ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-5620/2018 от 31.05.2018 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31.05.2018 г.

г. Тольятти

Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

судьи Хлыстовой Е.В.,

при секретаре Петренко К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5620/2018 по административному иску Администрации г.о. Тольятти к Отделу ЗАГС Автозаводского района г.о. Тольятти управления ЗАГС Самарской области о признании незаконными действий и обязании произвести государственную регистрацию рождения ребенка,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г.о. Тольятти обратилась в суд с административным исковым заявлением к Отделу ЗАГС Автозаводского района г.о. Тольятти управления ЗАГС Самарской области о признании незаконными действий и обязании произвести государственную регистрацию рождения ребенка, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ представитель Департамента социального обеспечения администрации г.о. Тольятти обратилась к административному ответчику с ходатайством о регистрации рождения девочки, родившейся ДД.ММ.ГГГГ у гражданки ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время несовершеннолетняя дочь ФИО2 осталась без попечения родителей, т.к. ФИО2 осуждена к лишению свободы и отбывает наказание в колонии-поселения. У ребенка до настоящего времени отсутствует свидетельство о рождении. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ Отдела ЗАГС <адрес> г.о. Тольятти управления ЗАГС <адрес> о том, что медицинское свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая больница » оформлено ненадлежащим образом, а именно отсутствует подпись должностного лица, выдавшего медицинское свидетельство о рождении, проставлена печать «для справок», заполнены не все графы медицинского свидетельства. ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом отдела ЗАГС, был направлен запрос в медицинское учреждение о выдаче дубликата медицинского свидетельства о рождении, заполненного с учетом всех перечисленных замечаний. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая больница » сообщило, что медицинское свидетельство о рождении выдано в соответствии с законодательством, действовавшим на момент выдачи свидетельства.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, указывая, что на момент выдачи медицинского свидетельства о рождении отсутствовал нормативно-правовой акт, регламентирующий заполнение медицинских свидетельств о рождении, просит признать действия Отдела ЗАГС <адрес> г.о. Тольятти управления ЗАГС <адрес> незаконными и обязать Отдел ЗАГС <адрес> г.о. Тольятти управления ЗАГС <адрес> произвести государственную регистрацию рождения девочки, родившейся ДД.ММ.ГГГГ у гражданки ФИО2, с указанием следующих сведений:

Ф.И.О. ребенка: ФИО3

Дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ года

Сведения о родителях:

мать - ФИО2;

отец - прочерк.

Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены (л.д. 22-23).

Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таких обстоятельств при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.

В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях, если государственная регистрация противоречит настоящему Федеральному закону; документы, которые представлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п.п. 12, 77 Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации», государственная регистрация рождения, расторжения брака на основании решения суда, усыновления (удочерения) (далее - усыновление), смерти и выдача заявителю соответствующего свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния (в случаях, установленных Федеральным законом, - справки о государственной регистрации акта гражданского состояния) установленной формы производятся в день обращения заявителя при условии предъявления всех оформленных надлежащим образом документов.

Предоставление государственной услуги по государственной регистрации рождения (далее - государственная услуга по регистрации рождения) включает в себя следующие административные процедуры:

1) проверка представленных заявителями (заявителем) документов, принятие решения о результате предоставления государственной услуги по регистрации рождения;

2) прием представленных документов и регистрация письменного заявления о рождении в журнале регистрации заявлений о рождении;

3) составление и оформление записи акта о рождении;

4) составление и оформление свидетельства о рождении;

5) учет и выдача свидетельства о рождении;

6) оформление, учет и выдача справки о рождении.

На основании п. 77.1 Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации», основанием для начала административной процедуры является личное обращение заявителей (заявителя) в орган, предоставляющий государственную услугу, с одновременным представлением всех необходимых документов, предусмотренных пунктами 24 - 26 Административного регламента.

Из материалов дела следует, что в нарушение названных норм, административный истец обратился в Отдел ЗАГС <адрес> г.о. Тольятти управления ЗАГС <адрес> с заявлением не лично, а посредством почтовой связи, и в нарушение требований п. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», к заявлению административным истцом была приложения копия медицинского свидетельства о рождении.

В связи с наличием препятствий для государственной регистрации рождения ребенка, а именно, несоблюдением административным истцом процедуры обращения с заявлением о рождении, на основании п. 77.5 Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации», согласно которому, если необходимые документы отсутствуют либо не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, специалист уведомляет заявителей (заявителя) о том, что обнаружены препятствия для предоставления государственной услуги по регистрации рождения, сообщает заявителю о выявленных недостатках в представленных документах и предлагает принять меры к их устранению, ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в адрес заявителя направлено письмо с разъяснением, что для государственной регистрации рождения представителю органа опеки и попечительства необходимо лично обратиться в отдел ЗАГС, имея при себе все необходимые документы.

Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя лично обратился в отдел ЗАГС с заявлением о проведении проверки регистрации рождения ребенка (л.д. 18).

Такая необходимость закреплена в Письме Министерства юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ-ЮЛ (п. 27).

В этот же день (ДД.ММ.ГГГГ), административным ответчиком в архивный отдел Управление ЗАГС <адрес> направлен запрос о проверке наличия записи акта о рождении ребенка (л.д. 19).

Однако, в период проведения проверки наличия записи акта о рождении, административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

Кроме того, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО2 о рождении и дубликата медицинского свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС произведена государственная регистрация рождения ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, составлена запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

При наличии вышеустановленных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Администрации г.о. Тольятти к Отделу ЗАГС <адрес> г.о. Тольятти управления ЗАГС <адрес> о признании незаконными действий и обязании произвести государственную регистрацию рождения ребенка - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья /подпись/

Копия верна

Судья Е.В. Хлыстова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>