ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-614/20 от 07.12.2020 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

11RS0002-02-2020-000701-54

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 декабря 2020 года город Воркута

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего Старовойтовой Н.Г.

при секретаре Типнер О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2-614/2020 по административному исковому заявлению Бондаренко А. П. к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, Абрамьяку В. И. о признании действий незаконными и снятии дисциплинарных взысканий,

установил:

Бондаренко А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми (л.д.), впоследствии уточненным в порядке ст.46 КАС РФ (л.д.), в обоснование которого указал, что в период с июля 2018 года по ДД.ММ.ГГ. административный ответчик безосновательно на основании актов и рапортов сотрудников без фото-видеофиксации нарушений применил к административному истцу дисциплинарные взыскания, в том числе водворение в карцер, постановку на профучет, должностное лицо ответчика Абрамьяк В.И. в ходе обыска в камере, где содержался Бондаренко А.П., незаконно изъял принадлежащее ему имущество- «лямки» для занятий спортом и вязаную жилетку; нарушил условия содержания административного истца под стражей: по прибытии с этапа ДД.ММ.ГГ. Бондаренко А.П. был помещен в камеру сборного отделения, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям, радио не оборудовано регулятором громкости, истец сутки провел один под видеонаблюдением, помыться смог только на следующий день в 19.00 и был переведен в камеру , с правилами содержания ознакомлен не был, температура в камере ниже нормы, отсутствует пожарная сигнализация, постельные принадлежности, размещение туалета, питание не соответствовали нормам, некурящий истец содержится в камере с курящими, вытяжка в камере не работает, размеры столов ненадлежащего размера, истцу не была предоставлена по его требованиям бумага для написания жалобы, принятые от Бондаренко А.П. 2 дополнения к апелляционной жалобе ответчиком не направлены, ответчик не учитывает, что истец является «следственным», при помещении в карцер ДД.ММ.ГГ. истцу запретили брать свою еду и теплые вещи, ДД.ММ.ГГ. перевели из карцера в карцер , где радио не оборудовано регулятором громкости, нет механизма открытия второй форточки, стенка туалета низкая, из столешницы торчат гвозди. Действия ответчика нарушают права Бондаренко А.П., на законе не основаны, в связи с чем просит признать эти действия незаконными и снять все дисциплинарные взыскания.

Административный истец, участвующий в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям с учетом их уточнения, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми по доверенности Мутигуллина Т.С. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что административный ответчик не нарушал прав Бондаренко А.П., оспариваемые им действия являются законными, обоснованными, трехмесячный срок для оспаривания в судебном порядке действий административного ответчика, имевших место в период с июля 2018 года по ДД.ММ.ГГ., административный истец пропустил.

Административный ответчик Абрамьяк В.И., привлеченный к участию в деле протокольным определением от ДД.ММ.ГГ., в судебном заседании иск не признал, пояснив, что не проводил в сентябре 2020 года обыски в камере, в которой содержался Бондаренко А.П., указанное в иске имущество не изымалось.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По сведениям ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми Бондаренко А.П. ДД.ММ.ГГ. арестован по обвинению в совершении преступления предусмотренного ст.****** УК РФ; ДД.ММ.ГГ. осужден Печорским городским судом по ст.****** УК РФ- 17 лет лишения свободы исправительной колонии строгого режима. Приговор в законную силу не вступил, обжалован в апелляционном порядке (л.д.).

С ДД.ММ.ГГ. по настоящее время Бондаренко А.П. содержится в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми с периодическим этапированием в различные органы.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.47 УПК РФ обвиняемым признается лицо, в отношении которого: вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; вынесен обвинительный акт; составлено обвинительное постановление. Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным.

Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии с п.1 ст.6 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Поскольку приговор Печорского городского суда от ДД.ММ.ГГ. не вступил в законную силу, на административного истца Бондаренко А.П. вопреки его доводам распространяются требования Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189.

В силу ч.1 ст.15 указанного Федерального закона 15.07.1995 № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ст.16).

В соответствии со ст.36 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обязаны: 1)соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка; 2)выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей; 3)соблюдать требования гигиены и санитарии; 4)соблюдать правила пожарной безопасности; 5)бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей; 6)проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности; 7)не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц; 8)не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей; 9)не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.

Подозреваемым и обвиняемым запрещается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в соответствии с частью четвертой статьи 25 настоящего Федерального закона, а также хранить их и пользоваться ими.

Пунктом 2 вышеназванных Правил предусмотрено, что в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Пунктом 4 главы 1 Правил регламентировано, что лица, содержащиеся в следственном изоляторе, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение №1). Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.

В соответствии с п.13 Правил подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, распорядке дня, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи. Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно. В последующем такого рода информация регулярно предоставляется подозреваемым и обвиняемым по радио, во время посещения камер сотрудниками, на личном приеме подозреваемых и обвиняемых начальником СИЗО и уполномоченными им лицами. Подозреваемым и обвиняемым по их просьбе из библиотеки СИЗО выдаются во временное пользование Федеральный закон и настоящие Правила. В каждой камере на стене вывешивается информация об основных правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, а также распорядок дня.

Из доводов административного ответчика ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми и представленных им документов следует, что по прибытию в учреждение Бондаренко А.П. был ознакомлен, что подтверждается его подписью (л.д.113 Т1), с законодательством, регламентирующим порядок и условия отбывания наказания, Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. В последующем такого рода информация предоставлялась подозреваемым и обвиняемым по радио, во время посещения камер сотрудниками, на личном приеме подозреваемых и обвиняемых начальником СИЗО и уполномоченными им лицами, во всех камерах СИЗО-3 размещены стенды с указанной информацией об основных правах подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в СИЗО, а также распорядок дня.

Из справки от ДД.ММ.ГГ. об устных и письменных обращениях Бондаренко А.П. в адрес администрации ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми следует, что в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. от Бондаренко А.П. в адрес администрации ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми письменных обращений не поступало, согласно журналу №, № «Карточки учета личного приема осужденных и лиц, содержащихся под стражей» административный истец обращался по вопросу порядка выдачи в камере СИЗО-3 телевизора (л.д.).

В судебном заседании административный истец факт подписания представленных ответчиком документов не оспаривал.

В силу ст.38 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться следующие меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток.

Ст. 39 указанного Закона установлено, что взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.40 настоящего Федерального закона. Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения. До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.

Порядок водворения в карцер установлен ст.40 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, согласно которой подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер за: притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых; нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц; неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их; неоднократное нарушение правил изоляции; хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ; хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; участие в азартных играх; мелкое хулиганство. Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона. Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере. Содержание подозреваемых и обвиняемых в карцере одиночное. В карцере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы. В период содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитником и проведения бесед членами общественной наблюдательной комиссии с ними, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, пользование настольными играми, просмотр телепередач. Посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в карцере, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

Согласно п.1 Приложения №1 к Правилам подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; выполнять законные требования администрации СИЗО; соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел; соблюдать правила пожарной безопасности; бережно относиться к имуществу СИЗО; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения; после подъема заправлять свое спальное место и не расправлять его до отбоя; не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников СИЗО, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц; не препятствовать сотрудникам СИЗО, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей; не совершать умышленных действий, угрожающих жизни и здоровью других лиц; быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками СИЗО; обращаться к сотрудникам СИЗО на "Вы" и называть их "гражданин" или "гражданка"; при входе в камеры сотрудников СИЗО по их команде вставать и выстраиваться в указанном месте; при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников СИЗО держать руки назад; по требованию сотрудников СИЗО, иных должностных лиц сообщать свою фамилию, имя, отчество; соблюдать тишину; дежурить по камере в порядке очередности.

Подозреваемым и обвиняемым запрещается: вести переговоры, осуществлять передачу каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах или иных помещениях СИЗО, перестукиваться или переписываться с ними; без разрешения администрации выходить из камер и других помещений режимных корпусов; нарушать линию охраны объектов СИЗО; изготовлять и употреблять алкогольные напитки, употреблять наркотические, психотропные и другие запрещенные к употреблению вещества; играть в настольные игры с целью извлечения материальной или иной выгоды; наносить себе или иным лицам татуировки; занавешивать и менять без разрешения администрации спальные места; пользоваться самодельными электроприборами; разводить открытый огонь в камере; содержать животных; без разрешения администрации производить ремонт сантехники, осветительных и других приборов или регулировку освещения в камере; засорять санузлы в камерах; причинять вред имуществу, находящемуся в камере; снимать со стен камер информацию об основных правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО; оклеивать стены, камерный инвентарь бумагой, фотографиями, рисунками, вырезками из газет и журналов, наносить на них надписи и рисунки; при движении по территории СИЗО выходить из строя, курить, разговаривать, заглядывать в камерные глазки, поднимать какие-либо предметы, нажимать кнопки тревожной сигнализации; выбрасывать что-либо из окон, взбираться на подоконник, высовываться в форточку, подходить вплотную к "глазку" двери, закрывать "глазок"; закрывать объектив видеокамеры либо иными способами препятствовать осуществлению надзора с использованием видеотехники; при общении с другими лицами использовать нецензурные, угрожающие, оскорбительные или клеветнические выражения, жаргон; отчуждать или передавать в пользование свои личные вещи, а также приобретать их у других лиц, одалживать или брать во временное пользование с нарушением установленного порядка; вести переписку с нарушением установленных требований; накрывать и занавешивать светильники дневного и ночного освещения; нарушать режим лечения; принимать лекарственные препараты без предписания врача СИЗО, иметь их в камере больше, чем выдано на один день, за исключением случаев, когда имеется иное предписание врача СИЗО (п.3 Приложения №1).

На основании п.1, п.3 ст.14 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются следующие права: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним; требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

Административным истцом оспариваются дисциплинарные взыскания за период с июля 2018 года по ДД.ММ.ГГ..

Согласно справке ответчика (л.д.) в течение указанного периода к Бондаренко А.П., не имеющему поощрений, дисциплинарные взыскания применялись 65 раз (63 выговора, 2 водворения в карцер):

-выговор ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.)- невыполнение обязанностей дежурного по камере; ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (2 раза) (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (3 раза) (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (2 раза) (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.)- не удерживал руки назад; ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (2 раза) (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (2 раза) (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (2 раза) (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д), ДД.ММ.ГГ. (3 раза) (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (3 раза) (л.д.)- нарушение распорядка дня; ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (2 раза) (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.)- препятствовал осуществлению надзора; ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.)- нарушение правил изоляции.

-водворение в карцер ДД.ММ.ГГ. (л.д.)- изготовление, хранение и пронос запрещенных предметов; ДД.ММ.ГГ. (л.д.)- причинение вреда имуществу, находящемуся в камере: пытался проделать отверстие в стене в расположенный через стену карцер и разбил стекло смотрового глазка.

Из представленных в материалы дела документов (приказов о наложении дисциплинарных взысканий, постановлений о водворении в карцер, рапортов, актов об отказе от объяснений и подписи, объяснительных Бондаренко А.П.) следует, что они соответствуют установленным требованиям, сроки и порядок применения оспариваемых дисциплинарных взысканий не нарушены, оснований для признания их незаконными и отмены не имеется.

Законность дисциплинарных взысканий, примененных к истцу за пределами рассматриваемого периода, и потому не относящихся к предмету спора, судом в рамках данного административного дела не проверяется.

Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы регламентирован Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 20.05.2013 №72.

Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий (п.2 Инструкции).

В соответствии с п.4 деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).

Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (п.8 Инструкции).

В учреждениях УИС подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем: изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных (п.14 Инструкции).

Согласно п.24 Инструкции на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, склонные, в частности, к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; склонные к совершению суицида и членовредительству; склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (п.26 Инструкции).

Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС (п.27 Инструкции).

Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку (п.28 Инструкции).

Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным (п.29 Инструкции).

Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (п.30 Инструкции).

На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются (п.32 Инструкции).

По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии (п.33 Инструкции).

Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись (п.34 Инструкции).

Из личного дела Бондаренко А.П. следует, что ДД.ММ.ГГ. он поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; к совершению суицида и членовредительству; к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.

Основанием для постановки на данные виды профилактического учета послужили следующие факты: ДД.ММ.ГГ. для оказания давления на представителей администрации СИЗО-3 в связи с нежеланием этапирования в ИВС ОМВД России по г.Печоре для проведения следственных действий, открыто, в демонстративно-шантажной форме высказывал намерения умышленного причинения вреда своему здоровью, допускал высказывания о своем резко-негативном отношении к сотрудникам СИЗО-3 и представителям иных правоохранительных органов и причинения вреда сотрудникам, в случае невыполнения своих незаконных требований; ДД.ММ.ГГ. в ходе проведения полного личного обыска прибывших этапом, у обвиняемого Бондаренко А.П. были обнаружены и изъяты дрожжи, спрятанные ухищренным способом в пакете с сухим молоком, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГ. (л.д.), рапортом инспектора отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми Николаева Д.О. от ДД.ММ.ГГ. (л.д.), заключением о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГ. (л.д.), характеристиками на Бондаренко А.П. (л.д.), справкой о поощрении и взыскании от ДД.ММ.ГГ. (л.д.).

Согласно акту от ДД.ММ.ГГ. Бондаренко А.П. от росписи в ознакомлении с материалами постановки на профилактический учет отказался (л.д.).

В дальнейшем данные виды профилактического учета неоднократно в том же порядке продлевались ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.), ДД.ММ.ГГ. (л.д.).

Бондаренко А.П. в судебном заседании пояснил, что на заседаниях комиссии, кроме как в декабре 2019 года и сентябре 2020 года, не присутствовал, о принятых решениях не знал.

Доводы административного истца своего подтверждения не нашли. Бондаренко А.П. что подтверждается данными протоколов от ДД.ММ.ГГ. (л.д.) от ДД.ММ.ГГ. (л.д.), от ДД.ММ.ГГ. (л.д.), от ДД.ММ.ГГ. (л.д.), присутствовал на всех заседаниях, давал свои объяснения, с материалами постановки на профилактический учет ознакомлен, от подписи отказался, о чем составлены акты.

Вопреки доводам административного истца постановка на профилактический учет дисциплинарным взысканием не является, применяется как в отношении лиц, допускающих правонарушения, так и намеревающихся их совершить, в целях профилактики правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, основания для постановки Бондаренко А.П. на профилактический учет у административного ответчика имелись, процедура принятия оспариваемых решений соблюдена, права и законные интересы административного истца не нарушены.

Проверяя доводы административного искового заявления о нарушении прав Бондаренко А.П. административным ответчиком Абрамьяком В.И., изъявшим в сентябре 2020 года в ходе обыска в камере принадлежащее административному истцу имущество («лямки» для занятий спортом и вязаную жилетку), суд приходит к следующему.

Согласно п.23 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189, подозреваемые и обвиняемые, поступившие в СИЗО, подвергаются полному личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи -досмотру.

В соответствии с п.24 Правил личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу.

Подозреваемым или обвиняемым оставляются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в ассортименте, установленном настоящими Правилами. Личные вещи, оставляемые подозреваемым и обвиняемым, записываются в камерную карточку. Все остальные предметы, вещества и продукты питания принимаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника СИЗО, либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт. Постановление об уничтожении изъятых предметов составляется сотрудниками, проводящими обыск, после чего с ним под роспись знакомится подозреваемый или обвиняемый (абз.5 п.26 Правил).

В силу п.30 Правил при проведении полного личного обыска или досмотра вещей подозреваемого или обвиняемого оформляется протокол с приложением акта об изъятии запрещенных предметов, веществ и продуктов питания.

Правом изъятия у осужденных запрещенных к использованию в исправительном учреждении вещей обладает администрация исправительного учреждения (п.48 Правил).

Из пояснений в судебном заседании Бондаренко А.П. следует, что указанное им имущество было получено административным истцом в передаче от родственников, в последующем Бондаренко А.П. был этапирован в другое учреждение, лямки и жилетку оставил в камере ФКУ СИЗО-3, возвратившись в которую, своих вещей не обнаружил. От сокамерников узнал, что имущество было изъято в ходе обыска Абрамьяком В.И.

Доводы административного истца своего подтверждения не нашли.

По сведениям ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в сентябре 2020 Бондаренко А.П. содержался в камере здания режимного корпуса с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ..

В камерной карточке Бондаренко А.П. приведен полный перечень его имущества, как имевшегося при поступлении, так и полученного в передаче от родственников, «лямки» для занятий спортом и вязаная жилетка в перечне отсутствуют (л.д.). Своей подписью в карточке Бондаренко А.П., что им не оспаривалось, подтвердил, что других вещей, кроме указанных, у него нет.

Обыски в камере производились ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ. (л.д.). В результате обысков указанное Бондаренко А.П. имущество не изымалось. Административный ответчик Абрамьяк В.И. участия в обысках не принимал.

В случае этапирования в другое учреждение, возможность оставления обвиняемым своего имущества на хранение в камере по прежнему месту содержания Правилами не предусмотрена.

Согласно письменным объяснениям административного ответчика Абрамьяка В.И. от ДД.ММ.ГГ., поддержанных в судебном заседании, следует, что в камере , где содержался обвиняемый Бондаренко А.П., в сентябре 2020 года Абрамьяк В.И. обыск не производил и личные вещи- лямки для занятия спортом и жилетка обвиняемого не изымал. Согласно графику обыскные мероприятия в камере проводились ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ. и ДД.ММ.ГГ., в результате проведенных обысков запрещенных к хранению предметов, в том числе и личных вещей обвиняемого Бондаренко А.П. не изымалось. В соответствии с должностными обязанностями Абрамьяком В.И. предъявляются режимные требования к подозреваемым, обвиняемым и осужденным, в том числе и к обвиняемому Бондаренко А.П., подобные заявления пишутся с целью получения послаблений в период содержания (л.д.).

Таким образом, факты наличия у административного истца указанного в иске имущества и изъятие его Абрамьяком В.И. не доказаны, права Бондаренко А.П. административным ответчиком не нарушены.

Проверяя доводы административного истца о нарушении административным ответчиком условий его содержания в ФКУ СИЗО-3, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Согласно п.40 вышеназванных Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин); средства личной гигиены (для женщин).

Камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей,- только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних- в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

Согласно камерной карточке Бондаренко А.П. выданы все необходимые принадлежности, а именно: матрац, подушка, одеяло, простыня, наволочка, полотенце, кружка, ложка (л.д.).

За период содержания в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми от Бондаренко А.П. в администрацию СИЗО не поступало обращений о выдаче либо замене постельных принадлежностей.

В соответствии со ст.33 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона. Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях: при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона; в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых; при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании; при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.

Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. Женщины, имеющие при себе детей в возрасте до трех лет, и беременные женщины содержатся отдельно от остальных подозреваемых и обвиняемых. При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований: раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу.

Таким образом, нормативного требования обязательного раздельного содержания курящих и некурящих лиц не имеется.

Кроме того, ответчик в возражениях на иск указывает, что Бондаренко А.П. является курящим, что подтверждается соответствующей отметкой на камерной карточке Бондаренко А.П. (л.д.120), фактом обращения ДД.ММ.ГГ. Бондаренко А.П. в прокуратуру с жалобой на действия должностных лиц ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в части запрета брать с собой в карцер сигареты.

Данные административным истцом в судебном заседании объяснения о том, что он курит не сигареты, а смесь, и в прокуратуру обращался для защиты общих интересов, а не собственных, несостоятельны, доводы ответчика и представленные им доказательства не опровергают.

Доводы административного истца о несоответствии стола в камере и карцере режимных корпусов СИЗО-3 установленным требованиям, также своего подтверждения не нашли.

В соответствии с пунктом 8.57 СП 15-01 в камерах, палатах стационара, боксированных палатах СИЗО и тюрем следует предусматривать следующее оборудование, среди прочего: столы и скамейки с числом посадочных мест по количеству мест в камере, из расчета периметра столов и длины скамеек по 0,4 пог.м на одного человека.

Из представленных административным ответчиком ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми данных следует, что в камере (количество лиц в камере не более 7 человек) установлено 2 стола, размеры которых составляют по 160*34 каждый. В карцере (содержание одиночное) размеры стола составляют 50*40, гвозди в креплениях столов не используются.

Таким образом, столы, установленные в камере и карцере здания режимного корпуса ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми соответствует существующим требованиям законодательства РФ.

Требования, регламентирующие расстояние между столом и санитарной зоной, законодательно не установлены.

Доводы о неработающей вытяжке в камере здания режимного корпуса ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми также своего подтверждения не нашли.

Камера находится в здании режимного корпуса 2002 года постройки, в котором используется механическая приточно-вытяжная система (л.д.), находящаяся в исправном состоянии, назначены ответственные сотрудники за исправностью инженерных сетей.

В процессе надзорной деятельности, контролирующими органами в период 2018-2020 годов, неисправности вентиляционного оборудования в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми не выявлялось.

Административный истец в администрацию ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми по вопросу неисправности данного оборудования не обращался.

В соответствии с п.15 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189 на период оформления учетных документов подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции либо на срок не более двух часов в одноместные боксы сборного отделения, оборудованные местами для сидения и искусственным освещением. Время помещения подозреваемых и обвиняемых в одноместные боксы и время их перевода в другие помещения фиксируется в Книге дежурств по корпусному отделению.

При поступлении в СИЗО подозреваемые и обвиняемые проходят первичный медицинский осмотр и санитарную обработку (п.16 Правил).

Подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности, а при необходимости одежду установленного образца. После проведения полного личного обыска, досмотра личных вещей, дактилоскопирования, фотографирования, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки и оформления учетных документов лица, прибывшие в СИЗО, размещаются по камерам карантинного отделения, где проходят медицинское обследование (п.17 Правил).

В силу п.45 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Из доводов административного ответчика ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми следует, что с целью соблюдения требований вышеприведенной ст.33 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ Бондаренко А.П. содержался ДД.ММ.ГГ. один в карантинном отделении менее суток.

Доводы истца о ненадлежащих условиях содержании ДД.ММ.ГГ. в камере режимного корпуса лит. «Г» своего подтверждения не нашли.

В соответствии со ст.24 Закона № 103-ФЗ, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Согласно ст.36 Закона № 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности.

В соответствии с п.1 приложения 1 к Правилам подозреваемые и обвиняемые содержащиеся под стражей в СИЗО, обязаны, кроме прочего, проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения.

Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются, в том числе, мыло хозяйственное; предметы для уборки камеры (п.41 ПВР СИЗО).

По сведениям ответчика, подтвержденным фотоматериалами, камера режимного корпуса лит. «Г» оборудована в соответствии требованиями Приказа ФСИН России 27.07.2006 № 512, п.42 Правил, а именно: оснащена двумя двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; баком для питьевой воды; подставкой под бак для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; четырьмя светильниками дневного и одним ночного освещения; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Уровень освещенности соответствует требованиям СП 15-01 ФСИН России; согласно требованиями СП 15-01 ФСИН России, туалет оборудован чашей «Генуя», размещен в кабине с дверьми, и исправной запорно-сливной арматурой, перегородка кабины выполнена на всю высоту камеры; умывальник размещен за пределами кабины; регистром системы централизованного водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией; имеются два окна, окна в камере имеют размеры 0,65 х 0,8 м, оборудованы исправными форточками, оконные проемы с 2 (двойным) остеклением, остекление не повреждено. В камере имеется уборочный инвентарь, два тазика для стирки и бак для питьевой воды с подставкой, в исправном состоянии.

За период содержания в данной камере, истец к администрации СИЗО-3, по вопросу выдачи или поломки данного инвентаря, не обращался.

На время пребывания в СИЗО-3 подозреваемым, обвиняемым и осужденным выдается: одеяло (полушерстяное или с синтепоновым наполнителем) б/у установленного образца, в удовлетворительном состоянии; матрац ватный б/у, в удовлетворительном состоянии; подушка ватная б/у, в удовлетворительном состоянии; 2 простыни б/у, 1 наволочка б/у в удовлетворительном состоянии; ложка, кружка, полотенце. Все постельные принадлежности проходят санитарную обработку.

Постельное белье выдается в сухом и чистом виде при его предшествующей стирке и термической обработке. Стирка постельного белья производится в стиральных машинах барабанного типа с использованием стирального порошка, согласно норм расхода синтетических моющих средств. Выдача чистого постельного белья производится еженедельно при помывке спецконтингента в помывочных отделениях. Непригодное в эксплуатацию постельное белье списывается.

Согласно камерной карточке, Бондаренко А.П. были выданы матрац, подушка, одеяло, простыня, наволочка, кружка, ложка, полотенце.

За период содержания под стражей в СИЗО-3 от Бондаренко А.П. к администрации СИЗО-3 не поступало обращений о выдаче или замене постельных принадлежностей

В соответствии со ст..23 Закона № 103-ФЗ все камеры обеспечиваются средствами радиовещания. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач.

Согласно в 8.102 свода правил «Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России», утвержденного, утв. приказом МЮ РФ от 28.05.2001 № 161 (дсп) (далее СП 15-01) радиодинамики в камерах следует располагать в нишах над дверью и ограждать их металлическими решетками.

Бондаренко А.П. с заявлениями о приостановке радиовещания к администрации СИЗО-3 не обращался.

В соответствии со ст. 32 Закона № 103-ФЗ- подозреваемые и обвиняемым содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельно размещения, предусмотренными статьей 33 указанного Федерального закона.

Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах следующих случаях: при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельное размещения, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона; в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых; при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании; при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночи время, если днем они содержатся в общих камерах.

Статьей 33 Закона № 103-ФЗ содержит перечень категорий лиц, которые содержатся отдельно друг от друга. Например, мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу и т.д.

ДД.ММ.ГГ. Бондаренко А.П., в карантинном отделении, менее чем в течение сути содержался один, что соответствует целям соблюдения ст.33 Закона № 103-ФЗ.

Согласно ст. 14 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 «О учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы учреждения исполняющие наказание имеют право осуществлять контроль за соблюдение режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях прилегающих к ним, а также осуществлять фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку осужденных.

В соответствии с п. 60 приказа Министерства юстиции РФ от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средства охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» для наблюдения за поведением осужденных и лиц, содержащихся под стражей, устанавливаются видеокамеры, в том числе в камерах и коридорах режимных зданий и помещений.

Подпунктом 8 пункта 23 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста РФ от 04.09.2006 № 279 регламентировано, что система охранного телевидения (далее СОТ) обеспечивает хранение информации в течение 30 суток.

Видеосъемка в камерах СИЗО-3 осуществляется на законных основаниях и не требует письменного разрешения лиц, заключенных под стражу.

Согласно п.45 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душ.

На период оформления учетных документов подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции (п.15 Правил).

При поступлении в СИЗО подозреваемые и обвиняемые проходят первичный медицинский осмотр и санитарную обработку (п.16 Правил).

После проведения полного личного обыска, досмотра личных вещей, дактилоскопирования, фотографирования, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки и оформления учетных документов лица, прибывшие в СИЗО, размещаются по камерам карантинного отделения, где проходят медицинское обследование (пункт 17 Правил).

Таким образом, нормативно-правовыми актами установлен срок (в течение суток) только для содержания в камерах сборного отделения.

Период для осуществления процедуры приема (полного личного обыска, досмотра личных вещей, дактилоскопирования, фотографирования, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки и оформления учетных документов), проводимого вне помещения камеры сборного отделения не регламентирован.

Доказательств нарушения прав истца не имеется.

Доводы о ненадлежащей температуре в камере своего подтверждения не нашли.

По данным административного ответчика оконные проемы в камерах СИЗО-3 с двойным остеклением, остекление не повреждено, рамы в деревянном исполнении, без повреждений, нагревательные приборы (радиаторы) системы водяного отопления в исправном состоянии, что позволяет поддерживать необходимый температурный режим не ниже +18 + 22 градусов по Цельсию, что соответствует требованиям ГОСТа 30494-11 «Здания жилые и общественные. Параметры Микроклимата».

Бондаренко А.П. с жалобами по вопросу несоответствия нормам температурного режима в указанных им помещениях не обращался.

Возможность провести проверку температурного режима за прошлый период в настоящий момент исключена.

Вопреки доводам истца оборудование камер СИЗО-3 пожарной сигнализацией п.5 Приложения к приказу ФСИН России от 31.03.2005 №222 "Об утверждении Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" не предусмотрено.

Иные помещения СИЗО-3, не относящиеся камерному типу, оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, в том числе дымовыми пожарными извещателями.

Согласно п.44 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно

бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством

Российской Федерации.

Обеспечение питанием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО-3 осуществляется в соответствии с приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 02.09.2016 №696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних Дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», а также приказом Министерства юстиции РФ от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

В соответствии с п.42 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696 разработка режима питания возлагается на начальника учреждения УИС, его заместителя, курирующего вопросы тылового обеспечения, начальника ОИХО и медицинского работника медицинского подразделения. В учреждениях УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня. На завтрак и ужин готовятся по одному второму блюду и чай, на обед - первое, второе блюда и компот из сухофруктов (или кисель). По дням недели в течение месяца предусматривается к выдаче компот из сухофруктов или кисель в равных соотношениях (через день).

П.44 Порядка предусматривает, что норма питания распределяется по энергетической ценности (калорийности): на завтрак- 30- 35%, на обед- 40- 45% и на ужин- 20-30%, а для воспитательных колоний- суточная калорийность распределяется: на завтрак- 20%, на второй завтрак 15%, обед - 30 - 35%, полдник - 5 - 10%, ужин - 25%.

Завтрак состоит из крупяного (овощного) гарнира или молочной каши, хлеба, сахара и чая. В лечебных учреждениях УИС воспитательных колониях, содержащимся в учреждениях УИС беременным и кормящим матерям, женщинам, имеющих при себе детей, а также несовершеннолетним в следственных изоляторах на завтрак выдается масло коровье. На обед предусматривается основная часть продуктов нормы питания: планируются первое и второе блюда, овощи к основному гарниру второго обеденного блюда (холодная закуска), хлеб, компот или кисель. В следственных изоляторах, тюрьмах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, холодные закуски могут не планироваться (п.45 Порядка).

Ужин рекомендуется планировать из рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, хлеба, сахара и чая, а для несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, планируется к выдаче масло коровье (п.46).

Согласно п.106 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Еженедельно начальник учреждения УИС или по его указанию один из заместителей проводит контроль полновесности готовых порций (определение массы первых, мясных (рыбных) порций, вторых, третьих блюд и холодных закусок). Результаты контроля полновесности готовых порций записывают в книгу учета контроля за качеством приготовления пищи.

Факт нарушений прав административного истца, выразившихся в необеспечении необходимым количеством питания надлежащего качества своего подтверждения не нашел, опровергается данными книги «Учета контроля за качеством приготовления пищи» ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми (л.д.).

В соответствии с п.47 указанных Правил для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка).

С такими просьбами в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми Бондаренко А.П. не обращался (л.д.).

В соответствии с п. 166 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп на период конвоирования осужденные и лица, содержащиеся под стражей, размещаются по видам режима и категориям, среди прочего: подозреваемые и обвиняемые- отдельно от осужденных, при этом подозреваемые и обвиняемые, проходящие по одному уголовному делу,- отдельно друг от друга.

Нарушений положений ст.ст.6, 33 Закона № 103- ФЗ при размещении Бондаренко А.П. в СИЗО-3 не имелось.

Согласно Журналу жалоб и заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в корпусном отделении ФКУ СИЗО-3 УФСИН России Республике Коми № 533 28.09.2020 Бондаренко А.П. (регистрационный № 5360) были поданы дополнения к апелляционной жалобе в Верховный суд Республики Коми, 2 листа.

В тот же день ДД.ММ.ГГ. Бондаренко А.П. было подано заявление в адрес администрации СИЗО-3 с просьбой сделать копии с данных документов и все вернуть на руки.

ДД.ММ.ГГ. платная услуга по снятию копий с документов была оказана Бондаренко А.П., и копии вместе с оригиналами были возвращены ему, что подтверждается его личной подписью на заявлении. Из объяснения начальника опергруппы по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными СИЗО-3 лейтенанта внутренней службы Кузьменко Р.В. (уполномоченного оказывать платные услуги по снятию копий с документов) следует, что при возврате документов Бондаренко А.П. не просил направить оригиналы почтой, а оставил их у себя.

Изложенное подтверждает, что права истца не нарушены, представленные им документы возвращены ему ответчиком на основании заявления.

Статьей 40 Федерального закона N 103-ФЗ предусмотрено одиночное содержание подозреваемых и обвиняемых в карцере. В карцере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы.

Оборудование карцеров регламентировано требованиями Приказа ФСИН Poccии от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и срои эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», и приложения № 8а к Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемым обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьма уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.10.2005 г. № 204-дсп. В карцере устанавливаются металлическая койка с деревянным покрытием, которая должна прикрепляться стене, а на период от подъема до отбоя подниматься и запираться; прикрепленные к полу или стене стол и табурет; унитаз со сливным бачком (чаши по СП 15-01); умывальник; полка для туалетных принадлежностей.

Карцер № 3 СИЗО-3 оборудован вышеперечисленными предметами мебели инвентарем, имеется одно окно, окно в камере имеет размеры 0,65х 0,8м, оборудовав исправными форточками, форточки оборудованы исправным механизмом открывания, закрывания, что обеспечивает беспрепятственный доступ, оконные проемы с двойным остеклением, остекление не повреждено.

В соответствии с п. 8.66 СП 15-01 камерные помещения, за исключением камер для изоляции буйствующих, следует оборудовать напольными чашами (унитазами) и умывальниками. Как правило, в одноместных камерных помещениях, за исключением карцеров, следует устанавливать унитазы, а камерных помещениях на два и более мест и карцерах - напольные чаши.

В камерных помещениях на два и более мест напольные чаши (унитазы) и умывальники следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1 м от пола уборной. Допускается в камерах на два и более мест в кабине размещать только напольные чаши (унитазы), умывальник при этом размещается за пределами кабины. СП 15-01 установка в карцерах напольных чаш, в кабинах, не предусмотрено. Перегородка на санузел устанавливается для обеспечения приватности в камере, содержание в карцере предусмотрено одиночное (ст. 40 ФЗ № 103-фЗ), в связи с чем, условия приватности не нарушаются. Тем не менее, в карцере № 3 СИЗО-3 установлена перегородка (высотой выше 1 м) отгораживающая санитарный узел от обзора глазка камерной двери. Предоставленная фотография, с установленной в карцере видеокамеры, подтверждает соблюдение условий приватности, так как угол обзора видеокамеры не захватывает санитарную зону.

Представленные ответчиком фотоматериалы подтверждают его доводы.

Истец к администрации СИЗО-3 с заявлениями и жалобами по вопросу неисправности камерного оборудования не обращался, о приостановлении радиовещания не просил.

Стол и табурет, установленные в карцере в удовлетворительном состоянии, что подтверждается фотоматериалами. В креплении столов и скамеек не используются гвозди.

Указанных истцом нарушений при проведении проверок надзирающими и контрольными органами не выявлялось.

Доводы Бондаренко А.П. о запрете брать с собой в карцер еду и вещи несостоятельны. Решением Верховного Суда РФ от 13.05.2011 N ГКПИ11-371 в признании недействующими абз. 2 и 3 п. 45.2 Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 204-дсп отказано, суд пришел к выводу о том, что указанные положения не противоречат ст.40 Федерального закона №103- ФЗ

При установленных обстоятельствах, доводы административного истца, приведенные им в административном исковом заявлении с учетом уточнения о нарушении должностными лицами ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми его прав своего подтверждения не нашли. Оснований для их удовлетворения не имеется.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом в силу ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Об условий содержания административный истец знал в день помещения в камеру или карцер, о дисциплинарных взысканиях и постановке на профучет- в день объявления ответчиком о применении этих мер.

Впервые за защитой своих прав Бондаренко А.П. обратился с административным иском от ДД.ММ.ГГ., пропустив установленный законом срок для оспаривания действий и решений ответчиков за период с июля 2018 года по ДД.ММ.ГГ..

Оснований для признания причин пропуска уважительными и восстановления пропущенного срока не имеется.

Из представленных административным ответчиком сведений следует, что Бондаренко А.П. в период его содержания в ФКУ СИЗО-3 направил 96 обращений по различным вопросам в закрытом и открытом виде в правоохранительные органы, суды, Уполномоченному по правам человека в РФ, Минфин России, учреждение здравоохранения, Европейский суд по правам человека (л.д.).

Доказательств того, что административный истец при наличии действительной правовой заинтересованности не имел возможности также оспорить действия и решения ответчика, рассматриваемые в рамках данного административного дела, суду не представлено.

Доводы Бондаренко А.П. в судебном заседании о том, что он ранее не обжаловал действия ответчика, поскольку поддался на его уговоры, о наличии уважительных причин пропуска срока не свидетельствуют.

На иные причины пропуска срока административный истец не ссылался, наличие объективных препятствий для своевременного обращения в суд не доказал.

В силу ч.8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска Бондаренко А.П. об оспаривании действий и решений ответчиков за период с июля 2018 года по ДД.ММ.ГГ..

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Бондаренко А. П. к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, Абрамьяку В. И. о признании действий незаконными и снятии дисциплинарных взысканий, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы в Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме-ДД.ММ.ГГ..

Председательствующий Н.Г. Старовойтова