УИД 40RS0020-02-2022-000125-38
Дело № 2а-2-126/ 2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухиничи 07 сентября 2022 года
Сухиничский районный суд Калужской области под председательством судьи Журковой Т.В.,
при секретаре Черновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соломиной Ирины Юрьевны к Межрайонной налоговой инспекции №5 по Калужской области о признании незаконным налогового уведомления,
у с т а н о в и л:
Соломина И.Ю. обратилась в Сухиничский районный суд Калужской области с административным исковым заявлением к Межрайонной налоговой инспекции №5 по Калужской области о признании незаконным налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате налога на имущество физических лиц за 2020 год в отношении объекта налогообложения с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 291,0 кв. метр, расположенного по адресу: .
Помещение с кадастровым номером № фактически является частью указанного здания. Данный кадастровый номер присвоен помещению в 2018 году в связи с заключением долгосрочного договора аренды, в соответствии с действующим в тот период законодательством.
В 2021 году административным истцом получено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым предложено оплатить налог как на здание с кадастровым номером №, так и на помещение с кадастровым номером №.
В ответ на обращение истца о недопустимости двойного налогообложения административный ответчик МИФНС России №5 по Калужской области указал, что в данном конкретном случае налог исчислен в соответствии с пп.2 п.2 ст.406 Налогового кодекса Российской Федерации - поскольку спорное помещение Приказом Министерства экономического развития Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ№ включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
В ответ на поданные административным истцом жалобы МИФНС России №5 по Калужской области, УФНС области в исключении спорного помещения из налоговой базы и перерасчете налогового уведомления административному истцу отказали.
Решением Калужского областного суда от 13 апреля 2022 года по административному делу №3а-66/2022 спорное помещение с кадастровым номером № исключено из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Помещение с кадастровым номером № не обладает признаками объекта налогообложения, поскольку является частью принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером №. Отнесение налоговым органом спорного нежилого помещения к объектам налогообложения не соответствует положениям ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации, которой не предусмотрено налогообложение одних и тех же помещений в составе объекта недвижимого имущества и самостоятельно (двойное налогообложение). Иные положения Налогового кодекса Российской Федерации также не допускают налогообложение здания со всеми помещениями в нем с одновременным налогообложением отдельных помещений этого здания (двойное налогообложение).
При определении объектов налогообложения административный ответчик формально использовал базы данных, переданные Управлением Росреестра по , при этом административному ответчику достоверно известно о том, что помещение с кадастровым номером № входит в состав помещения с кадастровым номером №.
Управлением Росреестра по Калужской области административному истцу разъяснено право на обращение с соответствующим заявлением о прекращении договора аренды спорного помещения для устранения «дублирования» государственной регистрации права. Однако указанное не может быть реализовано, поскольку в 2022 году не приведет к восстановлению нарушенного права и исключению двойного налогообложения за 2020. Кроме того, законных оснований для расторжения прошедшего государственную регистрацию договора аренды не имеется.
Административный истец просит:
признать незаконным налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в части требования об уплате налога в отношении помещения с кадастровым номером № за налоговый период 2020 года;
обязать Межрайонную налоговую инспекцию №5 по Калужской области произвести Соломиной И.Ю. перерасчет налога на имущество физических лиц.
В адресованных суду письменных объяснениях представитель административного истца заявленные требования поддержал, указав в дополнение, что осуществление государственной регистрации прав на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости и, соответственно, объектом налогообложения в смысле, придаваемом ему ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца Соломиной И.Ю.– адвокат Ребенко А.А., действующий на основании ордера и доверенности, заявленные административные исковые требования поддержал. В дополнение указал, что решение Калужского областного суда от 13 апреля 2022 года по административному делу №3а-66/2022 вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В адресованных суду возражениях административный ответчик Межрайонная налоговая инспекция №5 по Калужской области в лице руководителя Улусовой Л.Г. заявленные административные исковые требований не признал, указав в обоснование следующее.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Для целей налогообложения применяются сведения о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, представленные в налоговые органы органами Росреестра. Полученные в рамках межведомственного взаимодействия сведения используются налоговыми органами для исчисления физическим лицам, в том числе, налога на имущество физических лиц, а также проведения мероприятий налогового контроля.
Налог на имущество исчисляется с момента возникновения права собственности на имущество. Возникновение права связано с его государственной регистрацией.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Соломина И.Ю. является собственником нежилого здания с кадастровым номером № площадью 291,3 кв. метра, расположенного по адресу: .
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ за Соломиной И.Ю. также зарегистрировано право собственности на нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 89,4 кв. метра, расположенное по адресу:
В случае, если собственник здания принимает решение о выделении из состава здания одного или нескольких помещений, при внесении в ЕГРП записей об образовании самостоятельных объектов недвижимости прекращается право собственности на здание в целом ввиду утраты зданием правового режима объекта недвижимости. Следовательно, при регистрации права собственности на помещения в таком здании одновременно должна быть осуществлена государственная регистрация прекращения права на здание.
Управлением Росреестра по Калужской области Соломиной И.Ю. давались разъяснения права обращения с заявлениями о снятии с кадастрового учета, прекращении прав на помещение и регистрации аренды в здании, либо с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права на оставшиеся в здании помещения.
Наличие у налогового органа полученных в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации сведений о государственной регистрации права собственности налогоплательщика на облагаемые налогом здания и на помещение в этом здании не признается гл.32 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для прекращения налогообложения одного из указанных объектов недвижимости.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно пункта 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Положениями пункта 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налоговые органы производят начисление налогов физическим лицам на основании сведений, представленных в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В силу пункта 1 стать 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с подп.6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается, в том числе, расположенное в пределах муниципального образования здание, строение, сооружение, помещение.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода, равного одному календарному году, отдельно по каждому объекту налогообложения на основании сведений, представленных, в том числе органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (ст.ст.85, 408 п. 1 и 2, 405, 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что Соломиной И.Ю. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 291,3 кв метра, расположенное по адресу: . Право собственности в отношении данного объекта недвижимости зарегистрировано в ЕГРН. В указанном нежилом здании расположено помещение, которому присвоен кадастровый номер №. Согласно сведений ЕГРН, данное помещение расположено по адресу: С ДД.ММ.ГГГГ за Соломиной И.Ю. также зарегистрировано право собственности на вышеуказанное нежилое помещение с кадастровым номером №.
Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Соломиной И.Ю. заключен договор аренды с , согласно которого Соломина И.Ю. передала за плату во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 92,4 кв. метра, этаж 1, находящееся по адресу: Срок договора аренды – до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с положениями ч.2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанный договор аренды прошел государственную регистрацию.
Согласно оспариваемого налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, на административного истца возложена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за налоговый период – 2020 год, в том числе за объекты недвижимости с кадастровыми номерами № в сумме 404 553 руб. 00 коп и № в сумме 75 100 руб. 00 коп.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них налоговая база определяется как кадастровая стоимость такого недвижимого имущества, утвержденная в установленном порядке.
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9).
Приказом Министерства экономического развития Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, было включено здание с кадастровым номером №, принадлежащее административному истцу Соломиной И.Ю. на праве собственности (№ Перечня), а также здание с кадастровым номером №, принадлежащее административному истцу Соломиной И.Ю. на праве собственности (№ Перечня).
Решением Калужского областного суда от 13 апреля 2022 года по административному делу №3а-66/2022, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ,
признан недействующим со дня принятия п. 394 вышеуказанного Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 374-О от 11.03.2021 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торговый мир" на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что Конституция Российской Федерации, ее статья 57, обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы, что во взаимосвязи с положениями ее статей 15, 18 и 19 исключает незаконные и несправедливые фискальные платежи и подразумевает обязанность платить налоги в размере не большем, чем это предусмотрено законом, который должен определить все существенные элементы налогового обязательства, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога, чтобы условия налогообложения обеспечивали полноту и своевременность взимания фискальных платежей с обязанных лиц и вместе с тем его правомерность. Формальная определенность и полнота элементов налогового обязательства сообразно структуре каждого налога и его экономико-правовым характеристикам гарантируют обоснованность налогообложения, позволяют обязанным лицам добросовестно платить налоги, а налоговой службе - правомерно контролировать исполнение этой обязанности.
Конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность и недопустимость произвольного их введения; в установлении и прекращении налоговых обязанностей государство обладает дискрецией, которая, однако, не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации относит к специальным видам недвижимого имущества не только административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), но и помещения в них, которые, следовательно, представляют собой отдельные объекты налогообложения, определяемые по принадлежности к указанным центрам (комплексам). При этом названная принадлежность не обусловлена тем, что помещение, будучи самостоятельным объектом обложения налогом на имущество, было бы частью административно-делового или торгового центра, тоже относящегося к объектам такого налогообложения. Подобная трактовка лишена была бы смысла, предполагая обложение налогом одних и тех же помещений и по отдельности, и в составе более крупного объекта - здания (строения), если бы и оно подпадало под указанное налогообложение. Следовательно, налоговый закон не может устанавливать соответствующее налоговое обязательство в отношении отдельных помещений в названных центрах (комплексах) в тех случаях, когда сами эти центры одновременно признаны самостоятельными объектами имущества организации и, соответственно, объектами обложения налогом на имущество.
По смыслу закона двойное налогообложение не допускается.
При начислении Соломиной И.Ю. налога на имущество физических лиц за налоговый период – 2020 год, административным ответчиком одновременно учтено здание с кадастровым номером № и входящее в его состав помещение с кадастровым номером №, что повлекло двойное налогообложение в отношении налоговой базы - здания с кадастровым номером №.
Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Предусмотренный ч.2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации досудебный порядок административным истцом соблюден.
Оспариваемое налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в силу пункта 4 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год с двойным налогообложением, поскольку одновременно содержит требования об уплате налога в отношении здания с кадастровым номером № и входящего в его состав помещения с кадастровым номером №. Указанное свидетельствует о нарушении прав административного истца и является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого налогового уведомления незаконным в части включения в него требования об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 75 100 рублей в отношении объекта налогообложения с кадастровым номером №.
Принимая решение о признании налогового уведомления незаконным в оспариваемой части, суд, руководствуясь положениями ч.3 ст. 227 КАС РФ, одновременно возлагает на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения.
Предусмотренных законом оснований для вынесения частного определения суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Соломиной Ирины Юрьевны удовлетворить.
Признать незаконным адресованное Соломиной Ирине Юрьевне налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в части включения в него требования об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 75 100 рублей в отношении объекта налогообложения с кадастровым номером № (иные строения, помещения и сооружения), расположенного по адресу: и обязать Межрайонную налоговую инспекцию №5 по Калужской области устранить допущенные нарушения – произвести перерасчет налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате Соломиной Ириной Юрьевной за налоговый период 2020 год.
В соответствии с ч.9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицо, совершившее оспоренное действие (бездействие), обязано устранить допущенные нарушения а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Сухиничский районный суд Калужской области в течение одного месяца с даты принятия решения в окончательной форме
Председательствующий Т.В. Журкова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Т.В. Журкова