ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-276/2020ВОКО от 30.12.2020 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-2-276/2020 В окончательной форме решение принято 30.12.2020

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Селижарово 29 декабря 2020 года

Осташковский межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области) в составе председательствующего судьи Лебедевой О.Н.,

при секретаре Смирновой Т.С.,

с участием представителя административного истца Смирнова В.М. – адвоката Виноградовой Н.Н.,

административного ответчика председателя Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б., представляющей также интересы административного ответчика Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнова Вячеслава Михайловича к председателю Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой Марии Борисовны и Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области о признании незаконными действий и решения должностного лица органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Смирнов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к председателю Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б., с учетом уточнений административных исковых требований, сделанных в процессе рассмотрения дела, просил: 1) признать незаконными действия председателя Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федуловой Марии Борисовны по направлению в Автономной некоммерческой организации (далее АНО) «Редакция газеты «Верхневолжская правда» запроса от 07.10.2020 о предоставлении информации о всей финансовой, бухгалтерской деятельности Редакции газеты за период 2018-2019, признать незаконным указанный запрос и внесенное АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» предписание №1 от 13.10.2020 о представлении документации для проведения контрольного мероприятия, указанной в запросе; 2) отменить внесенное председателем Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федуловой Марией Борисовной АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда»предписание №1 от 13.10.2020 о представлении документации для проведения контрольного мероприятия, указанной в запросе.

В обоснование заявленных требований указано, что 07.10.2020 главному редактору АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнову В.М. поступил запрос председателя Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федуловой М.Б. о предоставлении информации (33 пункта) о всей финансовой, бухгалтерской деятельности Редакции газеты за период 2018-2019, запрошены все учредительные документы, лицензии, справка об организации бухгалтерского учета, сведения об организационной, штатной структуре предприятия, вся бухгалтерская отчетность за 2018-2019, материалы годовой инвентаризации, главная книга, реестр всех договоров с покупателями, агентские договоры, договоры поручения, комиссии, акты выполненных работ, все финансовые первичные документы.

12.10.2020 административный истец вручил Федуловой М.Б. ответ на запрос, в котором сообщил, что в соответствии с п. 3 ст. 10 ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 5.2. Устава АНО надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном учредительными документами, и что информация о финансово-хозяйственной деятельности организации согласно Устава предоставляется только учредителям.

Одновременно с данным ответом была представлена информация о расходования средств, полученных АНО из областного и районного бюджетов за 2018-2019, с точным указанием всех сумм и целей расходов. Информация подписана также и главным бухгалтером редакции КТА.

13.10.2020 председателем Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б. административному истцу, как главному редактору АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» вручено предписание №1 в соответствии со ст. 270 Бюджетного Кодекса РФ (которая утратила силу) и п. 3.2 Положения о Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области, п. 4.2 и 4.3 заключенных соглашений в срок до 14.10.2020 (через несколько часов) представить необходимую документацию для проведения контрольного мероприятия, указанную в запросе. При этом не указано, какую конкретно из многочисленных позиций п.3.2 Положения информацию обязана предоставить Редакция газеты.

Поскольку административный истец истребованные документы не представил, просил отозвать предписание № 1 от 13.10.2020 как не соответствующее нормам федерального законодательства и условиям Соглашения о предоставлении из бюджета муниципального образования «Селижаровский район Тверской области» субсидий юридическому лицу, 03.11.2020 председатель Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федулова М.Б. направила административному истцу извещение о месте и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, то есть на основании оспариваемого предписания административный истец привлекается к административной ответственности, чем нарушены его права.

Административный истец, оспаривая указанные действия и решения руководителя ревизионного органа, полагает, что в силу п.2 ч. 4 ст. 9 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не обязан предоставлять документы о соблюдении условий получения субсидий за счет средств соответствующего бюджета, так как возможность проверок указанных организаций не установлена договором о предоставлении субсидий за счет средств соответствующего бюджета. По условиям соглашения о предоставлении из бюджета муниципального образования «Селижаровский район Тверской области» субсидий юридическому лицу, заключенного 18.01.2019 с Администрацией Селижаровского района, контроль за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии осуществляет Администрация района.

Административный истец полагает оспариваемое предписание незаконным, так как оно не содержит указание на конкретные допущенные АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» нарушения и на конкретные основания вынесения предписания.

В предписании указано, что 12.10.2020 председатель Ревизионной комиссии Федулова М.Б. произвела выезд на место проведения контрольного мероприятия по адресу: п. Селижарово, ул. Ленина, д. 12А, где получен отказ в предоставлении документов. Не указано, признаки какого правонарушения усматриваются в описанном событии. Не указано, что нашим юридическим лицом (возможно) нарушены сроки предоставления документов по запросу комиссии. В запросе от 07.10.2020 такой срок и не устанавливался.

По мнению административного истца, предписание административным ответчиком внесено без оснований, установленных ч. 3 ст.270.2 Бюджетного Кодекса РФ.

В силу ст. 268.1 БК РФ комиссия уполномочена на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для исполнения предписания по устранению установленных в ходе проверки нарушений только бюджетного законодательства. Вместе с тем, выдача предписания по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, гражданского законодательства, трудового законодательства) не относится к полномочиям комиссии.

При направлении в АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» запроса о предоставлении информации от 07.10.2020, административным ответчиком нарушены требования п. 6 Положения о Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области (Приложение к решению Собрания депутатов Селижаровского района от 27.08.2020 г. № 210), а именно не были указаны сроки предоставления информации, которые в соответствии с требованием законодательства должен составлять 14 дней со дня поступления запроса.

При подготовке дела к судебному разбирательству определением суда от 12.11.2020 к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена Ревизионная комиссия МО «Селижаровский район» Тверской области, в качестве заинтересованного лица – Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Верхневолжская правда».

Определением суда от 01.12.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Селижаровского района Тверской области.

В судебное заседание административный истец Смирнов В.М., представители заинтересованных лиц Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Верхневолжская правда», администрации Селижаровского района Тверской области не явились.

Все участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административный истец, заинтересованные лица ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Административный истец обеспечил участие в рассмотрении дела своего представителя – адвоката Виноградовой Н.Н.

С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца, заинтересованных лиц.

Заинтересованное лицо администрация Селижаровского района Тверской области представило письменные объяснения, в которых полагали, что действия председателя Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федуловой М.Б. по направлению в АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» запроса о предоставлении информации от 07.10.2020 № 33 и внесению предписания № 1 от13.10.2020 о предоставлении документации для проведения контрольного мероприятия осуществлены в рамках полномочий, закрепленных за контрольно-счетным органом муниципального образования п.2 ст.9 Федерального закона от 0-7.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пунктом 3.2 Положения о Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области, принятого решением Собрания депутатов Селижаровского района 27.11.2011 № 90.

На основании Соглашений о предоставлении из бюджета муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области субсидии юридическому лицу от 29.01.2018 № 3-с/2018, от 18.01.2019 № 3-с/2019, от 24.01.2020 № 2-с/2020 АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» является получателем субсидий. В пп.4.2.2 указанных соглашений закреплено право администрации на осуществление контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидий путем проведения проверок по месту нахождения получателя. АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» является объектом контроля муниципального органа финансового контроля Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области.

Заинтересованное лицо администрация Селижаровского района Тверской области полагала, что правовые основания для удовлетворения заявленных Смирновым В.М. административных исковых требований отсутствуют (т.1 л.д.147-149).

В судебно заседании представитель административного истца адвокат Виноградова Н.Н. заявленные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.

Административный ответчик председатель Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федулова М.Б., представляющая также интересы административного ответчика Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области, административные исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых указала, что она, как председатель Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области, распоряжением от 01.10.2020 № 11-р приняла решение о проведении контрольного мероприятия по вопросу проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» в части целевого и эффективного использования бюджетных средств и имущества муниципального образования «Селижаровский район» за период 2018 – 2019 годов.

Основаниями для проведения проверки явился пункт 5 раздела II плана деятельности Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Тверской области на 2020 год, утвержденного распоряжением Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Тверской области от 17.01.2020 № 3-р.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» пункт 5 раздела II плана деятельности включен на основании обоснованного предложения врио Главы Селижаровского района от 10.01.2020 г №28/1, как соучредителя и главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда».

На протяжении нескольких лет (в том числе за период с 2018 по 2020 годы) из бюджетов Тверской области и Селижаровского района АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» предоставлялись субсидии на развитие материально технической базы (Постановление Правительства Тверской области от 26.11.2018 № 331-пп, Постановление Правительства Тверской области от 06.12.2019 № 475-пп) на основании Соглашений о предоставлении субсидий от 29.01.2018 № 3-с/2018, от 18.01.2019 г № 3-с/2019, от 24.01.2020 г №2-с/2020. Соответственно, АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» является объектом контроля муниципального органа финансового контроля, Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район».

Ревизионной комиссией МО «Селижаровский район» Тверской области в АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» был направлен запрос от 07.10.2020 № 33 о предоставлении информации в виде стандартного списка документов, необходимых для осуществления контрольного мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» в части целевого и эффективного использования бюджетных средств и имущества муниципального образования «Селижаровский район» за период 2018 – 2019 годов.

Ссылаясь на часть 1 статьи 15 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статью 3 закона Тверской области от 29.09.2011 № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области», административный ответчик указывает на наличие у АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» обязанности представить в контрольно-счетный орган по его запросу информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в течение 14 дней со дня поступления соответствующего запроса, который был получен АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» 07.10.2020, следовательно, информацию были обязаны представить не позднее 22.10.2020.

Представленная 12.10.2020 АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» информация не отвечает требованиям запроса. Соответственно, проведение контрольного мероприятия на основании представленного документа не представилось возможным.

На основании статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» 13.10.2020 в АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» было направлено предписание, в котором предлагалось предоставить необходимую документацию для проведения контрольного мероприятия, указанную в запросе о предоставлении информации от 07.10.2020 №33 в срок до 14.10.2020, не создавать препятствий в проведении проверки в виде отказа в предоставлении запрашиваемых сведений.

Однако, запрошенные документы в Ревизионную комиссию муниципального образования «Селижаровский район» представлены не были ни в установленный срок, ни позднее.

Тем самым, информация, необходимая для реализации полномочий Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район», как органа внешнего муниципального финансового контроля в нарушение статьи 3 Закона № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области» не была предоставлена административным истцом в предусмотренный срок, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

06.11.2020 административным ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии статьи 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. В настоящее время дело об административном правонарушении находится в производстве мирового судьи Федоровой И.В. в судебном участке № 52 Тверской области.

Оспариваемое предписание было внесено Смирнову В.М. в целях принятия мер по пресечению и предупреждению правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что предусмотрено частью 4 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий. В соответствии части 6 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки. В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушения законодательства влечет административную ответственность (т.1 л.д.40-44, т.2 л.д.24-26).

Заслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Непредставление АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» документов по запросу от 07.10.2020 председателя Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федуловой М.Б. и неисполнение оспариваемого о предоставлении информации о всей финансовой, бухгалтерской деятельности Редакции газеты за период 2018-2019, признать незаконным указанный запрос и внесенное АНО «Редакция газеты «Верхневолжская предписания №1 от 13.10.2020 явилось основанием для решения вопроса о привлечении Смирнова В.М. к административной ответственности по ст.19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (т.1 л.д.17, т.2 л.д.27-29). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемыми действиями и решением председателя Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федуловой М.Б. затрагиваются права и законные интересы административного истца Смирнова В.М., в связи с чем он вправе оспорить их законность в судебном порядке.

Поскольку оспариваются действия и решения, совершенные и принятые в период с 07.10.2020 по 13.10.2020, при подаче административного иска 06.11.2020 административным истцом установленный статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением пропущен не был.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 2018 по 2020 годы из бюджетов Тверской области и Селижаровского района АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» предоставлялись субсидии на развитие материально технической базы (Постановление Правительства Тверской области от 26.11.2018 № 331-пп, Постановление Правительства Тверской области от 06.12.2019 № 475-пп) на основании Соглашений о предоставлении субсидий от 29.01.2018 № 3-с/2018, от 18.01.2019 г № 3-с/2019, от 24.01.2020 г №2-с/2020 (т.1 л.д.135-139, 76-79, 80-84).

В соответствии с пунктом 4.2.2 каждого из названных соглашений администрация вправе осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и Соглашением, путем проведения проверок по месту нахождения получателя.

Пунктом 4.3.3 указанных соглашений предусмотрена обязанность получателя субсидии (АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда») обеспечить условия для осуществления контроля за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и Соглашением в соответствии с пунктом 4.2.2 Соглашения администрации и органу муниципального финансового контроля.

В соответствии с Положением о Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области, утвержденным решением Собрания депутатов Селижаровского района от 27.12.2011, Ревизионная комиссия является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля (т.1 л.д.117-134).

По договорам безвозмездного пользования недвижимым имуществом в безвозмездном пользовании АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» находится муниципальное имущество – нежилые помещения, расположенные по адресу: Тверская область, пгт Селижарово, ул.Ленина, д.12а (т.1 л.д.99-106).

На основании пунктов 4 и 5 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», к основным полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования относится, в том числе, организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Ревизионная комиссия муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области имела полномочия по осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, переданных в виде субсидий АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда», и полномочия по осуществленью контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, переданного в безвозмездное пользование АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда».

Распоряжением от 01 октября 2020 года № 11-р председателя Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б. было принято решение о проведении контрольного мероприятия по вопросу проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» в части целевого и эффективного использования бюджетных средств и имущества муниципального образования «Селижаровский район» за период 2018 – 2019 годов (т.1 л.д.64). в соответствии с распоряжением подготовительный этап планировалось провести с 01.10.2020 по 08.10.2020, основной этап – с 09.10.2020 по 13.11.2020, акт по результатам мероприятия оформить до 09.11.2020.

Проведение указанной проверки было запланировано на основании обоснованного предложения врио Главы Селижаровского района от 10.01.2020 №28/1, как соучредителя и главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» (т.1 л.д. 67, 109-111).

На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право, в числе прочего, в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке, знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Таким образом, запрос от 07.10.2020 № 33 о предоставлении документов и информации (т.1 л.д.218-220) был направлен председателем Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б. главному редактору АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнову В.М. в пределах полномочий, предоставленных ей приведенной выше нормой закона, и оснований для признания указанных действий незаконными не имеется. В указанной части административный иск Смирнова В.М. удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Согласно статьи 3 Закона Тверской области от 29.09.2011 № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области» организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в течение 14 дней со дня поступления соответствующего запроса.

Из объяснений сторон следует и административным ответчиком не оспаривается, что запрос от 07.10.2020 был получен АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» 08.10.2020.

В запросе срок предоставления документов и информации определен не был. Исходя из положений статьи 3 Закона Тверской области от 29.09.2011 № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области» АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» была обязана представить запрашиваемые документы и информацию не позднее 22.10.2020.

12.10.2020 главный редактор АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнов В.М. представил председателю Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б. ответ, в котором заявил об отказе в предоставлении информации о финансово-хозяйственной деятельности организации со ссылкой на то, что такая информация представляется только учредителям (т.1 л.д.10). Фактически указанным ответом главный редактор АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнов В.М. воспрепятствовал проведению запланированного контрольного мероприятия по вопросу проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» в части целевого и эффективного использования бюджетных средств и имущества муниципального образования «Селижаровский район» за период 2018 – 2019 годов, поскольку отказался предоставить запрашиваемые документы и информацию.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пункта 5.11 Стандарта финансового контроля Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район», утвержденного распоряжением ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области от 12.09.2016 № 97-р в случае возникновения в ходе контрольного мероприятия ситуаций, препятствующих выполнению программы контрольного мероприятия председатель Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федулова М.Б. имела полномочия составить акт по факту непредставления должностным лицом проверяемой организации документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий, который составляется в присутствии представителя проверяемого органа и вручается руководителю указанного органа. Названный акт Федуловой М.Б. не составлялся.

На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.

Поскольку отказом предоставить запрашиваемую при проведении контрольного мероприятия информацию главный редактор АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнов В.М. воспрепятствовал проведению такого мероприятия, в соответствии с названной нормой закона председатель Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федулова М.Б. была вправе направить в АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда».

Такое предписание было направлено административным ответчиком главному редактору АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнову В.М. 13.10.2020 за №1, при этом предписание содержало требование представить документацию, необходимую для проведения контрольного мероприятия, указанную в запросе от 07.10.2020 № 33, в срок до 14.10.2020 (т.1 л.д.13-14).

Оценивая законность вынесенного предписания, суд должен установить, вынесено ли оно надлежащим должностным лицом, в пределах его полномочий, и соответствует ли содержание выданного предписания, а именно содержание действий, которые предписывается совершить должностному лицу проверяемой организации, требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения.

Судом установлено, что предписание № 1 от 13.10.2020 вынесено надлежащим должностным лицом – председателем Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б. и в пределах предоставленных ей частью 4 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» полномочий, однако его нельзя признать законным, поскольку содержание действий, которые предписано совершить главному редактору АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнову В.М. не соответствует требованиям статьи 3 Закона Тверской области от 29.09.2011 № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области» в части сроков предоставления истребованной контрольно-ревизионным органом информации и документов.

Как установлено судом, с учетом даты получения запроса о предоставлении информации, срок предоставления такой информации для АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» истекал 22.10.2020. До истечения указанного срока, не использовав предоставленные пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» полномочия по составлению акта об отказе в предоставлении запрошенной информации, председатель Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федулова М.Б. оспариваемым предписаниям установила для главного редактора АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнова В.М. не соответствующий положениям статьи 3 Закона Тверской области от 29.09.2011 № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области» срок предоставления информации до 14.10.2020. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что содержание представления в части установления срока исполнения предписанных действий не соответствует требованиям Закона Тверской области от 29.09.2011 № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области», в связи с чем оно подлежит признанию незаконным и отмене, а административный иск в указанной части следует удовлетворить.

Ссылку административного ответчика Федуловой М.Б., что такой срок она установила, поскольку требовалось проводить проверку ещё в одной организации, суд считает несостоятельной. Срок предоставления информации строго регламентирован законом субъекта Российской Федерации и не может быть изменен произвольно. Кроме того, проведение контрольного мероприятия было запланировано в срок по 13.11.2020, и установление однодневного срока исполнения предписания, с учетом длительности общих сроков проведения контрольного мероприятия, нельзя признать законным и соответствующим требованиям разумности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Смирнова Вячеслава Михайловича к председателю Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой Марии Борисовны и Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области удовлетворить частично.

Признать незаконным, нарушающим права и законные интересы Смирнова Вячеслава Михайловича и отменить внесенное главному редактору Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнову В.М. предписание № 1 от 13 октября 2020 года.

В удовлетворении административных исковых требований Смирнова Вячеслава Михайловича к председателю Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой Марии Борисовны и Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области о признании незаконными действий председателя Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Федуловой Марии Борисовны по направлению в АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» запроса от 07 октября 2020 года о предоставлении информации, признании незаконным указанного запроса - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области Осташковского межрайонного суда Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.Н. Лебедева

Дело № 2а-2-276/2020 В окончательной форме решение принято 30.12.2020

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Селижарово 29 декабря 2020 года

Осташковский межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области) в составе председательствующего судьи Лебедевой О.Н.,

при секретаре Смирновой Т.С.,

с участием представителя административного истца Смирнова В.М. – адвоката Виноградовой Н.Н.,

административного ответчика председателя Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б., представляющей также интересы административного ответчика Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнова Вячеслава Михайловича к председателю Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой Марии Борисовны и Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области о признании незаконными действий и решения должностного лица органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Смирнов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к председателю Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б., с учетом уточнений административных исковых требований, сделанных в процессе рассмотрения дела, просил: 1) признать незаконными действия председателя Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федуловой Марии Борисовны по направлению в Автономной некоммерческой организации (далее АНО) «Редакция газеты «Верхневолжская правда» запроса от 07.10.2020 о предоставлении информации о всей финансовой, бухгалтерской деятельности Редакции газеты за период 2018-2019, признать незаконным указанный запрос и внесенное АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» предписание №1 от 13.10.2020 о представлении документации для проведения контрольного мероприятия, указанной в запросе; 2) отменить внесенное председателем Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федуловой Марией Борисовной АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда»предписание №1 от 13.10.2020 о представлении документации для проведения контрольного мероприятия, указанной в запросе.

В обоснование заявленных требований указано, что 07.10.2020 главному редактору АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнову В.М. поступил запрос председателя Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федуловой М.Б. о предоставлении информации (33 пункта) о всей финансовой, бухгалтерской деятельности Редакции газеты за период 2018-2019, запрошены все учредительные документы, лицензии, справка об организации бухгалтерского учета, сведения об организационной, штатной структуре предприятия, вся бухгалтерская отчетность за 2018-2019, материалы годовой инвентаризации, главная книга, реестр всех договоров с покупателями, агентские договоры, договоры поручения, комиссии, акты выполненных работ, все финансовые первичные документы.

12.10.2020 административный истец вручил Федуловой М.Б. ответ на запрос, в котором сообщил, что в соответствии с п. 3 ст. 10 ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 5.2. Устава АНО надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном учредительными документами, и что информация о финансово-хозяйственной деятельности организации согласно Устава предоставляется только учредителям.

Одновременно с данным ответом была представлена информация о расходования средств, полученных АНО из областного и районного бюджетов за 2018-2019, с точным указанием всех сумм и целей расходов. Информация подписана также и главным бухгалтером редакции КТА.

13.10.2020 председателем Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б. административному истцу, как главному редактору АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» вручено предписание №1 в соответствии со ст. 270 Бюджетного Кодекса РФ (которая утратила силу) и п. 3.2 Положения о Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области, п. 4.2 и 4.3 заключенных соглашений в срок до 14.10.2020 (через несколько часов) представить необходимую документацию для проведения контрольного мероприятия, указанную в запросе. При этом не указано, какую конкретно из многочисленных позиций п.3.2 Положения информацию обязана предоставить Редакция газеты.

Поскольку административный истец истребованные документы не представил, просил отозвать предписание № 1 от 13.10.2020 как не соответствующее нормам федерального законодательства и условиям Соглашения о предоставлении из бюджета муниципального образования «Селижаровский район Тверской области» субсидий юридическому лицу, 03.11.2020 председатель Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федулова М.Б. направила административному истцу извещение о месте и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, то есть на основании оспариваемого предписания административный истец привлекается к административной ответственности, чем нарушены его права.

Административный истец, оспаривая указанные действия и решения руководителя ревизионного органа, полагает, что в силу п.2 ч. 4 ст. 9 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не обязан предоставлять документы о соблюдении условий получения субсидий за счет средств соответствующего бюджета, так как возможность проверок указанных организаций не установлена договором о предоставлении субсидий за счет средств соответствующего бюджета. По условиям соглашения о предоставлении из бюджета муниципального образования «Селижаровский район Тверской области» субсидий юридическому лицу, заключенного 18.01.2019 с Администрацией Селижаровского района, контроль за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии осуществляет Администрация района.

Административный истец полагает оспариваемое предписание незаконным, так как оно не содержит указание на конкретные допущенные АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» нарушения и на конкретные основания вынесения предписания.

В предписании указано, что 12.10.2020 председатель Ревизионной комиссии Федулова М.Б. произвела выезд на место проведения контрольного мероприятия по адресу: п. Селижарово, ул. Ленина, д. 12А, где получен отказ в предоставлении документов. Не указано, признаки какого правонарушения усматриваются в описанном событии. Не указано, что нашим юридическим лицом (возможно) нарушены сроки предоставления документов по запросу комиссии. В запросе от 07.10.2020 такой срок и не устанавливался.

По мнению административного истца, предписание административным ответчиком внесено без оснований, установленных ч. 3 ст.270.2 Бюджетного Кодекса РФ.

В силу ст. 268.1 БК РФ комиссия уполномочена на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для исполнения предписания по устранению установленных в ходе проверки нарушений только бюджетного законодательства. Вместе с тем, выдача предписания по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, гражданского законодательства, трудового законодательства) не относится к полномочиям комиссии.

При направлении в АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» запроса о предоставлении информации от 07.10.2020, административным ответчиком нарушены требования п. 6 Положения о Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области (Приложение к решению Собрания депутатов Селижаровского района от 27.08.2020 г. № 210), а именно не были указаны сроки предоставления информации, которые в соответствии с требованием законодательства должен составлять 14 дней со дня поступления запроса.

При подготовке дела к судебному разбирательству определением суда от 12.11.2020 к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена Ревизионная комиссия МО «Селижаровский район» Тверской области, в качестве заинтересованного лица – Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Верхневолжская правда».

Определением суда от 01.12.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Селижаровского района Тверской области.

В судебное заседание административный истец Смирнов В.М., представители заинтересованных лиц Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Верхневолжская правда», администрации Селижаровского района Тверской области не явились.

Все участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административный истец, заинтересованные лица ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Административный истец обеспечил участие в рассмотрении дела своего представителя – адвоката Виноградовой Н.Н.

С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца, заинтересованных лиц.

Заинтересованное лицо администрация Селижаровского района Тверской области представило письменные объяснения, в которых полагали, что действия председателя Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федуловой М.Б. по направлению в АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» запроса о предоставлении информации от 07.10.2020 № 33 и внесению предписания № 1 от13.10.2020 о предоставлении документации для проведения контрольного мероприятия осуществлены в рамках полномочий, закрепленных за контрольно-счетным органом муниципального образования п.2 ст.9 Федерального закона от 0-7.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пунктом 3.2 Положения о Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области, принятого решением Собрания депутатов Селижаровского района 27.11.2011 № 90.

На основании Соглашений о предоставлении из бюджета муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области субсидии юридическому лицу от 29.01.2018 № 3-с/2018, от 18.01.2019 № 3-с/2019, от 24.01.2020 № 2-с/2020 АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» является получателем субсидий. В пп.4.2.2 указанных соглашений закреплено право администрации на осуществление контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидий путем проведения проверок по месту нахождения получателя. АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» является объектом контроля муниципального органа финансового контроля Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области.

Заинтересованное лицо администрация Селижаровского района Тверской области полагала, что правовые основания для удовлетворения заявленных Смирновым В.М. административных исковых требований отсутствуют (т.1 л.д.147-149).

В судебно заседании представитель административного истца адвокат Виноградова Н.Н. заявленные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.

Административный ответчик председатель Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федулова М.Б., представляющая также интересы административного ответчика Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области, административные исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых указала, что она, как председатель Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области, распоряжением от 01.10.2020 № 11-р приняла решение о проведении контрольного мероприятия по вопросу проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» в части целевого и эффективного использования бюджетных средств и имущества муниципального образования «Селижаровский район» за период 2018 – 2019 годов.

Основаниями для проведения проверки явился пункт 5 раздела II плана деятельности Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Тверской области на 2020 год, утвержденного распоряжением Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Тверской области от 17.01.2020 № 3-р.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» пункт 5 раздела II плана деятельности включен на основании обоснованного предложения врио Главы Селижаровского района от 10.01.2020 г №28/1, как соучредителя и главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда».

На протяжении нескольких лет (в том числе за период с 2018 по 2020 годы) из бюджетов Тверской области и Селижаровского района АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» предоставлялись субсидии на развитие материально технической базы (Постановление Правительства Тверской области от 26.11.2018 № 331-пп, Постановление Правительства Тверской области от 06.12.2019 № 475-пп) на основании Соглашений о предоставлении субсидий от 29.01.2018 № 3-с/2018, от 18.01.2019 г № 3-с/2019, от 24.01.2020 г №2-с/2020. Соответственно, АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» является объектом контроля муниципального органа финансового контроля, Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район».

Ревизионной комиссией МО «Селижаровский район» Тверской области в АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» был направлен запрос от 07.10.2020 № 33 о предоставлении информации в виде стандартного списка документов, необходимых для осуществления контрольного мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» в части целевого и эффективного использования бюджетных средств и имущества муниципального образования «Селижаровский район» за период 2018 – 2019 годов.

Ссылаясь на часть 1 статьи 15 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статью 3 закона Тверской области от 29.09.2011 № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области», административный ответчик указывает на наличие у АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» обязанности представить в контрольно-счетный орган по его запросу информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в течение 14 дней со дня поступления соответствующего запроса, который был получен АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» 07.10.2020, следовательно, информацию были обязаны представить не позднее 22.10.2020.

Представленная 12.10.2020 АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» информация не отвечает требованиям запроса. Соответственно, проведение контрольного мероприятия на основании представленного документа не представилось возможным.

На основании статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» 13.10.2020 в АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» было направлено предписание, в котором предлагалось предоставить необходимую документацию для проведения контрольного мероприятия, указанную в запросе о предоставлении информации от 07.10.2020 №33 в срок до 14.10.2020, не создавать препятствий в проведении проверки в виде отказа в предоставлении запрашиваемых сведений.

Однако, запрошенные документы в Ревизионную комиссию муниципального образования «Селижаровский район» представлены не были ни в установленный срок, ни позднее.

Тем самым, информация, необходимая для реализации полномочий Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район», как органа внешнего муниципального финансового контроля в нарушение статьи 3 Закона № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области» не была предоставлена административным истцом в предусмотренный срок, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

06.11.2020 административным ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии статьи 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. В настоящее время дело об административном правонарушении находится в производстве мирового судьи Федоровой И.В. в судебном участке № 52 Тверской области.

Оспариваемое предписание было внесено Смирнову В.М. в целях принятия мер по пресечению и предупреждению правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что предусмотрено частью 4 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий. В соответствии части 6 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки. В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушения законодательства влечет административную ответственность (т.1 л.д.40-44, т.2 л.д.24-26).

Заслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Непредставление АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» документов по запросу от 07.10.2020 председателя Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федуловой М.Б. и неисполнение оспариваемого о предоставлении информации о всей финансовой, бухгалтерской деятельности Редакции газеты за период 2018-2019, признать незаконным указанный запрос и внесенное АНО «Редакция газеты «Верхневолжская предписания №1 от 13.10.2020 явилось основанием для решения вопроса о привлечении Смирнова В.М. к административной ответственности по ст.19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (т.1 л.д.17, т.2 л.д.27-29). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемыми действиями и решением председателя Ревизионной комиссии МО «Селижаровский район» Федуловой М.Б. затрагиваются права и законные интересы административного истца Смирнова В.М., в связи с чем он вправе оспорить их законность в судебном порядке.

Поскольку оспариваются действия и решения, совершенные и принятые в период с 07.10.2020 по 13.10.2020, при подаче административного иска 06.11.2020 административным истцом установленный статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением пропущен не был.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 2018 по 2020 годы из бюджетов Тверской области и Селижаровского района АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» предоставлялись субсидии на развитие материально технической базы (Постановление Правительства Тверской области от 26.11.2018 № 331-пп, Постановление Правительства Тверской области от 06.12.2019 № 475-пп) на основании Соглашений о предоставлении субсидий от 29.01.2018 № 3-с/2018, от 18.01.2019 г № 3-с/2019, от 24.01.2020 г №2-с/2020 (т.1 л.д.135-139, 76-79, 80-84).

В соответствии с пунктом 4.2.2 каждого из названных соглашений администрация вправе осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и Соглашением, путем проведения проверок по месту нахождения получателя.

Пунктом 4.3.3 указанных соглашений предусмотрена обязанность получателя субсидии (АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда») обеспечить условия для осуществления контроля за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и Соглашением в соответствии с пунктом 4.2.2 Соглашения администрации и органу муниципального финансового контроля.

В соответствии с Положением о Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области, утвержденным решением Собрания депутатов Селижаровского района от 27.12.2011, Ревизионная комиссия является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля (т.1 л.д.117-134).

По договорам безвозмездного пользования недвижимым имуществом в безвозмездном пользовании АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» находится муниципальное имущество – нежилые помещения, расположенные по адресу: Тверская область, пгт Селижарово, ул.Ленина, д.12а (т.1 л.д.99-106).

На основании пунктов 4 и 5 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», к основным полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования относится, в том числе, организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Ревизионная комиссия муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области имела полномочия по осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, переданных в виде субсидий АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда», и полномочия по осуществленью контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, переданного в безвозмездное пользование АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда».

Распоряжением от 01 октября 2020 года № 11-р председателя Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б. было принято решение о проведении контрольного мероприятия по вопросу проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» в части целевого и эффективного использования бюджетных средств и имущества муниципального образования «Селижаровский район» за период 2018 – 2019 годов (т.1 л.д.64). в соответствии с распоряжением подготовительный этап планировалось провести с 01.10.2020 по 08.10.2020, основной этап – с 09.10.2020 по 13.11.2020, акт по результатам мероприятия оформить до 09.11.2020.

Проведение указанной проверки было запланировано на основании обоснованного предложения врио Главы Селижаровского района от 10.01.2020 №28/1, как соучредителя и главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» (т.1 л.д. 67, 109-111).

На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право, в числе прочего, в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке, знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Таким образом, запрос от 07.10.2020 № 33 о предоставлении документов и информации (т.1 л.д.218-220) был направлен председателем Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б. главному редактору АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнову В.М. в пределах полномочий, предоставленных ей приведенной выше нормой закона, и оснований для признания указанных действий незаконными не имеется. В указанной части административный иск Смирнова В.М. удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Согласно статьи 3 Закона Тверской области от 29.09.2011 № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области» организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в течение 14 дней со дня поступления соответствующего запроса.

Из объяснений сторон следует и административным ответчиком не оспаривается, что запрос от 07.10.2020 был получен АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» 08.10.2020.

В запросе срок предоставления документов и информации определен не был. Исходя из положений статьи 3 Закона Тверской области от 29.09.2011 № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области» АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» была обязана представить запрашиваемые документы и информацию не позднее 22.10.2020.

12.10.2020 главный редактор АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнов В.М. представил председателю Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б. ответ, в котором заявил об отказе в предоставлении информации о финансово-хозяйственной деятельности организации со ссылкой на то, что такая информация представляется только учредителям (т.1 л.д.10). Фактически указанным ответом главный редактор АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнов В.М. воспрепятствовал проведению запланированного контрольного мероприятия по вопросу проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» в части целевого и эффективного использования бюджетных средств и имущества муниципального образования «Селижаровский район» за период 2018 – 2019 годов, поскольку отказался предоставить запрашиваемые документы и информацию.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пункта 5.11 Стандарта финансового контроля Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район», утвержденного распоряжением ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области от 12.09.2016 № 97-р в случае возникновения в ходе контрольного мероприятия ситуаций, препятствующих выполнению программы контрольного мероприятия председатель Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федулова М.Б. имела полномочия составить акт по факту непредставления должностным лицом проверяемой организации документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий, который составляется в присутствии представителя проверяемого органа и вручается руководителю указанного органа. Названный акт Федуловой М.Б. не составлялся.

На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.

Поскольку отказом предоставить запрашиваемую при проведении контрольного мероприятия информацию главный редактор АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнов В.М. воспрепятствовал проведению такого мероприятия, в соответствии с названной нормой закона председатель Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федулова М.Б. была вправе направить в АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда».

Такое предписание было направлено административным ответчиком главному редактору АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнову В.М. 13.10.2020 за №1, при этом предписание содержало требование представить документацию, необходимую для проведения контрольного мероприятия, указанную в запросе от 07.10.2020 № 33, в срок до 14.10.2020 (т.1 л.д.13-14).

Оценивая законность вынесенного предписания, суд должен установить, вынесено ли оно надлежащим должностным лицом, в пределах его полномочий, и соответствует ли содержание выданного предписания, а именно содержание действий, которые предписывается совершить должностному лицу проверяемой организации, требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения.

Судом установлено, что предписание № 1 от 13.10.2020 вынесено надлежащим должностным лицом – председателем Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой М.Б. и в пределах предоставленных ей частью 4 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» полномочий, однако его нельзя признать законным, поскольку содержание действий, которые предписано совершить главному редактору АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнову В.М. не соответствует требованиям статьи 3 Закона Тверской области от 29.09.2011 № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области» в части сроков предоставления истребованной контрольно-ревизионным органом информации и документов.

Как установлено судом, с учетом даты получения запроса о предоставлении информации, срок предоставления такой информации для АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» истекал 22.10.2020. До истечения указанного срока, не использовав предоставленные пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» полномочия по составлению акта об отказе в предоставлении запрошенной информации, председатель Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федулова М.Б. оспариваемым предписаниям установила для главного редактора АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнова В.М. не соответствующий положениям статьи 3 Закона Тверской области от 29.09.2011 № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области» срок предоставления информации до 14.10.2020. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что содержание представления в части установления срока исполнения предписанных действий не соответствует требованиям Закона Тверской области от 29.09.2011 № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области», в связи с чем оно подлежит признанию незаконным и отмене, а административный иск в указанной части следует удовлетворить.

Ссылку административного ответчика Федуловой М.Б., что такой срок она установила, поскольку требовалось проводить проверку ещё в одной организации, суд считает несостоятельной. Срок предоставления информации строго регламентирован законом субъекта Российской Федерации и не может быть изменен произвольно. Кроме того, проведение контрольного мероприятия было запланировано в срок по 13.11.2020, и установление однодневного срока исполнения предписания, с учетом длительности общих сроков проведения контрольного мероприятия, нельзя признать законным и соответствующим требованиям разумности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Смирнова Вячеслава Михайловича к председателю Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой Марии Борисовны и Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области удовлетворить частично.

Признать незаконным, нарушающим права и законные интересы Смирнова Вячеслава Михайловича и отменить внесенное главному редактору Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Верхневолжская правда» Смирнову В.М. предписание № 1 от 13 октября 2020 года.

В удовлетворении административных исковых требований Смирнова Вячеслава Михайловича к председателю Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области Федуловой Марии Борисовны и Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области о признании незаконными действий председателя Ревизионной комиссии муниципального образования «Селижаровский район» Федуловой Марии Борисовны по направлению в АНО «Редакция газеты «Верхневолжская правда» запроса от 07 октября 2020 года о предоставлении информации, признании незаконным указанного запроса - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области Осташковского межрайонного суда Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.Н. Лебедева

1версия для печатиДело № 2а-2-276/2020 ~ М-2-255/2020 (Решения)