Дело № 2а-2-426/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 года с.Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А.,
с участием представителя административного истца - старшего помощника прокурора Частинского района Туктамышевой Ю.В.,
представителя административного ответчика ФИО1,
заинтересованного лица ФИО2,
при секретаре Дубинской С.В.,
рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с.Частые Большесосновского районного суда в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Частинского района, заявленное в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов Частинского сельского поселения Частинского муниципального района Пермского края о признании незаконным решений Совета депутатов Частинского сельского поселения от 18.07.2017 г. № 174, от 18.07.2017 г. № 175 и возложении обязанности рассмотреть представление прокурора от 15.06.2017 г. о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 и ФИО2,
установил:
прокурор Частинского района в обоснование заявленного административного иска указал следующее. Решением № 33 от 16.05.2017 г. прокурором Частинского района инициирована проверка в период с 16.05.2017 по 15.06.2017 г. на предмет соблюдения муниципальными служащими, депутатами органов местного самоуправления Частинского муниципального района законодательства о противодействии коррупции во исполнение заданий, поступивших из Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Пермского края 15.02.2017 и 20.04.2017 года.
Прокурором района были запрошены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Частинского сельского поселения за 2016 год. Согласно справки от 15.06.2017, составленной старшим помощником прокурора Частинского района в ходе проверки было установлено, что депутатом ФИО2 на себя в разделе 1 не указана сумма дохода от выплат Земским собранием Частинского муниципального района на сумму 5747 рублей, вследствие чего доход занижен, в разделе 3.1 не указан вид земельного участка, в разделе 1 на супругу не указан доход, полученный ею от работы в ЦДТ «Мечта» в сумме 8761,94 рублей. Депутатом ФИО3 на себя в разделе 1 не указан доход, полученный в ООО «Медиадиагностика» в сумме 49655 рублей, в разделе 3 не указан земельный участок площадью 100 кв.м., вид для ЛПХ.
Установив ненадлежащее исполнение законодательства о противодействии коррупции указанными лицами, прокурором Частинского района в адрес председателя Совета депутатов Частинского сельского поселения 15.06.2017 было внесено представление об устранении выявленных нарушений, указано на необходимость рассмотрения на комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения депутатами Совета депутатов Частинского сельского поселения ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленным федеральным законодательством о противодействии коррупции, вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО3, ФИО2
14.07.2017 на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Частинского муниципального района и урегулированию конфликта интересов установлено, что представленные депутатами Совета депутатов Частинского сельского поселения ФИО3 и ФИО2 сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера являются недостоверными. Комиссией принято решение рекомендовать Совету депутатов Частинского сельского поселения рассмотреть вопрос о применении к ФИО3 и ФИО2 дисциплинарного взыскания и строго указать на недопустимость представления неполных и (или) недостоверных сведений о доходах.
В письме от 14.07.2017 глава Частинского сельского поселения, председатель Совета депутатов Частинского сельского поселения сообщил о результатах рассмотрения представления прокурора на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Частинского муниципального района и урегулированию конфликта интересов.
Решением Совета депутатов Частинского сельского поселения от 18.07.2017 №174 депутату ФИО3 объявлено замечание и указано на недопустимость представления в дальнейшем неполных и (или) недостоверных сведений о доходах.
Решением Совета депутатов Частинского сельского поселения от 18.07.2017 №175 депутату ФИО2 указано на недопустимость представления в дальнейшем неполных и (или) недостоверных сведений о доходах. Информация о недостоверном представлении ФИО2 сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2016 год принята к сведению.
Письмом от 09.08.2017 глава Частинского сельского поселения, председатель Совета депутатов Частинского сельского поселения сообщил о результатах рассмотрения представления прокурора, приложив копии решений Совета депутатов Частинского сельского поселения от 18.07.2017 №174 и №175.
Прокурор Частинского района не согласившись с принятыми решениями Совета депутатов Частинского сельского поселения об отказе добровольно принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО3 и ФИО2 22.09.2017 обратился в суд с административным иском, просил признать незаконными решения №174 от 18.07.2017 «Об объявлении замечания» в отношении ФИО3 и №175 от 18.07.2017 «О рассмотрении выписки из решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Частинского муниципального района и урегулированию конфликта интересов» в отношении ФИО2, возложить обязанность на Совет депутатов Частинского сельского поселения Частинского района Пермского края в течение 3 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть представление прокурора Частинского района от 15.06.2017 о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Частинского сельского поселения ФИО3 и ФИО2 в соответствии с требованиями частей 7.1, 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании старший помощник прокурора Частинского района Туктамышева Ю.В. на заявленных требованиях настаивала.
Представитель Совета депутатов Частинского сельского поселения - Глава Частинского сельского поселения, ФИО1 в суде заявленные прокурором требования не признал, указал, что согласно Соглашению от 09.01.2017 года полномочия Частинского сельского поселения по решению вопросов о соблюдении требований к служебному поведению муниципальными служащими (лицами, замещающих муниципальные должности) и урегулированию конфликта передано в муниципальный район, в образованную в администрации Частинского муниципального района комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих (лиц, замещающих муниципальные должности) и урегулированию конфликта интересов.
В связи с чем, представленные прокурором Частинского района в Совет депутатов Частинского сельского поселения результаты проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции депутатами Частинского сельского поселения было рассмотрено на этой комиссии. А принятое комиссией решение затем рассмотрено на заседании Совета депутатов. Совет депутатов оснований для прекращения полномочий депутатов ФИО3 и ФИО2 не усмотрел, выполнил рекомендацию решения комиссии, объявил замечание депутату ФИО3 и обоим депутатам указал на недопустимость представления в дальнейшем неполных и (или) недостоверных сведений о доходах.
В письменном отзыве представитель административного ответчика просил отказать прокурору в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на письмо Минтруда России от 21.03.2016 №18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения», подпункт «а» пункта 6 «Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», из которых следует, что взыскание в виде увольнения служащего с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия применяется в случае сокрытия доходов, имущества, источники происхождения которых служащий не может пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам. Вместе с тем, депутаты Частинского сельского поселения ФИО2 и ФИО3 смогли объяснить причину, по которой предоставили недостоверные сведения, источник получения дохода указали и представили этому доказательства. Согласно указанному Обзору проступок является малозначительным, если не указан доход от преподавательской деятельности, сумма которого не превышает 10 000 рублей.
ФИО2 не указал доход супруги в размере 8761,94 рублей, что не превышает 10 000 рублей, следовательно, проступок в данном случае можно считать малозначительным.
ФИО3 не указал земельный участок площадью 100 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства правомерно, так как его право на владение данным участком прекращено 11.04.2016, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого от 25.05.2017. Данный участок ФИО3 не продал, а добровольно отказался от этого участка.
ФИО3 не указал доход от ООО «Медиадиагностика» в размере 49655 рублей. Данное нарушение считают незначительным, так как сумма неуказанного дохода составляет меньше 10% от его общего дохода.
Представитель административного ответчика считает, что не установлен умысел на сокрытие доходов у депутатов ФИО2 и ФИО3, источник получения дохода представлен.
Кроме этого указал в отзыве, что прекращение полномочий депутатов ФИО2 и ФИО3 будет способствовать парализации работы по принятию бюджета на 2018-2020 годы, создастся ситуация для проведения дополнительных выборов, для выделения дополнительных бюджетных средств. Бюджет Частинского сельского поселения на 2018 год составлен с дефицитом (л.д.169-170).
Заинтересованное лицо ФИО2 в суде с требованиями прокурора не согласился, в возражениях на административное исковое заявление указал, что недостоверные сведения указанных доходов в сумме 5747 рублей допущены не с целью скрытия доходов, а из-за невнимательности при заполнении декларации о доходах, давности получения данной денежной суммы. Данная сумма была им получена как денежное поощрение к Почётной грамоте Частинского муниципального района за ответственную и добросовестную работу в качестве депутата Частинского сельского поселения. По доходу супруги указал, что она работает учителем начальных классов в Частинской средней общеобразовательной школе, непреднамеренно по невнимательности она полагала, что доход за 2016 год в ЦДТ «Мечта» в сумме 8761,94 рублей был включен в справку о доходах за 2016 год по основному месту работы в Частинской средней школе. Просил отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований (л.д. 94-96).
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 189), возражений на административное исковое заявление в письменном виде не представил.
Выслушав стороны, заинтересованное лицо, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 и ФИО3 по результатам выборов депутатов Совета депутатов Частинского сельского поселения Частинского муниципального района 8 сентября 2013 года были избраны на 5 лет депутатами Совета депутатов Частинского сельского поселения Частинского муниципального района третьего созыва по многомандатному избирательному округу № 1 на основании решения территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района от 10.09.2013 №60/03-3 (л.д. 193).
На основании решения № 33 от 16.05.2017 г. о проведении проверки в период с 16.05.2017 по 15.06.2017 г. на предмет соблюдения муниципальными служащими, депутатами органов местного самоуправления Частинского муниципального района законодательства о противодействии коррупции во исполнение заданий, поступивших из Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Пермского края 15.02.2017 и 20.04.2017 года прокурором Частинского района инициирована проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. ( л.д.11, 103, 104-110,111).
Прокурором района 19.05.2017 были запрошены и получены 26.05.2017 сведения о доходах, а также доходах супругов и детей за 2016 год в отношении депутатов Частинского сельского поселения из Межрайонной ИФНС России № 3 по Пермскому краю ( л.д. 12-15, 16-18).
Старшим помощником прокурора Частинского района Туктамышевой Ю.В. по результатам проведения проверки составлена справка от 15.06.2017, согласно которой было установлено, что
- депутатом ФИО2 на себя в разделе 1 не указана сумма дохода от выплат Земским собранием Частинского муниципального района на сумму 5747 рублей, вследствие чего доход занижен, в разделе 3.1 не указан вид земельного участка, в разделе 1 на супругу не указан доход, полученный от работы в ЦДТ «Мечта» в сумме 8761,94 рублей;
- депутатом ФИО3 на себя в разделе 1 не указан доход, полученный в ООО «Медиадиагностика» в сумме 49655 рублей, в разделе 3 не указан земельный участок площадью 100 кв.м. вид для ЛПХ (л.д. 35-37).
15.06.2017 прокурором Частинского района в адрес председателя Совета депутатов Частинского сельского поселения Частинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений норм законодательства о противодействии коррупции с требованием рассмотреть представление и принять меры к устранению выявленных нарушений законности и не допущению их впредь, в том числе рассмотреть вопрос на комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения депутатами Совета депутатов Частинского сельского поселения ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленным федеральным законодательством о противодействии коррупции и о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО3 и ФИО2 (л.д. 38-41).
Администрация Частинского сельского поселения в ответе от 14.07.2017 на представление прокурора Частинского района сообщила, что на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Частинского муниципального района и урегулированию конфликта интересов 14.07.2017 были рассмотрены вопросы, касающиеся соблюдения депутатами Частинского сельского поселения ФИО3 и ФИО2 ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных федеральным законодательством. Решением комиссии было рекомендовано рассмотреть вопрос применения к ФИО3 и ФИО2 дисциплинарного взыскания и строго указать на недопустимость представления неполных и (или) недостоверных сведений о доходах в дальнейшем. Назначено очередное заседание Совета депутатов Частинского сельского поселения на 18.07.2017 по рассмотрению указанного решением комиссии вопроса (л.д. 42-43).
09.08.2017 Администрацией Частинского сельского поселения прокурору Частинского района направлены выписки из решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Частинского муниципального района и урегулированию конфликта интересов в отношении депутатов Частинского сельского поселения ФИО3 и ФИО2, а также решения Совета депутатов Частинского сельского поселения от 18.07.2017 (л.д. 51).
Соглашением от 09.01.2017 администрацией Частинского сельского поселения полномочия по рассмотрению вопросов, поступивших в адрес комиссии, образованной в администрации Частинского муниципального района Пермского края, по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих (лиц, замещающих муниципальные должности) и урегулированию конфликта интересов переданы администрации Частинского муниципального района. Срок действия соглашения до 31.12.2017 (л.д. 186-187).
Решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Частинского муниципального района и урегулированию конфликта интересов 14.07.2017 установлено, что депутатами ФИО3 и ФИО2 представленные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, депутатом ФИО2 представленные сведения о доходах на супругу, за отчетный период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года являются недостоверными. Единогласно (7 голосов) было принято решение рекомендовать Совету депутатов Частинского сельского поселения рассмотреть вопрос применения к ФИО3, ФИО2 дисциплинарного взыскания и строго указать на недопустимость представления неполных и (или) недостоверных сведений о доходах в дальнейшем (л.д. 54,55).
Согласно решению №174 от 18.07.2017 Совета депутатов Частинского сельского поселения депутату ФИО3 за предоставление недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года объявлено замечание, указано на недопустимость представления неполных и (или) недостоверных сведений в дальнейшем (л.д. 52).
Согласно решению №175 от 18.07.2017 Совета депутатов Частинского сельского поселения информация о недостоверном представлении ФИО2 сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведений супруги за отчетный период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года принята к сведению, депутату ФИО2 указано на недопустимость представления неполных и (или) недостоверных сведений в дальнейшем (л.д. 53).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ст.39 КАС РФ, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Согласно ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
На основании ч.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
В соответствии с ч.10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
С 15.04.2017 вступили в действие пункты 7.2 и 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятые Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции».
В соответствии с пунктом 7.2 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.3 статьи 40 указанного федерального закона установлено, что при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Из смысла вышеизложенного законодательства следует, что с 15.04.2017 года Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ) установлен особый порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления. Проверка достоверности и полноты таких сведений проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Правом на обращение в орган местного самоуправления или в суд с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, наделено только высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что у прокурора Частинского района отсутствовали полномочия на проведение проверки с 16 мая 2017 достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатами Частинского сельского поселения за 2016 год.
Доказательства, представленные в суд в обоснование своих требований, получены заявителем с нарушением Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ).
Поскольку в силу пункта 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ) правом на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, наделено только высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), полномочий для обращения с представлением 15 июня 2017 года в Совет депутатов Частинского сельского поселения у прокурора Частинского района не имелось, также как и на обращение в суд с требованием о возложении обязанности на орган местного самоуправления принять решение о прекращении полномочий депутатов.
Решением Земского Собрания Частинского муниципального района от 24.02.2016 №48 утверждено Положение «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих (лиц замещающих муниципальные должности) Частинского района и урегулированию конфликта интересов».
Согласно подпункту «а» пункта 15 данного Положения основанием для проведения заседания комиссии является представление руководителем органа местного самоуправления материалов проверки, свидетельствующих о несоблюдении муниципальным служащим или лицом, замещающим муниципальную должность требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов; о предоставлении муниципальным служащим или лицом, замещающим муниципальную должность недостоверных или неполных сведений, предусмотренных положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими или лицом, замещающим муниципальную должность сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (л.д. 194-202).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» где содержатся основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе, депутат отнесен к категории лиц, замещающих муниципальную должность.
Согласно Письму Минтруда России от 21.03.2016 N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения" (вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции") при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, учитываются следующие установленные законодательством критерии (пункт 5):
а) характер и тяжесть совершенного нарушения;
б) обстоятельства, при которых совершено нарушение;
в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
Исходя из информации Межрайонной ИФНС России №3 по Пермскому краю, ФИО2 в 2016 году получил доход от выплат Земским Собранием Частинского муниципального района в размере 5747 рублей, его супруга ФИО4 получила доход от выплат ЦДТ «Мечта» в сумме 8761,94 рублей (л.д. 16-17). При этом, в справке о своих доходах и доходах супруги за отчетный период с 1 января 2016 года 31 декабря 2016 года в разделе 1 данные доходы не указал, то есть представил недостоверные данные о своем доходе и доходе своей супруги (л.д. 25,29).
Учитывая критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, изложенные выше, не указание ФИО2 в справке о доходах своей супруги дохода от выплат ЦДТ «Мечта» в сумме 8761,94 рублей следует расценивать как малозначительный проступок, поскольку это доход от преподавательской деятельности, сумма которого не превышает 10 000 рублей. Судом не установлен умысел ФИО2 на сокрытие доходов супруги, источник получения дохода представлен.
Нарушение, допущенное депутатом ФИО2 в виде сокрытия доходов - выплату в виде премии к Почетной грамоте Земским Собранием Частинского муниципального района в размере 5747 рублей суд расценивает как несущественное, так как данная сумма является незначительной, разница при суммировании всех доходов в разделе 1 справки не превышает 10 000 рублей от фактически полученного дохода, исходя из пояснений ФИО2 данное нарушение допущено не с целью скрытия доходов, а из-за невнимательности при заполнении справки о доходах.
Из справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января 2016 года 31 декабря 2016 года из раздела 3.1 следует, что в собственности ФИО2 имеется земельный участок, при этом вид его не указан (л.д. 25-26), что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей №1170 от 11.12.1992, целевое назначение указано - сельскохозяйственное пользование (л.д. 44).
С учетом критериев привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения данный проступок депутата ФИО2 суд расценивает как несущественный.
Кроме этого суд учитывает, что депутатом ФИО2 нарушение законодательства о противодействии коррупции совершено впервые, в период депутатской деятельности поощрялся Почётной грамотой Частинского муниципального района за ответственную и добросовестную работу в качестве депутата Частинского сельского поселения, судом установлено отсутствие умысла на сокрытие дохода, срок полномочий депутата истекает в 2018 году, прекращение полномочий депутата повлечет за собой парализацию работы Совета депутатов по принятию бюджета на 2018-2020 годы.
Из справки, представленной ФИО3, о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января 2016 года 31 декабря 2016 года следует, что земельные участки в собственности не имеет.
Прокурор Частинского района в своем представлении об устранении нарушений норм законодательства о противодействии коррупции указывает, что депутатом ФИО3 в разделе 3 не указан земельный участок площадью 100 кв.м. вид для ЛПХ.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 21.05.2017 следует, что ФИО3 в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 100 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, данное право прекращено 11.04.2016 (л.д. 24). Согласно протоколу №5 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Частинского муниципального района и урегулированию конфликтов интересов от 14.07.2017 ФИО3 пояснил, что писал заявление об отказе от этого земельного участка (л.д. 172-174).
В соответствии с п.п. «б» пункта 12 «Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2017 году (за отчетный 2016 год)", содержащихся в письме Минтруда России от 26.12.2016 N 18-2/10/В-9843 отчетный период и отчетная дата представления сведений, установленная для граждан и служащих (работников), различны: служащий (работник) представляет ежегодно сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления сведений).
Решением Совета депутатов Частинского сельского поселения Частинского района Пермского края от 24.03.2016 №116 утверждено Положение о предоставлении депутатами Совета депутатов Частинского сельского поселения Частинского муниципального района Пермского края сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с пунктом 2.2. указанного Положения депутаты Совета депутатов представляют ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным сведения о своих доходах расходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Таким образом, утверждение прокурора о скрытии депутатом ФИО3 сведений за 2016 год о наличии у него в собственности земельного участка, право собственности на который прекращено в апреле 2016 года, ошибочны, нарушений законодательства депутатом ФИО3 в этом суд не усматривает.
Исходя из информации Межрайонной ИФНС России №3 по Пермскому краю, ФИО3 в 2016 году получил доход от выплат ООО «Медиадиагностика» в размере 49655 рублей (л.д. 16,18). Однако в справке о своих доходах данную выплату в разделе 1 не указал (л.д. 19). Таким образом, ФИО3 представлены недостоверные сведения о своем доходе.
Согласно протоколу №5 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Частинского муниципального района и урегулированию конфликтов интересов от 14.07.2017 ФИО3 пояснил, что данный доход не указал в справке, так как забыл об этой работе, неточность допустил непреднамеренно (л.д. 172-174).
Вместе с тем, в соответствии с критериями привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения взыскания в виде увольнения служащего с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия применяются в случаях, в том числе, сокрытия доходов, имущества, источники происхождения которых служащий не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам.
Из представленных документов, а именно информации Межрайонной ИФНС России №3 по Пермскому краю, видно, что данный доход ФИО3 получен от ООО «Медиадиагностика».
Нарушение депутатом ФИО3 норм законодательства о противодействии коррупции суд признает незначительным. При этом учитывает, что указанное нарушение депутатом ФИО3 совершено впервые, источник происхождения дохода ФИО3, не отраженный в справке о своих доходах, определен, судом установлено отсутствие умысла на сокрытие дохода, срок полномочий депутата истекает в 2018 году, прекращение полномочий депутата повлечет за собой парализацию работы Совета депутатов по принятию бюджета на 2018-2020 годы.
Таким образом, оснований для возложения обязанности на Совет депутатов Частинского сельского поселения решении вопроса о прекращении полномочий депутатов ФИО3 и ФИО2, суд не находит.
В силу п. 3 ст.62 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими.
В отношении депутата ФИО3 за предоставление недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января 2016 года 31 декабря 2016 года Советом депутатов объявлено замечание.
Вместе с тем, Положением о предоставлении депутатами Совета депутатов Частинского сельского поселения Частинского муниципального района Пермского края сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Решением Совета депутатов Частинского сельского поселения Частинского района Пермского края от 24.03.2016 №116 за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции наложение взыскания в виде замечания на депутата Совета депутатов Частинского сельского поселения не предусмотрено.
Следовательно, объявление депутату Частинского сельского поселения ФИО3 замечания за предоставление недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января 2016 по 31 декабря 2016 следует признать незаконным.
В этой части иск прокурора следует удовлетворить и признать незаконным Решение Совета депутатов Частинского сельского поселения от 18.07.2017 № 174 «Об объявлении замечания» в части объявления замечания депутату Частинского сельского поселения ФИО3.
Руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные прокурором Частинского района требования удовлетворить частично.
Признать незаконными Решение Совета депутатов Частинского сельского поселения от 18.07.2017 № 174 «Об объявлении замечания» в части объявления замечания депутату Частинского сельского поселения Лузину <данные изъяты>.
В остальной части заявленных прокурором Частинского района требований - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через постоянное судебное присутствие в с.Частые Большесосновского районного суда.
Судья И.А.Аликина