ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-222/2021 от 24.11.2021 Сосногорского городского суда (Республика Коми)

дело №2а-2-222/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2021 года пгт.Троицко-Печорск

Постоянное судебное присутствие Сосногорского городского суда Республики Коми в пгт.Троицко-Печорск Троицко-Печорского района в составе:

председательствующего судьи Чулкова Р.В.,

при секретаре Голуб К.М.,

с участием административных истцов Бакаевой О.Л., Будаева С.О.,

административных соответчиков Петухова Р.В., Ласки В.И., Соколова Д.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кондрашова Сергея Владимировича, Бакаевой Ольги Леонидовны и Будаева Сергея Олеговича к Совету городского поселения «Троицко-Печорск», Администрации Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции, Главе Республики Коми, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Коми о признании незаконным незаконными и отмене решений Совета от 05.06.2021 о досрочном прекращении полномочий депутатов, признании незаконными действий депутата Совета Петухова Р.В. по назначению заседания Совета на 05.06.2021 и подписанию решений Совета от 05.06.2021, признании не основанным на законе письма от 24.05.2021 , признании необъективной информации изложенной в письме от 25.03.2021 , признании не основанным на законе доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных Кондрашовым С.В. в 2018-2020 годах, признании не основанным на законе обращения Главы Республики Коми в Совет от 19.05.2021 и возложении обязанности отменить данное обращение,

установил:

Кондрашов С.В., Бакаева О.Л. и Будаева С.О. обратились в суд с административным иском к Совету городского поселения «Троицко-Печорск», Администрации Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции, Главе Республики Коми, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Коми о признании незаконным незаконными и отмене решений Совета от 05.06.2021 о досрочном прекращении полномочий депутатов, признании незаконными действий депутата Совета Петухова Р.В. по назначению заседания Совета на 05.06.2021 и подписанию решений Совета от 05.06.2021, признании не основанным на законе письма от 24.50.2021 , признании необъективной информации изложенной в письме от 25.03.2021 , признании не основанным на законе доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных Кондрашовым С.В. в 2018-2020 годах, признании не основанным на законе обращения Главы Республики Коми в Совет от 19.05.2021 и возложении обязанности отменить данное обращение. Требования изначально мотивировали тем, что 05.06.2021 Совет городского поселения «Троицко-Печорск» принял решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета Кондрашова С.В., Бакаевой О.Л. и Будаева С.О. в связи с неисполнением ими надлежащим образом обязанностей по представлению сведений о доходах за 2021 год в нарушение Федеральных законов №273-ФЗ, №230-ФЗ. Истцы полагают, что принятые Советом решения являются незаконными, поскольку противоречат положениям Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», отмечая, что своевременно предоставили в Администрацию Главы Республики Коми сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. О проведении проверки соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в Республике Коми, запретов, ограничений, обязательств, правил служебного поведения, установленных в целях противодействия коррупции нормативно-правовыми актами РФ в отношении истцов по представленным ими сведениям, о ее результатах, ничего не известно. Истцы не были уведомлены о проведении такой проверки по решению Главы Республики Коми или о том, что подобная проверка в отношении истцов проводится Советом городского поселения «Троицко-Печорск». Отмечают, что были лишены права дачи объяснений в разумные сроки, как того требуют положения закона. На момент подачи иска в суд истцам не было известно об обращении Главы Республики Коми с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутатов Кондрашова, Бакаевой и Будаева или о применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующие решения, или в суд. 04.06.2021 истцы были поставлены перед фактом о проведении 41 внеочередного заседания Совета, на котором были приняты оспариваемые решения, нарушающие права на беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, определенных Федеральными законами, Уставом городского поселения, полагают, что Совет безосновательно лишил их прав депутатов, тем самым нарушив права представляемых ими избирателей. В ходе рассмотрения дела по существу истцы увеличили исковые требования, просили признать безосновательным письмо Администрации Главы Республики Коми Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции от 24.05.2021 , письмо (заявление) Главы Республики Коми Уйба В.В. от 19.05.2021 исх. с возложением обязанности на Главу Республики Коми Уйба В.В. отменить указанное письмо (заявление). В обоснование данных требований указали, что вышеуказанными письмами высшее должностное лицо Республики Коми, обращаясь в Совет городского поселения, просил рассмотреть вопрос о прекращении полномочий депутатов Кондрашова, Бакаевой и Будаева или о применении к отношении них иного дисциплинарного взыскания. Считают, что была нарушена процедура проведения проверки достоверности сведений о доходах и расходах, представленных истцами за 2020 год, поскольку о ее результатах ничего не известно, никаких извещений о ее проведении они не получали, что повлекло нарушение прав на предоставление пояснений и материалов по предмету проводимой проверки. В последующем, административный истец Кондрашов С.В. уточнил исковые требования, заявив о признании необъективной информацию, предоставленную Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Коми, содержащуюся в письме от 25.03.2021 , согласно которой в сведениях о доходах за 2017-2019 им не указаны два земельных участка и необоснованно указан прицеп к легковому автомобилю.

С учетом возникшего правоотношения к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Администрация Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции, Глава Республики Коми, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми.

В судебном заседании административные истцы Бакаева О.Л. и Будаев С.О. заявленные требования поддержали, указав, что вменяемое им в вину нарушение законодательства выразилось в предоставлении сведений о доходах за 2020 год по старой форме справки, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2017 №460. Вместе с тем, полагали, что допущенное нарушение носит несущественный, формальный характер, не было направлено на предоставление не соответствующих действительности сведений. При этом, о внесенных изменениях в форму справки их никто не предупреждал, сами сведения заполнялись с помощью программного обеспечения «Справки БК», в установленный законом срок направлены в Администрацию Главы Республики Коми.

В судебное заседание административный истец Кондрашов С.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, представил письменные пояснения по иску, согласно которым справка о доходах за 2020 им была представлена в Администрацию Главы Республики Коми своевременно, по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014 №46 с использованием программы «Справки БК». О проводимой в отношении него проверки узнал из уведомления Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции, которое получил в начале марта 2021. В уведомлении сообщалось о выявлении одного факта допущенного нарушения – не была представлена банковская выписка за 2019 о движении денежных средств, при этом, о сроках проведения проверки не сообщалось. 18.03.2021 он подготовил и направил в Администрацию Главы Республики Коми пояснения по указанному факту, указав, что выписка направлялась вместе со справкой, повторно приложив к пояснения выписку движения денежных средств. В дальнейшем получил письмо Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции от 14.05.2021, в котором сообщалось о не указании в сведениях о доходах за 2017-2019 годы имеющихся у него двух земельных участков и не подтверждении сведении о наличии в собственности прицепа к легковому автомобилю. Полагает, что предоставленные Управлению сведения налогового органа являются недостоверными, поскольку в его собственности находится один земельный участок, а прицеп зарегистрирован на его имя. Считает, что имеет место фальсификация информации с целью обвинения в сокрытии имущества и коррупционерстве. 08.06.2021 он направил письмо в Управление Главы Республики Коми по противодействию коррупции, к которому приложил банковскую справку, не представленную, по мнению проверяющих, к справке за 2019 и копии документов на прицеп. 04.06.2021 получил уведомление за подписью Петухова Р.В. о предоставлении объяснений по факту нарушений, допущенных при заполнении справки о доходах, к которому было приложено письмо Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции о предоставлении справки о доходах не по форме, утвержденной Указом Президента РФ №13 от 15.01.2020. Кроме того, был поставлен перед фактом о проведении 41 внеочередного заседания Совета городского поселения «Троицко-Печорск», на котором приняты оспариваемые в рамках настоящего дела решения о досрочном прекращении полномочий депутатов. 22.06.2021 направлял в Управление Главы Республики Коми по противодействию коррупции объяснения по факту изготовления справки о доходах за 2020 год, приложив уточненную форму справки в соответствии с Указом Президента РФ №13. Полагает, что обращение Главы Республики Коми в Совет городского поселения «Троицко-Печорск» о рассмотрении вопроса досрочного прекращения полномочий депутатов, включая Кондрашова С.В., кто-то намерено скрыл, поскольку об этом ему стало известно из социальных сетей. Считает, что все было сделано намерено, с целью приведения в исполнение намерений республиканской власти отправить его в отставку не как Главу, а как депутата.

В судебное заседание административные соответчики Администрация Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции, Глава Республики Коми, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей не направили. В письменных возражениях на иск ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. Согласно письменным возражениям на иск Администрации Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции и Главы Республики Коми Бакаевой О.Л. 29.03.2021, Будаевым С.О. 31.03.2021 и Кондрашовым С.В. 30.03.2021 в адрес Администрации Главы Республики Коми направлены справки о доходах, которые выполнены по форме, утвержденной изменениями к Указу Президента РФ №460 Указом Президента РФ от 09.10.2017 №472, сформированы через специальное программное обеспечение «Справки БК» версия 2.4.1.0. Вместе с тем, установленная форма справки была изменена Указом Президента РФ от 15.01.2020 №13, дополнительно было актуализировано специальное программное обеспечение «Справки БК» до версии 2.4.4.0. Таким образом, истцами не соблюдена форма справки о доходах, что влечет признание ее не представленной, поскольку она не соответствует предусмотренным требованиям, в связи с чем, данное обстоятельство расценивается в качестве нарушения антикоррупционного законодательства. В соответствии с Федеральными законами №273-ФЗ, №230-ФЗ полномочия лица, замещающего муниципальную должность прекращаются досрочно в случае не соблюдения ограничений, запретов, не исполнения обязанностей, установленных вышеуказанными законами. Согласно абз.3 ч.11 ст.4.3 Закона Республики Коми от 29.09.2008 №82-РЗ проверка соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности Республики Коми, запретов, ограничений, обязательств, правил служебного поведения, установленных в целях противодействия коррупции нормативно правовыми актами РФ, проводится в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами. Порядок проведения проверки в МО ГП «Троицко-Печорск» утвержден постановлением администрации ГП «Троицко-Печорск» №433. В этой связи, Управлением направлена информация в Совет ГП «Троицко-Печорск» от 24.05.2021 №2653-03-1-18 о необходимости проведения проверки соблюдения депутатами Совета Бакаевой О.Л., Будаевым С.О., Кондрашовым С.В. запретов, ограничений, обязательств, правил служебного поведения, установленных в целях противодействия коррупции и установления всех обстоятельств выявленного нарушения. Указанная информация получена Советом, в связи с чем, нарушений требований законодательства в действиях Управления не имеется. Кроме того, в соответствии с Перечнем мероприятий региональной программы «Противодействие коррупции в Республике Коми (2018-2021 годы)», утвержденной Указом Главы Республики Коми от 29.08.2019 №64, распоряжением Главы Республики Коми от 22.05.2019 №99-р Управлением проведен внутренний мониторинг достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Совета ГП «Троицко-Печорск» Кондрашовым С.В. в 2018-2020 годах. Уведомление о начале проведения проверки направлялось Кондрашову С.В. 03.03.2021, предложено дать объяснения, получено административным истцом лично. Проверка проведена с 03.03.2021 по 01.05.2021. 18 марта 2021 Кондрашовым С.В. направлены письменные пояснения по материалам проверки, в связи с чем, доводы истца о ненадлежащем извещении о проводимой проверке являются не состоятельными. По результатам проведенной проверки установлены факты предоставления Кондрашовым С.В. в сведениях о доходах за 2017-2019 годы недостоверных и неполных сведений, которые свидетельствуют о существенных нарушениях, допущенных при их предоставлении, а именно, не указано два земельных участка (по информации, предоставленной УФНС по Республике Коми письмом от 25.03.2021). Также не подтвердилось наличие в собственности прицепа к легковому автомобилю. Указанная ситуация рассматривается как совершение Кондрашовым С.В. коррупционного проступка. Информация о результатах проведенной проверки, направленная Кондрашову С.В. получена им лично. 19.05.2021 в Совет МО ГП «Троицко-Печорск» направлено обращение Главы Республики Коми с предложением рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Кондрашова С.В. или о применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания. Таким образом, со стороны Управления нарушений законодательства о противодействии коррупции допущено не было. Проверок достоверности и полноты сведений о доходах в отношении Бакаевой О.Л. и Будаева С.О. Управлением не проводилось. Обращает внимание на разницу в порядке проведения, компетенции, инициации проверок соблюдения запретов, ограничений, обязательств, правил служебного поведения, установленных в целях противодействия коррупции и проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Отмечает, что ссылки административных истцов на Положение о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в МО ГП «Троицко-Печорск», и соблюдения ограничений замещающими муниципальные должности в МО ГП «Троицко-Печорск», утвержденное постановлением администрации ГП «Троицко-Печорск» №433 от 30.12.2016 являются не обоснованными, так как указанный муниципальный акт является устаревшим, не соответствует требования федерального законодательства.

В письменных возражениях на иск представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми ссылается на положения п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ, согласно которому предоставленная Управлению Главы Республики Коми по противодействию коррупции информация получена из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также регистрацию транспортных средств.

В судебном заседании административные соответчики в лице депутатов Совета Петухова Р.В., Ласки В.И., Соколова Д.Л. с иском не согласились, просили в его удовлетворении отказать, ссылаясь на соблюдение процедуры назначения и проведения заседания Совета, на котором были приняты оспариваемые истцами решения о досрочном прекращении полномочий депутатов.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных истца, представителей соответчиков.

Выслушав пояснения сторон, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлениями территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района от 10.09.2018 №81/320-мсу, от 14.09.2020 №131-мсу Бакаева О.Л., Будаев С.О. и Кондрашов С.В. признаны избранными депутатами Совета МО ГП «Троицко-Печорск» 5 созыва.

29 марта 2021 Бакаевой О.Л., 31 марта 2021 Будаевым С.О. и 30.03.2021 Кондрашовым С.В. в Администрацию Главы Республики Коми направлены справки о доходах за 2020 год.

Из представленных суду Управлением Главы Республики Коми по противодействию коррупции справок о доходах вышеуказанных депутатов Совета следует, что они изготовлены с помощью программного обеспечения «Справки БК» версия 2.4.1.0 по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014 №460 в редакции Указов Президента РФ от 19.09.2017 №431 и от 09.10.2017 №472.

24.05.2021 из Администрации Главы Республики Коми Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции в Совет городского поселения «Троицко-Печорск» направлено обращение , в котором сообщено о предоставлении депутатами Совета Бакаевой О.Л., Будаевым С.О. и Кондрашовым С.В. сведений о доходах за 2020 год по форме не соответствующей требованиям Указа Президента РФ от 23.06.2014 №460 в редакции Указа от 15.01.2020 №13. Обращено внимание, что в соответствии с абз.3 ч.11 ст.4.3 Закона Республики Коми №82-РЗ проверка соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в Республике Коми, запретов, ограничений, обязательств, правил служебного поведения, установленных в целях противодействия коррупции нормативно правовыми актами РФ, проводится в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

