ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-2823/2019640004-01-2019-003410-36 от 02.12.2019 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-2-2823/2019 64RS0004-01-2019-003410-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2019 года г. Балаково Саратовской области

Балаковский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Кротова А.В.,

при секретаре судебного заседания Максимовой А.М.,

с участием представителя административных истцов – адвоката Липатовой А.П.,

представителя административного ответчика администрации БМР – Решетникова А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковым заявлениям Войновой Т.В., Соколовой М.А., Ожга А.А., Мамедова Т.Б. оглы, Абдуллаевой Ш.Н. кызы, Курышовой М.П. к Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Правительству Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия,

установил:

административные истцы обратились в суд, указав, что постановлениями администрации БМР им предоставлены в собственность земельные участки, площадью по 600 кв.м., расположенные по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Саратовское шоссе, район 4 «Б». Указанные земельные участки образованы путем выделения из земельного участка, площадью 16,4 га, с кадастровым номером 64:40:030101:15. Выделенные земельные участки представляют собой часть поля, на котором находится полуразрушенное здание бывшей воинской части, в том числе фундаменты различных строений, разбитые асфальтированные дороги, котлованы, насыпи, строительный мусор и заросли деревьев. На выделенном участке невозможно осуществить индивидуальное жилищное или дачное строительство, вести личное подсобное хозяйство, заниматься садоводством или огородничеством. Административные истцы считают, что административные ответчики обязаны были предоставить земельные участки уже имеющие возможность подключения к ресурсоснабжающим сетям и имеющие необходимую инфраструктуру, но этого не было сделано. Административные истцы считают, что финансирование расходов, связанных с предоставлением уполномоченным органом исполнительной власти области земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам в собственность бесплатно в целях жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» осуществляется за счет средств областного бюджета, а обеспечение земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в области строительства, архитектуры, градостроительства (п. 3 ст. 12).

Административные истцы неоднократно обращались в администрацию Балаковского муниципального района и в Правительство Саратовской области с письмами, содержащими просьбу об обеспечении выделенных земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой, водо-, газоснабжением, транспортной развязкой, внутриквартальными дорогами, тротуарами, но на момент рассмотрения дела решен вопрос только с обеспечением возможности подключения к электрическим сетям, а поэтому, считая свои права нарушенными, административные истцы обратилась в суд с данными административными исками.

Административные истцы Войнова Т.В., Соколова М.А., Ожга А.А., Мамедов Т.Б.о., Абдуллаева Ш.Н.к., Курышова М.П. о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в своё отсутствие.

В судебном заседании представитель административных истцов – адвокат Липатова А.П. поддержала исковые требования, дала объяснения, аналогичные изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Балаковского муниципального района Саратовской области – Решетников А.Б. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Истцы обращались в администрацию БМР с заявлением. Ответом администрации БМР истцам указано, что органы местного самоуправления принимают все предусмотренные законодательством меры для скорейшего решения вопроса в рамках своей компетенции. Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, переданы для исполнения органам государственной власти субъекта РФ. Финансирование расходов, связанных с предоставлением уполномоченным органом исполнительной власти области земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам в собственность бесплатно в целях жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» осуществляется за счет средств областного бюджета. Органы местного самоуправления не наделены безусловной обязанностью по проведению мероприятий обеспечения таких земельных участков объектами инфраструктуры систем инженерно-технического обеспечения, до момента предоставления их в собственность гражданам. Указанная обязанность установлена ст. 9 Закона № 119-ЗСО для органов исполнительной власти субъекта – Саратовской области. Вместе с тем, органы местного самоуправления решают вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Для обеспечения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, подводящими магистральными и внутриквартальными сетями инженерно-технического обеспечения постановлением администрации БМР 06 февраля 2015 года № 678 утверждена муниципальная программа «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Балаково». Реализация программы (в редакции от 25.05.2018 г. № 1951) планируется в 2 этапа: первый этап - изготовление проектной документации на строительство инженерных сетей, второй этап - строительство инженерных сетей и дорог в сроки: 1 этап -2016-2021 годы и 2 этап 2022-2030 годы. В отношении указанных территорий разработаны и утверждены документы территориального планирования - проекты планировки территории. Утвержденными проектами планирования установлены: красные линии застройки; границы санитарно- защитных зон; функциональное и строительное зонирование территории; организация транспортного обслуживания и поперечные профили улиц. Органы местного самоуправления в рамках своей компетенции принимают все предусмотренные законодательством меры для решения вопроса обеспечения вышеуказанных земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой, а также проводят мероприятия по оказанию всестороннего содействия многодетным семьям. При этом срок муниципальной программы «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Балаково» рассчитан с учетом недостаточности финансовых средств в бюджете, объёма необходимых работ, в отношении 1159 земельных участков, предоставленных многодетным семьям, а также необходимости реализации иных муниципальных программ и исполнения иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Административный ответчик Правительство Саратовской области надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрении дела, своего представителя в судебное заседание не направил. В отзыве на административные иски указал норм об обязательном обеспечении органами исполнительной власти Саратовской области участков, находящихся в муниципальной или областной собственности, объектами инженерной инфраструктуры нет. По общему правилу при наличии у муниципального образования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с объектами инженерной инфраструктуры соответствующие органы местного самоуправления обязаны предоставлять указанной категории граждан эти участки на основании их заявлений. Если на участках, находящихся в муниципальной собственности, а равно на участках, целенаправленно принятых органами местного самоуправления в муниципальную собственность из областной собственности, отсутствуют объекты инженерной инфраструктуры, то эти органы местного самоуправления, предоставив их гражданам, сами обеспечивают эти участки такими объектами только при условии отсутствия взаимодействия или предварительной договоренности с уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ о взятии им на себя обязательства по обеспечению указанными объектами. Такого взаимодействия или договоренности, которая могла бы быть оформлена соглашением или которая бы следовала из принятого органами государственной власти Саратовской области нормативного правового акта, не имело места быть. Факт предоставления администрацией Балаковского района Саратовской области земельных участков административным истцам обязывает только её, а не Правительство области, обеспечить в последующем такие участки объектами инженерной инфраструктуры. Понуждение Правительства области обустроить уже предоставленные участки, договорённости о которых ранее не было, противоречит позиции Конституционного Суда РФ, нарушает права как Саратовской областной Думы, так и Правительства области на беспрепятственное осуществление своих собственных, исключительных полномочий. Расходы на строительство объектов от существующих сетей до границы участка заявителя «сидят» в оплате, которую вносит собственник участка. Технологическое присоединение как от сетей собственника земельного участка до границы земельного участка с точкой подключения, так и от границы земельного участка с точкой подключения до существующей системы осуществляется не иначе, как в заявительном порядке, то есть по инициативе гражданина. Как следствие, разделение финансирования на финансирование мероприятий по строительству сети от сети собственника земельного участка до границы земельного участка с точкой подключения и на финансирование мероприятий по строительству сети от точки присоединения на границе участка до централизованной сети - которое может осуществляться кем-то ещё, кроме как собственником участка - федеральным законодательством не предусмотрено.

Также представителем Правительства Саратовской области заявлено, что административными истцами пропущены сроки на обращение в суд (трехмесячный, трехгодичный) как с требованиями к администрации района, так и с требованиями к Правительству области, что является самостоятельным основанием для отказа в исках.

Заинтересованные лица Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, Министерство социального развития Саратовской области, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, муниципальное казенное учреждение Балаковского муниципального района "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрении дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

Руководствуясь статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав предоставленные доказательства, суд находит административные исковые заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации БМР № * от.. .. .. .. Войновой Т.В. бесплатно в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: г. *, ул. *, район *, площадью * кв.м. из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, жилые дома на основании п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, Закона Саратовской области от 30.09.2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Постановлением администрации БМР № * от.. .. .. .. Соколовой М.А. бесплатно в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: г. *, ул. *, район *, площадью * кв.м. из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, жилые дома на основании п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, Закона Саратовской области от 30.09.2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Постановлением администрации БМР № * от.. .. .. .. Ожга А.А. бесплатно в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: г. *, ул. *, район *, площадью * кв.м. из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, жилые дома на основании п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, Закона Саратовской области от 30.09.2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Постановлением администрации БМР № * от.. .. .. .. Мамедову Т.Б.о. бесплатно в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: г. *, ул. *, район *, площадью * кв.м. из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, жилые дома на основании п.п 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, Закона Саратовской области от 30.09.2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Постановлением администрации БМР № * от.. .. .. .. Абдуллаевой Ш.Н.к. бесплатно в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: г. *, ул. *, район *, площадью * кв.м. из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, жилые дома на основании п.п 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, Закона Саратовской области от 30.09.2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Постановлением администрации БМР № * от.. .. .. .. Курышовой М.П. бесплатно в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: г. *, ул. *, район *, площадью * кв.м. из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, жилые дома на основании п.п 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, Закона Саратовской области от 30.09.2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Обстоятельства отсутствия технологического присоединения объектов недвижимости, предоставленных истцам в собственность, к сетям инженерно-технического обеспечения в виде водоснабжения, водоотведения, газопровода, автомобильной дорогой общего пользования сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до июля 2012 года разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

На основании пункта 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Законом Саратовской области "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" N 119-ЗСО от 24 сентября 2014 года в соответствии с ЗК РФ определены порядок постановки граждан, имеющим трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления указанным гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам.

