ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-56/2021 от 24.06.2021 Людиновского районного суда (Калужская область)

№ 2а-2-56/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Жиздра 24 июня 2021 года

Людиновский районный суд Калужской области постоянное судебное присутствие в городе Жиздра Жиздринского района Калужской области

в составе председательствующего судьи Тарасовой Л.В.,

при секретаре Ерохиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Жиздринского района Калужской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения (СП) «Село Студенец» Жиздринского района Калужской области о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления и об обязании определить границы прилегающих территорий с. Зикеево,

У С Т А Н О В И Л:

23 марта 2021 года прокурор Жиздринского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным иском к ответчику, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере благоустройства территорий муниципальных образований. По результатам данной проверки установлено, что решением сельской Думы сельского поселения «Село Студенец» от ДД.ММ.ГГГГ. утверждены Правила благоустройства территории сельского поселения «Село Студенец», согласно которым под благоустройством территорий сельского поселения понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории и муниципального образования, по содержанию территории населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно ст. 4 Закона Калужской области от 22.06.2018г. №362-ОЗ «О благоустройстве территорий муниципальных образований Калужской области» порядок определения границ прилегающих территорий устанавливается приложением 1 к настоящему Закону. Согласно п. 3.5 Порядка определения границ прилегающих территорий подготовка схемы границ прилегающей территории осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Калужской области.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанного законодательства границы прилегающих территорий ответчиком не установлены, поэтому прокуратурой в адрес администрации СП «Село Студенец» вынесено представление об устранении выявленных нарушений, однако эти нарушения устранены не были.

Истец с учетом уточнений просит суд признать незаконным бездействие администрации СП «Село Студенец» в непринятии мер по определению границ прилегающих территорий и обязать ответчика в срок до 1 марта 2022 года определить границы прилегающих территорий с. Зикеево Жиздринского района Калужской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Административный истец – прокурор Жиздринского района Калужской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела; от прокурора имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Административный ответчик – представитель администрации СП «Село Студенец» (администрация) в судебное заседание также не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела; от администрации ходатайство об отложении судебного заседания не поступало. В своих возражениях представитель администрации ФИО1 указал, что с заявленными требованиями администрация не согласна, считает, что наличие Правил определение границ прилегающих территорий устанавливает лишь правила их определения, и не возлагает обязанности на местную администрацию повсеместно разграничить прилегающие территории в муниципальном образовании; также прокурором в иске не указаны и не представлены факты нарушения прав неопределенного круга лиц отсутствием схемы границ прилегающих территорий.

В силу ст.150 HYPERLINK "http://sudact.ru/law/kas-rf/razdel-iii/glava-14/statia-152/" \o "КАС РФ > Раздел III. Общие правила производства в суде первой инстанции > Глава 14. Судебное разбирательство > Статья 152. Отложение судебного разбирательства административного дела" \t "_blank" КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, явка которых не признана судом обязательной.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу взаимосвязанных положений п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14, ч. 1 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Как следует из п.п. 13, 14 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:- участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;

- определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.12.2017 года № 463-ФЗ в ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ внесены изменения, согласно которым лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования. Порядок определения границ прилегающих территорий устанавливается законом субъекта РФ (изменения вступили в силу с 28.06.2018).

Судом установлено, что в целях содействия развитию благоустройства территорий муниципальных образований Калужской области (городских и сельских поселений, городских округов) принят Закон Калужской области от 22.06.2018 N 362-ОЗ (ред. от 23.03.2020) "О благоустройстве территорий муниципальных образований Калужской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 14.06.2018 N 695).

Порядок определения границ прилегающих территорий устанавливается приложением 1 к настоящему Закону (ст. 4 Закона).

Пунктом 1 данного Порядка установлено, что порядок определения границ прилегающих территорий границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территории муниципального образования Калужской области (городских и сельских поселений, городских округов) (далее - правила благоустройства) в случае, если правилами благоустройства предусмотрено участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.

Согласно п. 3.5 данного Порядка подготовка схемы границ прилегающей территории осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Калужской области.

Согласно ст. 5 Закона Калужской области от 22.06.2018 N 362-ОЗ "О благоустройстве территорий муниципальных образований Калужской области" в целях обеспечения единообразия правового регулирования вопросов благоустройства рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Калужской области утвердить правила благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов Калужской области согласно Примерным правилам благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов Калужской области и расположенных на них объектов (приложение 2 к настоящему Закону).

Решением Сельской Думы сельского поселения «Село Студенец» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила благоустройства территории СП «Село Студенец». Решениями сельской Думы сельского поселения «Село Студенец» от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения в указанные Правила.

Пунктами 57-69 данных Правил определен порядок участия (в том числе финансового) собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий.

Как установлено судом, границы прилегающих территорий администрации сельского поселения «Село Студенец» Жиздринского района Калужской области, в том числе и с. Зикеево Жиздринского района Калужской области в соответствии в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством ответчиком не установлены.

В январе 2021г. прокуратурой Жиздринского района в адрес главы администрации сельского поселения «Село Студенец» было направлено представление о принятии в месячный срок конкретных мер по устранению допущенных нарушений в сфере благоустройства территории муниципального образования, которое не исполнено.

В своем ответе на указанное представление глава администрации СП «Село Студенец» ФИО2 сообщила, что границы прилегающих территорий поселения будут определяться после того, как внесут изменения в Закон Калужской области «О благоустройстве территорий муниципальных образований Калужской области», проект которого находится на обсуждении.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование прокурора Жиздринского района подлежит удовлетворению, а вышеуказанные доводы представителя ответчика, подлежат отклонению, как необоснованные, поскольку противоречат действующему законодательству в сфере благоустройства территорий муниципальных образований; также в своем исковом заявлении прокурор в обоснование своих требований сослался на то, что принятые Правила благоустройства территории сельского поселения «Село Студенец», направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории и муниципального образования, по содержанию территории населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, и не исполнение администрацией СП «Село Студенец» данных правил нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное заявление прокурора Жиздринского района Калужской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения «Село Студенец» Жиздринского района Калужской области, выразившееся в непринятии мер по проведению работ по определению границ прилегающих территорий сельского поселения «Село Студенец» Жиздринского района Калужской области.

Обязать администрацию сельского поселения «Село Студенец» Жиздринского района Калужской области в срок до 1 марта 2022 года провести работы по определению границ прилегающих территорий с. Зикеево Жиздринского района Калужской области в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Людиновский районный суд Калужской области постоянное судебное присутствие в городе Жиздра Жиздринского района Калужской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: