ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-239/2023 от 21.11.2023 Камышловского городского суда (Свердловская область)

копия

Дело №2а-2-239/2023

УИД: 66RS0029-02-2023-000297-60

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мотивированное решение

изготовлено 21.11.2023 года

пгт.Пышма 14 ноября 2023 года

Камышловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Зоновой С.Н.,

при секретаре Обоскаловой З.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Иовлевой Л.Г. о запрещении определенной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чкаловского района г.Екатеринбурга обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю(далее ИП) Иовлевой Л.Г., зарегистрированной по адресу: <адрес> о запрете деятельности по продаже алкогольной продукции в нежилом помещении площадью 147,8 квадратных метров, расположенном по адресу: <адрес>

В административном иске указано, что прокуратурой Чкаловского района г.Екатеринбурга проведены надзорные мероприятия по обращению <данные изъяты> содержащему доводы о возможном нарушении законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в деятельности ИП Иовлевой Л.Г. по адресу: <адрес> а именно: размещение объекта реализации алкогольной продукции вблизи семейного центра «<данные изъяты>». В ходе надзорных мероприятий установлено, что нежилое помещение под размещение магазина <адрес>, принадлежит на праве собственности <данные изъяты>, о чем имеется регистрационная запись в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ года . Указанное нежилое помещение площадью 147,8 квадратных метров, расположенное по адресу: <адрес> используется ИП Иовлевой Л.Г. под размещение магазина «<данные изъяты>». В ходе обследования, проведенного прокуратурой Чкаловского района г.Екатеринбурга совместно со специалистами Комитета по товарному рынку Администрации г.Екатеринбурга установлено, что расстояние от входа в семейный центр <адрес> до входа в магазин «<адрес> составляет 21,5 м.. Замеры расстояния производились дальномером лазером <данные изъяты>, действителен до ДД.ММ.ГГГГ. Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в РФ определены Федеральным законом от 22.11.1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Согласно пп.7 ст.2 ФЗ №171-ФЗ, алкогольная продукция- пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительство РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержашие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. В силу ст.16 ФЗ №171-ФЗ, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, не допускается: на территории прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и(или) пользовании образовательных организаций(за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и(или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних. Границы прилегающих территорий определяются органами местного самоуправления в соответствии с правилами установленными Правительством РФ. Комитет по товарному рынку Администрации г.Екатеринбурга определен уполномоченным органом, ответственным за определение границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции(п.2 Постановления Администрации г.Екатеринбурга от 30.04.2013 года №1545 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции»). Границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования «город Екатеринбург» определяются в соответствии с постановлениями Администрации г.Екатеринбурга от 30.04.2013 года №1545 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» и от 20.08.2013 года №2906 «О расстоянии от организаций и объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции». Согласно указанным нормативно-правовым актам, расстояние от организаций и объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции определяется по пути кратчайшей пешеходной доступности по тротуарам и пешеходным дорожкам, аллеям, пешеходным переходам(подземным и надземным). Расстояние от организации и объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определяемое по пути кратчайшей пешеходной доступности, составляет: для организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних, медицинских организаций, спортивных сооружений, объектов военного назначения – 25 метров от входа на обособленную территорию при ее наличии или от входа в здание (строение, сооружение) при ее отсутствии. В соответствии со ст.2 ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана(п.18). Организация, осуществляющая обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности(п.19). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение(п.20). Таким образом, как образовательные организации, так и организации, осуществляющие обучение, являются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. На основании п.2 ст.2 Федерального закона №273-ФЗ, в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Исходя из приведенного правового регулирования, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, приравниваются как к образовательным организациям, так и к организациям, осуществляющим обучение. Согласно правовой позиции ВС РФ, выраженной в апелляционном определении от 24.04.2019 года №32-АПА19-2, сопоставительный анализ содержания абз.2 и 3 пп.10 п.2 ст.16 ФЗ №171, исходя из целей установления законодателем особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, свидетельствуют о том, что федеральный законодатель определил две группы образовательных учреждений, на прилегающих территориях к которым запрещена розничная торговля алкогольной продукции, пересмотрев, что в случае осуществления обучения несовершеннолетних запрет распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых проводится обучение, находящимся во владении и(или) пользовании любых организаций, а не только образовательных организаций, о которых идет речь в абз.2 названного подпункта. Семейный центр «<данные изъяты>», расположен по адресу: <адрес> Деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых в вышеуказанном семейном центре осуществляет <данные изъяты> на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ года №, выданной Министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Поскольку <данные изъяты> осуществляет обучение несовершеннолетних, то на прилегающую к месту осуществления ее деятельности территорию распространяется запрет на розничную продажу алкогольной продукции в силу прямого указания в абз.3 пп.10 п.2 ст.16 ФЗ №171-ФЗ. На основании изложенного, торговый объект магазин <данные изъяты>, расположен на территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Семейный центр «<данные изъяты>» является учреждением, предоставляющим образовательные услуги, как взрослому, так и детскому населению круг граждан посещающих данное учреждение не является ограниченным. В связи с чем, административный истец просит о запрете ИП Иовлевой Л.Г., зарегистрированной по адресу: <адрес>, о запрете деятельности по продаже алкогольной продукции в нежилом помещении площадью 147,8 квадратных метров, расположенном по адресу: <адрес>

