ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-156/18 от 28.11.2018 Радищевского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-2-156/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Старая Кулатка 28 ноября 2018 года

Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Агафонова С.Н.,

при секретаре Сулеймановой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного учреждения здравоохранения «Старокулаткинская районная больница» к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО1, УФССП России по Ульяновской области об освобождении ГУЗ «Старокулаткинская районная больница» от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Государственное учреждение здравоохранения «Старокулаткинская районная больница» обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивировав его следующим. 26.04.2018 судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области ФИО1 были рассмотрены материалы исполнительного производства от 12.01.2018 -ИП, возбужденного на основании исполнительного документа - постановления от 09.01.2018, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Ульяновской области по делу , вступившего в законную силу 09.01.2018, предмет исполнения: произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа) и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, не перечисленных, не полностью перечисленных, излишне полученных, излишне зачтенных) в размере: 8821636,06 руб., в отношении должника ГУЗ «Старокулаткинская районная больница». По итогам рассмотрения было вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с ГУЗ «Старокулаткинская районная больница» в размере 617514,52 рублей. ГУЗ «Старокулаткинская районная больница» является государственным областным бюджетным учреждением и всеми денежными средствами распоряжается Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. ГУЗ ««Старокулаткинская районная больница» не является учреждением, которое самостоятельно может исполнить указанное выше решение суда в связи с недостаточным финансированием. Так, 29.01.2018 были выделены субсидии на осуществление выплат по исполнению исполнительных документов в сумме 14400000 рублей, в том числе на оплату исполнительного документа по постановлению от 09.01.2018 в сумме 8821636,06 рублей. Данная субсидия поступила на расчетный счет ГУЗ «Старокулаткинская районная больница» 29.01.2018 в сумме 14400000 рублей. Оплата была произведена 09.02.2018 в сумме 13788661,53 рублей, 12.04.2018 в сумме 608907,87 рублей, 14.02.2018 в сумме 2430,60 рублей, т.е. вся поступившая 14400000 рублей была полностью перечислена. По состоянию на 30.10.2018 «Старокулаткинская районная больница» полностью оплатило сумму задолженности по исполнительному документу по постановлению от 09.01.2018, выданного органом: Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ульяновской области в размере 8821636,06 рублей.

ГУЗ «Старокулаткинская РБ» не отстраняется от выполнения, вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего законодательства для исполнения решения суда. В соответствии с пп.6, 7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратится в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных КАС РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Просит суд освободить ГУЗ «Старокулаткинская районная больница» от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 26.04.2018.

Представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в административном иске и в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО1, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменных возражений относительно административного иска суду не представил.

Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с чч.1-3, 6 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (ч.3). Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6).

Судом установлено, что постановлением МИФНС №5 по Ульяновской области от 09.01.2018 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации), индивидуального предпринимателя, по делу , вступившим в законную силу 09.01.2018, с налогоплательщика-организации - ГУЗ «Старокулаткинская РБ» взыскана задолженность в размере 8821636,06 руб.

На основании указанного выше постановления МИФНС №5 по Ульяновской области, предъявленного к исполнению в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, 12.01.2018 судебным приставом-исполнителем ФИО1 было возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании с ГУЗ «Старокулаткинская РБ» в пользу МИФНС №5 по Ульяновской области задолженности по обязательным платежам и санкциям в размере 8821636,06 руб.

Из постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от 12.01.2018 следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В связи с неисполнением должником решения в срок, установленный законом, 26.04.2018 с ГУЗ «Старокулаткинская РБ» был взыскан исполнительский сбор в размере 617514,52 руб. (л.д. ...).

Оценив представленные доказательства, суд считает требование ГУЗ «Старокулаткинская РБ» об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из Устава ГУЗ «Старокулаткинская РБ», Учреждение является некоммерческой организацией; тип учреждения - бюджетное (п.1.4). Учредителем и Собственником имущества Учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя Учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области (далее - Учредитель). Полномочия и функции собственника имущества Учреждения от имени Ульяновской области в установленном порядке осуществляет Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Собственник) (п.1.5). Цели создания Учреждения: оказание профилактической и лечебно-оздоровительной помощи населению муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области; повышение эффективности оказания медицинского ухода и улучшение показателей качества жизни населения; обучение и подготовка медицинского персонала ГУЗ «Старокулаткинская РБ» в лечебных целях (п.2.1). Финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п.4.1). Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Собственником или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п.4.2). Источниками финансовых ресурсов Учреждения являются: средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемые на реализацию целевых программ и выполнение государственных заданий (п.4.4.1).

Денежные средства, находящиеся в распоряжении ГУЗ «Старокулаткинская РБ», имеют целевой характер и используются в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Законом Ульяновской области от 27.11.2017 №156-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», уведомлением Министерства финансов Ульяновской области о лимитах бюджетных обязательств на 2018-2020 гг. от 19.12.2017 (л.д. ...).

ГУЗ «Старокулаткинкая РБ» не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить постановление МИФНС №5 по Ульяновской области от 09.01.2018. Кроме того, фактов уклонения административного истца от исполнения вышеприведенного постановления в ходе судебного заседания не установлено.

В силу ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительный сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату вкачестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.

По смыслу и содержанию постановления должнику следует надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

При рассмотрении данного дела суд принимает во внимание, что ГУЗ «Старокулаткинская РБ» является бюджетным учреждением, основными целями деятельности которого является оказание профилактической и лечебно-оздоровительной помощи населению муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области, а основным источником финансирования являются средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемые на реализацию целевых программ и выполнение государственных заданий.

Из уведомления Министерства финансов Ульяновской области о лимитах бюджетных обязательств на 2018-2020 гг. от 19.12.2017 следует, что на основании Закона Ульяновской области от 27.11.2017 №156-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на 2018 год получателю бюджетных средств - ГУЗ «Старокулаткинская РБ» - по целевой статье «Обеспечение деятельности государственных учреждений здравоохранения», вид расходов - «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели», установлен лимит в размере 14400000 руб. (л.д. ...).

Вышеуказанная сумма субсидий была перечислена ГУЗ «Старокулаткинская РБ» на зачисление средств в счет уплаты задолженности по налогам сборам, что подтверждается платежными поручениями от 13.02.2018, 14.02.2018, 16.02.2018, 26.02.2018, 27.02.2018. 28.02.2018 в общей сумме 14400000 руб., в том числе и по обязательным платежам и санкциям в размере 8821636,06 руб.

Как следует из уведомлений об уточнении сумм задолженности к решению о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, от 30.10.2018 сведений о задолженности, подлежащих к взысканию за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах по решениям 24.08.2017, не имеется (л.д. ...).

Таким образом, возможность исполнения постановления МИФНС №5 по Ульяновской области от 09.01.2018 поставлена в зависимость от предоставления из бюджета Ульяновской области денежных средств на эти цели.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что у ГУЗ «Старокулакинская РБ» отсутствовала реальная возможность исполнения постановления МИФНС №5 по Ульяновской области от 09.01.2018 к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника ГУЗ «Старокулаткинская РБ» отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Согласно п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств… освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В материалах дела представлены сведения о кредиторской задолженности ГУЗ «Старокулаткинская РБ», которая по состоянию на 01.11.2018 составляет 35,2 млн. рублей (л.д. ...).

Принимая во внимание трудное финансовое положение ГУЗ «Старокулаткинская РБ», а также предпринятые должником на дату рассмотрения судом дела мер в целях исполнения постановления МИФНС №5 по Ульяновской области от 09.01.2018, все установленные по делу обстоятельства, суд считает возможным освободить ГУЗ «Старокулаткинская РБ» от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 26.04.2018 по исполнительному производству -ИП.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 -180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление государственного учреждения здравоохранения «Старокулаткинская районная больница» удовлетворить.

Освободить государственное учреждение здравоохранения «Старокулаткинская районная больница» от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 26.04.2018.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Н. Агафонов