Дело № 2а-2-34/2020 В окончательной форме решение принято 10.02.2020
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Селижарово 04 февраля 2020 года
Осташковский межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области) в составе председательствующего судьи Лебедевой О.Н.,
при секретаре Смирновой Т.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Муниципального образования Большекошинское сельское поселение Селижаровского района Тверской области о признании незаконным акта административного обследования объекта земельных отношений,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Большекошинское сельское поселение Селижаровского района Тверской области, с учетом частичного отказа от административных исковых требований просил признать принятый административным ответчиком акт административного обследования объекта земельных отношений от 18.05.2017 за № 01 незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № вид разрешенного использования –для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в конце сентября 2018 года ФИО1 было получено налоговое уведомление о начислении земельного налога на указанный земельный участок не по ранее применяемой налоговой ставке 0,3 процента как для объектов сельскохозяйственного производства, а по ставке в размере 1,5 процента, относящейся к прочим земельным участкам.
При выяснении причин применения налоговым органом повышенной ставки при исчислении налога, подлежащего к уплате ФИО1 за принадлежащий ему земельный участок, 25.11.2019 ФИО1 из ИФНС России № 6 по Тверской области получил письмо с приложенной копией оспариваемого акта административного обследования объекта земельных отношений от 18.05.2017 № 01.
Указанный акт административного обследования составлен в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером №, без участия собственника участка и без какого-либо его уведомления о проведении административного обследования, без принятия администрацией Селижаровского района соответствующего распоряжения, с нарушением требований Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Селижаровского района Тверской области, утвержденного постановлением администрации Селижаровского района Тверской области от 15.05.2017 № 159. Копия акта проверки собственнику земельного участка направлена не была.
Административный истец ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил, обеспечил участие в судебном заседании своего представителя ФИО2
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал, представил письменные объяснения, в которых ссылался также на то, что оспариваемый акт административного обследования был составлен неуполномочными лицами, с нарушением требований пункта 1.6 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Селижаровского района Тверской области, комиссией без участия должностных лиц Администрации Селижаровского района Тверской области. По результатам проверки ФИО1 к административной ответственности по ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях не привлекался, экземпляр акта административного обследования в его адрес направлен не был, копия акта административным истцом была получена только в конце 2019 года из налогового органа. Поскольку на основании этого акта налоговым органом административному истцу был начислен земельный налог в завышенном размере, оспариваемый акт грубо нарушает законные права и имущественные интересы административного истца как собственника земельного участка, в отношении которого составлен акт обследования.
Представители административного ответчика администрации муниципального образования Большекошинское сельское поселение Селижаровского района Тверской области, заинтересованных лиц администрации Селижаровского района Тверской области, комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района Тверской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тверской области не явились. Все указанные лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, возражений по административному иску не представили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.
Административный ответчик администрация муниципального образования Большекошинское сельское поселение Селижаровского района Тверской области представила письменную информацию, что оспариваемый акт административного обследования в отношении земельного участка с кадастровым номером № был составлен по результатам обследования, произведенного по заданию администрации Селижаровского района в лице председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района Тверской области, которым была предоставлена форма указанного акта. По результатам обследования был составлен акт в двух экземплярах, которые были переданы в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации района. Собственник земельного участка ФИО1 о факте проведения административного обследования принадлежащего ему земельного участка и о его результатах не извещался. Нормативно-правовой акт регламентирующий деятельность комиссии по административному обследованию объектов земельных отношений администрации Большекошинского сельского поселения не принимался.
Заинтересованное лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района Тверской области сообщил, что администрацией Селижаровского района не принималось распоряжение о проведении обследования земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1, материалы обследования на сайте администрации не размещались.
Заинтересованное лицо администрация Селижаровского района Тверской области также представила информацию об отсутствии в администрации распорядительных документов на проведение обследования (плановой/внеплановой проверки) в отношении земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Оспариваемый акт административного обследования составлен в отношении объекта земельных отношений – земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1 По сообщению Межрайонной ИФНС России № 6 по Тверской области на основании названного акта административному истцу ФИО1 земельный налог был исчислен по повышенной ставке, поскольку в акте зафиксировано, что ФИО1 принадлежащий ему земельный участок сельскохозяйственного назначения не использует по его целевому назначению (л.д.16). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что названным актом обследования затрагиваются права и законные интересы административного истца ФИО1, как собственника земельного участка, в отношении которого проводилось обследование, в связи с чем ФИО1 вправе оспорить данный акт в судебном порядке.
Поскольку, как установлено судом, оспариваемый акт административному истцу после его составления не вручался и не направлялся, на сайте администрации района размещен не был, получен административным истцом 25.11.2019 из налогового органа, суд приходит к выводу, что при подаче административного иска 26.12.2019 административным истцом установленный статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением пропущен не был.
Акт административного обследования объекта земельных отношений № 01 от 18.05.2017 составлен Комиссией по административному обследованию объектов земельных отношений администрации Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области в составе: главы администрации муниципального образования Большекошинское сельское поселение КЮМ, главного специалиста администрации ПНА, депутата Совета депутатов Большекошинского сельского поселения ЯНЯ, утвержден главой администрации муниципального образования Большекошинское сельское поселение КЮМ (л.д.14-15).
Указанный акт является документом, составленным по результатам осуществления муниципального земельного контроля.
Порядок осуществления муниципального земельного контроля регламентирован статьей 72 Земельного кодекса РФ, в соответствии с положениями которой под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений названной статьи (пункт 2 статьи 72 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 72 Земельного кодекса РФ в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав муниципального района сельских поселений муниципальный земельный контроль осуществляют органы местного самоуправления муниципального района, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
В Тверской области муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с Порядком осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 14.07.2015 №321-пп (далее Порядок).
На основании подпункта «в» пункта 4 раздела I названого Порядка (в редакции Постановления Правительства Тверской области от 28.10.2016 № 346-пп) муниципальный земельный контроль на территории Тверской области осуществляется в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов - органами местного самоуправления муниципальных районов.
Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории Селижаровского района Тверской области установлен Положением о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Селижаровского района Тверской области, утвержденным постановлением администрации Селижаровского района Тверской области от 15.05.2017 № 159 (далее Положение).
В соответствии с пунктом 1.5 Положения муниципальный земельный контроль на территории Селижаровского района в отношении расположенных в границах сельских поселений Селижаровского района объектов земельных отношений осуществляется администрацией Селижаровского района.
Полномочия администрации в сфере муниципального земельного контроля непосредственно осуществляет комиссия при администрации Селижаровского района по муниципальному земельному контролю (далее – комиссия), в состав которой входят должностные лица администрации Селижаровского района и, как член комиссии, Глава администрации сельского поселения, на территории которого находится проверяемый объект земельных отношений (пункт 1.6 Положения).
Согласно пункту 5.1 Положения муниципальный земельный контроль за соблюдением гражданами обязательных требований земельного законодательства осуществляется на основании распоряжения администрации Селижаровского района о проведении плановых и внеплановых проверок гражданина.
О проведении плановой проверки гражданин уведомляется администрацией Селижаровского района не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения администрации Селижаровского района о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (пункт 5.10 Положения).
О проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется уполномоченным подразделением не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (пункт 5.12 Положения).
Таким образом, на момент проведения административного обследования земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1, и составления 18.05.2017 оспариваемого акта административного обследования полномочным органом на осуществление муниципального земельного контроля в отношении земельного участка административного истца, расположенного по адресу: <адрес>, являлся орган местного самоуправления муниципального района – администрация Селижаровского района Тверской области.
Комиссия по административному обследованию объектов земельных отношений администрации Большекошинского сельского поселения Селижаровского района Тверской области полномочиями на осуществление муниципального контроля не обладала, в связи с чем оспариваемый акт административного обследования объекта земельных отношений № 01 от 18.05.2017 является незаконным, так административный ответчик полномочиями на его принятие не обладал.
Кроме того, муниципальный земельный контроль в отношении земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1, осуществлен с грубыми нарушениями Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Селижаровского района Тверской области, в отсутствие распоряжения администрации Селижаровского района о проведении такой проверки (плановой либо внеплановой), без уведомления гражданина.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемый акт административного обследования объекта земельных отношений не отвечает требованиям законности, составлен неполномочным органом, с грубыми нарушениями требований статьи 72 Земельного кодекса РФ, Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 14.07.2015 №321-пп, и Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Селижаровского района Тверской области, утвержденного постановлением администрации Селижаровского района Тверской области от 15.05.2017 № 159, нарушает права и законные интересы собственника земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1
При таких обстоятельствах административные исковые требования ФИО1 о признании указанного акта незаконным подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Муниципального образования Большекошинское сельское поселение Селижаровского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным и нарушающим права и законные интересы административного истца ФИО1 акт административного обследования объекта земельных отношений от 18 мая 2017 года № 01 администрации муниципального образования Большекошинское сельское поселение Селижаровского района Тверской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области Осташковского межрайонного суда Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Лебедева