ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-300/2021 от 29.12.2021 Жуковского районного суда (Калужская область)

Дело №2А-2-300/2021

УИД 40OS0000-01-2020-000130-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Жуковский районный суд Калужской области постоянное судебное

присутствие в городе Тарусе Тарусского района Калужской области

в составе председательствующего судьи Васильева Д.Г.,

при секретаре судебного заседания Гурциевой М.В.,

с участием представителя Городской Думы ГП «Город Таруса» и администрации ГП «Город Таруса» ФИО1, председателя Городской Думы город Таруса ФИО2,

с участием прокурора Витушкиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Городской Думе городского поселения «Город Таруса» о признании недействующим решения представительного органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 обратились в суд с административным иском к Городской Думе городского поселения «Город Таруса» о признании недействующим со дня принятия решение Городской Думы городского поселения «Город Таруса» от <дата> «Об утверждении перечня улиц города Тарусы, подлежащих переименованию».

В обоснование требований административные истцы указали, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными законами, Уставом городского поселения «Город Таруса» (в редакции от 03 июня 2020 года) к компетенции Городской Думы городского поселения «Город Таруса» не отнесено принятие решений по вопросам наименования и переименования элементов улично-дорожной сети городского поселения «Город Таруса». Административные истцы, как собственники объектов адресации, полагают, что оспариваемым решением нарушаются права административных истцов на принятие решения об изменении наименования элементов улично-дорожной сети уполномоченным органом местного самоуправления.

В судебное заседание административные истцы ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Административный ответчик – представитель Городской Думы ГП «Город Таруса» ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, просила в их удовлетворении отказать, поскольку оспариваемое решение не является нормативным правовым актом и являлось рекомендательным документом для администрации МР «Тарусский район».

Заинтересованное лицо – представитель администрации ГП «Город Таруса» ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, просила в их удовлетворении отказать, поскольку какие либо права истцов оспариваемым решением не затронуты, а инициатива Городской Думы ГП «Город Таруса», выраженная в решении от <дата>. не реализована, в информационной адресной системе в настоящее время содержаться сведения о прежних наименованиях улиц города Таруса.

Заинтересованное лицо – глава МО ГП «Город Таруса» и председатель Городской Думы города Таруса ФИО2 в судебном заседании полагал не подлежащим удовлетворению заявленные требования, поскольку не затрагивает конкретно прав истцов. Решение от <дата>. было принято по инициативе депутатов Городской Думы города Таруса большинством голосов.

Прокурор Тарусского района Витушкина Е.В. в судебном заседании полагала не подлежащими удовлетворению заявленные требования.

Суд, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Часть 10 статьи 35 Федерального закона определяет круг вопросов, находящихся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, к которым вопросы наименования и переименования городских районов, проспектов, улиц, переулков и других составных частей населенных пунктов, не отнесены.

Согласно части 11 статьи 35 Федерального закона иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно пункту 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 №1221, в качестве органов, уполномоченных на реализацию вышеуказанных полномочий, указаны, в том числе, органы местного самоуправления. Исходя из буквального толкования положений данного пункта, указанные полномочия могут быть реализованы как исполнительно-распорядительным, так и представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченными органами, в том числе по собственной инициативе.

В соответствии с пунктом 26 Правил датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования городского поселения «Город Таруса» /том л.д./, к вопросам местного значения городского поселения отнесено присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

В пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17.11.1997 № 17-П и от 31.03.2015 № 6-П).

Как установлено в судебном заседании, <дата> Городской Думой ГП «Город Таруса» принято решение «Об утверждении перечня улиц города Тарусы, подлежащих переименованию», в соответствии с которым утвержден перечень улиц города Тарусы Калужской области, подлежащих переименованию согласно приложению, поручено администрации ГП (исполнительно-распорядительному органу) «Город Таруса» подготовить необходимые документы для переименования улиц, указанных в перечне, провести информационную работу с жителями города. Пунктом *** предусмотрено, что решение вступает в силу с момента его подписания и подлежит опубликованию в районной газете «Октябрь» и размещению на официальном сайте в сети Интернет /том л.д./.

Впоследующем постановлением администрации городского поселения «Город Таруса» (исполнительно-распорядительный орган) от <дата>-П «Об аннулировании адресов объектов адресации города Тарусы и утверждении новых названий улиц и площадей города Тарусы Калужской области, подлежащих переименованию», в том числе, утвержден перечень улиц, площадей и иных территорий города Тарусы Калужской области, подлежащих переименованию, утверждены их новые названия без изменения адресов домов /том л.д./.

Постановлением администрации городского поселения «Город Таруса» (исполнительно-распорядительный орган) -П от <дата> «О внесении изменений в постановление администрации ГП «Город Таруса» «Об аннулировании адресов объектов адресации города Тарусы и утверждении новых названий улиц и площадей города Тарусы Калужской области, подлежащих переименованию» от <дата>-П, внесены изменения в постановление администрации ГП «Город Таруса» «Об аннулировании адресов объектов адресации города Тарусы и утверждении новых названий улиц и площадей города Тарусы Калужской области, подлежащих переименованию» от <дата>-П, признаны утратившими силу пункты *** /том л.д./.

Решением Городской Думы городского поселения «Город Таруса» от <дата> «О согласовании срока переходного периода и внесении изменений в решение Городской Думы городского поселения «Город Таруса» от <дата> «Об утверждении перечня улиц города Тарусы, подлежащих переименованию» внесены изменения, согласно которым пункт *** решения дополнен абзацем следующего содержания: «С целью восстановления исторически сложившихся названий улиц города Таруса в исторической части города установить переходный период до двух лет со дня вступления в силу решения» (подпункт пункта ). Согласно пункту Главе администрации городского поселения «Город Таруса» поручено привести постановление администрации городского поселения «Город Таруса» от <дата>-П «Об аннулировании адресов объектов адресации города Тарусы и утверждении новых названий улиц и площадей города Тарусы Калужской области, подлежащих переименованию» в соответствие с решением Городской Думы городского поселения «Город Таруса» от <дата> «Об утверждении перечня улиц города Тарусы, подлежащих переименованию» в редакции настоящего решения /том л.д./.

Постановлением администрации городского поселения «Город Таруса» (исполнительно-распорядительный орган) -П от <дата> «О внесении изменений в постановление администрации ГП «Город Таруса» от <дата>-П «Об аннулировании адресов объектов адресации города Тарусы и утверждении новых названий улиц и площадей города Тарусы Калужской области, подлежащих переименованию», внесены изменения в постановление администрации ГП «Город Таруса» от <дата>-П «Об аннулировании адресов объектов адресации города Тарусы и утверждении новых названий улиц и площадей города Тарусы Калужской области, подлежащих переименованию»: *** наименование постановления изложено в следующей редакции: «О названиях некоторых улиц и площадей города Тарусы»; *** абзац первый пункта *** постановления изложен в следующей редакции: «***. Определить перечень улиц и площадей города Тарусы, подлежащих переименованию:»; *** признаны утратившими силу пункты *** постановления; ***. пункт *** постановления изложен в следующей редакции: «*** Установить срок переходного периода *** календарных года»; *** пункт *** постановления изложен в следующей редакции: «Подготовить проект изменений в документы территориального планирования городского поселения «Город Таруса» (ФИО13) /том л.д.***.

Таким образом, решение Городской Думы городского поселения «Город Таруса» от <дата>, которым утвержден перечень улиц города Тарусы Калужской области, подлежащих переименованию, и администрации городского поселения (исполнительно-распорядительному органу) «Город Таруса» поручено подготовить необходимые документы для переименования улиц, указанных в Перечне, провести информационную работу с жителями города, является стадией процесса для последующего принятия решения по рассматриваемому вопросу. Оспариваемое решение не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, то есть не обладает признаками, характеризующими нормативный правовой акт.

Исходя из положений статьи 13 ГК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Суд, на основании изложенного, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Городской Думе городского поселения «Город Таруса» о признании недействующим решения, поскольку обжалуемое решение Городской Думы городского поселения «Город Таруса» от <дата> явилось инициативой представительного органа местного самоуправления, реализация которой предусмотрена пунктом 7 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 №1221, и не выходит за рамки компетенции представительного органа, и не нарушает права административных истцов при принятии оспариваемого решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Городской Думе городского поселения «Город Таруса» о признании недействующим решения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Жуковский районный суд Калужской области постоянное судебное присутствие в городе Тарусе Тарусского района Калужской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Копия верна: судья Д.Г. Васильев.