Дело № 2а-2-19/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2019 года п. Жарковский
Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Арсаново й О.Л.,
при секретаре Ладыка В.А.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконным решения администрации Жарковского района об отказе в предоставлении земельного участка и обязании предоставить в собственность административного истца земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконным решения администрации Жарковского района от 24.06.2019 № 1139 и решения от 14.10.2019 № 1160 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый №, площадью 200 кв.м, вид разрешенного использования- для строительства здания религиозного назначения, и обязании предоставить в собственность административного истца указанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что в 2011 году по предварительному согласованию ему был выделен земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, площадью 200 кв.м., расположенный на территории поселка <адрес> для строительства церкви, межевание которого было произведено в апреле 2012 года. Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет. В Едином государственном реестре недвижимости земельный участок был зарегистрирован под кадастровым номером № площадь 200кв.м.; вид разрешённого использования - для строительства здания религиозного назначения; статус –временный, на период строительства до 2017 года. Постановлением администрации Жарковского сельского поселения указанному земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес>.
В мае 2012 года ФИО1 приступил к строительству здания, строительство которого было завершено в 2014 году, после чего было начато обустройство церкви.
Сход граждан посёлка Гараж от 9 августа 2016 года принял решение о присвоении построенной церкви статуса «Домовая церковь». Строительство церкви закончено, в связи с чем требуется регистрация указанной недвижимости.
ФИО1 было подано исковое заявление в Жарковский районный суд о признании права собственности на построенное здание религиозного назначения. В решении суда от 06 марта 2018 года указано, что истцом ФИО1 построено здание религиозного назначения на земельном участке без получения на это необходимых разрешений, в связи с чем оно является самовольной постройкой. С целью узаконитьсамовольную постройку истцу необходимо получить земельный участок.
В связи с тем, что полномочия по распоряжению землёй сельское поселение предало районной администрации, административный истец несколько раз обращался в администрацию Жарковского района Тверской области о выделении земельного участка ему в собственность, на что получал, по мнению истца, необоснованные отказы.
В частности, 29 мая 2019 года ФИО1 обратился с заявлением к главе Жарковского района о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности: кадастровый №, на которое получил отказ от 24 июня 2019 исх. № 1139 со ссылкой на то, что указанный земельный участок может быть предоставлен только религиозной организации в безвозмездное пользование для размещения зданий и сооружений религиозного назначения. ФИО1 считает решение от 24 июня 2019 года, исх. № 1139 об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, поскольку он просит предоставить земельный участок в частную собственность, а в решении об отказе указано, что ему отказывают в предоставлении в безвозмездное пользование.
В связи с этим 9 июля 2019 года ФИО1 в администрацию Жарковского района было подано заявление о повторном рассмотрении его заявления от 29 мая 2019 года о предоставлении земельного участка в собственность.
В ответе от 14 октября 2019 года исх. № 1160 главой Жарковского района указано о прекращении переписки по вопросу о предоставлении ФИО1 земельного участка в собственность.
Административный истец полагает, что указанные решения административного ответчика-администрации Жарковского района Тверской области нарушают его конституционное право иметь в частной собственности землю под построенным им на личные средства зданием церкви, а также требования земельного законодательства, в соответствии с которыми исключительное право на приобретение земельного участка в собственность имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, расположенных на этом земельном участке.
Определением Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 24 октября 2019 года в качестве заинтересованных лиц привлечены: комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области, администрация Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области.
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал, с учетом уточненных исковых требований просил признать незаконными решение администрации Жарковского района от 24.06.2019 № 1139 и решение от 14.10.2019 № 1160 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый №, площадью 200 кв.м, вид разрешенного использования - для строительства здания религиозного назначения, и обязать административного ответчика предоставить в собственность административного истца указанный земельный участок. Дополнительно пояснил, что построенное им здание церкви является его личным имуществом, право собственности на которое, по его мнению, признано за ним решением Жарковского районного суда Тверской области от 06 марта 2018 года, в связи с чем он, как собственник указанного недвижимого имущества, находящегося на данном земельном участке, вправе получить в собственность на любых условиях земельный участок, в связи с чем отказ администрации Жарковского района Тверской области в предоставлении в собственность земельного участка считает незаконным, нарушающим его конституционные права. Указанные обстоятельства препятствуют регистрации на территории п. Гараж Жарковского района местной религиозной организации, решение о создании которой принято на сходе жителей п. Гараж и использованию построенного здания, как домовой церкви. Полагает, что вид разрешенного использования – для строительства здания религиозного назначения соответствует целевому использованию земельного участка, на котором возведено здание храма. В установленный законом срок решение администрации Жарковского района Тверской области от 24.06.2019 исх. № 1139 об отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка обжаловать не смог, т.к. полагал, что в дальнейшем данный вопрос разрешится в его пользу, в связи с чем 09 июля 2019 года повторно обратился в администрацию Жарковского района, получив 14 октября 2019 ( исх. № 2160) ответ о прекращении переписки.
Административный ответчик – администрация Жарковского района Тверской области, заинтересованные лица: комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области, администрация Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области, при надлежащем извещении, в судебное заседание представителей не направили, от главы Жарковского Жарковского района Тверской области ФИО2, руководителя комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области ФИО3, главы Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области ФИО4 поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей указанных лиц.
Административным ответчиком- администрацией Жарковского района Тверской области представлены письменные возражения относительно заявленных требований, в которых административный ответчик просит в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать. При этом административный ответчик ссылается на то, что Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность передачи земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование только религиозным организациям. На территории п. Гараж Жарковского района религиозные организации не зарегистрированы. Кроме того, административным истцом нарушен порядок получения и использования земельного участка для размещения и строительства объекта религиозного назначения, который не оформив право на земельный участок до начала строительства, не получив разрешение на строительство, приступил к строительству объекта недвижимости. Административный ответчик полагает, что административным истцом не представлены доказательства нарушения его прав и интересов, а также прав иных лиц действиями администрации Жарковского района, связанными с отказом в передаче ему в собственность указанного земельного участка.
Заинтересованным лицом – комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области также представлены письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым земельный участок, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., Жарковский район, Жарковское сельское поселение, п. Гараж, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства зданий религиозного назначения поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером №, который на основании постановления главы администрации Жарковского района Тверской области от 20.11.2012 № 295-па 25 сентября 2012 года был предоставлении в безвозмездное срочное пользование Православному приходу Церкви Владимирской Иконы Божией матери. Также был подготовлен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 21.11.2012 года № 2, который не был подписан настоятелем прихода и не направлен в администрацию района.
Таким образом, право пользования земельным участком с кадастровым номером 69:07:0081301:143 не было оформлено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, разрешение на строительство объекта недвижимости администрацией района не выдавалось.
Представитель заинтересованного лица считает, что предоставить земельный участок с видом разрешенного использования – для строительства здания религиозного назначения, кадастровый номер № физическому лицу не представляется возможным.
Выслушав административного истца ФИО1, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом согласно требованиям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из содержания иска предметом оспаривания по настоящему делу является решение администрации Жарковского района Тверской области об отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка расположенного по адресу Тверская область, Жарковский район, пос. <адрес> кадастровый номер №, площадью 200 кв.м, вид разрешенного использования - для строительства здания религиозного назначения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Земельного кодексаРоссийской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 15Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.20Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исходя из приведенных выше законоположений право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок, площадью 200 кв.м., расположенный по адресу Тверская обл., Жарковский район, Жарковское сельское поселение, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства зданий религиозного назначения поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №
Постановлением главы администрации Жарковского района Тверской области от 20.11.2012 № 295-па указанный земельный участок был предоставлении в безвозмездное срочное пользование Православному приходу Церкви Владимирской Иконы Божией матери для использования в целях строительства здания религиозного назначения на срок строительства этого здания.
Вступившим в законную силу решением Жарковского районного суда Тверской области от 06 марта 2018 года по делу № 2-6/2018 в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Жарковского района Тверской области о признании права собственности на здание религиозного назначения отказано.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 не является собственником недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, который был предоставлен в безвозмездное срочное пользование религиозной организации для строительства здания религиозного назначения, в связи с чем отказ администрации Жарковского района Тверской области в предоставлении в собственность ФИО1 указанного земельного участка его права не нарушает.
Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Предусмотренной законом совокупности условий, необходимой для удовлетворения требований административного истца, по делу не установлено, поскольку действия администрации Жарковского района Тверской области соответствуют требованиям земельного законодательства и не нарушают права и законные интересы административного истца.
Кроме того, согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка исх. № 1139 датировано 24 июня 2019 года, при этом 09 июля 2019 года ФИО1 повторно обращается в администрацию Жарковского района Тверской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с указанной даты административному истцу стало известно о нарушении его прав. В тоже время ФИО1 обратился в суд с административным иском 22 октября 2019 года.
Однако доказательств соблюдения административным истцом срока обращения в суд не представлено, обстоятельств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, предусмотренного статьей 219 КАС РФ, являющихся основанием для восстановления пропущенного процессуального срока, административным истцом не приведено.
В силу ч. 5 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Об обязанности доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, сроков обращения в суд указано в определении о принятии административного искового заявления и подготовке административного дела к судебному разбирательству, направленному в адрес административного истца.
Пропуск срока обращения в суд также является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
При этом 09 июля 2019 года административный истец повторно обращается в администрацию Жарковского района Тверской области с тем же вопросом, при этом новых доводов в обоснование заявленных требований не приводит, в связи с чем в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 « О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» административный ответчик обоснованно принимает решение о прекращении переписки (письмо от 14.10.2019 исх. № 1160).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 к администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконными, отмене решения Администрации Жарковского района Тверской области от 24.06.2019 исх. № 1139 и решения от 14.10.2019 исх.№ 1160 об отказе в предоставлении земельного участка, кадастровый номер № площадью 200 кв.м., вид разрешенного использования- для строительства здания религиозного назначения, расположенного по адресу <адрес>, и обязании администрации Жарковского района Тверской области предоставить в собственность ФИО1 указанный земельный участок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий О.Л. Арсанова
Мотивированное решение суда изготовлено 15 ноября 2019 года.
Председательствующий О.Л. Арсанова