ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-1400/2021 от 28.06.2021 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-2-1400/2021

УИД 18RS0011-01-2021-002495-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Яр УР 28 июня 2021 года

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кротовой Е. В.,

при секретаре Веретенниковой Н. В.,

с участием административного истца помощника прокурора Ярского района УР Семакиной Е. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Ярского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Ярский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ярского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Ярский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения.

Исковые требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушении п. 5. 2. 4 ГОСТ Р № 50597-2017 на проезжей части автомобильной дороги д<адрес>. <адрес> имеются колейности и просадки, на всей протяженности дороги имеется недостаточное оканавливание вдоль дорожного полотна. Автомобильная дорога <адрес><адрес> относиться к дорогам общего пользования местного значения МО «Ярский район» и находится на балансе Администрации МО «Ярский район». Кроме этого, автомобильная дорога <адрес>. <адрес> является частью школьного маршрута, в связи с имеющимися нарушениями содержания автомобильной дороги, невозможностью организации проезда в весенний и осенний периоды нарушаются права несовершеннолетних на получение образования.

Ссылаясь на положения Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прокурор просит: признать незаконным бездействие Администрации МО «Ярский район», выразившееся в не устранении колейности и просадки проезжей части автомобильной дороги <адрес><адрес>. Обязать Администрации МО «Ярский район» с рок до ДД.ММ.ГГГГ устранить колейность и просадку проезжей части, провести оканавливание вдоль дорожного полотна автомобильной дороги Администрации МО «Ярский район».

В судебном заседании административный истец Семакина Е. С. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации МО «Ярский район» не явился, извещен надлежащим образом о дне и месте рассмотрения административного дела. Представил заявление, в котором просил дело рассмотреть без их участия, заявленные требования признал. Дело в порядке ст. 150 КАС РФ рассмотрено без участия представителя административного ответчика.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с Уставом МО «Ярский район», принятым решением Ярского районного Совета депутатов от 10 июня 2005 года № 36 следует, что к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах поселения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5. 1 Устава).

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно п. п. 1, 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

элементами обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся в том числе сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257 -ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Таким образом, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается в соответствии с действующим законодательством на Администрацию муниципального образования «Ярский район».

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Согласно п. п. 12.10, 12. 11 СН 449-72. Строительные нормы. Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, утвержденного Госстроем СССР от 29.12.1972 года продольные водоотводные канавы необходимо предусматривать с нагорной стороны насыпей без резервов. На местности с поперечным уклоном менее 0,02 при высоте насыпей менее 1,5 м, на участках с переменной сторонностью поперечного уклона, а также на болотах водоотводные канавы необходимо проектировать с двух сторон полотна. При пересечении местных понижений допускается уменьшать глубину канав до 0,2 м с устройством со стороны насыпи банкета шириной поверху не менее 3 м, с возвышением его бровки над расчетным уровнем воды не менее 0,25 м и поперечным уклоном от насыпи, равным 0,02 - 0,04.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного госинспектором ОГИБДД ММО МВД России «Глазовский», а акт же фототаблиц, приложенных к акту, следует, что в нарушении п. 5. 2. 4 ГОСТ Р 50597-2017 на 1 км. автомобильной дороги <адрес>. <адрес> допущено образование колейности и просадок.

Из информации, предоставленной главой МО «Ярский район» ДД.ММ.ГГГГ следует, что автомобильная дорога <адрес> числиться в реестре муниципального имущества МО «Ярский район». Дорога организована как школьный маршрут в период учебного года на основании приказа Отдела народного образования Администрации МО «Ярский район».

Согласно выписке из реестра муниципального имущества МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога - <адрес> внесена в реестр муниципального имущества.

Из приказа . 1 от ДД.ММ.ГГГГ начальника Отдела народного образования Администрации МО «Ярский район» следует, что открыт школьный маршрут в границах Ярского района сообщением <адрес>

Согласно ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С силу ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия (бездействия) органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение таким действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени Администрацией МО «Ярский район» не принято мер устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия административного ответчика, выражающегося в не принятии мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

С учетом вышеизложенного, требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Срок для устранения нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлен административный иск, должен быть разумным и достаточным для совершения административным ответчиком определенных действий, устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая объем заявленных административным истцом исковых требований, срок устранения допущенного нарушения, который прокурор просит предоставить административному ответчику – в срок до ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является достаточным.

В силу положений п. 3 ст. 227 КАС РФ об исполнении решения суда административный ответчик обязан сообщить в Глазовский районный суд УР и прокурору Ярского района УР в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения, установленного решением суда.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ оснований для взыскания с административного ответчика судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление прокурора Ярского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Ярский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Ярский район» признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Ярский район», выразившееся в не устранении колейности и просадки проезжей части автомобильной дороги <адрес><адрес>.

Обязать Администрации МО «Ярский район» с рок до ДД.ММ.ГГГГ устранить колейность и просадку проезжей части, провести оканавливание вдоль дорожного полотна автомобильной дороги Администрации муниципального образования «Ярский район».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Глазовский районный суд УР в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания или отдельного процессуального действия, записями на носителях информации. На основании ходатайств в письменной форме и за счет лиц, участвующих в деле, их представителей могут быть изготовлены копия протокола, копия записи с носителя информации.

Лица, участвующие в деле, их представители в течение трех дней со дня подписания протокола вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания или отдельного процессуального действия с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е. В. Кротова