Определением Камышловского районного суда Свердловской области от 16.10.2023 года суд перешел к рассмотрении данного дела по правилам административного судопроизводства(л.д.82-84).

Административный истец прокурор Чкаловского района г.Екатеринбурга, извещенный судебной повесткой с уведомлением, в судебное заседание не явился, не просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного истца прокурор Пышминского района Амелина О.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении административного иска, поддержав доводы, изложенные в административном иске.

Административный ответчик ИП Иовлева Л.Г., извещенная заказным письмом с уведомлением, в судебное заседание не явилась, не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Хомутов Е.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, пояснив, что в <данные изъяты> ведется деятельность предприятия общественного питания, розничной реализации алкогольной продукции не ведется. ИП Иовлева Л.Г. осуществляет деятельность <данные изъяты> по всем своим обьектам с таким названием по франшизе. У <данные изъяты> отсутствует вид деятельности по ОКВЭД, связанный с образовательной деятельностью. Наличие лицензии не говорит о том, что данная организация действительно осуществляет реально эту деятельность, поддержав доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, в котором просил в административных исковых требований отказать в полном объеме, указав, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: истец указывает, что прокуратурой Чкаловского района г.Екатеринбурга и Комитетом по товарному рынку Администрации г.Екатеринбурга было проведено обследование расстояния от входа в семейный центр <адрес> до входа в магазин <данные изъяты> находящемуся по тому же адресу. По результатам обследования расстояние составило 21,5 м., замеры расстояния проводились лазерным дальномером <данные изъяты>. Ответчик не был вызван на проведение указанных замеров, хотя является непосредственно заинтересованным лицом, в материалах дела отсутствует информация о дате проведения таких замеров, отсутствует информация о дате проведения обследования, отсутствует протокол осмотра и замеров, а также документы, подтверждающие проверку прибора и характеристики указанного прибора. Вышеуказанное не позволяет соотнести дату осмотра со сроком действия проверки, условия проведения осмотра с допускаемыми заводом- изготовителем прибора, также невозможно определить способ проведения замеров и способ определения кратчайшего пешеходного пути, между двумя точками. Ввиду указанного, перечисленные доказательства невозможно объективно и с достаточной степенью достоверности использовать при вынесении решения по делу. В материалах дела отсутствует информация об обследовании нежилого помещения площадью 147,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на предмет осуществления розничной торговли алкогольной продукцией, также никакие запросы в адрес ответчика, с просьбой разъяснить суть своей деятельности не поступало. Таким образом, истец не может достоверно утверждать о наличии фактов розничной торговли алкогольной продукцией, а также не поясняет, связана ли гипотетическая торговля алкогольной продукцией с торговлей в рамках «торгового зала» магазина или осуществляется предприятием общественного питания. Истец ссылается на правовую позицию ВС РФ, которая выражена в апелляционном определении №32-АПА19-2 от 24.04.2019 года, однако, не акцентирует на то, что постановленные вопросы касались муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств города Хвалынска», которое является некоммерческим образовательным учреждением, в соответствии с Уставом и целями создания. При рассмотрении текущей ситуации, истец не учитывает исключения, которые указаны в пп.10 п.2 ст.16 ФЗ №171-ФЗ от 22.11.1995 года. Согласно ст.2 ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, а организация, осуществляющая обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность, в качестве дополнительного вида деятельности. Ответчик особо отмечает, что <данные изъяты> имеет цель – коммерческую деятельность, связанную с извлечением прибыли путем неких дополнительных курсов, основным ОКВЭД <данные изъяты> является дополнительное образование детей и взрослых и отсутствуют ОКВЭД, связанный с образовательной деятельностью. Чем занимается <данные изъяты>. в действительности и что под такой деятельность подразумевается, ответчику неизвестно, а истцом информации об этом в материалы дела не предоставлено, ИП <данные изъяты> не является образовательной организацией. Детские организации- организации, осуществляющие деятельность по дошкольному и начальному общему образованию. В материалах дела имеется ответ на запрос прокурора от комитета по товарному рынку Администрации г.Екатеринбурга от 03.11.2022 года с приложением информационной справки о наличии ограничений при размещении торговых объектов, где поддерживаются доводы ответчика в части того, что торговый объект ответчика не расположен на территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции. <данные изъяты> представила в материалы дела отзыв, по тексту которого отсутствует четкая позиция по доводам истца, и не выражает недовольства от расположения объекта ответчика неподалеку от семейного центра <данные изъяты> и не подтверждает фактическую образовательную деятельность, а лишь указывает на наличие лицензии. Также стоит задаться вопросом, как была получена указанная лицензия, если объект ответчика находился по указанному адресу ранее момента получения лицензии ИП <данные изъяты>.(л.д.108-110).

Заинтересованное лицо представитель Администрации г.Екатеринбурга, извещенный заказным письмом с уведомлением, в судебное заседание не явился, не просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Заинтересованное лицо Келиотис А.П., извещенный заказным письмом с уведомлением, в судебное заседание не явился, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Неганова А.А., извещенная заказным письмом с уведомлением, в судебное заседание не явилась, не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Заинтересованное лицо ИП Жукова Е.С., извещенная заказным письмом с уведомлением, в судебное заседание не явилась, не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в заявлении указала, что осуществляет свою деятельность в Семейном клубе <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ года была получена лицензия на дополнительной образование детей и взрослых . Решение вопроса о запрещении деятельности по продаже алкогольной продукции оставляет на рассмотрение суда(л.д.61).

Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзоора по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и Сысертском районе, извещенный судебной повесткой на электронный адрес, в судебное заседание не явился, не просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Явка участников судебного разбирательства не признана судом обязательной.

Кроме того, информация о рассмотрении дела была размещена на официальном сайте постоянного судебного присутствия в р.п.Пышма Камышловского районного суда Свердловской области (pyshminsky.svd@sudrf.ru) в сети "Интернет" в соответствии с ч.8 ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Отношения по государственному регулированию ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, регламентируются Федеральным законом от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Федеральный закон от 22.11.1995 года N171-ФЗ).

Согласно п.7 ст.2 Федерального закона от 22.11.1995 года N171-ФЗ, алкогольная продукция- пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительство РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержашие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В соответствии с абзацами вторым и третьим п.п.10 п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 года N171-ФЗ, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 названной статьи, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и(или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования)(абз.2); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и(или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних(абз.3).

Согласно абзацу первому п.8 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ, границы прилегающих территорий, указанных в п.п.10 п.2 этой статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Постановления Администрации г.Екатеринбурга от 30.04.2013 года №1545 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», комитет по товарному рынку Администрации г.Екатеринбурга определен уполномоченным органом, ответственным за определение границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования «город Екатеринбург» определяются в соответствии с Постановлениями Администрации г.Екатеринбурга от 30.04.2013 года №1545 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» и от 20.08.2013 года №2906 «О расстоянии от организаций и объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».

В соответствии с указанными Постановлениями, расстояние от организаций и объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определяется по пути кратчайшей пешеходной доступности по тротуарам и пешеходным дорожкам, аллеям, пешеходным переходам (подземным и надземным). Расстояние от организации и объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определяемое по пути кратчайшей пешеходной доступности, составляет: для организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних, медицинских организаций, спортивных сооружений, объектов военного назначения – 25 метров от входа на обособленную территорию при ее наличии или от входа в здание (строение, сооружение) при ее отсутствии.

Согласно обращения инициативной группы микрорайона <адрес>, в том числе, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, жители микрорайона <адрес> просили организовать проверку на предмет соответствия помещения магазинов разливного пива <адрес>, требованиям ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования». В случае выявления факта несоответствия, просили принять соответствующие меры, организовать проверку в отношении ИП Иовлевой Л.Г. магазин <данные изъяты> на предмет возможного нарушения запрета розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территориях, прилегающих к помещениям организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних. В случае выявления нарушений, просили принять соответствующие меры; установить дополнительные ограничение розничной продажи алкогольной продукции на объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающей к ним территории, в виде увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания 100 кв.м. либо полностью ввести запрет на розничную продажу алкогольной продукции в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях(л.д.9-12) и фотографий входа в магазин(л.д.13).

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года, объект недвижимости с кадастровым номером <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Келиотис А.П., Негановой А.А.(л.д.21-26).

В соответствии с договором аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенным между ИП Негановой А.А. и ИП Иовлевой Л.Г., первый предоставил последней за плату во владение и пользование (аренду) нежилое помещение по адресу: <адрес>

Согласно справки Комитета по товарному рынку г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ года, правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22.11.1995 года №171-ФЗ. Согласно п.п.7 ст.2 Федерального закона от 22.11.1995 года №171-ФЗ, алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки(в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. В силу ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 года №171-ФЗ, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, не допускается: в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и(или) пользовании: образовательных организаций; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и(или) организаций, осуществляющих обучение; юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного(уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, указанный в п.п.1 п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 года №171-ФЗ, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности на территориях, прилегающих: к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и(или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и(или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный абзацами вторым - четвертым п.п.10 п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 года №171-ФЗ, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности. Границы прилегающих территорий определяются органами местного самоуправления в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, Комитет по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга определен уполномоченным органом, ответственным за определение границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции(п.2 Постановления Администрации города Екатеринбурга от 30.04.2013 года №1545 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции»). Границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования «город Екатеринбург» определяются в соответствии с Постановлениями Администрации города Екатеринбурга от 30.04.2013 года №1545 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» и от 20.08.2013 года №2906 «О расстоянии от организаций и объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции». Согласно указанным нормативным правовым актам, расстояние от организаций и объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определяется по пути кратчайшей пешеходной доступности по тротуарам и пешеходным дорожкам (при их отсутствии - по обочинам, краям проезжих частей), аллеям, пешеходным переходам (подземным или надземным). Расстояние от организаций и объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определяемое по пути кратчайшей пешеходной доступности, составляет: для организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних, медицинских организаций, спортивных сооружений, объектов военного назначения - 25 метров от входа на обособленную территорию при ее наличии или от входа в здание (строение, сооружение) при ее отсутствии; для образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования), вокзалов и аэропортов - 50 метров от входа на обособленную территорию при ее наличии или от входа в здание (строение, сооружение) при ее отсутствии. В здании по адресу: <адрес> расположены: торговый объект - магазин <данные изъяты> осуществляющий реализацию алкогольной продукции - пива, и семейный клуб <данные изъяты> Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, <данные изъяты> осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ года №, выданной Министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Основным видом деятельности ИП <данные изъяты> является образование дополнительное детей и взрослых(85.41). Понятия образовательной организации, организаций, осуществляющих обучение, приведены в статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(далее Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ). Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности(образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ). Согласно п.п.20 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ. Поскольку к основному виду деятельности ИП <данные изъяты> относится - образование дополнительное детей и взрослых, семейный клуб «<данные изъяты>» не относится к образовательной организации, на прилегающей территории к которой, в силу положений абз.2 п.п.10 п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 года №171-ФЗ, не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Поскольку в качестве дополнительного вида деятельности <данные изъяты>. не предусмотрено осуществление образовательной деятельности, семейный клуб «<данные изъяты>» не относится к организациям, осуществляющим обучение несовершеннолетних, на прилегающей территории, к которой, в силу положений абз.3 п.п.10 п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 года №171-ФЗ, не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Расстояние от входа в семейный клуб <адрес> до входа в торговый объект составляет 21,5 метра. Таким образом, торговый объект магазин - «<адрес> не расположен на территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции(л.д.15-20).

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности ИП Иовлевой Л.Г. является торговля розничная преимущественного пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в неспециализированных магазинах, торговля розничная прочая в неспециальных магазинах(л.д.28-32), что подтверждается уведомлением ИП Иовлевой Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ года об осуществлении деятельности, в перечне адресов которых указан: <адрес>(л.д.115).

Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, помощником прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга с заведующим сектором правовой работы Комитета по товарному рынку Администрации г.Екатеринбурга <данные изъяты>., заместителем начальника отдела по потребительскому рынку Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга <данные изъяты>., на основании обращения <данные изъяты>., содержащего доводы о возможных нарушениях законодательства при реализации алкогольной продукции, проведены замеры расстояния от объекта, реализующего алкогольную продукцию до образовательного учреждения по адресу: <адрес> Постановлением Администрации г.Екатеринбурга от 20.08.2013 года №2906 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» установлено, что расстояние от организаций и объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определяется по пути кратчайшей пешеходной доступности по тротуарам и пешеходным дорожкам (при их отсутствии -по обочинам, краям проезжей части), аллеям, пешеходным переходам(подземным или надземным). Комитет по товарному рынку Администрации г.Екатеринбурга определен уполномоченным органом, ответственным за определение границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Установлено, что магазин «<данные изъяты>» и семейный центр «<данные изъяты>» располагаются в одном здании, по адресу<адрес>. Входные группы указанных объектов разделяет подъезд №11 многоквартирного дома <адрес>. Наличие препятствий на всем протяжении от входной группы магазина «<данные изъяты>» и входной группы семейного центра «<данные изъяты>» отсутствуют. В ходе замера расстояния по пути кратчайшего пешеходной доступности по тротуарам и пешеходным дорожкам, с использованием дальномера лазерного <данные изъяты> установлено, что расстояние от входа в семейный центр «<данные изъяты>» до входа в магазин <данные изъяты>» составляет 21,5 м.. Согласно информации, размещенной на входной группе магазина «<данные изъяты>», деятельность по реализации алкогольной продукции осуществляется ИП Иовлевой Л.Г. <данные изъяты> Семейный центр «<данные изъяты>» расположен по адресу: <адрес> нежилое помещение с кадастровым номером . Деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых в вышеуказанном семейном центре, осуществляет <данные изъяты> на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ года , выданной Министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Поскольку <данные изъяты> осуществляет обучение несовершеннолетних, то на прилегающую территорию к месту осуществления ее деятельности территорию распространяется запрет на розничную продажу алкогольной продукции в силу прямого указания абз.3 пп.10 п.2 ст.16 ФЗ №171-ФЗ. На основании изложенного, торговый объект- магазин «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> расположен на территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции(л.д.133-134), что подтверждается фотографией входа в «<данные изъяты>», на обьявлении о режиме работы которого указано об ИП Иовлевой Л.Г.(л.д.136), расстоянием и расположением «<данные изъяты>» до семейного центра «<данные изъяты>», расположенных в одном здании, согласно скриншотов с Яндекс карты(л.д.135,137,138).

Согласно сведений о результатах поверки средства измерений <данные изъяты> поверка данного средства измерений была действительна до ДД.ММ.ГГГГ(л.д.113-114).

Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенного помощником прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга <данные изъяты> до настоящего времени по адресу: <адрес> осуществляется реализация алкогольной продукции, деятельность по продаже алкогольной продукции организована ИП Иовлевой Л.Г.(л.д.121) что подтверждается кассовым чеком о приобретении пива(л.д.132), фотографиями входной группы, торгового зала(л.д.122-131).

Согласно вступившего ДД.ММ.ГГГГ года в законную силу решения Камышловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, по гражданскому делу по исковому заявлению Свердловской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Общественный контроль организации» к индивидуальному предпринимателю Иовлевой Л.Г. о защите прав потребителей и признании действий противоправными, возложении определенных обязанностей, было установлено нарушение ИП Иовлевой Л.Г. правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине <адрес>(л.д.118-120).

