми требованиями в области безопасности дорожного движения, в том числе Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ 50597-2017, участки дорог «д. Быстра - д. Косоржа» в срок до 31.12.2020, от д. Вышняя Замарайка Вторая до д. Вышняя Замарайка Первая в срок до 01.11.2020, автомобильную дорогу « Урынок-Быстра-Егорьевка – Вышняя Замарайка Вторая» в срок до 01.10.2020.

Обеспечить транспортную доступность до образовательных учреждений района для детей, проживающих в д. Косоржа, д. Ханыки в срок до 31.12.2020, д. Вышняя Замарайка Вторая, д. Вышняя Замарайка Первая в срок до 01.10.2020.

Организовать регулярные маршрутные пассажирские перевозки между муниципальными образованиями района из деревень Новый Тим, Казинка, Тим, Лебёдки, Белое, Дубровка, Евланово, Зябрево, Кривцово-Плота, Кудиново, Никольское, Калиновка, Знаменка, Козьма - Демьяновка, Вышнее Ольшаное, Нижнее Ольшаное, Шлях, Алексеевка, Успенское, Грачевка, Иваненково, Быстра, Вышняя Замарайка Первая, Вышняя Замарайка Вторая, Степановка, Рогатик в срок до 01.07.2021.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Ливенский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: