ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-3941/2018 от 18.05.2018 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2018 года Автозаводский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе:

судьи Евдокимова Н.М.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-3941/2018 по административному исковому заявлению Кармалыга ФИО6 к Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Кармалыга Р.В. обратился в Автозаводский районный суд г.о. Тольятти Самарской области с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области о признании незаконным бездействия по не списанию задолженности Кармалыги Р.В. по земельному, транспортному налогу, а также по налогу на имущество, образовавшейся до 01.01.2015г. и об обязании административного ответчика списать указанную задолженность.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что определением Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2016г. по делу № А55-7566/2016 он признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реструктуризации долгов гражданина.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2017г. он признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества.

ФНС России включено в реестр требований кредиторов на сумму 1889384рублей 59 копеек, из которых: 1558373 рубля 05 копеек - задолженность по транспортному, земельному налогу, а также налогу на имущество, образовавшаяся в период до ДД.ММ.ГГГГг.; 331011 рублей 54 копейки - пени, что подтверждается: требованиями об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, решениями о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительным листом от ДД.ММ.ГГГГ по делу , судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ, требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, решением о взыскании налога (сбора) пени и штрафов с физического лица от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов о ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федераци и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - «Закон») признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Исходя из п. 3 Закона решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

Как следует из п. 4 ст. 12 указанного Закона решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

11 января 2018 г. в МРИФНС России № 2 по Самарской области им подано обращение об осуществлении списания задолженности по земельному налогу, транспортному налогу, а также налогу на имущество, образовавшуюся по состоянию на 01 января 2015 г. в сумме 1889384 рубля 59 копеек, из которых: 1558373 рубля 05 копеек - основной долг; 331011 рублей 54 копейки -пени.

05.02.2018 г. им также подано заявление о проведении совместной сверки по налогам, пеням и штрафам по состоянию на 26.01.2018 г. по всем налогам.

Согласно Информационного письма № 38969 от 31.01.2018 г. налоговым органом представлен Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 31.01.2018 г. № 27843, согласно которого сведения о наличии либо об отсутствии задолженности по транспортному, земельному, а также налогу на имущество отсутствуют.

Устно сотрудник налогового органа пояснил, что до настоящего времени у налогового органа нет официального разъяснения относительно механизма списаний задолженности по налогам.

09.02.2018 г. им повторно направлено в МРИФНС России № 2 по Самарской области заявление о проведении совместной сверки по налогам, пеням и штрафам.

Налоговым органом представлен акт сверки по транспортному, земельному, налогу, налогу на имущество, согласно которого сумма задолженности не была списана.

Учитывая данные обстоятельства, 06.02.2018 г. им направлены жалобы в ФНС России, а также в УФНС России по региону. Ответы на данные жалобы до настоящего времени не получены.

Административный истец считает, что указанным бездействием (не совершением действий по списанию задолженности по налогам) нарушаются его права, поскольку в рамках процедуры несостоятельности (банкротства) осуществляются действия, в том числе, по обращению взыскания на его имущество.

На основании изложенных обстоятельств Кармалыга Р.В. обратился в суд.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные исковые требования по указанным основаниям. Настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании требования истца не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области на обращение от 11.01.2018 года, 31.01.2018 года направлен ответ №17-27/01014, в котором поясняется, что списание задолженности по обязательным платежам будет произведено налоговыми органами автоматически в порядке и в сроки, которые будут доведены ФНС России. Списание путем внесения данных ручным способом не предусмотрено.

Налоговым органом, на обращение от 01.03.2018, 30.01.2018 был направлен ответ за № 17-27/003371, в котором указано, что по состоянию на текущую дату не представляется возможным определить точную дату списания задолженности по обязательным платежам гражданина, так как данные сроки Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области не устанавливаются. Работа по списанию задолженности в соответствии с положениями Закона №436-ФЗ в настоящее время не окончена, АО «ГНИВЦ» ведется формирование списков физических лиц, имеющих задолженность по имущественным налогам по состоянию на 01.01.2015г.

При этом 26.03.2018г. в адрес налогового органа поступили электронные копии платежных документов, из которых следует, что Кармалыга Р.В. совершил платеж в общей сумме 1559391 рублей 54 копейки.

В удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Представитель заинтересованного лица – Управления ФНС России по Самарской области в суд не явился. До начала судебного заседания предоставил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого по состоянию на 24.04.2018 года, по налогам, администрируемым Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области, за налогоплательщиком Кармалыга Р.В. числится:

- задолженность по налогу на имущество с физических лиц по пени – 9845 рублей 57 копеек;

- по земельному налогу по пени - 2023 рубля 38 копеек;

- по транспортному налогу переплата по налогу – 33121 рубль 91 копейка и задолженность по пени - 575848 рублей 52 копейки.

По заявлению МРИФНС России №2 по Самарской области, обратившейся в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), определением Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2016г. по делу №А55-7566/2016 в отношении налогоплательщика введена процедура реструктуризации задолженности, судом установлено наличие задолженности по налоговым платежам в размере 1300545 рублей 09 копеек, из которых 1023187 рублей 90 копеек - налог, 277357 рублей - пени (транспортный налог за 2008, 2009, 2010, 2011, 2014 годы, налог на имущество за 2009, 2010,2011 годы).

Определением Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2017 по делу А55-7566/2016 в реестр требований кредиторов дополнительно включены требования ФНС России в размере 588839 рублей 69 копеек, из которых 535185 рублей 15 копеек - основного долга, 53654 рубля 54 копейки - пени (транспортный налог за 2012, 2013 годы, налог на имущество за 2012, 2013 годы, земельный налог за 2013 год, а также задолженность по страховым взносам в ПФ РФ в размере 378 рублей 19 копеек - пени).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2017 по делу А55-7566/2016 налогоплательщик признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества.

Налогоплательщиком 26.03.2018г. и 07.04.2018г. оплачена в полном объеме задолженность по налоговым платежам, включенным в реестр требований кредиторов по делу о несостоятельности (банкротстве) №А55-7566/2016.

Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области, с учетом положений п. 1 и п. 3 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», 27.02.2018 года принято решение о признании безнадежной к взысканию и подлежащей списанию недоимки по налогу на имущество физических лиц, образовавшейся у налогоплательщика по состоянию на 01.01.2015 года и задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании в сумме 134315 рублей 82 копейки, из них по налогу – 96921 рубль 78 копеек, пени – 37394 рубля 04 копейки.

Таким образом, по состоянию на 24.04.2018 года по налогу на имущество с физических лиц, администрируемого Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области, за налогоплательщиком числится задолженность по налогу в сумме 54062 рубля, по пени – 25486 рублей 62 копейки.

Данная задолженность сложилась в результате неуплаты налога по расчетам за 2013 по сроку уплаты 01.10.2015 в сумме 49051 рублей и неуплаченного остатка по расчетам за 2015 в сумме 5011 рублей, за 2016 в сумме 200 рублей по сроку уплаты 01.12.2017г.

Просит рассмотреть дело без его участия.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется государственная, в том числе судебная защита его прав и свобод (ст.45 ч.1, ст.46 ч.1; правосудие в РФ осуществляется только судом; судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного законодательства; судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом; право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в РФ согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ (ст.17 ч.1, ст.18).

КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом соблюдены.

Судом установлено, что определением Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2016г. по делу № А55-7566/2016 Кармалыга Р.В. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реструктуризации долгов гражданина.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2017г. он признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества.

ФНС России включено в реестр требований кредиторов на сумму 1889384рублей 59 копеек, из которых: 1558373 рубля 05 копеек - задолженность по транспортному, земельному налогу, а также налогу на имущество, образовавшаяся в период до 01 января 2015г.

11 января 2018 г. в МРИФНС России № 2 по Самарской области Кармалыга Р.В. подал обращение об осуществлении списания задолженности по земельному налогу, транспортному налогу, а также налогу на имущество, образовавшуюся по состоянию на 01 января 2015 г. в сумме 1889384 рубля 59 копеек, из которых: 1558373 рубля 05 копеек - основной долг; 331011 рублей 54 копейки - пени.

31.01.2018г. административному истцу дан ответ, согласно которого разъяснено, что списание задолженности по обязательным платежам будет произведено налоговыми органами автоматически в порядке и в сроки, которые будут доведены ФНС России. Списание путем внесения данных ручным способом не предусмотрено.

Налоговым органом на обращение от 01.03.2018, 30.01.2018 направлен ответ за № 17-27/003371, в котором указано, что по состоянию на текущую дату не представляется возможным определить точную дату списания задолженности по обязательным платежам гражданина, так как данные сроки Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области не устанавливаются. Работа по списанию задолженности в соответствии с положениями Закона №436-ФЗ в настоящее время не окончена, АО «ГНИВЦ» ведется формирование списков физических лиц, имеющих задолженность по имущественным налогам по состоянию на 01.01.2015г.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги обеспечивают финансовую основу деятельности государства и являются необходимым условием его существования.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Таким образом, недоимка возникает в момент неисполнения обязанности по уплате налога в установленный Кодексом срок.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 23.09.2017) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

К полномочиям Федеральной налоговой службы относится осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

Статьей 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, а также признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с данной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 названного Федерального закона решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 названной статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом предусматривается признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по налогам и задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, которые по объективным причинам невозможно взыскать.

Министерство финансов РФ в письме от 20.03.2018г. №03-02-08/17115 разъяснило, что указанным Федеральным законом не предусмотрен срок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Налоговым органом на обращения Кармалыга Р.В. от 01.03.2018г., 30.01.2018г. направлен ответ за № 17-27/003371, в котором указано, что по состоянию на текущую дату не представляется возможным определить точную дату списания задолженности по обязательным платежам гражданина, так как данные сроки Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области не устанавливаются. Работа по списанию задолженности в соответствии с положениями Закона №436-ФЗ в настоящее время не окончена, АО «ГНИВЦ» ведется формирование списков физических лиц, имеющих задолженность по имущественным налогам по состоянию на 01.01.2015г.

Административный истец считает, что указанным бездействием (не совершением действий по списанию задолженности по налогам) нарушаются его права, поскольку в рамках процедуры несостоятельности (банкротства) осуществляются действия, в том числе, по обращению взыскания на его имущество.

Вместе с тем, вопросы о принятии и исполнении судебных актов, их пересмотре, а также о прекращении судопроизводства и исполнительного производства разрешаются в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В целях обеспечения реализации Федерального закона N 436-ФЗ принят Федеральный закон от 07.03.2018 N 48-ФЗ "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", дополняющий статью 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" новыми основаниями для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

В частности, предусмотрено, что исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем при признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, поскольку не установлено, что со стороны Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области допущено бездействие, которым нарушены права и законные интересы Кармалыга Р.В., оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 62, 218-219 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кармалыга ФИО7 к Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области о признании бездействия незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области.

Мотивированное решение изготовлено - 24.05.2018 года.

Судья Н.М.Евдокимов