ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-171(2)/16 от 26.10.2016 Аркадакского районного суда (Саратовская область)

№ 2а-2-171(2)/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2016 года р.п. Турки

Аркадакский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Киреевой В.В.,

при секретаре Демёнове В.Ю.,

с участием административного истца Полякова Г.М.,

представителя административного истца Полякова Г.М. – адвоката Володиной С.Ю., предъявившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Полякова ФИО11 к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области, должностному лицу Озериной ФИО12 об оспаривании прекращения предоставления государственных услуг и обжалование бездействия должностного лица,

установил:

Поляков Г.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области, должностному лицу Озериной И.П. о признании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области от 23 марта 2016 года о прекращении предоставления ему государственной услуги в выдаче разрешения на временное проживания на территории Российской Федерации незаконным и обязать Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области выдать разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации с учетом подачи им заявления 25 января 2016 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 25.01.2016 года он обратился в УФМС по Саратовской области с заявлением о предоставлении ему разрешения на временное проживание на территории РФ, у него приняли заявление и приложенные к нему документы. В этот же день ему позвонили из УФМС и сообщили, что ему необходимо пройти дополнительное обследование. С этого момента он ходил по различным медицинским инстанциям, так как врачи не могли поставить точный диагноз заболевания, и 05.02.2016 года в ГУЗ «<данные изъяты>» ему была выдана справка с рекомендациями о необходимости проведения лечения в течение двух месяцев для уточнения диагноза. Эту справку он предоставил в УФМС г. Энгельса. В дальнейшем, 21.04.2016 года врач-фтизиатр ГУЗ «<данные изъяты>» диагностировал отсутствие <данные изъяты>. В этот же день он вновь обратился в УФМС России по Саратовской области и представил медицинское заключение о медицинском освидетельствовании иностранного гражданина из ГУЗ «<данные изъяты>». Однако, заместитель начальника отдела УФМС России по Саратовской области Озерина И.П. сообщила, что справку не возьмет, так ее поздно предоставили. При этом никакого письменного уведомления о принятом решения с указанием порядка и cpoков обжалования, ему не выдала, а также не вернула документы, которые он подавал вместе с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ. Через несколько дней ему позвонили из УФМС, и в ходе разговора Озерина И.П. велела ему написать заявление об отказе от получения государственной услуги по выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в РФ, пригрозив при этом, что в случае его отказа написать заявление, они депортируют его из страны. В связи с чем, под давлением, 25 или 26 апреля 2016 года он вынужден был написать заявление об отказе от получения государственной услуги по выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в РФ, указав причину, как продиктовала сотрудник УФМС Озерина И.П.: «по семейным обстоятельствам». Заявление было передано им в УФМС России по Саратовской области через сотрудника ТП УФМС по Саратовской области в Турковском районе Овчинникову О.А. Позже его супруга - ФИО4 28.06.2016 года направила жалобу в УФМС по г. Москве на действия сотрудников УФМС России по Саратовской области. Однако жалоба была переадресована административному ответчику. Из письма ГУ МВД России по Саратовской области Управления по вопросам миграции за подписью ФИО5 18.08.2016 года был получен ответ, в котором указывалось, что 23.03.2016 года ими было принято решение о прекращении предоставления государственной услуги на основании поданного им 23.03.2016 года заявления. Поскольку в период рассмотрения его заявлении (60 дней) о предоставлении государственной услуги никакого заявления он не подавал, в связи с чем, считает решение Управления вопросам миграции ГУ МВД РФ по Саратовской области от 23.03.2016 года о прекращении предоставления государственной услуги незаконным. В нарушение положений п. 65 «Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации», административный ответчик никакие оригиналы документов ему не вернул. Административный истец в обосновании заявленных требований указывает, что предоставил справку ГУЗ <данные изъяты> с рекомендациями о необходимости лечения в течение 2-х месяцев для уточнения диагноза, так как он был не ясен. Поскольку он не укладывался в 30-дневный срок, предусмотренный п. 22.5 Административного регламента, ему должны были разъяснить права, предложить написать заявление об уважительности причины пропуска предоставления документов и рассмотреть это заявление в порядке п. 17 Административного регламента, а не грозить депортацией из страны, требовать от него написать заявление об отказе от государственной услуги.

Административный истец также указывает, что принимая незаконное решение о прекращении предоставления государственной услуги по оформлению разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, административный ответчик не принял во внимание то обстоятельство, что 20.01.2016 года он заключил брак с гражданкой РФ ФИО4., создал семью, с которой проживает в р.п. Турки Саратовской области. Соответственно, действия ответчика по прекращению предоставления услуги по выдаче разрешения иностранному гражданину разрешения на временное проживание в РФ не учитывает интересы его семьи, нарушает его права на уважение семейной жизни, которое подлежит охране в соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил требования и просил признать решение Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области от 23 марта 2016 года, согласованное с заместителем начальника отдела ОВРПРИГ УФМС России по Саратовской области И.П. Озериной в форме заключения об оставлении его заявления на выдачу разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации без рассмотрения - незаконным.

Обязать Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области выдать ему разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации с учетом подачи им заявления 25.01.2016 года.

Признать бездействие сотрудника Главного Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (бывшего Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области) Озериной ФИО12, выразившееся в не разъяснении ему права на подачу заявления, как иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на продление срока предоставления документов, а также понуждении его к написанию заявления о прекращении рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на временное проживание по семейным обстоятельствам, и невозвращении ему подлинников документов из учетного дела , незаконным.

Представитель административного ответчика - ГУ МВД по Саратовской области Кутисова О.Р. /по доверенности/ в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В поданном возражении указала, что требования Полякова Г.М. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: решением УФМС России по Саратовской области от 23.03.2016 года заявление гражданина <данные изъяты> Полякова Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о выдаче разрешения на временное проживание без учета установленной квоты в Российской Федерации оставлено без рассмотрения. Согласно пункту 70 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 года № 215 в период рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги иностранный гражданин вправе отказаться от ее получения на основании мотивированного заявления, оформленного в произвольной форме, поданного в территориальный орган ФМС России лично или в форме электронного документа через единый портал. Заявление об отказе от получения государственной услуги является основанием для принятия руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем решения о прекращении предоставления государственной услуги в виде резолюции на указанном заявлении. Оригиналы документов, представленные с заявлением, возвращаются заявителю, а к учетному делу приобщаются их копии. Документы, необходимые для решения вопроса о выдаче разрешения на временное проживание, собраны в полном объеме, однако, в ходе проведения проверки поступило личное заявление Полякова Г.М. от 23 марта 2016 года о прекращении рассмотрения заявления о выдаче разрешения на временное проживание. Квитанцию и копию паспорта Поляков Г.М. получил 21.04.2016 года, о чем сделана отметка в учетном деле инспектором ООВРПиРИГ УФМС России по Саратовской области майором внутренней службы ФИО7. В связи с чем полагает, что довод административного истца о том, что решение УФМС России по Саратовской области об оставлении без рассмотрения заявления на разрешение на временное проживание в Российской Федерации Полякова Г.М. является незаконным, поскольку данное решение является существенным вмешательством в сферу личной и семейной жизни, ничем не обоснован и опровергается материалами дела. Во-первых, Поляков Г.М. имеет право снова обратиться с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. Во-вторых, Поляков Г.М. имеет право проживать на территории РФ 90 суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток (в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Таким образом, Поляков Г.М. имеет несколько вариантов легализации на территории РФ, законного проживания на территории РФ с супругой. Само по себе наличие у заявителя супруги, являющейся гражданкой РФ, не может служить безусловным основанием для выдачи ему разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Семейным законодательством предусмотрено многообразие построения форм взаимоотношений супругов. Получение разрешения на временное проживание и возможность получения гражданства РФ является привилегией лица, свидетельствует о признании со стороны государства особого правового статуса указанного лица, обусловленного установлением длящихся социальных и экономических отношений его с государством на основе взаимного доверия, уважения и соблюдения законодательства государства, особенно принимая во внимание, что наличие разрешения на временное проживания и вида на жительство является одним из условий приема в национальное гражданство, хотя и не означает его обязательного приобретения. Сам по себе факт принятия миграционным органом в отношении лица, чьи родственники проживают на территории РФ, решения об оставлении заявления на разрешения на временное проживание, не свидетельствует о вмешательстве в его личную и семейную жизнь, право на уважение, которой гарантируется ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Следовательно, УФМС России по Саратовской области законно и обоснованно было вынесено заключение об оставлении без рассмотрения заявление гражданина <данные изъяты> Полякова Г.М. о выдаче разрешения на временное проживание. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Административный ответчик – главный специалист эксперт отдела разрешительно-визовой работы УВМ ГУ МВД России по Саратовской области Озерина И.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В письменных возражениях указала, что при подаче заявления Поляковым Г.М. была представлена медицинская справка, о том, что имеется заболевание - <данные изъяты>, диагноз будет уточнен после проведения пробной терапии в течении 2 месяцев. Полякову Г.М. в телефонном режиме было разъяснено, что в соответствии с п. 14 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» №115-ФЗ от 25.07.2002 года, в случае непредставления медицинского документа об отсутствии заболевания (<данные изъяты>), будет принято решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Кроме того, было разъяснено, что это заболевание в соответствии с приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 384н от 29.06.2015 года «Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний», входит в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих и является основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Кроме того, до заявителя было доведено, что в соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25,07.2002 года в случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации он будет вправе повторно подать заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения его предыдущего заявления о выдаче разрешения на временное проживание. В связи с этим было вынесено заключение 23.03.2016 года об оставлении заявления Полякова Г.М. о выдаче разрешения на временное проживание без рассмотрения. Документы: квитанция об оплате госпошлины, копия нотариально заверенного национального паспорта были переданы заявителю 21.04.2016 инспектором ОВРПиРИГ УФМС России по Саратовской области майором внутренней службы ФИО7, о чем в учетном деле Полякова Г.М. была сделана запись. Утверждения истца о том, что она звонила его супруге 25.04.2016 года, считает недостоверными, так как на тот момент рассмотрение дела было прекращено, и после этого она ни истцу, ни его супруге не звонила. Довод истца о том, что им не подавалось заявление об оставлении без рассмотрения, считает недостоверным, так как в деле имеется заявление от Полякова Г.М., направленное факсимильной связью, заверенное начальником территориального подразделения майором внутренней службы О.А. Овчинниковой. В связи с тем, что заявление, полученное 23 марта 2016 года, плохо читалось, они попросили направить факсимильной связью повторно, которое поступило 31 марта 2016 года.

В соответствии с п. 22.5 Административного регламента у иностранного гражданина имеется право письменного обращения о продлении сроков рассмотрения материалов на выдачу разрешения на временное проживание при предъявлении документов, подтверждающих уважительные причины пропуска установленного срока. Из телефонного разговора с Поляковым Г.М. и его супругой, ей стало понятно, что таких документов у Полякова Г.М. не имеется, поэтому она не стала разъяснять ему это право. В связи с тем, что Поляков Г.М. проживает на территории Российской Федерации с января 2016 года, его доводы о невозможности ознакомиться с Административным регламентом считает несостоятельными, так как в Российской Федерации указанный нормативный акт имеется в свободном доступе. Полагает, что исковое административное заявление Полякова Г.М. не подлежит удовлетворению.

Поскольку административные ответчики – ГУ МВД России по Саратовской области и Озерина И.П. извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административных ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения административного истца, его представителя, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Закон).

В силу ст.6 указанного Федерального закона разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, согласно пунктам 4, ч. 3 названной правовой нормы, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации. Порядок выдачи разрешения на временное проживание, форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также порядок подачи заявления в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Территориальный орган Федеральной миграционной службы рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия предусмотренных ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в РФ" оснований для отказа в выдаче разрешения на временное, проживание, для чего направляет запросы в соответствующие органы внутренних дел, безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы. Указанные органы в 2-месячный срок представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче заявителю разрешения на временное проживание. По результатам рассмотрения территориальный орган Федеральной миграционной службы принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на временное проживание.

Процедура рассмотрения заявления иностранного гражданина и лица без гражданства о выдаче разрешения на временное проживание в РФ также регламентирована и Административным регламентом по предоставлению ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ, утвержденным приказом ФМС России от 22.04.2013 года № 214.

Согласно пункту 1 Приказа ФМС России от 22.04.2013 года № 214 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации" (далее Регламент) Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации устанавливает стандарт и порядок предоставления территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Пунктом 17 Административного регламента предусмотрено, что срок предоставления государственной услуги по заявлению иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, составляет шестьдесят суток со дня принятия заявления.

В соответствии с положениями пунктов 54, 45, 59 Регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в двух экземплярах на бланках установленной формы (приложения №3 или №4 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом "Осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме" настоящего раздела. Заявление, зарегистрированное в территориальном органе ФМС России, считается принятым к рассмотрению, и возврат его заявителю без рассмотрения в соответствии с настоящим Административным регламентом не допускается. Заявитель информируется о сроке рассмотрения заявления и об основаниях отказа в выдаче разрешения, установленных Федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Поляков ФИО11, являясь гражданином <данные изъяты>, 25 января 2016 года обратился в Управление Федеральной миграционной службы России по Саратовской области с заявлением о предоставлении ему разрешения на временное проживание на территории РФ и приложил к данному заявлению: ксерокопию национального паспорта с переводом, ксерокопию свидетельства о браке, паспорт гражданина РФ - супруги, ксерокопию документа об образовании, ксерокопию миграционного учета, ксерокопию миграционной карты, справки медицинские, квитанцию об оплате госпошлины, фотографии. При принятии заявления Поляков Г.М. был предупрежден, что в выдаче разрешения на временное проживание ему может быть отказано в случаях, предусмотренных ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в РФ", а также, что в течение 30 дней он обязан предоставить в УФМС России по Саратовской области сертификат об отсутствии у него заболеваний, представляющих опасность для окружающих, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 22.04.2003 года № 188.

Заявление Полякова Г.М. принято к рассмотрению инспектором УФМС России по Саратовской области ФИО8, проверена правильность его заполнения и наличие необходимых документов, подлинность подписи заявителя, о чем свидетельствует подпись должностного лица. Заявлению присвоен регистрационный без учета квоты, поскольку его супруга - гражданка РФ. Полякову Г.М. выдана справка в подтверждение принятия его заявления о выдаче разрешения на временное проживание в РФ (т. 1 л.д. 17, 125-126).

Согласно пункту 65 Регламента в период рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги иностранный гражданин вправе отказаться от ее получения на основании заявления, оформленного в произвольной форме, поданного в территориальный орган ФМС России лично или в форме электронного документа через единый портал. Заявление об отказе от получения государственной услуги является основанием для принятия руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем решения о прекращении предоставления государственной услуги, которое оформляется в виде резолюции на указанном заявлении. Оригиналы документов, представленные с заявлением, возвращаются заявителю, а к учетному делу приобщаются их копии.

Заключением от 23 марта 2016 года Управлением ФМС России по Саратовской области заявление Полякова Г.М. о выдаче ему разрешения на временное проживание без учета установленных квот в Российской Федерации, оставлено без рассмотрения на основании его заявления о прекращении рассмотрения заявления о выдаче разрешения на временное проживание по семейным обстоятельствам. Указанное заключение было согласовано с заместителем начальника отдела ОВРПРИГ УФМС России по Саратовской области И.П. Озериной и утверждено заместителем начальника УФМС России по Саратовской области полковником внутренней службы ФИО5 (т.1 л.д.161).

В силу статей 59, 60 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные, в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио - и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Положения статьи 70 Кодекса административного судопроизводства РФ устанавливает требования, предъявляемые к письменным доказательствам. Так, в частности, в соответствии с положениями части 2 письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Согласно части 3 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства РФ подлинники документов представляются в суд в случае, если в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом обстоятельства административного дела подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию суда, если невозможно разрешить административное дело без подлинников документов или представленные копии одного и того же документа различны по своему содержанию.

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что 23 марта 2016 года Поляков Г.М. лично обращался в уполномоченный орган с заявлением о прекращении рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации по семейным обстоятельствам или подавал заявление в электронной форме с использованием единого портала, материалы дела не содержат.

Как усматривается из представленного административным ответчиком учетного дела Полякова Г.М., в материалах дела отсутствует подлинник или надлежащим образом заверенная копия заявления Полякова Г.М. о прекращении рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 23 марта 2016 года.

В представленных возражениях на административное исковое заявление Полякова Г.М., представитель административного ответчика – Главного Управления Министерства внутренних дел Российской федерации по Саратовской области пояснил, что подлинник заявления Полякова Г.М. утерян в связи с реорганизацией УФМС России по Саратовской области (т.1 л.д.167).

Суд не может принять в качестве доказательства ксерокопию заявления административного истца в органы УФМС России о прекращении рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 23 марта 2016 года, поскольку в материалах дела отсутствует подлинник или надлежащим образом заверенная копия спорного заявления, и административный истец отрицает факт подачи им данного заявления 23 марта 2016 года.

Суд не принимает в качестве доказательства показания свидетелей ФИО4 и ФИО10, данных ими в судебном заседании, поскольку их показания противоречивые и неточные.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что у Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области отсутствовали законные основания для оставления заявления Полякова Г.М. о выдаче разрешения на временное проживание в РФ без рассмотрения, его заявление подлежало рассмотрению по существу, поскольку согласно выше приведенных норм Закона, после принятия заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и проведения соответствующих проверок, оставление заявления без рассмотрения не предусмотрено Регламентом, то есть, Управление Федеральной миграционной службы России по Саратовской области фактически не рассмотрело заявление Полякова Г.М.

Утверждения административного истца о том, что он написал заявление о прекращении предоставлении ему государственной услуги под давлением и угрозой депортации со стороны административного ответчика Озериной И.П., суд считает несостоятельными, поскольку в силу статьи 18.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) на территории РФ, нарушение правил миграционного учета, подлежит рассмотрению в судебном порядке. Кроме того, согласно части 1 статьи 5 Уголовного кодекса РФ лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Доказательств, устанавливающих вину Озериной И.П. о применении давления и угроз в отношении Полякова Г.М., суду не представлено.

Доводы административного истца о том, что должностное лицо Озерина И.П. должна была разъяснить ему право на продление срока предоставления государственной услуги в виде разрешения на временное проживание и предложить написать заявление об уважительности причины пропуска предоставления документов, предусмотренных Административным регламентом, и впоследствии рассмотреть это заявление, суд считает несостоятельным по следующим основаниям:

Согласно п. 17 Административного регламента срок предоставления государственной услуги по заявлению иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, составляет шестьдесят суток со дня принятия заявления. Срок предоставления государственной услуги по заявлению иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, продлевается при условии принятия руководителем территориального органа ФМС России решения о продлении срока предоставления документов, указанных в пунктах 22.5 и 23.6 Административного регламента, на срок, установленный при принятии этого решении. Пункты 22-22.6 Регламента определяют перечень документов, которые должны быть представлены заявителем при подаче заявления о предоставлении разрешения на временное проживание. Пунктом 22.5 предусмотрена обязанность заявителя в течение тридцати суток со дня подачи заявления представить документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС России от 22.04.2013 года № 214 является нормативным правовым актом, находящимся в общем доступе, и административный истец мог самостоятельно ознакомиться с текстом данного правового акта, регламентирующего процедуру получения разрешения на временное проживание и в случае необходимости подать соответствующее заявление о продлении срока. Заявление о продлении срока предоставления государственной услуги, Поляков Г.М. в УФМС России по Саратовской области не подавал. Кроме того, действующее законодательство, в том числе вышеуказанный Регламент, не предусматривает обязанности разъяснять заявителю право на обращение с ходатайством о продлении срока при наличии соответствующих обстоятельств.

Требование административного истца о признании незаконным бездействия сотрудника Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (бывшего Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области) Озериной ФИО12, о невозвращении ему подлинников документов из учетного дела , не подлежат удовлетворению. Исходя из должностного регламента заместителя начальника отдела оформления виз, разрешений, приглашений и регистрации иностранных граждан УФМС России по Саратовской области Озериной И.П., в ее должностные обязанности не входит обязанность по возврату подлинных документов из личных дел иностранных граждан (т.1 л.д.107-113).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Полякова ФИО17 к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области о признании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области от 23 марта 2016 года о прекращении предоставления государственной услуги и о признании бездействия сотрудника Главного Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области Озериной ФИО12 - незаконным, удовлетворить частично.

Признать решение Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области от 23 марта 2016 года об оставлении заявления Полякова ФИО11 на выдачу разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации без рассмотрения, незаконным.

Обязать Главное Управление Министерства внутренних дел России по Саратовской области рассмотреть заявление Полякова ФИО11 на выдачу разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, поданное им 25 января 2016 года по существу и принять по нему решение на основании представленных им документов.

В удовлетворении административного иска Полякова ФИО11 об обязании Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области выдать ему разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации с учетом подачи им заявления 25.01.2016 года и о признании незаконным бездействия сотрудника Главного Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области Озериной ФИО12, выразившееся в не разъяснении ему права на подачу заявления, как иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на продление срока предоставления документов, а также понуждению его к написанию заявления о прекращении рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации по семейным обстоятельствам, и не возвращении подлинников документов - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.В. Киреева