04.06.2021 уведомлениями, подписанными и.о.главы ГП «Троицко-Печорск» Петуховым Р.В. депутатам Совета Бакаевой О.Л., Будаеву С.О. и Кондрашову С.В. сообщено о назначении внеочередного заседания Совета городского поселения «Троицко-Печорск» на 05.06.2021 с 10 часов по вопросу о досрочном прекращении полномочий, лицами, замещающими муниципальную должность, не исполнившими надлежащим образом обязанность по предоставлению сведений о доходах за 2020 год в нарушение Федеральных законов №273-ФЗ и №230-ФЗ, а также предложено изложить в письменной или устной форме объяснения на заседании Совета 05.06.2021 по указанным фактам. В Приложении к уведомлению указано письмо Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции от 24.05.2021. Уведомления получены Кондрашовым С.В., Будаевым С.О. и Бакаевой О.Л. 04.06.2021.

05.06.2021 депутатами Кондрашовым С.В., Будаевым С.О. и Бакаевой О.Л. в Совет представлены письменные объяснения, в которых административные истцы указывают о своей неосведомленности по вопросу проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, а также нарушениях, выявленных в ходе ее проведения. Указывают, что исполнили обязанность по предоставлению сведений о доходах, направив в установленный законом срок их в Администрацию Главы Республики Коми. Отмечают, что умысла на сокрытие доходов у них не имелось, в справках отражены все сведения о полученных за 2020 год доходах, а если имело место какое-то нарушение, то оно носит технический характер.

05.06.2021 состоялось внеочередное заседание Совета ГП «Троицко-Печорск» на котором присутствовало 8 депутатов, включая Кондрашова С.В. и Будаева С.О., отсутствовала депутат Бакаева О.Л. (причиной в протоколе заседания указана занятость). На повестку заседания внесены вопросы о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета включая административных истцов.

Из протоколов заседания Совета следует, что в повестку были включены вопросы досрочного прекращения полномочий депутатов Кондрашова С.В., Будаева С.О., Бакаевой О.Л., ФИО1. Депутаты Кондрашов С.В. и Будаев С.О. на заседании огласили письменные объяснения по вопросу предоставления ими сведений о доходах за 2020 год, оглашены письменные объяснения отсутствовавшего на заседании депутата Бакаевой О.Л. Вопросы досрочного прекращения полномочий депутатов вынесены на голосование, по итогам которых простым большинством, приняты решения о досрочном прекращении полномочий Кондрашова С.В., Будаева С.О., Бакаевой О.Л. в связи с неисполнением ими надлежащим образом обязанностей по представлений сведений о доходах за 2020 год в нарушение Федеральных законов №273-ФЗ и №230-ФЗ.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.

Согласно ч.7.1 ст.40 вышеуказанного Федерального закона, депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон №273-ФЗ) и другими федеральными законами.

Статья 12.1 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ (ч.4). Согласно ч.4.2 указанной статьи, если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ (ч.4.4-4.5 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ)

Таким образом, действующее законодательство о противодействии коррупции разграничивает порядок проведения проверок соблюдения запретов, ограничений и обязательств и проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В этой связи доводы административного иска о принятии решения о проведении проверки неуполномоченным лицом являются необоснованным, поскольку п.4.4 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ, ч.11 ст.4.3 Закона Республики Коми «О противодействии коррупции» регулируют порядок принятия высшим должностным лицом субъекта РФ решения о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в то время как выявленные в результате проведенного Управлением Главы Республики Коми по противодействию коррупции анализа справок о доходах административных истцов за 2020 год нарушения, подлежали проверке в рамках соблюдения запретов, ограничений, обязательств, правил служебного поведения, регламентированной муниципальным нормативно-правовым актом.

Законом Республики Коми 29.09.2008 №82-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Коми» утверждено Положение о порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Республике Коми, должностей глав (руководителей) местных администраций муниципальных образований по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Приложение 1 к Закону), далее Положение.

Согласно п.2, 3 указанного Положения, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Республике Коми, определенный Главой Республики Коми, в порядке, установленном настоящим Положением, лицами, замещающими муниципальные должности в Республике Коми, в течение 30 дней со дня наделения полномочиями по должности (избрания, назначения на должность), по форме справки, утвержденной Президентом РФ.

Указом Президента РФ от 23.06.2014 №460 утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, при этом предусмотрено, что данная справка заполняется с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Президента РФ, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Указом Президента РФ от 15.01.2020 №13 «О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ» в Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 №460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ» и в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную этим Указом, внесены следующие изменения: б) в форме справки: слова «(фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта, дата выдачи и орган, выдавший паспорт)» заменить словами «(фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, серия и номер паспорта, дата выдачи и орган, выдавший паспорт, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии)»; слова «(фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта или свидетельства о рождении (для несовершеннолетнего ребенка, не имеющего паспорта), дата выдачи и орган, выдавший документ)» заменить словами «(фамилия, имя, отчество (при наличии) в именительном падеже, дата рождения, серия и номер паспорта или свидетельства о рождении (для несовершеннолетнего ребенка, не имеющего паспорта), дата выдачи и орган, выдавший документ, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии)».

На уровне МО ГП «Троицко-Печорск» регламентация проведения проверок соблюдения запретов, ограничений, обязательств, правил служебного поведения урегулирована постановлением администрации ГП «Троицко-Печорск» от 30.12.2016 №433, которым утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в МО ГП «Троицко-Печорск», и лицами, замещающими муниципальные должности в МО ГП «Троицко-Печорск», и соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в МО ГП «Троицко-Печорск» (далее Положение).

В соответствии с п.2 Положения основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в т.ч. правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами (п.а). Проверка осуществляется специалистом, ответственным за ведение кадрового учета администрации ГП «Троицко-Печорск» по решению представительного органа муниципального образования. Решение принимается не позднее 10 дней со дня поступления соответствующей информации и оформляется в письменной форме (п.4). Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о начале проведения проверки. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о начале проверки (п.5). При осуществлении проверки специалист, ответственный за ведение кадрового учета администрации ГП «Троицко-Печорск» вправе: а) проводить беседу с лицом, замещающим муниципальную должность; б) изучать представленные лицом, замещающим муниципальную должность, сведения о доходах и дополнительные материалы, которые приобщаются к материалам проверки; в) получать от лица, замещающего муниципальную должность, пояснения по предоставленным им сведениям о доходах и материалам; г) осуществлять анализ сведений, представленных лицом, замещающим муниципальную должность, в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции; д) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия; е) готовить проекты запросов.

Согласно п.9 Положения, специалист, ответственный за ведение кадрового учета администрации ГП «Троицко-Печорск», осуществляющий проверку, обеспечивает: а) уведомление в письменной форме лица, замещающего муниципальную должность, о начале в отношении него проверки и разъяснение ему содержания подпункта «б» настоящего пункта - в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего решения; б) проведение беседы (в случае обращения лица, замещающего муниципальную должность, с ходатайством о проведении с ним беседы), в ходе которой он должен быть проинформирован о том, соблюдение каких установленных ограничений, требования к служебному поведению подлежат проверке, - в течение 7 рабочих дней со дня обращения лица, замещающего муниципальную должность, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с лицом, замещающим муниципальную должность.

Права лица, замещающего муниципальную должность, при проведении проверки предусмотрены п.10 Положения, согласно которому данное лицо вправе: а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в пп.«б» п.9 настоящего Положения; по результатам проверки; б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме; в) обращаться к должностному лицу, ответственному за ведение кадрового учета администрации ГП «Троицко-Печорск», осуществляющему проверку, с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в пп.«б» п.9 настоящего Положения. Указанные пояснения приобщаются к материалам проверки.

Анализ представленных сторонами доказательств, позволяет суду прийти к выводу о том, что в предусмотренном нормативно-правовым актом МО ГП «Троицко-Печорск» порядке, проверка соблюдения запретов, ограничений, обязательств, правил служебного поведения в отношении административных истцов проведена не была.

Вместе с тем, не соблюдение процедуры проведения проверки, по мнению суда, само по себе не повлекло нарушение прав и законных интересов административных истцов, поскольку как следует из представленных доказательств, депутаты Совета Кондрашов С.В., Будаев С.О., Бакаева О.Л. были осведомлены об обстоятельствах, явившихся основанием вынесения на Совет вопросов о досрочном прекращении их полномочий, связанных с не соблюдением запретов, ограничений, обязательств при предоставлении сведений о доходах за 2020 год, указанных в письме Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции от 24.05.2021. Административным истцам было разъяснено право дачи письменных объяснений по данному вопросу, чем Кондрашов С.В., Будаев С.О., Бакаева О.Л. воспользовались, указав в них, что допущенные нарушения носят технический характер. Кроме того, на заседании Совета, проведенном 05.06.2021, всем депутатам, в отношении которых инициирован вопрос о досрочном прекращении их полномочий, предоставлено право обоснования своей позиции, что подтверждено протоколом заседания Совета. При этом, из материалов дела и объяснений сторон, данных в суде, не следует, что административными истцами подавались какие-либо ходатайства, подлежащие рассмотрению в ходе проведения проверки, регламентированной Положением, утвержденным постановлением администрации ГП «Троицко-Печорск» от 30.12.2016 №433.

В отсутствие представленных административными истцами дополнительных сведений, требующих оценки, и при наличии документально подтвержденного факта представления справок о доходах, не по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 15.01.2020 №13, административным ответчиком сделан обоснованный вывод о допущенных Кондрашовым С.В., Будаевым С.О., Бакаевой О.Л. нарушении возложенной на них обязанности.

Предоставление сведений о доходах в виде справок по форме, не соответствующей Указу Президента РФ от 15.01.2020 №13 не может расцениваться как ошибка, либо неполное отражение каких-либо сведений, которая устранима путем предоставления уточненных сведений, а свидетельствует о не предоставлении таких сведений в целом, что влечет не соблюдение установленной законом обязанности. Кроме того, суд отмечает, что справки предоставлены административными истцами не за долго до окончания установленного законом периода их предоставления, что в дальнейшем и повлекло негативные последствия.

В соответствии с пп.14-15 Положения, Совет ГП «Троицко-Печорск», рассмотрев доклад о результатах проверки, принимает решение в пределах своей компетенции. О принятом решении лицо, замещающее муниципальную должность, в отношении которого проведена проверка, письменно уведомляется в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения. Сведения о результатах проверки и принятом решении в течение 5-ти рабочих дней со дня принятия решения предоставляются Советом ГП «Троицко-Печорск», принявшим решение о начале проведения проверки, с одновременным уведомлением в письменной форме об этом лица, замещающего муниципальную должность, в отношении которого проводилась проверка, органам, должностным лицам, организациям и средствам массовой информации, указанным в п.2 настоящего Положения, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства РФ о персональных данных и государственной тайне.

Оспариваемые решения Совета от 05.06.2021 №41/132, №41/133, №41/134 «О досрочном прекращении полномочий депутатов Совета ГП «Троицко-Печорск» суд также находит принятым в соответствии с требованиями законодательства.

Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что одним из основных принципов противодействия коррупции в РФ является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений (ст.3).

Согласно п.4 ст.5 данного Закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Частью 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ предусмотрено, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, в т.ч. Федеральным законом от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно ч.11 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В силу п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», лицо, замещающее государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Аналогичные положения содержатся в п.4 ч.2 ст.4(4) Закона Республики Коми №82-РЗ «О противодействии коррупции», а также п.11 ч.7 ст.26 Устава МО ГП «Троицко-Печорск».

В соответствии с п.5 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные ч.1-4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, допущенные Кондрашовым С.В., Будаевым С.О., Бакаевой О.Л. нарушения, выразившиеся в предоставлении сведений о доходах по форме справки, не соответствующей Указу Президента РФ от 15.01.2020 №13, что расценивается как непредставление ими сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, правомерно послужили основанием для досрочного прекращения полномочий депутатов.

Приведенные в административном иске и в ходе рассмотрения дела по существу доводы стороны истца, не влекут правовых оснований для признания незаконными решений Совета от 05.06.2021 о досрочном прекращении полномочий депутатов.

Требования истцов о признании незаконными действий депутата Совета Петухова Р.В. по назначению заседания Совета на 05.06.2021 и подписанию решений Совета от 05.06.2021 подлежат отклонению, поскольку на момент принятия оспариваемых действий и совершения оспариваемых решений Петухов Р.В. исполнял обязанности главы ГП «Троицко-Печорск» на основании решения Совета №37/121 от 16.02.2021, в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в МО ГП «Троицко-Печорск», и лицами, замещающими муниципальные должности в МО ГП «Троицко-Печорск», и соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в МО ГП «Троицко-Печорск» вправе был выносить вопрос о досрочном прекращений полномочий депутатов Совета на заседание, подписывать принятые Советом решения.

Иные требования административных истцов о признании не основанным на законе письма от 24.05.2021 , признании необъективной информации изложенной в письме от 25.03.2021 , признании не основанным на законе доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных Кондрашовым С.В. в 2018-2020 годах, признании не основанным на законе обращения Главы Республики Коми в Совет от 19.05.2021 и возложении обязанности отменить данное обращение также удовлетворению не подлежат.

Обращение Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции от 24.05.2021 и обстоятельства указанные в нем нашли свое подтверждение. Само обращение принято в рамках предоставленной Управлению законом компетенции, указанные в нем обстоятельства не предрешали выводы и последующие результаты рассмотрения вопросов о досрочном прекращении полномочий административных истцов в качестве депутатов Совета.

Информация, изложенная в письме от 25.03.2021 дсп, доклад о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных Кондрашовым С.В. в 2018-2020 годах, обращение Главы Республики Коми в Совет ГП «Троицко-Печорск» от 19.05.2021 не являлись основанием к принятию Советом 05.06.2021 решения о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Кондрашова С.В., в связи с чем, права и законные интересы административного истца ими нарушены не были.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанных положений процессуального закона следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в отсутствие допущенных нарушений закона, установленного факта принятия оспариваемых действий и решений в пределах соответствующих полномочий административного соответчика, при соблюдении процедуры принятия оспариваемых решений, отнесенных законом к компетенции Совета ГП «Троицко-Печорск», основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Руководствуясь ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Кондрашова Сергея Владимировича, Бакаевой Ольги Леонидовны и Будаева Сергея Олеговича к Совету городского поселения «Троицко-Печорск», Администрации Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции, Главе Республики Коми, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Коми о признании незаконным незаконными и отмене решений Совета от 05.06.2021 о досрочном прекращении полномочий депутатов, признании незаконными действий депутата Совета Петухова Р.В. по назначению заседания Совета на 05.06.2021 и подписанию решений Совета от 05.06.2021, признании не основанным на законе письма от 24.05.2021 , признании необъективной информации изложенной в письме от 25.03.2021 , признании не основанным на законе доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных Кондрашовым С.В. в 2018-2020 годах, признании не основанным на законе обращения Главы Республики Коми в Совет от 19.05.2021 и возложении обязанности отменить данное обращение – оставить без удовлетворения.

Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие Сосногорского городского суда Республики Коми в пгт.Троицко-Печорск Троицко-Печорского района в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2022.

Судья Р.В. ЧулковАпелляционным определением ВС РК по делу №33а-3304/2022 от 23.05.2022 решение суда первой инстанции от 24.11.2021 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Кондрашова С.В., Будаева С.О., Бакаевой О.Л. - без удовлетворения.