Дело №2а-2-428/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 сентября 2018 года г. Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Журбенко С.И.,
при секретаре Терновой Е.В.,
с участием административного истца ФИО3,
административного ответчика ФИО4,
заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда Саратовской области гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации Большемеликского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным отказа в присвоении адреса земельному участку,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с указанным административным иском, просит признать незаконным отказ главы администрации Большемеликского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области в присвоении адреса земельному участку, указав в обосновании, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, территория садоводческого некоммерческого товарищества <данные изъяты> участок №.
20 июля 2018 г. она обратилась в администрацию Большемеликского муниципального образования Балашовского муниципального района с заявлением о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером №.
Решением № от 30 июля 2018 г. администрацией Большемеликского муниципального образования истцу было отказано в присвоении адреса земельному участку в связи с наличием адреса.
Полагает данным отказ незаконным, указав, что в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закреплено понятие адреса - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать( п.1); объекта адресации – один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством РФ Правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес (п.3).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закон № 443-ФЗ, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса установлен Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 (ред. от 12.08.2015) "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (далее - Правила).
Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 данных Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения (п. 41 Правил). Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть обжаловано в судебном порядке (п.43 Правил).
Присвоение объектам адресации адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 Правил (п. 7 Правил).
Согласно п. 20 Правил присвоение объекту адресации адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса.
В соответствии с п. 22 Правил решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса содержит: присвоенный объекту адресации адрес; реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса; описание местоположения объекта адресации; кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации; другие необходимые сведения, определенные уполномоченным органом.
Полагает истец, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства Решение № от 30.07.2018 года Администрации <адрес> муниципального образования не содержит ссылку на положения пункта 40 Правил, в решении не указано когда и каким решением Администрации земельному участку с кадастровым номером №, ранее был присвоен адрес, с указанием уникального номера адреса объекта адресации в государственном адресном реестре.
По мнению истца, отсутствие адреса, соответствующего требованиям действующего законодательства лишает собственника спорного земельного участка в полном объеме осуществлять принадлежащие права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, закрепленные ст. 209 ГК РФ.
В судебном заседании ФИО3 иск поддержала, добавив, что адрес должен содержать элементы планировочной структуры: населенный пункт, улицу, идентификационные элементы, а имеющийся адрес земельного участка не может содержаться в государственном адресном реестре. У нее имеется другой участок, смежный со спорным участком, он содержится в государственном адресном реестре, ему присвоена <адрес> и номер дома.
Представитель административного ответчика глава администрации Большемеликского муниципального образования ФИО4 иск не признал, указав, что спорный земельный участок закреплен за садоводческим некоммерческим товариществом <данные изъяты> не относится к землям поселений, имеет кадастровый номер и адрес, в связи с чем истцу было отказано в присвоении адреса. Чтобы продать участок не члену кооператива, необходимо его вывести из состава кооператива. Если продать участок не члену кооператива, не выводя его из состава СНТ, то тогда администрация не сможем присвоить ему почтовый адрес, так как он не находится на землях муниципального образования. В свою очередь вывод земельного участка из состава СНТ влечет изменение границ как самого СНТ, так и границ муниципального округа.
Заинтересованное лицо – председатель садоводческого некоммерческого товарищества <данные изъяты>ФИО1 иск не признал, пояснив, что ему ничего не известно о присвоении адресов другим земельным участкам, входящим в состав товарищества. Вопрос о выводе земли решает только общее собрание, спорный земельный участок входит в состав СНТ <данные изъяты> истица не является членом садоводческого товарищества, с заявлением о выводе участка из состава товарищества никто не обращался. В садоводческом товариществе № земельных участка, которые имеют адреса, никаких проблем с вызовом скорой помощи и пожарной службы при имеющихся адресах у людей нет. <адрес>, о которой говорила истец, находится на землях села <адрес>, к товариществу она отношения никакого не имеет.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетеля, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым решением, действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования.
В соответствии с пунктом 27 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение ожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Понятие адреса определено в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой «адрес» - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, полномочия по установлению правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.
Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 19 ноября 2014 г. N 1221 утвердило Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее по тексту - Правила), согласно пункту 2 которого адресообразующие элементы - страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; элементом планировочной структуры являются зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Пункт 6 Правил относит к полномочиям органов местного самоуправления полномочия по присвоению, изменению или аннулированию адресов.
Согласно подпункту "а" пункта 3, пункта 5 Правил, адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованию уникальности, то есть один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства. Объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 47 Правил обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).
Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации (пункт 48).
Так, пунктом 49 Правил предусмотрено, что структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); номер земельного участка.
По смыслу приведенных положений Правил номер земельного участка является обязательным адресообразующим элементом такого рода объекта недвижимости, а наименование элемента улично-дорожной сети должно входить в структуру адреса земельного участка при наличии в населенном пункте, в котором расположен земельный участок, улично-дорожной сети.
Правилами предусмотрено, что в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 данных Правил (подпункт "г" пункта 40).
Перечень оснований для отказа в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, приведенный Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В судебном заседании установлено, подтверждено Выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, что на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между административным истцом и ФИО2, ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, территория садоводческого некоммерческого товарищества <данные изъяты> участок №.
Установлено в судебном заседании, подтверждено генеральным планом, справкой председателя правления СНТ <данные изъяты>», пояснениями заинтересованного лица в судебном заседании, что указанный земельный участок находится в границах земель садоводческого некоммерческого товарищества <данные изъяты> заявлений о выводе участка из пользования товарищества не поступало, решений в этой части общим собранием членов СНТ <данные изъяты> не принималось, вид разрешенного пользования спорным земельным участком не менялся.
20 июля 2018 г. административный истца как собственник недвижимого имущества, в соответствии с пунктом 27 Правил, обратилась в администрацию Большемеликского муниципального образования Балашовского муниципального района с заявлением о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером №
Решением № от 30 июля 2018 г. администрацией Большемеликского муниципального образования истцу было отказано в присвоении адреса земельному участку в связи с наличием адреса.
Суд находит указанное решение не противоречащим закону и оснований для признания его незаконным не усматривает.
Суд находит несостоятельными доводы административного истца о том, что решение главы администрации не содержит ссылку на положения п. 40 Правил и противоречит указанной норме и что существующий адрес земельного участка не может соответствовать требованиям уникальности, так как из ответа администрации следует, что причиной отказа в присвоение адреса является наличие у объекта адреса, указанный ответ согласуется с требованиями п. п. 5 и 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов.
Кроме этого, в силу пп. "а" п. 8, п. 40 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях:
подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Как установлено судом, кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером № осуществлен, земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2015 году, что подтверждается выпиской из сведений государственного кадастра недвижимости, участку, как находящемуся на территории садоводческого некоммерческого товарищества <данные изъяты> присвоен номер – № а также определено место его нахождения – <адрес>, территория некоммерческого товарищества <данные изъяты> указанный адрес содержит обязательные адресообразующие элементы.
Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для присвоения адреса земельному участку истца, соответствующих требованиям п. 8 Правил, суду не представлено, объект недвижимости - земельный участок, принадлежащий истице, поставлен на кадастровый учет и имеет адрес.
Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что у органа местного самоуправления не имелось правовых оснований для присвоения адреса земельному участку истицы, а потому ее требования об обязании ответчика присвоить уникальный адрес земельному участку, не могут быть удовлетворены.
Кроме этого, суд принимает во внимание также, что спорный объект недвижимости расположен на земельном участке, входящем в состав садоводческого некоммерческого товарищества <данные изъяты> категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства". На данные земельные участки может распространяться исключительно правовой статус дачных некоммерческих объединений граждан, который регулируется Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О дачных, садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан", в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 32 которого организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Доводы истца о том, что отсутствие адреса, соответствующего требованиям действующего законодательства лишает ее как собственника земельного участка в полном объеме осуществлять закрепленные статьей 209 ГК РФ принадлежащие ей права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, суд не может принять во внимание, так как земельный участок имеет кадастровый номер, адрес, в связи с этим каких-либо ограничений во владении, пользовании и распоряжении указанным объектом недвижимости не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к администрации Большемеликского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным отказа в присвоении адреса земельному участку, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме (7 сентября 2018 г.).
Судья С.И. Журбенко