Статьей 8 названного Закона предусмотрен порядок предоставления органом местного самоуправления гражданам в собственность бесплатно земельных участков, Так, орган местного самоуправления с учетом положений частей 1 и 2 статьи 2 закона Саратовской области "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности N 119-ЗСО от 24 сентября 2014 года" принимает решение о предоставлении гражданину в собственность бесплатно земельного участка, указанного в частях 1 и 2 статьи 2 и включенного в перечень земельных участков, на основании заявления гражданина, состоящего на учете, о приобретении в собственность бесплатно земельного участка.

В соответствии с частью 3 статьи 12 закона Саратовской области "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности N 119-ЗСО от 24 сентября 2014 года" обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры осуществляется в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в области строительства, архитектуры, градостроительства.

Постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2013 года N 309-П утвержден план мероприятий ("Дорожная карта") по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, являющихся федеральной собственностью и подлежащих предоставлению для жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Саратовской области, в котором мероприятия по разработке проектно-сметной документации на строительство инженерной инфраструктуры, государственной экспертизе проектно-сметной документации на строительство инженерной инфраструктуры, проведению кадастровых работ, оформлению разрешения на строительство инженерной инфраструктуры, ее строительству и ввод в эксплуатацию запланированы на май 2016 - декабрь 2017 года и возложены на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области.

Порядок обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной (не федеральной) собственности, на территории Саратовской области при предоставлении многодетным семьям не установлен.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (пункты 24, 29).

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 9 статьи 7 данного Закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 09 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 года № 2516-О), положения Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ), суд приходит к выводу, что вопросы организации и финансирования мероприятий, связанных с обеспечением земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих трех и более детей, относятся к ведению как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органа местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.

В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего улучшения доступности жилья Президентом Российской Федерации 07 мая 2012 года издан Указ № 600.

Согласно пункту 2 данного Указа № 600 Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.

Подпунктами 24, 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ предусмотрено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Уставом Саратовской области, принятым Саратовской областной Думой 24 мая 2005 года, статьей 1 Закона Саратовской области «О Правительстве Саратовской области», принятого Саратовской областной Думой 05 сентября 1996 года, Правительство области является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области; в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством осуществляет свою деятельность в отраслях и сферах государственного управления; правомочно решать все вопросы государственного управления, которые отнесены федеральным законодательством и законодательством области к компетенции органов исполнительной власти области, если иное не установлено федеральным законодательством.

Отношения Правительства области с органами местного самоуправления строятся на основе соответствующих положений федерального законодательства и законодательства области; отношения Правительства области с органами местного самоуправления осуществляются посредством: заключения между ними соглашений и договоров; наделения отдельными государственными полномочиями в соответствии с законом области; создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов как временных, так и постоянно действующих; иных форм, не противоречащих федеральному закону; Правительство области в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области, обеспечивает предоставление социальной поддержки семьям, имеющим детей (в том числе многодетным семьям, одиноким родителям) (статьи 10, 19 Закона Саратовской области «О Правительстве Саратовской области»).

Согласно статье 12 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО финансирование расходов, связанных с предоставлением уполномоченным органом исполнительной власти области земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам в собственность бесплатно в целях жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» осуществляется за счет средств областного бюджета (пункт 1).

Обеспечение земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в области строительства, архитектуры, градостроительства (пункт 3).

Вместе с тем, Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО специальный порядок обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей, не разработан.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 указанного Закона финансирование расходов, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование обеспечения инфраструктурой земельных участков, выделенных гражданам, имеющим трех и более детей, из муниципальной собственности, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и по вопросам финансирования на указанные цели, отсутствует.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 года № 2516-О, отражение в ЗК РФ подхода, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом термин «организация», используемая для целей определения вопросов местного значения, не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы возможность как произвольного возложения на муниципальное образование публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции.

Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более, в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Понятие «оснащение» необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой - система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Иное толкование понятия «оснащения» необходимой инфраструктурой земельных участков и будущих объектов капитального строительства на предоставленных земельных участках будет противоречить правовым нормам, регулирующим указанные правоотношения.

Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченным органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.

Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Судом установлено, что административными истцами в период с момента предоставления земельных участков неоднократно принимались меры для понуждения администрации Балаковского муниципального района к обеспечению земельных участков необходимой инфраструктурой. Так согласно копиям заявлений от 16.07.2019 Войновой Т.В. (т. 1 л.д. 16), от 16.07.2019 Соколовой М.А. (т. 1 л.д. 47), от 16.07.2019 Ожга А.А. (т. 1 л.д. 69), от 16.07.2019 Мамедова Т.Б.о. (т. 1 л.д. 105) от 16.07.2019 Абдуллаевой Ш.Н.к. (т. 1 л.д. 127), от 16.07.2019 Курышовой М.П. (т. 1 л.д. 185) в Правительство Саратовской области, администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области административные истцы просили обеспечить их участки инфраструктурой, но получили ответы о наличии постановления администрации БМР от 06 февраля 2015 года № 678, которым утверждена муниципальная программа «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Балаково» со сроками первого этапа до 2021 года и второго до 2030 года (т.1 л.д. 17-18, 20, 48-49, 51, 70-71, 73, 106-107, 108, 128-129, 186-187, 189).

Ранее административные истицы обращались и в администрацию Балаковского муниципального района и в прокуратуру города Балаково, но сроки обеспечения земельных участков необходимой инфраструктурой только отодвигались дальше по времени исполнения, так в первоначальной редакции приведенного постановления № 678 сроки были определены: 1 этап – 2015 год, второй -2016 год и 3 этап – 2017 год, затем постановлением от 26 октября 2017 года № 4742 были внесены изменения и этапов стало два: 1 этап 2017-2020 годы и 2 этап – 2021-2027 годы, после принятия Постановления № 1951 от 25 мая 2018 года сроки 1 этапа перенесли с 2016 года по 2021 год и 2 этапа с 2022 по 2030 годы, при этом финансирование предполагается только с 2021 года.

Приведенные сроки обеспечения земельных участков элементами инфраструктуры не позволяют признать их разумными, то есть администрация Балаковского муниципального района не принимает мер к обеспечению земельных участков административных истцов необходимой инфраструктурой, а Правительство Саратовской области не принимает мер к исправлению ситуации в городе Балаково, тем самым судом установлен факт незаконного бездействия административных ответчиков и административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В порядке восстановления нарушенных прав административных истцов суд считает необходимым возложить на Правительство Саратовской области и администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение земельных участков административных истцов, расположенных по адресу: г. Балаково Саратовской области, ул. Саратовское шоссе, район 4 «Б», на бесплатной основе объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанного земельного участка, по оказанию содействия в подключении (технологическом присоединении) жилого дома, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка, определив срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отвечающий требованиям разумности с учетом периода незаконного бездействия.

Доводы Правительства Саратовской области о пропуске административными истцами сроков обращения в суд отвергаются как ошибочные и не основанные на фактических материалах дела. Так настоящее дело находится в суде с сентября 2019 года, а ответ с последним отказом истцы получили в августе 2019, то есть срок обращения в суд не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить заявленные требования Войновой Т.В., Соколовой М.А., Ожга А.А., Мамедова Т.Б. оглы, Абдуллаевой Ш.Н. кызы, Курышовой М.П. к Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Правительству Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия.

Признать незаконным бездействие Правительства Саратовской области и администрации Балаковского муниципального района Саратовской области выразившееся в неорганизации обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, площадью по * кв.м. каждый, расположенных по адресу: * область, г. *, *, район *, с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, принадлежащего Войновой Т.В. с кадастровым номером *, Соколовой М.А. с кадастровым номером *, Ожга А.А. с кадастровым номером *, Мамедову Т.Б. оглы с кадастровым номером *, Абдуллаевой Ш.Н. кызы с кадастровым номером *, Курышовой М.П. с кадастровым номером *.

Возложить на Правительство Саратовской области, администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение земельных участков, площадью по * кв.м. каждый, расположенных по адресу: * область, г. *, *, район *, с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, принадлежащего Войновой Т.В. с кадастровым номером *, Соколовой М.А. с кадастровым номером *, Ожга А.А. с кадастровым номером *, Мамедову Т.Б. оглы с кадастровым номером *, Абдуллаевой Ш.Н. кызы с кадастровым номером *, Курышовой М.П. с кадастровым номером *, на бесплатной основе объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанного земельного участка, по оказанию содействия в подключении (технологическом присоединении) жилого дома, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме на решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области.

Мотивированное решение составлено 04 декабря 2019 года.

Судья А.В. Кротов

Согласовано

Судья А.В. Кротов