дело №2а-2-274/2020 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Сурское Ульяновской области 17 декабря 2020 года Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мельниковой О.В., при секретаре Сафаровой Г.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Сурскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, УСТАНОВИЛ: Администрация муниципального образования (МО) «Сурский район» Ульяновской области (далее Администрация) обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов (ОСП) по Сурскому району Управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП) России по Ульяновской области ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, указав, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Сурскому району ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 руб. от 09.09.2020 г. № 73034/20/38724 в связи с неисполнением Администрацией исполнительного листа № ФС № № от 15.07.2020 выданного по решению Карсунского районного суда, вступившего в силу 14.01.2020, которым на администрацию возложена обязанность создать условия для обеспечения жителей р. п. Сурское Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Административный истец не согласен с постановлением о взыскании исполнительского сбора ввиду того, что им своевременно приняты меры для исполнения решения суда. В частности, принято Постановление № 419-17-А от 26.08.2020 «Об утверждении положения о создании условий для обеспечения жителей МО Сурского городского поселения Сурского района Ульяновской области услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания», которое направлено на фактическое создание условий для обеспечения жителей Сурского городского поселения услугами бытового обслуживания. Кроме того, Решением Совета депутатов МО «Сурский район» Ульяновской обл. от 27.04.2017 № 11/19 утверждена стратегия социально-экономического развития МО «Сурский район» Ульяновской области на период до 2030 года. Одним из принципов, на которых базируется стратегия является поддержка переориентации малого и среднего бизнеса на оказание социальных и бытовых услуг населению (раздел 8 Стратегии). В качестве приоритетных задач развития потребительского рынка товаров и услуг определены устойчивый рост объемов розничного товарооборота, общественного питания и бытовых услуг населению, а также развитие и совершенствование организации бытового обслуживания населения, особенно комплексного развития бытовых услуг в сельской местности (п. 10.5 Стратегии). 07.10.2020 года решением Совета депутатов МО «Сурский район» Ульяновской области №11/19 была принята новая стратегия социально-экономического развития МО «Сурский район» Ульяновской области на период до 2030 года. Одним из направлений данной стратегии является развитие рынков товаров и услуг, содействие развитию предприятий в сфере платных бытовых услуг. (Раздел 2, направление 2.4.). Постановлением Администрации от 11.04.2018 № 147-П-А утвержден Порядок определения объема предоставления субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим территориальное общественное самоуправление на территории МО Сурское городское поселение, в целях финансового обеспечения реализации социально ориентированных программ (проектов). Одним из приоритетных направлений предоставления субсидий определена сфера бытового обслуживания населения, в том числе содействие созданию условий для обеспечения жителей МО Сурское городское поселение услугами по бытовому обслуживанию (п. 1.8 Порядка). Полагает, что Администрация вправе осуществлять лишь нормативно-регуляционные функции и предусматривать расходы на соответствующие цели в местном бюджете, но не осуществлять непосредственное предоставление соответствующих услуг жителям поселения. В решении суда отсутствует конкретный перечень необходимых действий Администрации по решению соответствующего вопроса местного значения, соответственно не имеется оснований для квалификации принятых Администрацией мер как недостаточных для исполнения решения суда. Полагает, что Администрацией в рамках своих полномочий и имеющихся финансовых средств приняты меры созданию условий для обеспечения жителей Сурского городского поселения услугами бытового обслуживания. Решение суда исполнено, соответственно не имеется оснований для взыскания исполнительского сбора. Просит признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 руб. от 09.09.2020 г. № 73034/20/38724. Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования и пояснила, что в решении суда не указаны конкретные меры, которые должна принять администрация для обеспечения населения поселка банными услугами, а перечисленными в административном исковом заявлении нормативными актами Администрацией созданы условия для исполнения решения суда третьими лицами, в частности постановлением № 147-П-А от 11.04.2018 предусмотрен порядок определения объема субсидий предоставляемым организациям, которые изъявят желание построить на территории Сурского городского поселения здание бани. Постановлением № 419-П-А от 26.08.2020 (пунктами 3.5, 3.9, 3.11 и 3.12) предусмотрено создание условий для оказания жителям р.п. Сурское банных услуг (путем вынесения нормативно-правовых актов, разработки правовых актов, рассмотрения заявлений граждан, прием и проведение консультирования граждан по вопросам бытового обслуживания). Полагает, что Администрация не обязана заниматься строительством бани, а принятой ею нормативно-правовой базы (актов) достаточно для того чтобы считать возложенную обязанность выполненной. Перечисленные акты были своевременно предоставлены судебному приставу исполнителю – 27.08.2020 (срок добровольного исполнения установлен до 28.08.2020), но, несмотря на это, судебным приставом исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. На уточняющие вопросы суда также пояснила, что других конкретных действий, направленных на исполнение решения суда Администрацией не произведено, договоры с третьими лицами на строительство здания бани не заключены, объявления на заключение таких договоров (проведение конкурсов) в средствах общего доступа (интернете, газете) не публиковались, денежные средства из бюджета на указанную цель не выделялись. Имеющееся здание старой бани признано нецелесообразным к ремонту, однако подтверждение этому документов, и иных доказательств, подтверждающих принятие исключительных и всевозможных мер к исполнению решения суда не имеют. Представитель административного ответчика – УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП по Сурскому району ФИО1 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, показав о том, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено на законных основаниях, в связи с непредоставлением ответчиком документов, подтверждающих исполнение решения суда по созданию условий для обеспечения жителей р.п. Сурское услугами банного обслуживания в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу. Так соответствующее исполнительное производство возбуждено 03.08.2020, копия постановления получена Администрацией 14.08.2020. Требованием срок для добровольного исполнения установлен до 28.08.2020 (получено ответчиком также 14.08.2020). Действительно 27.08.2020 Администрацией в ОСП были представлены: копия постановления № 419-П-А, кроме этого ответчик представил в ОСП копии: Устава МО «Сурский район», решения Совета Депутатов МО «Сурский район «О назначении главы администрации МО «Сурский район», и распоряжение Главы МО «Сурский район» о назначении «О назначении главы администрации МО «Сурский район», однако данные документы недостаточны, чтобы считать решение суда исполненным, поскольку бани в р.п. Сурское до настоящего времени не имеется, в связи с этим 09.09.2020 было вынесено обжалуемое постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 руб. - минимальной сумме, предусмотренной для организаций. В октябре 2020 года в адрес Администрации направлены: требование об исполнении решения в срок до 05.11.2020, предупреждение о возможности привлечения к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, извещение о составлении протокола об административном правонарушении по ст. 17.15 КоАП РФ. Помощник прокурора Сурского района Вишняков Е.А. в судебном заседании полагал заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, ввиду неисполнения административным ответчиком решения суда, в связи с чем обжалуемое постановление о взыскании исполнительного сбора вынесено законно. Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося лица. Заслушав административного истца, административного ответчика, прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса. В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Согласно положениям ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В соответствии со ст.14 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые должностными лицами службы судебных приставов оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов, в котором также указывается порядок его обжалования (в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде). Согласно ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации). При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника необходимых средств не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения и с учетом того, что им принимались все меры для надлежащего исполнения. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника. Из материалов дела следует, что 03.08.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Сурскому району УФССП по Ульяновской области ФИО1 на основании исполнительного листа серии ФС № № от 15.07.2020, поступившего на исполнение из Карсунского районного суда Ульяновской области, возбуждено исполнительное производство № 10837/20/73034-ИП об обязании администрации МО «Сурский район» Ульяновской области создать для обеспечения жителей р.п. Сурское Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Одновременно должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Должник предупрежден в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Также судебным приставом-исполнителем должнику МУ Администрации МО «Сурский район» Ульяновской области вынесено Требование от 10.08.2020г. об исполнении исполнительного документа серии ФС № № от 15.07.2020 в срок до 28.08.2020г. и предоставить документы, подтверждающие исполнение исполнительного документа в полном объеме. Согласно штампу регистрации входящей корреспонденции копия постановления о возбуждении исполнительного производства и Требования получены Администрацией 14.08.2020. Как следует из письма главы администрации МО «Сурский район» от 27.08.2020, в адрес ОСП по Сурскому району, в ответ на требование, в материалы исполнительного производства им предоставлена копия Постановления Администрации МО «Сурский район» № 419-17-А от 26.08.2020 «Об утверждении положения о создании условий для обеспечения жителей МО Сурского городского поселения Сурского района Ульяновской области услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания» на 5 л. 09.09.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Сурскому району ФИО1 в рамках исполнительного производства вынесено постановление № 73034/20/38724 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 рублей, в связи с тем, что исполнительный документ должником МУ Администрация МО «Сурский район» Ульяновской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. В материалы дела представлена копия Постановления Администрации МО «Сурский район» № 419-17-А от 26.08.2020, которым утверждено Положение «О создании условий для обеспечения жителей МО Сурского городского поселения Сурского района Ульяновской области услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания» пунктом 2 которого предусмотрены Полномочия Администрации в сфере общественного питания, торговли и бытового обслуживания а именно: п. 3.5. - создание условий для удовлетворения спроса жителей на социально значимые услуги (парикмахерские, ритуальные, услуги бани, ремонт одежды и обуви); п. 3.9. – разработка проектов правовых актов по созданию условий для обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 3.11 - рассмотрение заявлений, предложений граждан по вопросам совершенствования организации и улучшения качества услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания; 3.12 – прием и проведение устных консультаций граждан и организаций по вопросам организации торговли, бытового обслуживания, реализации товаров, нарушения прав потребителей. Принятие административным истцом Постановления № 419-П-А от 26.08.2020 само по себе не свидетельствует об исполнении решения суда в полном объеме, поскольку оно содержит лишь правовую основу для создания условий по обеспечению жителей р.п. Сурское услугами бытового обслуживания. При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии должником других конкретных и исчерпывающих мер, направленных на создание условий для обеспечения жителей р.п. Сурское услугами банного обслуживания, т.е. на исполнение решения суда в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин невозможности своевременного исполнения решения, суду не представлено. Ссылка административного истца о неуказании в решении суда конкретных мер, которые должна произвести администрация, не является основанием для не исполнения решения суда. Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, оправдывающих не исполнение исполнительного документа, административным истцом представлено не было. В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца. Учитывая поведение должника, принятые им конкретные меры по исполнению решения суда, суд не усматривает оснований для уменьшения размера исполнительского сбора в соответствие с разъяснениями содержащимися в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 17.11.2015 «О применении судам законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении административных исковых требований муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Сурскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 09.09.2020 о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 10837/20/73034-ИП отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья О.В. Мельникова Решение в окончательной форме принято 25.12.2020 |