ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-4/2022 от 28.06.2022 Ичалковского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2а-2-4/2022

УИД 13RS0001-02-2022-000005-43

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Большое Игнатово 28 июня 2022 г.

Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Малова М.И.,

при секретаре Демидовой Т.Д.,

с участием в деле:

административного истца - помощника прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия Воронковой Д.В.,

административного ответчика - администрации Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия в интересах государства и неопределенного круга лиц к администрации Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки,

установил:

прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов государства и неопределенного круга, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки.

В обоснование требований указал, что в мае 2022 г. прокуратурой Большеигнатовского района Республики Мордовия проведена проверка территории Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия и выявлена несанкционированная свалка бытового, строительного мусора и отходов потребления, отходов, которые могут быть отнесены к I-II классам опасности. Так, проведенной проверкой установлено, что на территории Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, по состоянию на 19 мая 2022 года организована несанкционированная свалка бытового, строительного мусора и отходов потребления, а также отходов, которые могут быть отнесены к I-II классам опасности. Свалка расположена на расстоянии примерно 500 метров справа от фермы КФХ Кабаев В.Ю., расположенной в с. Вармазейка Большеигнатовского района Республики Мордовия. Площадь занимаемой свалки составляет примерно 3 х 3 метров.

На выявленных местах несанкционированного хранения отходов не поддерживается санитарный порядок.Несанкционированные свалки имеют крайне высокую степень пожароопасности, так как на них бесконтрольно размещаются горючие отходы (полимерные отходы, изношенные автопокрышки, нефтесодержащие отходы, бывшие в употреблении аккумуляторные батареи, градусники, лампы и тп.). В случае возгорания таких отходовв атмосферу выделяются особо токсичные вещества 1 и 2 классов опасности (стирол, формальдегид, синильная кислота и пр.).Захламление земель бытовым, строительным мусором и отходами потребления существенно снижает уровень пожароопасной защищенности, приводит к заражению почвы возбудителями паразитарных и бактериальных заболеваний, что ведет к деградации земель.

Из вышеизложенного следует, что функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов наносит существенный вред землям, а также нарушает права неопределенного круга лиц - жителей указанного сельского поселения Большеигнатовского района Республики Мордовия, на благоприятную природную среду.

28.12.2018 между органами местного самоуправления Большеигнатовского муниципального района и органами местного самоуправления Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района заключено соглашение о передаче полномочий по решению вопроса местного значения Большеигнатовского муниципального района. Следовательно, органами местного самоуправления Вармазейского сельского поселения должны приниматься все необходимые меры по ликвидации несанкционированных свалок на территории поселения. Однако вышеперечисленные обязанности должным образом не выполняются, меры по ликвидации несанкционированных свалок не принимаются.

Поступление в почву компонентов, образующихся в результате разложения и минерализации органических веществ, вызывает изменение физических, химических, биологических свойств и характеристик почвы. Все это неизбежно вызывает снижение и даже полную утрату почвенного плодородия. В результате нарушения почвенного покрова и растительности усиливаются нежелательные процессы эрозия почв и их деградация.

Направляя в суд данный административный иск в интересах государства, прокурор действует в рамках предоставленных законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда окружающей среде, а также в целях последующего возмещения расходов и затрат на охрану и восстановление окружающей среды. Кроме этого, указанные обстоятельства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Большеигнатовского района, поскольку нарушение экологического и земельного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды, биологическую скудность и ограниченность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 218, 219 КАС РФ, п. 3 ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» административный истец просит: признать незаконным бездействие администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, размещенной на территории Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия - на расстоянии примерно 500 метров справа от фермы КФХ Кабаев В.Ю., расположенной в с. Вармазейка Большеигнатовского района Республики Мордовия; возложить на администрацию Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия обязанность в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, размещенной на территории Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия - на расстоянии примерно 500 метров справа от фермы КФХ Кабаев В.Ю., расположенной в с. Вармазейка Большеигнатовского района Республики Мордовия.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ичалковского районного суда Республики Мордовия в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке.

Представитель административного истца - помощник прокурора Воронкова Д.В. административный иск в судебном заседании поддержала по вышеизложенным основаниям.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явилась, о времени месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, глава Вармазейского сельского поселения Рабина А.Р. просила дело рассмотреть без ее участия.

Суд, выслушав объяснения представителей административного истца и исследовав письменные доказательства по делу, административный иск прокурора находит подлежащим удовлетворению.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 8, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Из положения части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Муниципальный земельный контроль в силу требований статьи 72 Зе­мельного кодекса Российской Федерации осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 г. № 4690-88) организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» (п. 1.1.); организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы (п. 1.4.), объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (п. 2.1.); для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п. 2.2.2.).

Судом установлено, что 19 мая 2022 г. помощником прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия Воронковой Д.В. проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, охраны окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. Так, проведенной проверкой установлено, что на территории Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района РМ, по состоянию на 18.05.2022 организована несанкционированная свалка бытового, строительного мусора и отходов потребления, а также отходов, которые могут быть отнесены к I-II классам опасности. Свалка расположена на расстоянии примерно 500 метров справа от фермы КФХ Кабаев В.Ю., расположенной в с. Вармазейка Большеигнатовского района Республики Мордовия. Площадь, занимаемая свалкой, составляет примерно 3 х 3 метров. На выявленных местах несанкционированного хранения отходов не поддерживается санитарный порядок. Несанкционированные свалки имеют крайне высокую степень пожароопасности, так как на них бесконтрольно размещаются горючие отходы (полимерные отходы, изношенные автопокрышки, нефтесодержащие отходы, бывшие в употреблении аккумуляторные батареи, градусники, лампы и т.д.). В случае возгорания таких отходов в атмосферу выделяются особо токсические вещества 1 и 2 классов опасности (стирол, формальдегид, синильная кислота и пр.) Захламление земель бытовым, строительным мусором и отходами потребления существенно снижает уровень пожароопасной защищенности, приводит к заражению почвы возбудителями паразитарных и бактериальных заболеваний, что ведет к деградации земель. (л.д. 7-8).

Решением Совета депутатов Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия первого созыва от 28 декабря 2018 г. № 25 установлено, что органы местного самоуправления Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия принимают осуществление части полномочий по решению вопроса местного значения Большеигнатовского муниципального района по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых бытовых отходов (л.д. 9).

На основании соглашения от 28 декабря 2018 г., заключенного между Большеигнатовским муниципальным районом Республики Мордовия, в лице главы администрации Полозовой Т.Н., и Вармазейского сельским поселением Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, в лице главы сельского поселения Рабиной А.Р. муниципальный район передал, а поселение приняло на себя осуществление части полномочий муниципального района по решению вопроса местного значения в области обращения с отходам, а именно по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов и их транспортированию к объектам размещения твердых коммунальных отходов (пункты 1.1 -1.2 Соглашения).

Статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что неисполнение администрацией Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем требования прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия в интересах государства и неопределенного круга лиц к администрации Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов,размещенной на 19.05.2022 на территории Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района - на расстоянии примерно 500 метров справа от фермы КФХ Кабаев В.Ю., расположенной в с. Вармазейка Большеигнатовского района Республики Мордовия.

Возложить на администрацию Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия обязанность в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, размещенной на территории Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района - на расстоянии примерно 500 метров справа от фермы КФХ Кабаев В.Ю., расположенной в с. Вармазейка Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его объявления через Ичалковский районный суд Республики Мордовия.

Судья Ичалковского районного суда

Республики Мордовия М.И. Малов