Дело № 2а-2-138/2022
УИД 64RS0010-02-2022-000289-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2022 года город Хвалынск
Вольский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Е.В.Алейниковой,
при секретаре Е.А. Маляуновой,
с участием помощника прокурора г. Хвалынска Е.П.Полухиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хвалынского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сосново-Мазинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области об обязании принятия Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере благоустройства,
установил:
Хвалынский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Сосново-Мазинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области об обязании принятия Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере благоустройства. В обоснование заявленных требований указывает, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований соблюдения Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» со стороны Администрации Сосново-Мазинского муниципального образования Хвалынского муниципального района, установлено, что ответчиком Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере благоустройства на 2022 год в установленный законодательством срок не утверждена, и на официальном в сети «Интернет»: hvalynsk.sarmo.ru не размещена, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение информации об осуществляемых мероприятиях по контролю, и препятствует профилактике нарушений в сфере благоустройства. Просит суд обязать ответчика принять Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере благоустройства на 2022 год, и разместить ее на официальном сайте в сети «Интернет»: hvalynsk.sarmo.ru.
В судебном заседании помощник прокурора г. Хвалынска Е.П.Полухина поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям, просит их удовлетворить.
Административный ответчик Администрация Сосново-Мазинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области в судебное заседание своего представителя не направил, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований в суд не представили.
Суд, заслушав пояснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 1 Устава Сосново-Мазинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области, данное муниципальное образование со статусом сельского поселения входит в состав Хвалынского муниципального района Саратовской области, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
В силу п. 19 ч. 1, ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Согласно ст. 44 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) ежегодно утверждается по каждому виду контроля
Порядок разработки и утверждения программы профилактики рисков причинения вреда утверждается Правительством Российской Федерации и должен предусматривать ее общественное обсуждение.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» (ч. 1, 2, 4-5 ст. 44 указанного закона).
Порядок разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами для реализации в очередном календарном году программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики) по соответствующему виду государственного контроля (надзора), виду муниципального контроля (далее - вид контроля) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 г. № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».
В силу п. 11-15 указанных Правил в целях общественного обсуждения проект программы профилактики размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» не позднее 1 октября предшествующего года с одновременным указанием способов подачи предложений по итогам его рассмотрения.
Проект программы профилактики направляется в общественный совет при контрольном (надзорном) органе в целях его обсуждения.
Результаты общественного обсуждения (включая перечень предложений и мотивированных заключений об их учете (в том числе частичном) или отклонении) размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» не позднее 10 декабря предшествующего года. 1
Программа профилактики утверждается решением уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа не позднее 20 декабря предшествующего года и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» в течение 5 дней со дня утверждения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой г. Хвалынска проверки исполнения требований соблюдения Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» со стороны администрации Сосново-Мазинского муниципального образования Хвалынского муниципального района, последней Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере благоустройства на 2022 год в установленный законодательством срок не утверждена, и на официальном в сети «Интернет»: hvalynsk.sarmo.ru не размещена.
Таким образом, судом установлено, что Администрацией Сосново-Мазинского муниципального образования Хвалынского муниципального района не выполнены обязанности по исполнению требований соблюдения Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на получение информации об осуществляемых мероприятиях по контролю, препятствует профилактике нарушений в сфере благоустройства.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При этом, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного, обязание администрации Сосново-Мазинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением.
Суд полагает, что требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Хвалынского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сосново- Мазинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области об обязании принятия Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере благоустройства, удовлетворить.
Обязать Администрацию Сосново-Мазинского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области принять Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере благоустройства на 2022 год, с последующим ее размещением на официальном сайте в сети «Интернет»: hvalynsk.sarmo.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд, расположенный по адресу: <...>.
Судья Е.В.Алейникова