Согласно листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей <данные изъяты> зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ с видами деятельности: деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворов и домов культуры, домов народного творчества, предоставление прочих услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки, предоставление услуг по дневному уходу за детьми(л.д.62). Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей также следует, что <данные изъяты> осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ года №, выданной Министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Основным видом деятельности ИП Жуковой Елены Сергеевны является образование дополнительное детей и взрослых (85.41), к дополнительным видам деятельности относится: аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом(68.20,2), предоставление услуг по дневному уходу за детьми(88.91), предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки (88.99), деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества(93.29).

Доводы представителя административного ответчика, что <данные изъяты> не является образовательной организацией, опровергаются материалами дела.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(далее Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ), образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана(п.18); организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности(п.19); организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение(п.20).

Таким образом, как образовательные организации, так и организации, осуществляющие обучение, являются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

На основании п.2 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Исходя из приведенного правового регулирования, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, приравниваются как к образовательным организациям, так и к организациям, осуществляющим обучение.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в апелляционном определении от 24.04.2019 года №32-АПА19-2, сопоставительный анализ содержания абз.2 и 3 пп.10 п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 года №171, исходя из целей установления законодателем особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, свидетельствуют о том, что федеральный законодатель определил две группы образовательных учреждений, на прилегающих территориях к которым запрещена розничная торговля алкогольной продукции, пересмотрев, что в случае осуществления обучения несовершеннолетних запрет распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых проводится обучение, находящимся вол владении и (или) пользовании любых организаций, а не только образовательных организаций, о которых идет речь в абз.2 названного подпункта.

Семейный центр <адрес> Деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых в вышеуказанном семейном центре осуществляет <данные изъяты> на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ года №, выданной Министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Поскольку <данные изъяты> осуществляет обучение несовершеннолетних, то относится к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, поэтому на прилегающую к месту осуществления ее деятельности территорию, распространяется запрет на розничную продажу алкогольной продукции, в силу прямого указания в абз.3 пп.10 п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 года №171-ФЗ. На основании изложенного, торговый объект – магазин «Пивная лавка» по адресу: <адрес> расположен на территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Семейный центр «<данные изъяты>» является учреждением, предоставляющим образовательные услуги, как взрослому, так и детскому населению, круг граждан, посещающих данное учреждение, не является ограниченным.

При этом доводы административного ответчика о том, что ИП Иовлева Л.Г. получила лицензию на образовательную деятельность, позже, чем ИП Иовлева Л.Г. осуществляет деятельность на обьекте магазин «<адрес> суд находит неубедительными, поскольку Федеральный закон от 22.11.1995 года N171-ФЗ не содержит такого исключения для розничной продажи алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции.

Сопоставительный анализ содержания абзацев второго и третьего п.п.10 п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 года N171-ФЗ, исходя из целей установления законодателем особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, свидетельствует о том, что федеральный законодатель определил две группы образовательных учреждений, на прилегающих территориях к которым запрещена розничная торговля алкогольной продукции, предусмотрев, что в случае осуществления обучения несовершеннолетних запрет распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых проводится обучение, находящимся во владении и (или) пользовании любых организаций, а не только образовательных организаций, о которых идет речь в абзаце втором названного подпункта.

Понятие прилегающей территории и порядок ее установления предусмотрены Правилами определения органами местного самоуправления границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N1425, согласно которым границы прилегающих территорий определяются в решениях органов местного самоуправления, имеющих приложение схем границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, перечисленных в пункте 2 этих правил (п.п. "а" п.2 и абз.1 п.8).

Правительство Российской Федерации, предусмотрев в абз.2 п.6 названного федерального нормативного правового акта правило о максимального значения расстояния от образовательных организаций до границ прилегающих территорий о недопустимости превышения минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов, одновременно в пункте 7 предоставило органам местного самоуправления право определять способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий.

Исходя из пункта 7 вышеуказанных Правил определения границ, в выборе способа расчета расстояния от организаций и объектов до границ прилегающих территорий органы местного самоуправления не ограничены, поскольку на федеральном уровне ни один из возможных способов расчета расстояния прилегающих территорий не установлен. Исключением являются только дополнительные территории, при наличии и определении которых органами местного самоуправления с учетом имеющихся на территориях муниципальных образований особенностей местности и застройки, расстояние исчисляется только от входа в здания или входа на их обособленные территории, предназначенного для посетителей детских, образовательных и медицинских организаций, объектов спорта и военного назначения, вокзалов и аэропортов, мест массового скопления людей и нахождения источников повышенной опасности, до входа, предназначенного для посетителей стационарных торговых объектов (пункт 5 Правил определения границ).

Следовательно, суд приходит к выводу о том что Семейный центр <данные изъяты> осуществляет обучение несовершеннолетних, расстояние от его входа по адресу: <адрес> до входа в магазин <данные изъяты> ИП Иовлева Л.Г. по адресу: <адрес> составляет 21,5 м., то есть, менее расстояния, установленного Постановлением Администрации г.Екатеринбурга от 20.08.2013 года №2906 «О расстоянии от организаций и объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», поэтому на прилегающую к его зданию территорию распространяется запрет на розничную продажу алкогольной продукции, в силу прямого указания в абз.3 п.10 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 года N171-ФЗ.

Вопреки доводам представителя административного ответчика о том, что не подтверждается способ проведения замеров и способ определения кратчайшего пешеходного пути, между двумя точками, суд приходит к выводу о том, что замер расстояния проведен в соответствии с Постановлением Администрации г.Екатеринбурга от 30.04.2013 года №1545 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», действующим измерительным прибором, что подтверждается свидетельством о поверке средства измерений <данные изъяты> что также подтверждается фотографиями входной группы в Семейный клуб «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>»(л.д.122), скриншотом с Яндекс карты входной группы(л.д.135,137,138).

Доводы представителя административного ответчика о том, что административный ответчик не была вызвана на проведение указанных замеров, неубедительны, так как действующим законодательством не предусмотрено обязательное участие индивидуального предпринимателя при осуществлении таких замеров.

Доводы представителя административного ответчика о том, что ИП Иовлева Л.Г. не осуществляет деятельность по продаже алкогольной продукции в нежилом помещении площадью 147,8 квадратных метров, расположенном по адресу: <адрес> опровергаются представленными административным истцом документами, а именно, фотографиями торгового зала(л.д.122-131), кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ года о покупке пива(л.д.132), то есть, алкогольной продукции, определяемой в соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона от 22.11.1995 года N171-ФЗ, а также вступившим ДД.ММ.ГГГГ года в законную силу решением Камышловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, по гражданскому делу (л.д.118-120), принимая во внимание пояснения представителя административного ответчика об осуществлении деятельности ИП Иовлевой Л.Г. «<данные изъяты>» по франшизе.

Суд приходит к выводу о том, что деятельность ИП Иовлевой Л.Г. по розничной продаже алкогольной продукции в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> нарушают права неопределенного круга лиц, создает опасность в будущем и поэтому подлежит запрещению деятельность, создающая такую опасность.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению полностью, и суд приходит к выводу о необходимости запретить индивидуальному предпринимателю Иовлевой Л.Г., зарегистрированной по адресу: <адрес> деятельность по продаже алкогольной продукции в нежилом помещении площадью 147,8 квадратных метров, расположенном по адресу: <адрес>

В соответствии с ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае, взысканные суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета.

Административный истец Прокурор Чкаловского района г.Екатеринбурга освобожден от уплаты государственной пошлины, административное исковое заявление удовлетворено полностью, поэтому с административного ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Пышминского городского округа государственная пошлина в сумме 300 руб. 00 коп..

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Иовлевой Л.Г. о запрещении определенной деятельности - удовлетворить полностью.

Запретить индивидуальному предпринимателю Иовлевой Л.Г., зарегистрированной по адресу: <адрес> деятельность по продаже алкогольной продукции в нежилом помещении площадью 147,8 квадратных метров, расположенном по адресу: <адрес>

Взыскать с индивидуального предпринимателя Иовлевой Л.Г. в доход бюджета Пышминского городского округа государственную пошлину в сумме 300 руб. 00 коп..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Камышловский районный суд Свердловской области.

Председательствующий С.Н.Зонова