ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-25/20 от 04.02.2020 Ершовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-2-25/2020

64RS0015-02-2020-000006-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 февраля 2020 года р.п. Дергачи

Ершовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Елтарёва Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Алхамовым А.К.,

с участием:

прокурора прокуратуры Дергачевского района Саратовской области Оганесяна Б.Л.,

представителя административного ответчика - Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Дергачевского района Саратовской области, предъявленному в интересах неопределённого круга лиц, о: признании незаконным бездействия Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, выразившегося в непринятии мер к размещению на официальном сайте Дергачевского муниципального района www.dergachi.sarmo.ru в разделе «Городские и сельские поселения, расположенные на территории муниципального района» в «Советское МО» информации, предусмотренной пунктом 6 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 262 от 31 мая 2017 года «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»: контактной информации сотрудников соответствующего органа, Корпорации, её дочернего общества, организации, ответственных за доступ пользователей к сведениям реестров; формы обратной связи для пользователей официального сайта, позволяющей направлять соответственно в органы, Корпорацию, её дочерние общества, организации обращения, связанные с содержанием и ведением реестров, а также порядка заполнения указанной формы; порядка предоставления получателем поддержки информации об изменении сведений, содержащихся в реестрах; возложении на Администрацию Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области обязанности разместить на официальном сайте Дергачевского муниципального района www.dergachi.sarmo.ru в разделе «Городские и сельские поселения, расположенные на территории муниципального района» в «Советское МО» информацию, предусмотренную пунктом 6 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 262 от 31 мая 2017 года «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»: контактную информацию сотрудников соответствующего органа, Корпорации, её дочернего общества, организации, ответственных за доступ пользователей к сведениям реестров; форму обратной связи для пользователей официального сайта, позволяющую направлять соответственно в органы, Корпорацию, её дочерние общества, организации обращения, связанные с содержанием и ведением реестров, а также порядок заполнения указанной формы; порядок предоставления получателем поддержки информации об изменении сведений, содержащихся в реестрах,

установил:

Прокурор Дергачевского района Саратовской области (далее по тексту также - административный истец) в целях защиты прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в Ершовский районный суд Саратовской области с административным иском о: признании незаконным бездействия Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, выразившегося в непринятии мер к размещению на официальном сайте Дергачевского муниципального района www.dergachi.sarmo.ru в разделе «Городские и сельские поселения, расположенные на территории муниципального района» в «Советское МО» информации, предусмотренной пунктом 6 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 262 от 31 мая 2017 года «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»: контактной информации сотрудников соответствующего органа, Корпорации, её дочернего общества, организации, ответственных за доступ пользователей к сведениям реестров; формы обратной связи для пользователей официального сайта, позволяющей направлять соответственно в органы, Корпорацию, её дочерние общества, организации обращения, связанные с содержанием и ведением реестров, а также порядка заполнения указанной формы; порядка предоставления получателем поддержки информации об изменении сведений, содержащихся в реестрах; возложении на Администрацию Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области обязанности разместить на официальном сайте Дергачевского муниципального района www.dergachi.sarmo.ru в разделе «Городские и сельские поселения, расположенные на территории муниципального района» в «Советское МО» информацию, предусмотренную пунктом 6 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 262 от 31 мая 2017 года «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»: контактную информацию сотрудников соответствующего органа, Корпорации, её дочернего общества, организации, ответственных за доступ пользователей к сведениям реестров; форму обратной связи для пользователей официального сайта, позволяющую направлять соответственно в органы, Корпорацию, её дочерние общества, организации обращения, связанные с содержанием и ведением реестров, а также порядок заполнения указанной формы; порядок предоставления получателем поддержки информации об изменении сведений, содержащихся в реестрах.

Административные исковые требования прокурор обосновал тем, что в декабре 2019 года прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки. В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 мая 2017 года № 262 «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» утверждены требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, согласно пункту 6 которых, в целях обеспечения пользования реестрами на официальном сайте органы местного самоуправления обязаны размещать следующую информацию: контактную информацию сотрудников органа местного самоуправления, ответственных за доступ пользователей к сведениям реестров; форму обратной связи для пользователей официального сайта, позволяющую направлять в орган местного самоуправления обращения, связанные с содержанием и ведением реестров, а также порядок заполнения указанной формы; порядок предоставления получателем поддержки информации об изменении сведений, содержащихся в реестре. Информация о деятельности органа местного самоуправления - Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области размещается на официальном сайте Дергачевского муниципального района www.dergachi.sarmo.ru в разделе «Городские и сельские поселения, расположенные на территории муниципального района» в «Советское МО». Согласно Уставу Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, к вопросам местного значения сельского поселения относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. По результатам проведённого прокуратурой мониторинга официального сайта установлено, что сведения, предусмотренные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 мая 2017 года № 262 «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами», на сайте в полном объёме не размещены. Неразмещение администрацией муниципального образования таких сведений влечёт нарушение прав граждан на получение достоверной информации о деятельности органа местного самоуправления в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что, в свою очередь, влечёт за собой снижение потенциала социально - экономического роста муниципального образования. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор, реализующий функции административного истца, - прокурор прокуратуры Дергачевского района Саратовской области Оганесян Б.Л. административные исковые требования поддержал, полагал, что таковые основаны на законе и доказательствах, приведя в обоснование занятой позиции доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области - Межинская Е.ю., заявив, что представляемый ею орган местного самоуправления не признаёт административные исковые требования прокурора, пояснила, что администрация Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области собственного сайта не имеет и размещает информацию во вкладке на сайте местной администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области. Вся информация, предусмотренная Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 мая 2017 года № 262, имеется на сайте администрации муниципального района, поэтому её дублирование во вкладке администрации муниципального образования являлось бы излишним.

Изучив сведения и доводы, приведённые в административном исковом заявлении прокурора Дергачевского района Саратовской области (т. 1, л.д. 3, 4), выслушав объяснения прокурора Оганесяна Б.Л., реализующего процессуальные функции административного истца, представителя административного ответчика - Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области - ФИО1, исследовав путём оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их относимость, достоверность и допустимость, а также достаточность и взаимную связь в совокупности, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе разбирательства административного дела установил нижеследующие обстоятельства.

Исполняя надзорную функцию, действуя в рамках предоставленных полномочий, прокурор 2 декабря 2019 года внёс главе Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области представление, потребовав устранить нарушения закона в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно, по смыслу документа, разместить на официальном сайте информацию, предусмотренную Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 мая 2017 года № 262 «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» (т. 1, л.д. 8).

9 декабря 2019 года, сообщая о результатах рассмотрения представления, глава Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области в своём письме указал, что на официальном сайте местной администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области будет размещена контактная информацию сотрудников, ответственных за доступ пользователей к сведениям реестров; форма обратной связи для пользователей официального сайта, позволяющая направлять в орган местного самоуправления обращения, связанные с содержанием и ведением реестров, а также порядок заполнения указанной формы; порядок предоставления получателем поддержки информации об изменении сведений, содержащихся в реестре (т. 1, л.д. 9).

Из составленного 25 декабря 2019 года прокурором и главой Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области акта проверки следует, что, как и ранее, выявлены нарушения, а именно отсутствие на официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» www.dergachi.sarmo.ru информации, предусмотренной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 мая 2017 года № 262 «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» (т. 1, л.д. 10; 11-14).

Изложенное явилось основанием обращения прокурора в суд с административным иском.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.

Применительно к этому, частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из содержания части 1 статьи 219 КАС РФ следует, что, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Это правило в полной мере распространяется на случаи предъявления административного иска прокурором в рамках полномочий, которыми он наделён в соответствии с положениями частей 1 и 4 статьи 39 КАС РФ.

Принимая во внимание, что нарушения, явившиеся основанием предъявления административного иска, выявлены в декабре 2019 года, а административное исковое заявление прокурора поступило в суд 10 января 2019 года, срок обращения в суд с административным исковым заявлением прокурором не пропущен.

Исполняя процессуальную функцию, возложенную частью 2 статьи 178 КАС РФ, определяя нормы права, подлежащие применению в рассматриваемом административном деле, суд отмечает следующее.

Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Согласно пункту 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

При этом частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится также к вопросам местного значения сельского поселения.

Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления, и пунктом 11 части 1 статьи 3 Устава Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, принятого Решением Совета Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области № 03-07 от 25 ноября 2005 года (с изменениями и дополнениями, внесёнными Решением Совета Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области № 211-552 от 30 июля 2019 года) (т. 1, л.д. 29-71).

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Из дефиниции, содержащейся в пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 292-ФЗ), следует, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства являет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемую в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемую в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, его дочерних обществ и деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемую в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ.

Исходя из статей 32 и 33 Устава Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, принятого Решением Совета Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области № 03-07 от 25 ноября 2005 года (с изменениями и дополнениями, внесёнными Решением Совета Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области № 211-552 от 30 июля 2019 года) (т. 1, л.д. 29-71), пунктов 1.1 и 2.2 Положения об Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, утверждённого Решением Совета Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области № 62-162 от 25 августа 2010 года (т. 1, л.д. 72; 73-75), Администрация Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, наделённым уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законом Саратовской области.

Таким образом, обязанность по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области возложена на соответствующий орган местного самоуправления - Администрацию Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций.

Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно - телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 238-ФЗ)).

Органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 265-ФЗ)).

Порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ)).

В соответствии с пунктом 6 Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, утверждённых Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 мая 2017 года № 262, в целях обеспечения пользования реестрами на официальном сайте органы местного самоуправления обязаны размещать следующую информацию: контактную информацию сотрудников органа, ответственных за доступ пользователей к сведениям реестров (подпункт «а»); форму обратной связи для пользователей официального сайта, позволяющую направлять в органы обращения, связанные с содержанием и ведением реестров, а также порядок заполнения указанной формы (подпункт «б»); порядок предоставления получателем поддержки информации об изменении сведений, содержащихся в реестрах (подпункт «в»).

Прокурор утверждает, а административный ответчик не отрицает, что за неимением собственного официального сайта, информация о деятельности Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области подлежит размещению на официальном сайте местной администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области с наименованием www.dergachi.sarmo.ru в разделе «Городские и сельские поселения, расположенные на территории муниципального района» во вкладке «Советское МО».

Однако, в процессе рассмотрения административного дела нашло подтверждение, что на официальном сайте местной администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области с наименованием www.dergachi.sarmo.ru в разделе «Городские и сельские поселения, расположенные на территории муниципального района» во вкладке «Советское МО» вопреки обязательным для исполнения предписаниям пункта 6 Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, утверждённых Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 мая 2017 года № 262, не размещены: контактная информация сотрудников Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, ответственных за доступ пользователей к сведениям реестра; форма обратной связи для пользователей официального сайта, позволяющая направлять в Администрацию Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области обращения, связанные с содержанием и ведением реестра, а также порядок заполнения указанной формы; порядок предоставления получателем поддержки информации об изменении сведений, содержащихся в реестре, что подтверждается актом проверки от 25 декабря 2019 года с приложением (т. 1, л.д. 10; 11-14), объяснениями прокурора, и не опровергнуто административным ответчиком.

По правилу, сформулированному в части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, наделённого публичными полномочиями, на совершение оспариваемого действия (бездействия), порядка совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, оснований для совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствия совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложено на орган, наделённый публичными полномочиями и совершивший оспариваемые действия (бездействие).

Между тем, доказательств исполнения обязанностей при осуществлении организации обеспечения пользования реестром субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки до дня принятия решения судом административный ответчик не представил, в то время, как необходимость в совершении таких действий объективно имелась.

Таким образом, в судебном заседании нашёл подтверждение тот факт, что Администрация Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области длительное время не принимает организационные меры, направленные на обеспечение пользования реестром субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, то есть бездействует.

Давая оценку правомерности бездействия органа местного самоуправления, суд учитывает следующее.

Местное самоуправление, как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Осуществление местного самоуправления предполагает совершение соответствующими органами местного самоуправления конкретных действий, целью которых является решение вопросов местного значения.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Изложенное означает, что соблюдение органами местного самоуправления законов, а равно принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, предполагает выполнение содержащихся в них предписаний, поскольку в противном случае цели правового регулирования, вводимого ими для соответствующих отраслей общественных отношений, не будут достигнуты.

Однако никаких доказательств конкретных мер, направленных на обеспечение пользования реестром субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, Администрацией Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области в дело не представлено.

Довод представителя административного ответчика, что указанная прокурором информация размещена местной администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области, не может быть признан заслуживающим внимания, поскольку действия иного органа местного самоуправления не освобождают Администрацию Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области от исполнения обязанностей, возложенных законами и приятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами.

Из содержания части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации следует, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Поэтому неисполнение Администрацией Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области требований законодательства в области, регулирующей обеспечение пользования реестром субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, нарушает не только право субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание информационной поддержки, но и права и законные интересы неопределённого круга лиц на получение предусмотренной законом информации.

В этой связи административные исковые требования прокурора в вышеуказанной их части являются обоснованными.

Вместе с тем, размещение контактной информации сотрудников, ответственных за доступ пользователей к сведениям ресурсов, формы обратной связи для пользователей официального сайта, позволяющей направлять обращения, связанные с содержанием и ведением реестров, а также порядок заполнения указанной формы, порядка предоставления получателем поддержки информации об изменении сведений, содержащихся в реестрах, применительно к акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», его дочерним обществам, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к компетенции Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области не относится.

В этой связи требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области в части непринятия мер к размещению на официальном сайте Дергачевского муниципального района www.dergachi.sarmo.ru в разделе «Городские и сельские поселения, расположенные на территории муниципального района» в «Советское МО» информации, предусмотренной пунктом 6 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 262 от 31 мая 2017 года «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»: контактной информации сотрудников Корпорации, её дочернего общества, организации, ответственных за доступ пользователей к сведениям реестров; формы обратной связи для пользователей официального сайта, позволяющей направлять соответственно в Корпорацию, её дочерние общества, организации обращения, связанные с содержанием и ведением реестров, а также порядка заполнения указанной формы; порядка предоставления получателем поддержки информации об изменении сведений, содержащихся в реестрах, за исключением реестра, который должен вестись Администрацией Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, нельзя признать обоснованными.

При таком положении административные исковые требования прокурора Дергачевского района Саратовской области подлежат удовлетворению в части.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких - либо решений, совершения каких - либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Исходя из этого, учитывая порядок и сроки проведения всех необходимых мероприятий, направленных устранение нарушений законодательства, по мнению суда, обязанность по принятию в соответствии с компетенцией таких мер должна быть исполнена административным ответчиком до 1 апреля 2020 года, при том, что такой срок будет являться разумным.

В силу подпунктов 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокурор (административный истец) и орган местного самоуправления (административный ответчик) освобождены от уплаты государственной пошлины.

Меры предварительной защиты по административному иску применены не были.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Дергачевского района Саратовской области - удовлетворить в части.

Признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и законные интересы неопределённого круга лиц бездействие Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер к размещению на официальном сайте Дергачевского муниципального района Саратовской области www.dergachi.sarmo.ru в разделе «Городские и сельские поселения, расположенные на территории муниципального района» в «Советское МО» информации, предусмотренной пунктом 6 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 262 от 31 мая 2017 года «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»: контактной информации сотрудников Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, ответственных за доступ пользователей к сведениям реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, оказываемой органами местного самоуправления Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области; формы обратной связи для пользователей официального сайта, позволяющей направлять в органы местного самоуправления Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области обращения, связанные с содержанием и ведением реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, оказываемой органами местного самоуправления Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, а также порядка заполнения такой формы; порядка предоставления получателем поддержки информации об изменении сведений, содержащихся в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, оказываемой органами местного самоуправления Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области.

Возложить на Администрацию Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области обязанность в срок до 1 апреля 2020 года устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределённого круга лиц путём размещения на официальном сайте Дергачевского муниципального района Саратовской области www.dergachi.sarmo.ru в разделе «Городские и сельские поселения, расположенные на территории муниципального района» в «Советское МО» информации, предусмотренной пунктом 6 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 262 от 31 мая 2017 года «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»: контактной информации сотрудников Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, ответственных за доступ пользователей к сведениям реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, оказываемой органами местного самоуправления Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области; формы обратной связи для пользователей официального сайта, позволяющей направлять в органы местного самоуправления Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области обращения, связанные с содержанием и ведением реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, оказываемой органами местного самоуправления Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, а также порядка заполнения такой формы; порядка предоставления получателем поддержки информации об изменении сведений, содержащихся в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, оказываемой органами местного самоуправления Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Дергачевского района Саратовской области в остальной части - отказать.

Сообщение об исполнении решения по административному делу Администрации Советского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области необходимо представить в Ершовский районный суд Саратовской области и прокурору Дергачевского района Саратовской области в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов неопределённого круга лиц, то есть до 1 мая 2020 года.

Отложить составление мотивированного решения суда на срок не более чем десять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, включая только рабочие дни, а именно до 18 февраля 2020 года.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путём принесения апелляционного представления прокурором и подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в административном деле, через Ершовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения).

Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв

Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение) составлено 18 февраля 2020 года.

Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв