ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-1980/2019640004-01-2019-002186-22 от 19.07.2019 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-2-1980/2019 64RS0004-01-2019-002186-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19.07.2019 года город Балаково Саратовской области

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Евдокименковой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Першуковой В.Д.,

с участием

административного истца прокурора Козурмановой Т.Ю.,

представителя административного ответчика Министерства социального развития Саратовской области ФИО1, действовавшей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Козурмановой Т.Ю. к Министерству социального развития Саратовской области об обязании произвести оплату труда, связанного с оказанием бесплатной юридической помощи,

установил:

Козурманова Т.Ю. обратилась в суд с административным иском к Министерству социального развития Саратовской области об обязании произвести оплату труда, связанного с оказанием бесплатной юридической помощи. В обоснование административных исковых требований (с учётом уточнений) указала следующее.

Административный истец является адвокатом, зарегистрирована в реестре адвокатов Саратовской области. Козурманова Т.Ю. является участником государственной системы бесплатной юридической помощи. 14.01.2019 и 17.01.2019 ею была оказана бесплатная юридическая помощь ФИО2 как лицу, освобожденному из мест лишения свободы, в течение трех месяцев со дня освобождения, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой своих прав и законных интересов. Ему была оказана юридическая помощь в виде устной консультации и составления искового заявления о взыскании компенсации морального вреда за несвоевременное освобождение из мест лишения свободы. Заявление с просьбой об оплате труда, связанной с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО2, и пакет документов был направлен в адрес Министерства социального развития Саратовской области. Письмом ответчик сообщил истцу, что отказывает в оплате, так как вопрос взыскания морального вреда за несвоевременное освобождение из мест лишения свободы не поименован в перечне случаев для оказания бесплатной юридической помощи.

С таким решением ответчика административный истец не согласна, поскольку случаи оказания помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в течение грех месяцев со дня освобождения, определены, в данном случае, категорией граждан, которые указаны в Законе, поскольку в ней говорится, что такое право есть у данных лиц, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой своих прав и законных интересов.

Вопрос ФИО2 как раз и относился к защите его нарушенного права, связанного с несвоевременным освобождением из мест лишения свободы.

Пакет документов по оказанию юридической помощи ФИО2 остался у ответчика.

В 2018 году административным истцом оказывалась бесплатная юридическая помощь ФИО3, которая являлась законным представителем недееспособной ФИО4

Юридическая помощь заключалась в устном консультировании, составлении искового заявления о признании права собственности за ФИО4 на квартиру в порядке приватизации, участии в качестве представителя в судебных заседаниях в Балаковском райсуде при рассмотрении данного гражданского дела.

Заявление с просьбой об оплате труда, связанного с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО3, и пакет документов был направлен в адрес Министерства социального развития Саратовской области.

Письмом № *** от 25.02.19 ответчик сообщил административному истцу, что отказывает в оплате труда, связанного с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО3, так как в акте выполненных работ имеется исправление в части даты составления документа, которое не подтверждено её подписью и печатью адвокатского образования. Документы были возвращены для устранения недостатков. При этом в письме указывалось на то., что при устранении указанных несоответствий мое заявление будет рассмотрено вновь.

После устранения выявленных недостатков, пакет документов был вновь направлен ответчику, однако, письмом № *** от 24.05.16 сообщили истцу, что оплата не будет произведена, так как отсутствует согласие ФИО3 на обработку персональных данных.

С таким решением ответчика административный истец не согласна, поскольку на момент первичного обращения с заявлением об оплате труда, связанного с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО3, не требовалось представление согласия гражданина на обработку его персональных данных.

26.02.2019 административным истцом оказывалась юридическая помощь ФИО5, которая заключалась в правовом консультировании в устной форме по вопросу взыскания алиментов трудоспособного совершеннолетнего сына.

Заявление с просьбой об оплате труда, связанного с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО5, и пакет документов был направлен в адрес Министерства социального развития Саратовской области.

Письмом № *** от 24.05.16 сообщили истцу, что оплата не будет произведена, так как отсутствует согласие ФИО5 на обработку персональных данных. Административный истец с данным ответом не согласна, поскольку согласие на обработку персональных данных имеется в пункте 1.7 заключенного с ФИО5 соглашения.

19.02.2019 административным истцом оказывалась юридическая помощь ФИО6, которая заключалась в правовом консультировании в устной форме по вопросу, связанному с защитой прав потребителя (в части предоставления коммунальных услуг), а также составлении заявления об отмене судебного приказа о взыскании оплаты за коммунальные услуги.

Заявление с просьбой об оплате труда, связанного с оказанием юридической помощи ФИО7, и пакет документов были направлены административному ответчику, который отказал в оплате, так как предоставленное согласие на обработку персональных не соответствует требованиям к его оформлению.

С таким решением ответчика административный истец не согласна, поскольку в Постановление Правительства Саратовской области № 78-П от 06.02.19, которым вносятся изменения в Постановление Правительства Саратовской области № *** от 21.02.13, не указано, что согласие гражданина на обработку персональных данных должно быть оформлено в какой бы то ни было определенной форме.

Административный истец просит (л.д. 38) обязать Министерство социального развития Саратовской области произвести оплату труда Козурмановой Т.Ю., связанного с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6

В судебном заседании административный истец Козурманова Т.Ю. поддержала уточнённые административные исковые требования.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в возражении на административное исковое заявление (л.д. 62-67).

Выслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд счёл заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно частям 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1.1 статьи 2.1 Закона Саратовской области от 23.04.2012 № 63-ЗСО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области» предусмотрено, что Право на получение бесплатной юридической помощи на территории области в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют категории граждан, указанные в Федеральном законе, а также:

1) инвалиды III группы;

2) родители (усыновители), имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

3) родители (усыновители), воспитывающие детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида - до 18 лет) в неполных семьях;

4) лица, освобожденные из мест лишения свободы, в течение трех месяцев со дня освобождения, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой своих прав и законных интересов;

5) граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, отнесенные в соответствии с критериями, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, к числу пострадавших, - по вопросам защиты их прав и законных интересов, нарушенных в результате действий (бездействия) застройщиков на территории области.

Судом установлено следующее.

Административный истец Козурманова Т.Ю. является адвокатом, зарегистрирована в реестре адвокатов Саратовской области. Козурманова Т.Ю. является участником государственной системы бесплатной юридической помощи. Данные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле, суд счёл их установленными.

14.01.2019 и 17.01.2019 административным истцом была оказана бесплатная юридическая помощь ФИО2 как лицу, освобожденному из мест лишения свободы, в течение трех месяцев со дня освобождения, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой своих прав и законных интересов. Ему была оказана юридическая помощь в виде устной консультации и составления искового заявления о взыскании компенсации морального вреда за несвоевременное освобождение из мест лишения свободы. Данные обстоятельства подтверждены копиями соглашения от 14.01.2019 об оказании бесплатной юридической помощи адвокатом (л.д. 70), акта о выполнении поручений, указанных в соглашении от 14.01.2019 (л.д. 71), копией соглашения от 17.01.2019 (л.д. 72) об оказании бесплатной юридической помощи адвокатом, акта о выполнении поручений, указанных в соглашении от 14.01.2019 (л.д. 73), искового заявления ФИО2 к ФКУ ИК-4 города Оренбург о взыскании компенсации морального вреда, копии паспорта ФИО2 (л.д. 75), справки № *** от 09.01.2019 об освобождении ФИО2 (л.д. 76).

Заявление (л.д. 69) с просьбой об оплате труда, связанной с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО2, и пакет документов был направлен в адрес Министерства социального развития Саратовской области. Письмом (л.д. 9-10, 77, 78) ответчик сообщил истцу, что отказывает в оплате, так как вопрос взыскания морального вреда за несвоевременное освобождение из мест лишения свободы не поименован в перечне случаев для оказания бесплатной юридической помощи.

В 2018 году административным истцом оказывалась бесплатная юридическая помощь ФИО3, которая являлась законным представителем недееспособной ФИО4

Юридическая помощь заключалась в устном консультировании, составлении искового заявления о признании права собственности за ФИО4 на квартиру в порядке приватизации, участии в качестве представителя в судебных заседаниях в Балаковском райсуде при рассмотрении данного гражданского дела. Данные обстоятельства подтверждены копиями соглашения от 19.10.2018 (л.д. 130 об оказании бесплатной юридической помощи адвокатом, акта о выполнении поручений, указанных в соглашении от 19.10.2018 (л.д. 14), соглашения от 19.10.2018 об оказании бесплатной юридической помощи адвокатом (л.д. 15), акта о выполнении поручений, указанных в соглашении от 14.01.2019 (л.д. 16), паспорта ФИО3 (л.д. 17), заявления ФИО3 от 08.11.2018 (л.д. 18), постановления об установлении опеки над ФИО4 (л.д. 19), искового заявления ФИО3 к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании права собственности в порядке приватизации (л.д. 20), справки № *** от 15.01.2019 (л.д. 21).

Заявление с просьбой об оплате труда, связанного с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО3, и пакет документов был направлен в адрес Министерства социального развития Саратовской области.

Письмом № *** от 24.05.2016 ответчик сообщил административному истцу, что отказывает в оплате труда, связанного с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО3, так как в акте выполненных работ имеется исправление в части даты составления документа, которое не подтверждено её подписью и печатью адвокатского образования. Документы были возвращены для устранения недостатков. При этом в письме указывалось на то., что при устранении указанных несоответствий мое заявление будет рассмотрено вновь.

После устранения выявленных недостатков, пакет документов был вновь направлен ответчику, однако, письмом № *** от 24.05.16 (л.д. 22-23) сообщили истцу, что оплата не будет произведена, так как отсутствует согласие ФИО3 на обработку персональных данных.

26.02.2019 административным истцом оказывалась юридическая помощь ФИО5, которая заключалась в правовом консультировании в устной форме по вопросу взыскания алиментов трудоспособного совершеннолетнего сына. Данные обстоятельства подтверждены копиями соглашения от 26.02.2019 об оказании бесплатной юридической помощи адвокатом, паспорта ФИО5 (л.д. 25-26), справки серии *** (л.д. 27-28), акта о выполнении поручений, указанных в соглашении от 26.02.2019 (л.д. 29).

Заявление с просьбой об оплате труда, связанного с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО5, и пакет документов был направлен в адрес Министерства социального развития Саратовской области.

Письмом № *** от 24.05.16 сообщили истцу, что оплата не будет произведена, так как отсутствует согласие ФИО5 на обработку персональных данных. Административный истец с данным ответом не согласна, поскольку согласие на обработку персональных данных имеется в пункте 1.7 заключенного с ФИО5 соглашения. Данные обстоятельства подтверждены объяснениями лиц, участвующих в деле.

19.02.2019 административным истцом оказывалась юридическая помощь ФИО6, которая заключалась в правовом консультировании в устной форме по вопросу, связанному с защитой прав потребителя (в части предоставления коммунальных услуг), а также составлении заявления об отмене судебного приказа о взыскании оплаты за коммунальные услуги. Данные обстоятельства подтверждены копиями соглашения от 19.02.2019 (л.д. 30) об оказании бесплатной юридической помощи адвокатом, паспорта ФИО6 (л.д. 31), справки серии *** (л.д. 32), возражений ФИО6 от 19.02.2019 (л.д. 33), акта о выполнении поручений, указанных в соглашении от 19.02.2019 (л.д. 34).

Заявление с просьбой об оплате труда, связанного с оказанием юридической помощи ФИО7, и пакет документов были направлены административному ответчику, который отказал в оплате, так как предоставленное согласие на обработку персональных не соответствует требованиям к его оформлению. Данные обстоятельства подтверждены объяснениями лиц, участвующих в деле.

Суд счёл, что возврат документов, представленных на оплату труда и компенсации расходов, связанных с оказанием правовой помощи ФИО2, правомерным по следующим основаниям.

Частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации и частями 1 и 2 статьи 2.1 Закона Саратовской области от 23.04.2012 № 63-ЗСО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области» предусмотрено, что адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, а также представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан в случаях, определённых вышеназванными законами. Перечень случаев, установленный нормативными правовыми актами, ограничен и расширению не подлежит.

Следовательно, оказание юридической помощи бесплатно осуществляется при условии, что гражданин, обратившийся за оказанием бесплатной юридической помощи относится к одной из категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, установленных законодательством, а также вопрос, с которым он обращается к адвокату, относится к перечню случаев её оказания, установленному законодательством.

ФИО2 был осужден и в течение трёх месяцев после освобождения обратился за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросу нарушения сроков его освобождения из мест лишения свободы и по вопросу составления искового заявления о взыскании компенсации морального вреда за несвоевременное освобождение из мест лишения свободы. Указанные вопросы отсутствуют в перечне, установленном частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21.1.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», статьёй 2.1 Закона Саратовской области от 23.04.2012 № 63-ЗСО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области». В указанных нормах законодательства случай взыскания компенсации морального вреда за несвоевременное освобождение из мест лишения свободы отсутствует.

Кроме того, административный ответчик просил суд учесть, что административный истец подал административное исковое заявление в отношении отказа по соглашению с ФИО2 с нарушением срока на обжалование указанного решения об отказе.

Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

25.02.2019 Министерство социального развития Саратовской области отказало в удовлетворении заявления Козурмановой Т.Ю. об оплате труда адвоката, связанного с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО2, направив ответ заказным письмом с уведомлением 26.02.2019 (л.д. 78), которое было получено административным истцом 06.03.2019 (л.д. 77).

Следовательно, течение срока на обжалование указанного решения об отказе началось с 07.03.2019 и закончилось 06.06.2019. Административное исковое заявление подано 25.06.2019 (л.д. 5).

Козурманова Т.Ю. не представила доказательств уважительности пропуска указанного срока.

Суд счёл, что срок на обжалование указанного решения об отказе был пропущён административным истцом в отсутствие уважительных причин.

Кроме того, суд счёл возврат документов, представленных на оплату труда и компенсации расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО3, ФИО5, ФИО6 правомерным по следующим основаниям.

Частями 1 и 2 статьи 5 Закона Саратовской области от 23.04.2012 № 63-ЗСО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области» предусмотрено, что для оплаты труда и компенсации расходов адвокат, оказывающий гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, направляет в уполномоченный орган заявление и документы, подтверждающие правомерность и обоснованность оказания бесплатной юридической помощи гражданину, состав и величину произведенных расходов. Перечень документов устанавливается Правительством области.

Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения документов осуществляет их проверку и принимает решение об оплате труда и о компенсации расходов адвоката либо об отказе в оплате труда и компенсации расходов адвоката.

В случае принятия решения об оплате труда и о компенсации расходов адвоката уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня принятия данного решения производит расчет выплаты адвокату и перечисляет денежные средства на счет адвокатского образования, в котором состоит адвокат.

В случае отказа в оплате труда и компенсации расходов адвоката уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки представленных документов письменно уведомляет адвоката о принятом решении.

Оплата труда и компенсация расходов адвокату осуществляется на основании документов, определённых пунктом 7 Положения о компенсации бесплатной юридической помощи в Саратовской области от 21.02.2013 № 82-П «Вопросы оказания бесплатной юридической помощи в Саратовской области».

В указанное Положение постановлением Правительства Саратовской области от 06.02.2019 № 78-П были внесены изменения, в том числе, перечень документов, представляемых адвокатами, участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, на оплату труда и компенсацию расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, дополнен отдельным документом «Согласие гражданина (доверителя), его законного представителя на обработку персональных данных», Данные изменения вступили в законную силу 07.02.2019.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Следовательно, направляя пакет документов, представленных на оплату труда и компенсации расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО3, ФИО5, ФИО6, административный истец должна была представить в уполномоченный орган, в том числе, согласие на обработку персональных данных в виде отдельного самостоятельного документа.

Довод административного истца о том, что согласие на обработку персональных данных ФИО5 содержится в пункте 1.7 соглашения, не состоятелен, поскольку содержание указанного пункта соглашения не отвечает требованиям нормативных документов, регламентирующих оказание юридической помощи на территории Саратовской области, не является отдельным, самостоятельным документом, в пункте 1.7 соглашения отсутствуют сведения о передаче персональных данных третьему лицу (Министерству социального развития Саратовской области) и перечень действий, совершаемых оператором с персональными данными, отсутствуют данные о разъяснении права отозвать согласие на обработку персональных данных субъектом персональных данных.

Довод административного истца о том, что в Постановлении Правительства Саратовской области от 21.02.2013 «Вопросы оказания бесплатной юридической помощи в Саратовской области» не определена форма согласия гражданина на обработку персональных данных, суд также счёл необоснованным.

Исходя из требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», согласие на обработку персональных данных должно быть представлено в виде отдельного документа в письменном виде, подписанного собственноручно субъектом персональных данных (доверителем) либо его законным представителем, с указанием всей информации в соответствии с требованиями статьи 9 указанного Федерального закона.

В пакете документов, представленных на оплату труда и компенсации расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи ФИО3, ФИО5, ФИО6, отсутствовало согласие указанных лиц на обработку персональных данных в виде отдельного самостоятельного документа.

На основании изложенного, суд счёл, что в судебном заседании не установлено нарушений административным ответчиком, в частности тех норм, на которые ссылается административный истец, а также нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца в результате действий административного ответчика.

Следовательно, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административных исковых требований Козурмановой Т.Ю. к Министерству социального развития Саратовской области об обязании произвести оплату труда, связанного с оказанием бесплатной юридической помощи.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 24.07.2019.

Судья Е.Ю. Евдокименкова

Согласовано: