ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-295/2021 от 23.09.2021 Сухиничского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а -2-295/2021г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сухиничи 23 сентября 2021 года

Сухиничский районный суд Калужской области под председательством судьи Журковой Т.В.,

при секретаре Черновой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Думиничского района Калужской области в интересах муниципального образования МР «Думиничский район», неопределенного круга лиц к администрации МР «Думиничский район» Калужской области об оспаривании бездействия и решения,

УСТАНОВИЛ:

06 сентября 2021 года прокурор Думиничского района, с учетом уточненных требований, обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах муниципального образования МР «Думиничский район», неопределенного круга лиц к администрации МР «Думиничский район» Калужской области об оспаривании бездействия и решения, мотивируя свои требования следующим.

Администрацией МР «Думиничский район» 05 декабря 2014 года принято Постановление №1247 «О пропускном режиме в административном здании администрации МР «Думиничский район», которым утверждено Положение об обеспечении пропускного режима в административном здании администрации МР «Думиничский район».

Согласно пункта 1.1 оспариваемого Положения, оно является основным руководящим документом, обязательным для выполнения, в том числе, сотрудниками МКУ «Единая дежурная диспетчерская служба муниципального района Думиничский район», являющейся постом системы контроля и управления доступом в здание администрации МР «Думиничский район».

Согласно пункта 1.3 оспариваемого Положения, на сотрудника МКУ «Единая дежурная диспетчерская служба муниципального района Думиничский район» (он же – дежурный сотрудник ограничения доступа) возложено непосредственное обеспечение пропускного режима, его основными задачами определено: обеспечение пропускного режима; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемом объекте путем вызова работников правоохранительных органов посредством «тревожной кнопки» или по телефону.

В соответствии с положениями ч.5 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют на муниципальном уровне обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организацию информационного взаимодействия органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

Постановлением Правительства Калужской области №794 от 18 марта 2015 года утверждены:

Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Калужской области;

Положение о силах и средствах территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Калужской области

МКУ «Единая дежурная диспетчерская служба муниципального района Думиничский район» (далее – МКУ «ЕДДС») создано на основании Постановления администрации №434 от 31 мая 2013 года.

Постановлением администрации МР «Думиничский район» от 03 июня 2013 года №441 утвержден Устав МКУ «ЕДДС». Согласно п. 2.1 Устава, целями создания учреждения явились:

- повышение готовности администрации и служб МР «Думиничский район» к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций;

- повышение взаимодействия сил и средств муниципального района «Думиничский район», привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайны ситуаций;

- организация взаимодействия всех служб по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организация эффективного взаимодействия по вопросам сбора, обработки и обмена информацией по жизнеобеспечению и комфортному проживанию населения.

Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно- диспетчерская служба. Основные положения», целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и соответствующих служб к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств, в том числе, экстренных оперативных служб, а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС (происшествий), в том числе, по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

К задачам ЕДДС относятся, в том числе, прием от населения, организаций, технических систем сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия); анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение; сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроль их исполнения.

По смыслу закона, муниципальные акты не должны противоречить закону, имеющему большую юридическую силу.

В ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой Думиничского района Калужской области проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего функционирование единых дежурно- диспетчерских служб, по результатам которой выявлены нарушения законодательства в указанной сфере в деятельности администрации МР «Думиничский район» Калужской области. Для их устранения прокуратурой района внесено представление в адрес главы администрации МР «Думиничский район» об устранении противоречий отдельных норм Положения, утвержденного постановлением администрации от 05 декабря 2014 года, нормам федерального законодательства.

Из поступившей по результатам рассмотрения представления информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанный правовой акт в соответствие с требованиями федерального законодательства не приведен.

Выполнение МКУ ЕДДС администрации МР «Думиничский район» возложенных оспариваемым Положением и не предусмотренных целями создания учреждения обязанностей по обеспечению пропускного режима в административном здании администрации МР «Думиничский район», исключит возможность своевременного принятия сообщений и реагирования на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, организацию взаимодействия всех служб по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В свою очередь, изложенное исключит возможность администрации МР «Думиничский район» исполнить возложенные законом обязанности по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

На основании изложенного, в соответствии с положениями статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит:

признать незаконным бездействие администрации МР «Думиничский район», выразившееся в неприведении Положения об обеспечении пропускного режима в административном здании администрации МР «Думиничский район», утвержденного постановлением администрации МР «Думиничский район» от 05 декабря 2014 года в соответствие с требованиями федерального законодательства;

признать пункты 1.1, 1.3, 1.4 Положения об обеспечении пропускного режима в административном здании администрации МР «Думиничский район», утвержденного постановлением администрации МР «Думиничский район» от 05 декабря 2014 года недействующими, несоответствующими законодательству Российской Федерации.

Прокурор Думиничского района Калужской области Аксенова Н.В. в судебном заседании поддержала доводы административного иска, просила его удовлетворить по вышеуказанным основаниям.

Дополнила, что Постановлением Правительства РФ №958 от 21 ноября 2011 года утверждено Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", согласно которого система-112 предназначена для функционирования единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Данная система предназначена для круглосуточного функционирования, которое обеспечивается службой ЕДДС.

Указала, что данное административное исковое заявление предъявлено в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования МР «Думиничский район». Иные меры – внесение представления об устранении нарушений закона, не привели к результату, поскольку административный ответчик фактически отклонил представление. До настоящего времени выявленные в июне 2021 года нарушения закона не устранены.

Изложенным нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку, выполняя несвойственные и не предусмотренные целями деятельности функции, служба ЕДДС отвлекается от выполнения целей, для которых она создана, что может повлечь несвоевременное реагирование на поступающие сообщения, а также повлиять на своевременность и полноту принимаемых мер. Административный ответчик фактически вмешивается в деятельность ЕДДС.

Кроме того, изложенным нарушаются права муниципального образования, так как выполнение службой ЕДДС несвойственных и не предусмотренных целями ее деятельности функций не позволяет в полной мере реализовать возложенные п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по организации и участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Требования о признании незаконным бездействия административного ответчика основаны на факте отклонения представления прокурора об устранении выявленных нарушений, внесенного в соответствии с положениями ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

В адресованном суду возражении представитель административного ответчика – глава администрации МР «Думиничский район» Калужской области ФИО1 требования прокурора на признал, указав, что приведенной в административном исковом заявлении норме - ч.5 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» оспариваемое Положение не противоречит. Приведенный в административном иске ГОСТ 22.7.01-2021 применяется на добровольной основе.

В предварительном судебном заседании представитель ответчика администрации МР «Думиничский район» Калужской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что у администрации МР «Думиничский район» Калужской области недостаточно материальной базы, чтобы исполнить требования прокурора. Просила учесть, что нормы закона, на которые ссылается прокурор, не содержат запрета на возложение на ЕДДС иных функций.

Представитель заинтересованного лица – начальник Муниципального казенного учреждения «Единая диспетчерская служба муниципального района «Думиничский район» Калужской области ФИО3 в судебном заседании полагал административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Пояснил, что цели и задачи МКУ «Едина диспетчерская служба » определены Уставом, в соответствии с п. 2.3 которого ЕДДС в режиме повседневной деятельности осуществляет круглосуточное дежурство. Администрация МР «Думиничский район» является учредителем МКУ «Едина диспетчерская служба », а непосредственное руководство деятельностью учреждения осуществляет начальник учреждения, к компетенции которого относится, в том числе, издание приказов по вопросам деятельности, должностных инструкций.

Со времени начала деятельности учреждения нагрузка на сотрудников ЕДДС постоянно возрастает, система «112» активно работает в круглосуточном режиме. Существуют алгоритмы безотлагательных действий сотрудников при поступлении той или иной информации, сообщений. При таких обстоятельствах выполнение несвойственных функций по обеспечению пропускного режима в администрации МР «Думиничский район» Калужской области, которое имеет место по настоящее время, препятствует реализации установленных законом и Уставом целей и задач.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с положениями п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В силу ч.ч. 3- 5 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне являются, в том числе, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, которые также осуществляют обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также меры информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

На основании Постановления администрации МР «Думиничский район» Калужской области №434 от 31 мая 2013 года, создано муниципальное казенное учреждение «Единая дежурно- диспетчерская служба муниципального района «Думиничский район».

Постановлением администрации МР «Думиничский район» Калужской области №441 от 03 июня 2013 года утвержден Устав муниципальное казенное учреждение «Единая дежурно- диспетчерская служба муниципального района «Думиничский район», в соответствии с которым Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Калужской области, муниципальными правовыми актами муниципального района «Думиничский район» (пункт 1.4). Устав также закрепляет предмет и цели деятельности Учреждения, к которым относятся, в том числе: повышение готовности администрации и служб муниципального района «Думиничский район» к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации; повышение эффективности взаимодействия сил и средств муниципального района, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация взаимодействия всех служб по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация эффективного взаимодействия по вопросам сбора, обработки и обмена информацией по жизнеобеспечению и комфортному проживанию населения (пункт 2.1). Учреждение является вышестоящим органом повседневного управления для всех взаимодействующих дежурно- диспетчерских служб муниципального района (пункт 2.2). Предметом деятельности Учреждения является повседневное оперативное диспетчерское управление всех взаимодействующих дежурно- диспетчерских служб муниципального района «Думиничский район» в рамках повседневной деятельности (в том числе, круглосуточное дежурство), повышенной готовности, чрезвычайной ситуации (пункт 2.3). Виды деятельности Учреждения определены п. 2.4 Устава, к ним относятся: прием и обработка сообщений об угрозе чрезвычайной ситуации, возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечение доведения этих сообщений в установленном порядке до служб реагирования; координация совместных действий всех взаимодействующих дежурно- диспетчерских служб муниципального района, управление силами и средствами аварийно- спасательных и других сил постоянной готовности в условиях чрезвычайной ситуации; обеспечение оперативного взаимодействия с пожарно- спасательными подразделениями в границах муниципального района «Думиничский район»; информирование всех взаимодействующих диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации ЧС; и иные, в числе которых отсутствует деятельность по обеспечению пропускного режима.

Компетенция учредителя (администрации МР «Думиничский район» Калужской области) определена п. 4.1 Устава и не содержит полномочий по непосредственному управлению деятельностью Учреждения.

В соответствии с п. 4.2 Устава непосредственное управление деятельностью Учреждения осуществляет начальник, назначенный Учредителем. Для обеспечения уставной деятельности начальник Учреждения вправе издавать приказы, должностные инструкции, правила, положения (пункт 5.1).

Таким образом, судом установлено, что МКУ «Единая дежурно- диспетчерская служба муниципального района «Думиничский район» создана в целях реализации на территории муниципального образования «Думничский район» Калужской области положений п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 3- 5 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации №958 от 21 ноября 2011 года утверждено Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», согласно которого система-112 функционирует в круглосуточном режиме и находится в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях).

Система-112 предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

Основными целями создания системы-112 в Российской Федерации являются: организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»; организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях); реализация требований гармонизации способа вызова экстренных оперативных служб в Российской Федерации с законодательством Европейского союза.

Система-112 предназначена для решения следующих основных задач: прием по номеру "112" вызовов (сообщений о происшествиях); получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов (сообщение о происшествии), а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии); анализ поступающей информации о происшествиях; направление информации о происшествиях, в том числе вызовов (сообщений о происшествиях), в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования; обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу, обратившемуся по номеру "112"; автоматическое восстановление соединения с пользовательским (оконечным) оборудованием лица, обратившегося по номеру "112", в случае внезапного прерывания соединения; регистрация всех входящих и исходящих вызовов (сообщений о происшествиях) по номеру "112"; ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях).

Система-112 обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в том числе: службы пожарной охраны; службы реагирования в чрезвычайных ситуациях; службы полиции; службы скорой медицинской помощи; аварийной службы газовой сети; службы «Антитеррор».

Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно- диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.01.2021 N 25-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации», целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и соответствующих служб к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств, в том числе, экстренных оперативных служб, а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС (происшествий), в том числе, по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

К задачам ЕДДС относятся, в том числе, прием от населения, организаций, технических систем сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия); анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение; сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроль их исполнения.

Оспариваемыми нормами Положения об обеспечении пропускного режима в административном здании администрации МР «Думиничский район» Калужской области, утвержденного Постановлением администрации МР «Думиничский район» №1247 от 05 декабря 2014 года (п.п. 1.1, 1.3, 1.4), предусмотрено, что данное Положение является основным руководящим документом, обязательным для выполнения, в том числе, дежурными сотрудниками МКУ «Единая дежурная диспетчерская служба», являющейся постом системы контроля и управления доступом в здание администрации МР «Думиничский район» (дежурный сотрудник ограничения доступа). Непосредственное обеспечение пропускного режима осуществляется дежурным сотрудником ограничения доступа, основными задачами которого являются: обеспечение пропускного режима; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемом объекте путем вызова работников правоохранительных органов посредством тревожной кнопки или по телефону. Требования дежурного сотрудника ограничения доступа обязательны для исполнения работниками, указанными в п.1 Положения, а также посетителями.

Как следует из вышеизложенного, приведенные в оспариваемом Положении нормы, возлагающие на службу ЕДДС обязанности по обеспечению пропускного режима в административном здании администрации МР «Думиничский район», не соответствуют закрепленным вышеуказанными нормами федерального законодательства, а также Уставом учреждения ЕДДС предмету, целям и видам его деятельности.

Суд признает необоснованными доводы стороны ответчика о возможности возложения на МКУ «ЕДДС» иных задач, в том числе, по обеспечению пропускного режима, поскольку в соответствии с положениями ст.ст. 123.21, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальное казенное учреждение является юридическим лицом, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Реализуя предоставленные Федеральным законом 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия, прокурор Думиничского района Калужской области ДД.ММ.ГГГГ внес главе администрации МР «Думиничский район» Калужской области представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего функционирование единых дежурно- диспетчерских служб, указав в том числе, на незаконность возложения на службу ЕДДС полномочий по обеспечению пропускного режима в административном здании администрации МР «Думиничский район» и потребовал принять меры по устранению нарушений закона.

В соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В ответе на представление ДД.ММ.ГГГГ глава администрации МР «Думиничский район», ссылаясь на невозможность увеличения численности работников администрации, указал, что после окончания периода отпусков будет проведен хронометраж рабочего времени сотрудников и технического персонала администрации и составлен график их дежурства по обеспечению пропускного режима.

Судом установлено, что нарушения закона, которые требовал устранить прокурор, до настоящего времени не устранены. Доводы стороны ответчика о недостаточности материальной базы и намерении в будущем устранить нарушения закона, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность установленных судом обстоятельств свидетельствует об обоснованности заявленных административных исковых требований прокурора.

Невыполнение в установленный законом срок требований прокурора об устранении выявленных нарушений закона, изложенных во внесенном в адрес административного ответчика представлении, является основанием для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации МР «Думиничский район».

Оспариваемые прокурором пункты решения органа местного самоуправления, а именно – пункты 1.1, 1.3, 1.4 Положения об обеспечении пропускного режима в административном здании администрации МР «Думиничский район», утвержденного постановлением администрации МР «Думиничский район» от 05 декабря 2014 года, которые возлагают на Единую диспетчерскую службу муниципального района «Думиничский район» задачи, не предусмотренные целями деятельности данного учреждения, являются незаконными, противоречат положениям ч.ч. 3- 5 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлению Правительства Российской Федерации №958 от 21 ноября 2011 года «Об утверждении Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», Уставу МКУ «Единая дежурно- диспетчерская служба муниципального района «Думиничский район», а также положениям ст.ст. 123.21, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что оспариваемые бездействие и решение нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение экстренной помощи посредством функционирования системы «112» и создают препятствие в реализации на территории муниципального образования «Думиничский район» положений п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также создают препятствие к функционированию экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации МР «Думиничский район» Калужской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок мер по приведению пунктов 1.1, 1.3, 1.4 Положения об обеспечении пропускного режима в административном здании администрации МР «Думиничский район» в соответствие с требованиями действующего законодательства, определяющего круг целей и задач МКУ «Единая диспетчерская служба муниципального района «Думиничский район».

Признать незаконными:

пункт 1.3. Положения об обеспечении пропускного режима в административном здании администрации МР «Думиничский район», утвержденного Постановлением администрации МР «Думиничский район» от 05 декабря 2014 года №1247 «О пропускном режиме в административном здании администрации МР «Думиничский район»,

пункт 1.1 Положения об обеспечении пропускного режима в административном здании администрации МР «Думиничский район», утвержденного Постановлением администрации МР «Думиничский район» от 05 декабря 2014 года №1247 «О пропускном режиме в административном здании администрации МР «Думиничский район» в части указания о том, что «Данное Положение является основным руководящим документом, обязательным для выполнения дежурными сотрудниками МКУ «Единая дежурная диспетчерская служба», являющейся постом системы контроля и управления доступом в здание администрации МР «Думиничский район» (дежурный сотрудник ограничения доступа)».

пункт 1.4 Положения об обеспечении пропускного режима в административном здании администрации МР «Думиничский район», утвержденного Постановлением администрации МР «Думиничский район» от 05 декабря 2014 года №1247 «О пропускном режиме в административном здании администрации МР «Думиничский район» в части указания о том, что «Требования дежурного сотрудника ограничения доступа по соблюдению правил, установленных настоящим Положением, обязательны для исполнения всеми работниками, указанными в п.1 настоящего Положения, а также посетителями».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Сухиничский районный суд.

Председательствующий Т.В. Журкова

<данные изъяты>

<данные изъяты>