РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2018 г. Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
судьи Евдокимова Н.М.,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя административного истца ФИО6,
представителя административного ответчика ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2453/2018 по административному иску Розановой ФИО10 к Министерству строительства Самарской области о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Розанова ФИО11 обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований, административный истец указала, что 22.12.2017 г. она обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в Перечень проблемных объектов незавершенного строительством объекта 6-ти секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на первом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3а квартале Автозаводского района г.Тольятти, северо-западнее пересечения ул.Фрунзе и Нового проезда, на земельном участке с кадастровым номером: 63:09:0101172:0008, застройщиком которого является жилищно-строительный кооператив «Татищев-2».
17.01.2018г. на указанное обращение административным ответчиком дан ответ №01-05/1338, что на основании ст.4 Порядка формирования перечня, указанный объект к проблемным объектам не относится. Таким образом, административный ответчик отказался включать объект в Перечень проблемных объектов.
Административный истец считает невключение административным ответчиком объекта в перечень проблемных объектов незаконным, поскольку незавершенный строительством объект 6-ти секционный панельный жилой дом с нежилыми помещениями на первом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенный в 3а квартале Автозаводского района г.Тольятти, северо-западнее пересечения ул.Фрунзе и Нового проезда является проблемным объектом и подлежит включению в перечень на основании п.4 Порядка формирования перечня проблемных объектов. Это подтверждается следующим.
Административным истцом заключен договор №6 от 28.02.2013г. по которому она приобрела жилое помещение - двухкомнатную квартиру строительный №334, подъезд 5, этаж 17 общей площадью 63,59 кв.м в незавершенном строительством 6-ти секционном панельном жилом доме с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенный в 3-а квартале Автозаводского района г. Тольятти, северо-западнее пересечения ул. Фрунзе и Нового проезда, возводимый застройщиком жилищно- строительным кооперативом «Татищев-2» на земельном участке с кадастровым номером: 63:09:0101172:0008. Таким образом, ЖСК «Татищев-2» привлекал денежные средства граждан для долевого строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у них права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Заключенный ею договор №6 от 28.02.2013г. является договором привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у них права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и регулируется ФЗ «Об участии в долевом строительстве.. .».
Данное обстоятельство подтверждается п. 3 Порядка формирования перечня проблемных объектов в соответствии с которым участник долевого строительства - физическое лицо, денежные средства которого привлекаются для участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости с последующим возникновением у участника долевого строительства права собственности на объект долевого строительства. Таким образом, Порядок формирования перечня проблемных объектов относит её к участникам долевого строительства.
То обстоятельство, что её денежные средства привлекались для строительства Объекта и её права были нарушены, также подтверждается включением её в Реестр граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. N 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».
Объект строительством не окончен и в эксплуатацию не сдан. На настоящий момент он представляет собой фундамент и частично 1 этаж, в установленном порядке не законсервирован и разрушается под воздействием негативных природных факторов. Поскольку строительство объекта не ведется 3 года (с 2014г.), оснований считать застройщика способным завершить строительство не имеется.
Объект возводился за счет привлечения денежных средств граждан, в частности, денежных средств административного истца, внесенных её по договору №6 от 28.02.2013г. в размере 2289240 рублей. Обязательства по внесению денежных средств исполнены в полном объеме. Сроком исполнения обязательств застройщика по указанному договору является второе полугодие 2014г. До настоящего времени обязательства застройщиком не исполнены. В связи с этим она не имеет ни денег, уплаченных за квартиру, ни квартиры. То обстоятельство, что застройщик имеет просрочку в исполнении обязательств более шести месяцев установлено вступившим в законную силу решением Автозаводского суда от 05.04.2016г. по гражданскому делу № 2-2307/2016 по иску Сидоровой Н.Е. к ЖСК «Татищев-2» о признании права собственности.
Таким образом, застройщик более шести месяцев не исполняет обязательства, взятые на себя по договору участия в долевом строительстве, в части срока передачи объекта долевого строительства.
В соответствии с п. 3 Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 329 проблемный объект - многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости, строящийся (создаваемый) с привлечением денежных средств граждан, перед которыми застройщик более шести месяцев не исполняет обязательства, взятые на себя по договору участия в долевом строительстве, в части срока передачи объекта долевого строительства, а также если строительство не начато в течение шести месяцев момента выдачи разрешения на строительство или остановлено на срок более шести месяцев.
Таким образом, одним из самостоятельных критериев отнесения многоквартирного дома, строящегося (создаваемого) с привлечением денежных средств граждан к проблемным объектам является неисполнение застройщиком обязательств, взятых на себя по договору участия в долевом строительстве, в части срока передачи объекта долевого строительства.
Истец считает, что поскольку она является участником долевого строительства, с которым заключен договор долевого строительства, она полностью исполнила свои обязательства перед застройщиком по оплате денежных средств по договору долевого строительства, застройщик более шести месяцев не исполняет обязательства, взятые на себя по договору участия в долевом строительстве по предоставлению ей жилого помещения, в наличии имеется совокупность всех факторов, определяющих Объект как проблемный по данному критерию, в связи с чем у административного ответчика возникла обязанность включить этот объект в Перечень проблемных объектов.
Кроме того, строительство объекта не ведется с 2014г., то есть более шести месяцев, что является вторым самостоятельным основанием к включению объекта в Перечень проблемных.
Строительство объекта было начато на основании разрешения на строительство № RU 63302000-381 выданного мэрией г.о.Тольятти 08.10.2012г. на земельном участке с кадастровым номером: 63:09:0101172:0008, являющимся собственностью ЖСК «Таищев- 2», затем продолжалось на основании разрешения на строительство № RU 63302000-503, выданного мэрией г.о.Тольятти 16.07.2013г., но было полностью прекращено в 2014г., что установлено решением Автозаводского суда от 05.04.2016г. по гражданскому делу № 2- 2307/2016, а также подтверждается ответом Государственной инспекции строительного надзора Самарской области №ГИСН-01-22/218-1 от 23.06.2017г., заключением строительной судебной экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела №2016034676.
По вопросу включения объекта в Перечень проблемных к административному ответчику неоднократно обращались (исх. № 5 от 17.01.2017г., получено Министерством строительства Самарской области 18.01.2017г., исх № 46 от 21.06.2017г., получено Министерством строительства Самарской области 26.06.2017г.), ситуация со строительством Объекта неоднократно освещалась в СМИ (Хронограф № 37 от 24.11.2014г), была предметом рассмотрения заседания межведомственной комиссии по урегулированию вопросов долевого строительства на территории Самарской области (протокол заседания от 15.02.2017г.).
Административный истец считает, что невключение административным ответчиком объекта в Перечень проблемных объектов существенно нарушает её права, так как создает неустранимые препятствия в применении правовых мер по защите её прав и законных интересов, установленных законодательством для участников строительства объектов, признанных проблемными, создает препятствия к осуществлению её прав и реализации законных интересов, в том числе лишает её государственной поддержки в завершении строительства и (или) вводе проблемного объекта в эксплуатацию, являющихся целью формирования Перечня проблемных объектов. Она оказалась незаконно лишенной возможности воспользоваться правовыми гарантиями, предусмотренными действующим законодательством для участников долевого строительства проблемных объектов.
На основании изложенных обстоятельств Розанова М.Н. обратилась в суд, где просит (с учетом уточнения):
- Признать незаконным изложенное административным ответчиком в ответе от 17.01.2018г. №01-05/1338 разъяснение, что на основании ст. 4 Порядка формирования перечня, объект расположенный по адресу Самарская область, г.Тольятти, 3-а квартал Автозаводского района г. Тольятти, северо-западнее пересечения ул. Фрунзе и Нового проезда, к проблемным объектам не относится.
- Признать незаконным невключение административным ответчиком объекта незавершенного строительством 6-ти секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на первом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале Автозаводского района г. Тольятти, северо-западнее пересечения ул. Фрунзе и Нового проезда в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области.
- Обязать административного ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу включить объект незавершенного строительством 6-ти секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на первом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного в 3-а квартале Автозаводского района г.Тольятти, северо-западнее пересечения улиц Фрунзе и Нового проезда в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 329 Порядок не содержит процедуру включения объекта строительства в перечень проблемных объектов на основании обращений (заявлений) граждан.
В силу п. 7 Порядка изменения (дополнения) в перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области вносятся на основании предложений министерства строительства Самарской области и утверждаются постановлением Правительства Самарской области.
Таким образом, министерство самостоятельно инициирует включение объекта строительства в перечень проблемных объектов после сбора всех необходимых данных об объекте, обосновывая перед Правительством Самарской области необходимость включения данного объекта в указанный перечень.
В перечень проблемных объектов строительства может быть включен объект для строительства которого привлекались денежные средства участников долевого строительства. Объекты строительства создаваемые при иной форме участия граждан, в целях строительства многоквартирных домов не рассматриваются в указанном порядке и включению в перечень проблемных объектов не подлежат.
В настоящее время у ЖСК «Татищев - 2» имеется разрешение на строительство, продленное министерством на основании заявления ЖСК «Татищев-2» 07.11.2016 № 63-302000-57-2016 сроком до 08.05.2018. Жилищно-строительный кооператив «Татищев-2» является действующей организацией, процедура банкротства в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не проводится.
ЖСК «Татищев-2» до настоящего времени имеет разрешительный документ для осуществления строительных работ на объекте. Отсутствие денежных средств у организации не является основанием для обращения в министерство с заявлением о включении объекта в перечень проблемных. Напротив, министерство считает, что такое поведение ЖСК и членов ЖСК свидетельствует о злоупотреблении правом, при наличии возможности осуществлять деятельность самостоятельно.
Доводы на которые ссылается административный истец в связи с возбуждением уголовного дела в отношении неустановленных лиц из числа руководителей ЖСК «Татищев-2», не являются основанием для бездействия ЖСК«Татищев-2» по завершению строительства объекта. Обстоятельства, на которые ссылается административный истец, приговором суда не установлены. Кроме того, возбуждение уголовного дела в отношении ранее действовавшего руководства ЖСК «Татищев-2» не влияют на правоспособность организации в целом (ст. 49 ГК РФ).
В удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Представитель заинтересованного лица – ЖСК «Татищев-2» в суд не явился. Предоставил письменный отзыв, согласно которого исковые требования Розановой М.Н. поддерживает. Просит удовлетворить их в полном объеме. Дело просит рассмотреть без его участия
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.02.2013г. между ИП Квасник Николаем Павловичем (продавец) и Розановой Мариной Николаевной (покупатель) заключен договор купли-продажи пая №6, в соответствии с условиями которого продавец продает покупателю, а покупатель приобретает и оплачивает право на пай в общем паевом фонде ЖСК «Татищев-2», а после полной оплаты стоимости пая и завершения строительства шестисекционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенный в 3-а квартале Автозаводского района г. Тольятти, северо-западнее пересечения ул. Фрунзе и Нового проезда, приобретает двухкомнатную квартиру общей площадью 63,59 кв.м.
Право на указанный пай принадлежит продавцу на основании его членства в кооперативе и договора паенакопления №2 от 01.11.2012г.
Строительство объекта начато на основании разрешения на строительство № RU 63302000-381 выданного мэрией г.о.Тольятти 08.10.2012г. на земельном участке с кадастровым номером: 63:09:0101172:0008, являющимся собственностью ЖСК «Татищев-2», затем продолжалось на основании разрешения на строительство № RU 63302000-503, выданного мэрией г.о.Тольятти 16.07.2013г., но было полностью прекращено в 2014г., что установлено решением Автозаводского суда от 05.04.2016г. по гражданскому делу № 2- 2307/2016, а также подтверждается ответом Государственной инспекции строительного надзора Самарской области №ГИСН-01-22/218-1 от 23.06.2017г. Согласно заключению строительной судебной экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела №2016034676, выполненному ООО «Проектно-Строительная компания» начало строительства объекта – 1 квартал 2013г. Строительно-монтажные работы по возведению объекта прекратились в 2014 году, объект находится в замороженном состоянии, консервация строительных конструкций не выполнена.
Данные факты сторонами не оспариваются.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. № 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
Таким органом на территории г.Тольятти Самарской области является Министерство строительства Самарской области.
Как установлено судом, Административный истец Розанова М.Н. 22.12.2017 г. обратилась с заявлением в Министерство строительства Самарской области котором просила включить незавершенный строительством 6-ти секционный панельный жилой дом с нежилыми помещениями на первом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенный в 3-а квартале Автозаводского района г. Тольятти, северо-западнее пересечения ул. Фрунзе и Нового проезда, возводимый застройщиком жилищно-строительным кооперативом «Татищев-2» на земельном участке с кадастровым номером: 63:09:0101172:0008 (далее - Объект) в Перечень проблемных объектов.
Ответом от 17.01.2018г. № 01-05/1338 министерство разъясняет заявителю, что на основании ст.4 Порядка формирования перечня, указанный объект к проблемным объектам не относится. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. ЖСК «Татищев-2» 07.11.2016г. выдано разрешение на строительство сроком до 08.05.2018г., на основании которого ЖСК «Татищев-2» выступает застройщиком, в связи с чем, все разногласия с застройщиком могут быть разрешены в судебном порядке.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 г. №329 утвержден порядок формирования перечня проблемных объектов, для которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области (далее - Порядок).
Утвержденный Порядок не содержит процедуру включения объекта строительства в перечень проблемных объектов на основании обращений (заявлений) граждан.
В силу п. 7 Порядка изменения (дополнения) в перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области вносятся на основании предложений министерства строительства Самарской области и утверждаются постановлением Правительства Самарской области.
Таким образом, министерство самостоятельно инициирует включение объекта строительства в перечень проблемных объектов после сбора всех необходимых данных об объекте, обосновывая перед Правительством Самарской области необходимость включения данного объекта в указанный перечень.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
проблемный объект - многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости, строящийся (создаваемый) с привлечением денежных средств граждан, перед которыми застройщик более шести месяцев не исполняет обязательства, взятые на себя по договору участия в долевом строительстве, в части срока передачи объекта долевого строительства, а также если строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или остановлено на срок более шести месяцев;
участник долевого строительства - физическое лицо, денежные средства которого привлекаются для участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (на основании договора участия в долевом строительстве) с последующим возникновением у участника долевого строительства права собственности на объект долевого строительства.
Согласно п. 5 порядка в перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области включаются объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществляется за счет средств граждан - участников долевого строительства, на основании предложений министерства строительства Самарской области после сбора всей необходимой информации по проблемному объекту, содержащей: наименование муниципального образования, на территории которого находится проблемный объект; строительный и (или) почтовый адрес проблемного объекта; сведения о застройщике, подрядных организациях и инвесторе строительства (если имеется): полное наименование, организационно-правовая форма, почтовый и юридический адрес, фамилия руководителя, контактные телефоны, ИНН; характеристику проблемного объекта с обязательным указанием общей (жилой) площади, количества корпусов, секций, этажности, количества квартир, наличия и площади нежилых помещений, наличия и состава имеющейся проектной документации и ее срока действия, сведений о выданных технических условиях на присоединение к инженерным сетям и их выполнении; сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок под строительство проблемного объекта и сроках их действия; сведения о выданном разрешении на строительство проблемного объекта и сроке его действия и другие сведения, установленные Порядком, в том числе объем фактически внесенных денежных средств участниками долевого строительства согласно заключенным договорам (в млн. рублей); остаток денежных средств, не внесенных участниками долевого строительства, согласно заключенным договорам (в млн. рублей); ориентировочную стоимость завершения строительства проблемного объекта (в млн. рублей).
В силу п. 7 порядка Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области утверждается постановлением Правительства Самарской области.
Таким образом, в перечень проблемных объектов строительства может быть включен объект для строительства которого привлекались денежные средства участников долевого строительства.
Объекты строительства, создаваемые при иной форме участия граждан в целях строительства многоквартирных домов не рассматриваются в указанном порядке и включению в перечень проблемных объектов не подлежат.
Как следует из искового заявления и материалов дела договоры, заключенные ЖСК «Татищев-2» с гражданами как членами ЖСК (пайщик).
Положениями Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 329 установлено, что обязательной стороной правоотношений с застройщиком является участник долевого строительства, а основанием возникновения обязательств с застройщиком - договор долевого участия.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Организационная форма ЖСК предполагает участие всех членов ЖСК в деятельности кооператива. Согласно положениям ст. 117 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива. Общее собрание членов жилищного кооператива избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В соответствии с п.п. 9 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов.
Как следует из положений п.п. 5 ч. 1 ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, в том числе из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах.
В соответствии со статьей 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан, члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
В силу ч. 3 ст. 124, 129 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения жилым помещением является членство в жилищном кооперативе. Член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью.
Таким образом, из указанных положений законодательства следует, что сторонами правоотношений по строительству дома являются жилищно-строительный кооператив (застройщик) и член жилищно-строительного кооператива (пайщик).
В настоящее время у ЖСК «Татищев-2» имеется разрешение на строительство сроком до 08.05.2018.
Жилищно-строительный кооператив «Татищев-2» является действующей организацией, процедура банкротства в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не проводится.
Учитывая изложенное, объект строительства, являющийся предметом договора между членом ЖСК и жилищно-строительным кооперативом не подлежит включению в перечень проблемных.
ЖСК «Татищев -2» до настоящего времени имеет разрешительный документ для осуществления строительных работ на объекте.
Отсутствие денежных средств у организации не является основанием для включение объекта в перечень проблемных.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Требования заявителя не основаны на каких-либо нормах, обязывающих министерство совершить действия по включению объекта в перечень проблемных объектов строительства в определенные сроки.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия ответчика являются обоснованными и не противоречат нормам закона.
На основании ст. 218 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что в соответствии с приведенной выше нормой процессуального права, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий, права либо свободы гражданина не были нарушены, что имеет место в данном случае, суд считает, что требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа, по мнению суда, не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) административного ответчика при рассмотрении обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Розановой ФИО12 к Министерству строительства Самарской области о признании действий незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти.
Мотивированное решение изготовлено – 05.04.2018г.
Судья Н.М. Евдокимов