дело №2а-2-163/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Ульяновская область, р.п. Сурское 12 августа 2019 года
Карсунский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Мельниковой О.В.,
при секретаре Сазановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о возложении обязанности внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о возложении обязанности внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕРГН), взыскании судебных расходов. Требования мотивированы тем, что она является собственницей жилого дома и земельного участка по адресу: Ульяновская область, <адрес>. Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке. В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19 декабря 2005 года внесены соответствующие реестровые записи регистрации: №73-73-10/052/2005-61 и №73-73-10/052/2005-62, о чем ей выданы документы, удостоверяющие государственную регистрацию возникновения права - свидетельства о государственной регистрации: серия № и серия №. За истекший период никаких сделок по отчуждению указанного недвижимого имущества она не совершала. 18.12.2018 она получила из органа социальной защиты населения отказ в предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине отсутствия документа подтверждающего ее право владения и пользования жилым помещением.
В устной форме сотрудники соцзащиты пояснили, что при проверке ее права на получение субсидии, получены ответы об отсутствии в ЕГРН сведений о правообладателе вышеуказанного дома и о наличии в собственности ФИО1 только земельного участка по адресу: Ульяновская область, <адрес>
На ее обращение к ответчику было дано устное разъяснение о технической ошибке, исправить которую не представляется возможным. 15 апреля 2018 ей выдана выписка из ЕГРН, из которой усматривается, что на жилой дом право собственности зарегистрировано под № №-73/049/2019-1 от 28.02.2019 12:45:10, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела, нарушает ее права собственника. Просит суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, вид: здание по адресу: Ульяновская область, <адрес> указав вид, номер и дату государственной регистрации права: «Собственность, 73-73-10/052/2005-61 19 декабря 2005 года»; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, действующая в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ, административные исковые требования поддержали в полном объеме, повторив обстоятельства указанные в иске, дополнив о том, что при обращении к ответчику с заявлением об исправлении технической ошибки, в ЕГРН внесены сведения о регистрации права собственности истца на жилой дом, однако право ее указано, как возникшее с 28.02.2019, в то время как собственником дома истец является с 19.12.2005 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 19.12.2005. Указанное несоответствие сведений ущемляет права истца, как собственника. Неподтверждение права собственности истца с 2005 года может повлечь для нее негативные последствия, т.к. может быть расценено органом социальной защиты как незаконное получение истцом субсидий до 28.02.2019.
Представитель административного ответчика, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области по доверенности - ФИО3 в судебном заседании административный иск не признал, поддержал доводы отзыва на административное исковое заявление, суду пояснил, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН) действительно была внесена запись №73/10/052/2005-61 о государственной регистрации права собственности ФИО1 на жилой дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.12.2005 серии №, а также сведениями на бумажном носителе, имеющимися в архиве Росреестра. Право собственности ФИО1 действительно возникло еще в 2005 году, однако, вследствие технического сбоя в программном комплексе, применяемом для ведения ЕГРН, запись о регистрации права ФИО1 на жилой дом была удалена (когда именно, установить невозможно). На основании обращения ФИО1, техническая ошибка была исправлена, сведения о ее правах на жилой дом в ЕГРН были включены, но указаны, как возникшие не с 19.12.2005 года, а с момента обращения - 28.02.2019. В настоящее время указать в ЕГРН дату регистрации права собственности истца с 19.12.2005 года не представляется возможным, поскольку техническими условиями Федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН не предусмотрена возможность внесения сведений об объекте недвижимости со «старой» датой регистрации права на него. Сведения о дате «19.12.2005» и номере записи «№73/10/052/2005-61» возможно отразить в ЕГРН лишь в графе: «Особые отметки». При этом документального подтверждения невозможности по техническим причинам внести корректные сведения в ЕГРН суду не представил. На основании изложенного просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве на иск просил в удовлетворении требований отказать.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что с 19.12.2005 административному истцу ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, <адрес> Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.12.2005 года серии 73 АТ №327601 (в котором запись о регистрации права указана за № 73-73-10/052/2005-61), копией дела правоустанавливающих документов на указанные объекты недвижимости и не оспаривается представителем административного ответчика.
Также ФИО1 с 19.12.2005 является собственником земельного участка общей площадью 1400 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ульяновская область, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.12.2005 года серии №, выпиской из ЕГРН Росреестра по Ульяновской области от 19.07.2019 года.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Росреестра по Ульяновской области от 19.07.2019 следует, что правообладателем жилого дома, общей площадью 58,8 кв.м. расположенного по адресу: Ульяновская область, <адрес>, указана ФИО1, дата регистрации права указана - с 28.02.2019 года, на основании записи № 73:17:023502:341-73/049/2019-1 (л.д. 52). Аналогичные сведения содержатся в выписке от 05.08.2019 (л.д. 60).
Согласно ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствие с п. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 (далее Закон) Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра прав.
Согласно этой же статье Закона, реестры ЕГРН, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе (п.3).
Орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п.4).
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются (п.6).
В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (п. 9).
Оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Полномочия оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости на основании решения федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение (п. 10).
Защита сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществляется оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 11).
Судом установлено, что административный истец, как указано выше, является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, <адрес> с 19.12.2005, на основании записи о государственной регистрации права № 73-73-10/052/2005-61. При этом, сведения о праве ФИО1, как собственника жилого дома, были внесены в ЕГРН в указанную дату в установленном законом порядке, что не оспаривалось представителем ответчика, однако из-за технического сбоя в федеральной государственной информационной системе, такие сведения, в настоящее время, в нарушение п. 2 ст. 7 Закона, содержатся в некорректном виде (как о праве, возникшем с 28.02.2019 и на основании записи № 73:17:023502:341-73/049/2019-1), т.е. являются недостоверными. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования ФИО1 обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку наличие в ЕГРН недостоверных сведений о дате и номере государственной регистрации права нарушает право собственности истца, создает препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов, в том числе, препятствует в реализации своего права на получение от государства компенсационных выплат на оплату коммунальных услуг, может повлечь иные негативные последствия в связи с неподтверждением права собственности истца с 19.12.2005 года.
Довод представителя ответчика о технической невозможности внесения в ЕГРН достоверных сведений не может являться основанием к ущемлению законных прав и интересов административного истца, в связи с чем, судом не принимается.
Доказательств невозможности внесения в федеральную государственную информационную систему соответствующих изменений (корректировок) ее разработчиком, суду не представлено.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с удовлетворением административных исковых требований, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАСРФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о возложении обязанности внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости, взыскании судебных расходов, удовлетворить.
Возложить на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, обязанность внести в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о государственной регистрации права собственности ФИО1 на здание – жилой дом, расположенное по адресу: Ульяновская область, <адрес> за № 73-73-10/052/2005-61 от 19.12.2005.
Взыскать с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В. Мельникова
Решение в окончательной форме принято 17.08.2019.