Дело № 2а-2-436/2019 |
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Большесосновский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Селютиной С.Л.,
с участием представителя административного истца Ребриной Ю.Р.,
представителя административного ответчика ФИО1,
при секретаре Десятковой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Частинского района к администрации Частинского муниципального района о признании незаконным бездействия, обязании принять меры по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства РФ в области окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия человека,
у с т а н о в и л :
Прокурор Частинского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Большесосновский районный суд Пермского края с административным исковым заявлением к администрации Большесосновского муниципального района о признании незаконным бездействия, обязании принять меры по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства РФ в области окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечении санитарно эпидемиологического благополучия человека. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что согласно п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Прокуратурой Частинского района в апреле 2019 г. проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления администрацией Частинского муниципального района, в ходе которой установлено следующее.
С 01.01.2019 года региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края, определен ПКГУП «Теплоэнерго», с которым заключен договор от 17.01.2019 № 0556200000418000012-0596083-03, в результате заключения которого функции регионального оператора по оказанию услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Частинского района переданы ООО «ТрансЭкоСервис». Данный договор подписан усиленной электронной цифровой подписью и размещен в Единой информационной системе закупок.
В свою очередь ООО «ТрансЭкоСервис» в договоре № Т-08/2019 от 25.01.2019 передал данные функции ООО ЗУО «Экосистемы», который на сегодняшний день является единственным перевозчиком, осуществляющим сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с территории Частинского района.
Приложением 1 к договору определены границы территории оказания услуг оператора по вывозу твердых коммунальных отходов. Так, вывоз с территории Частинского района должен осуществляться в пределах границ Частинского муниципального района. При этом границы территории установлены Законом Пермской области от 10.11.2004 N 1726-351 "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Частинского района Пермского края". Территория Частинского района содержит 54 населенных пункта.
Местом приема твердых коммунальных отходов определен Полигон ТБО г. Верещагино, эксплуатацию которого осуществляет МУП «Верещагинский комбинат благоустройства».
В 2019 году региональным оператором ПКГУП «Теплоэнерго» и субоператором (перевозчиком) ЗУО «Экосистемы» организован вывоз твердых коммунальных отходов с территории Частинского района децентрализованным способом, путем объезда территории два раза в неделю, при этом единожды в неделю отходы принимаются для вывоза от потребителей услуги - юридических лиц и единожды от потребителей физических лиц.
При этом, факт невозможности обустройства мест накопления и сбора на территориях сложившейся застройки Частинского муниципального района, который в силу законодательства РФ может быть установлен актом и должен быть подписан уполномоченными лицами регионального оператора и органа местного самоуправления - не устанавливался, указанным актом не утверждался, что свидетельствует о наличии возможности обустройства мест (площадок) временного накопления твердых коммунальных отходов на территории Частинского района.
Таким образом, в силу п. 8.1. Постановления № 309-п региональным оператором применяется децентрализованный способ накопления твердых коммунальных отходов на территориях сложившейся застройки на период строительства мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов, что подтверждается информацией, поступившей от ПКГУП «Теплоэнерго» от
Применение децентрализованного способа вывоза твердых коммунальных отходов, в данном случае является временной мерой и должно быть обусловлено строительством мест размещения твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок).
Кроме того, по информации администрации Частинского муниципального района в письме от 11.12.2018 № 2750 для организации работы с контейнерными площадками согласно санитарно - эпидемиологическим требованиям, на территории района должны быть оборудованы 254 контейнерный площадки: Бабкинское поселение - 13, Ножовское поселения - 61, Частинское поселение - 120, Шабуровское поселение - 60.
На момент проведения проверки установлено, что администрацией Частинского муниципального района на территории Частинского района - не созданы места (площадки) временного накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства РФ, контейнерные площадки в всех 54 населенных пунктах района - отсутствуют.
По результатам проведенной проверки в адрес администрации Частинского муниципального района внесено представление (от 08.04.2019 № 2- 21-2019/505) с требованием устранить выявленные нарушения, которое рассмотрено, при этом нарушения законодательства не устранены, реальных мер к полному устранению выявленных нарушений должностными лицами администрации Частинского района до настоящего времени не предпринято.
В ответе на представление исх. от 08.05.2019 № 1031 администрацией Частинского муниципального района сообщается, что факт нарушения законодательства в сфере обращения с ТКО имеет место, создание контейнерных площадок на территории Частинского района планируется провести в несколько этапов, при этом строительство контейнерных площадок запланировано на 2020- 2021 годы, что свидетельствует о нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду и не позволит должным образом обеспечить жителей Частинского муниципального района услугой по вывозу твердых коммунальных отходов, в том количестве, и на тех условиях, которые предусмотрены законодательством.
Согласно технического задания на выполнение работ (приложение № 1 к проекту муниципального контракта), МКУ «Служба заказчика» поручает исполнителю обустроить всего 38 контейнерных площадок в четырех населенных пунктах: в с. Бабка 6 шт., в с. Шабуры - 7 шт., в с. Частые - 13 шт., в с. Ножовка - 12 шт.
Данный факт свидетельствует о том, что администрацией Частинского муниципального района своевременных и действенных мер, направленных на
соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в части обустройства контейнерных площадок на территории Частинского муниципального района в необходимом количестве в каждом населенном пункте - не предпринимается.
При этом, Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым четко определены полномочия органов местного самоуправления в деятельности по обращению с отходами, опубликован на официальном портале правовой информации 31.12.2017 г. и вступил в силу (в части данных обязанностей) 01.01.2019.
Постановление № 309-п, определяющее требования к накоплению твердых коммунальных отходов принято правительством Пермского края 08.06.2018, опубликовано 13.06.2018 и вступило в законную силу (в части данных обязанностей) с 01.01.2019.
Следовательно, с 31.12.2017 г. администрация Частинского муниципального района обладала достоверной и полной информацией о возникновении обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, то есть за один год до фактического ее наступления имелась возможность изыскать денежные средства к оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов - контейнерных площадок, тем самым осуществить готовность к деятельности регионального оператора на территории Частинского района, что должным образом не было сделано.
Таким образом, в виду бездействия администрации района не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Частинского района, объявленный аукцион на строительство контейнерных площадок не позволит обеспечить жителей 50 населенных пунктов услугой по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, что свидетельствует о явном бездействии со стороны администрации Частинского муниципального района, и влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Ребрина Ю.Р. требования поддержала.
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании административный иск не признала, предоставив письменные возражения, в которых указала, что в целях реализации указанного вопроса местного значения в части создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов администрацией Частинского муниципального района предпринимались следующие меры.
Неоднократно начиная с декабря 2018 года и истекший период 2019организовывались рабочие совещания с участием представителей прокуратуры Частинского района по реализации полномочия - участие в организации деятельности по накоплению ( в том числе раздельному накоплению). Сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Частинского муниципального района.
Согласно п.24 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ границы земельного участка, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уточнение границ земельного участка представляет собой государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, и осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона №218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В 2019 году сформировано и поставлено на кадастровый учет 10 земельных участков для размещения контейнерных площадок, из них в с.Частые-5, с.Бабка - 2, д.Шабуры - 1, д.Поздышки - 1, с.В-Рождество - 1.
Руководствуясь действующим законодательством администрацией для согласования в адрес Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю был направлен перечень мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории Частинского района по 46 местам накопления ТКО в 4 населенных пунктах района (Частые -17, с.Ножовка - 16, с.Бабка-6, д.Шабуры - 7). По результату рассмотрения остались не согласованы места размещения контейнерных площадок в количестве 40 по 4 населенным пунктам.
Создание контейнерных площадок в населенных пунктах района планируется осуществлять поэтапно, в связи с нехваткой финансовой возможности, администрация Частинского муниципального района является дотационным муниципальным образованием.
Заинтересованные лица ПКГУП «Теплоэнерго», ООО «ЗУО «Экосистемы» представителя в суд не направил, о рассмотрении дела судом извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, ранее предоставив письменный отзыв, указав, что с исковыми требованиями согласны.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Согласно статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу части 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Частинского района организован вывоз твердых коммунальных отходов децентрализованным способом путем объезда территории в силу пункта 8.1. Постановления №309-п региональным оператором ПКГУП «Теплоэнерго» на территории Пермского края, который в свою очередь передал свои функции по оказанию услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Частинского района ООО ЗУО «Экосистемы» заключив договор 17.01.2019. Согласно которому исполнитель оказывает услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии со схемой и графиком вывоза твердых коммунальных отходов.
По результатам проверки прокурором района в адрес администрации Частинского муниципального района направлено представление об устранении нарушении законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами с требованием рассмотреть представление и принять меры к устранению выявленных нарушений, а именно:
в нарушение статьи 8 Закона №89-ФЗ ненадлежащим образом определена территориальная схема обращения с отходами, а именно не соблюден порядок ее утверждения, расстояния нахождения мест сбора отходов-не соответствует допустимым;
не ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
не созданы и не содержаться места накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки) с соблюдением требований п.2.11 раздела II Постановления №309-п) (л.д.24-28).
Администрация Частинского сельского поселения в ответе от 08.05.2019 на представление прокурора Частинского района сообщила, что на рабочем совещании с участием представителя прокуратуры обсуждался вопрос об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, данный факт действительно имеет место. Создание контейнерных площадок на территории Частинского муниципального района планируется провести в несколько этапов в связи со значительными затратами на их обустройство, согласно требованиям законодательства. В рамках государственной программы Пермского края «Формирование комфортной городской среды» на условиях софинансирования с бюджетом Частинского муниципального района предусмотрены финансовые средства в сумме 1 597 732,90 рублей для строительства контейнерных площадок в 2019 году, конкурсные процедуры на данный вид работ планируются провести в мае 2019 года (л.д.29-30).
Администрацией Частинского муниципального района приложен проект муниципального контракта на обустройство контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов (далее ТКО), техническое задание на выполнение работ: обустройство контейнерных площадок для сбора ТКО (л.д.31-42).
17.06.2019 администрацией Частинского муниципального района в адрес начальника Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю для согласования направлен доработанный перечень планируемых мест контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории Частинского муниципального района, однако документы были представлены не в полном объеме. В связи с чем материалы не прошли согласование и направлены на доработку (л.д.61-64, 73, 77-116).
Согласно экспертным заключениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» не прошло согласование мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории Частинского района, в связи с не соответствием требованиям СанПин (л.д.117-162).
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон №52-ФЗ) настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федеральный закон №52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 вышеназванного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 2 статьи 24.6 Федерального закона №89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Согласно пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Постановление Правительства РФ № 641) «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пункта 10 Постановления РФ № 641 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Аналогичные требования содержатся в Постановлении Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 309-п "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края" (далее - Постановление № 309-п) которым предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления и сбора твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках (далее - централизованный способ); в специально предназначенные емкости, пакеты и мусоровозы, предоставленные региональным оператором (далее - децентрализованный способ).
Согласно пункта 2.8 Постановления № 309-п создание, организация и содержание мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территорий, прилегающих к месту погрузки твердых коммунальных отходов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Пермского края в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны создать контейнерную площадку, которая должна быть огорожена по периметру с трех сторон и располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, исключающем скопление поверхностной воды, которое способно выдержать установку и (или) выкатывание контейнеров без их повреждения. В случае если на контейнерной площадке установлены контейнеры без крышки, контейнерная площадка должна иметь крышу для предотвращения попадания в контейнеры атмосферных осадков и недопущения доступа животных (п. 2.10 Постановления № 309-п).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей организации сбора бытовых отходов на территории Частинского района в соответствии с установленными требованиями, обеспечение которых в силу приведенных выше положений законодательства отнесено к вопросам местного значения и прямо возложены на органы местного самоуправления, в связи с чем, основания для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на ответчика по принятию мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства РФ в области окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия человека подлежат удовлетворению с применением ст. 187 КАС РФ с установлением срока исполнения решения суда до 31 декабря 2020 года.
Несмотря на наличие прямых обязанностей, закрепленных действующим законодательством в отношении органов местного самоуправления администрация Частинского муниципального района предпринимала действия по осуществлению возложенных на нее обязанностей: направила перечень планируемых мест контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории Частинского муниципального района для согласования, приняла участие в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды», на основании которой Частинскому муниципальному району были выделены денежные средства на обустройство контейнерных площадок, объявлены электронные аукционы на обустройство контейнерных площадок для сбора ТКО на сумму 1 597 732,90 руб., в связи с чем, оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконным бездействия ответчика в неисполнении полномочий в части создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Частинского района удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Частинского муниципального района принять меры по созданию мест /площадок/ накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательством РФ в области окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия человека в срок до 31 декабря 2020 года.
В остальной части иска прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи через Большесосновский районный суд Пермского края апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья | С.Л. Селютина |